Взаимодействие хореографии (балетмейстера) с технологическими возможностями сценического оснащения на нетрадиционной площадке (бассейн, лед, манеж, стадион и тд.)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Театр
  • 34 34 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 13.07.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты формирования современного сценического танца 5
1.1 Исторические предпосылки формирования современного сценического танца 5
1.2 Особенности хореографической постановки современного сценического танца 10
Глава 2. Условия взаимодействия хореографии с технологическими возможностями нетрадиционных сценических площадок 18
2.1 Особенности постановочной деятельности балетмейстера на нетрадиционных площадках 18
2.2 Основные характеристики технологического процесса создания хореографической постановки на нетрадиционной площадке 26
Заключение 30
Список литературы 32

Фрагмент для ознакомления

Синхронисты тренируются шесть дней в неделю. Шесть часов проводятся в бассейне, и два часа на наземных тренировках в зале. Тренировки данных спортсменов состоят из задействования разных систем тренировки физических упражнений, в которые входят пилатес, силовые упражнения, силовая подготовка, балет, гимнастика и танцы. Это требует серьезной мышечной силы и подготовки. Поскольку многозадачность является необходимостью, синхронное плавание тренирует пловца оставаться сосредоточенным. Они регулярно тренируют такие навыки, как счет, ритм, координацию и визуализацию.В четырехминутном упражнении большинство опытных синхронистов могут задерживать дыхание на минуту или дольше, не выныривая для глотка воздуха. Упражнения состоят из «фигур» (движений ног и рук). Движения пловцов синхронизированы как друг с другом, так и с музыкой. Выполнение технических навыков, сложности, шаблонов, хореографии и синхронизации имеют решающее значение для достижения высокого балла на каких-либо соревнованиях.Современная сценическая хореография, которая ставится в театрах, цирках, и других видах площадок, также включает в себя задействование разных поверхностей и материалов, которые позволяют хореографам добиться максимально точного выражения авторского идейно ‒ художественного замысла произведения [13].В контексте изучения технологических особенностей задействования разных поверхностей и материалов для реализации хореографических концепций, в данном параграфе целесообразно рассмотреть особенности использования песка в качестве инструмента для реализации авторских хореографических концепций. Песок является современным инструментом для выражения пластики тела спортсменов, а также танцоров. Концептуальное современное искусство танца, а так же трансформация хореографического канона, стали основой для использования технологических особенностей песка.Танцевальные занятия на песке, как на новаторской технологической площадке, требуют уверенной координации движений, развивают пространственное ориентирование, творческие способности, коммуникабельность, гармоничное сочетание движений в танце, взаимодействие их с музыкой и рисунком танца [13].Песок является инструментом взаимодействием танцора и зрителя, передавая тематический посыл хореографа, посредством использования структуры песка.В данном параграфе были рассмотрены основные особенности постановочной деятельности балетмейстера на нетрадиционных площадках. Рассмотренные новаторские площадки и материалы стали основой для последующего изучения практических аспектовтехнологического оснащения сценического пространства.2.2 Основные характеристики технологического процесса создания хореографической постановки на нетрадиционной площадкеВ данном параграфе целесообразно рассмотреть характеристики технологического процесса создания хореографической постановки, а именно условия, которые необходимы для осуществления полноценного итогового выступления артистов на льду, в воде, на песке. На современном этапе для реализации тренировок и итоговых катаний спортсменов по фигурному катанию в мировой практике используют синтетический лед. Синтетический лед представляет собой твердый полимерный материал, предназначенный для катания на обычных коньках с металлическими лезвиями. Катки, проектируемые с использованием синтетического льда, построены из взаимосвязанных панелей. Синтетический лед иногда называют искусственным льдом, но этот термин неоднозначен, так как он также используется для обозначения механически замороженной поверхности для катания на коньках, созданной путем замораживания воды с помощью холодильного оборудования [13].Исследования и разработки в области синтетического льда позволили улучшить его характеристики скольжения. Специальные полимерные материалы были разработаны для катания на коньках, а уникальные смазки предназначены для работы с полимером и впитывания им, чтобы поверхность была менее липкой, и не притягивала загрязняющие вещества, обеспечивая при этом скольжение, подобное льду [12].Гладкость между панелями на швах была улучшена за счет усовершенствования методов производства и сборки. Подсчитано, что синтетический лед имеет 90% коэффициента скольжения природного льда.Вследствие данных технологических возможностей, синтетический лед позволяет хореографам создавать более гармоничные и плавные движения в процессе задействования хореографом пространства всей ледовой сцены. Синтетический лед также обеспечивает полноценно гладкий прокат с использованием переходов, композиций, для исполнения четких технических элементов спортсменами на протяжении исполнения произведения, за счет отсутствия каких-либо возможных деформаций поверхности. Синтетический лед для фигурного катания может быть эффективным инструментом для обучения определенным движениям. Фигуристам часто требуются большие поверхности, чтобы отрабатывать определенные части своих упражнений. Синтетическое ледовое покрытие имеет множество размеров, и его можно установить в помещении с разными конструктивными и пространственными характеристиками. Использование синтетического льда может дать фигуристуне только неограниченное время тренировок на льду, но и подготовить его к катанию на больших пространствах [14].При катании по натуральному льду лезвие конька увеличивает давление на микроскопические верхние слои льда, расплавляя его, и образуя небольшое количество воды, которая уменьшает сопротивление, и заставляет лезвие скользить по поверхности льда. На катках с синтетическим льдом распространены улучшения жидкой поверхности для того, чтобы еще больше уменьшить сопротивление лезвия конька по искусственной поверхности. Катки с синтетическим льдом иногда используются там, где замороженные ледяные поверхности непрактичны из-за температур, делающих использование натурального льда невозможным. Катки с синтетическим льдом также используются в качестве альтернативы каткам с искусственным льдом из-за общей стоимости, не требующей какого-либо холодильного оборудования.В данном параграфе также целесообразно рассмотреть требования к плавательному бассейну, выступающими основой создания хореографического произведения для синхронного плавания. Существуют индивидуальные спецификации, которые должны быть у бассейна для регулярных соревнований и международных соревнований. Требования гарантируют, что у пловцов будет достаточно места для упражнений. Для проведения Олимпийских игр и чемпионатов мира плавательный бассейн должен быть шириной 20 метров, длиной 30 метров и глубиной 2,5 метра [11]. Один конец бассейна должен иметь глубину не менее 8 метров, а вода должна быть прозрачной, чтобы спортсмены могли видеть дно бассейна. Упражнения должны выполняться на площади 12 метров на 12 метров и на глубине 3 метра. Температура воды должна быть 27 градусов по Цельсию.Качественная звуковая система необходима для обеспечения эффективной коммуникации на протяжении всего мероприятия [11].Хореографические постановки на песке представляют собой задействование структуры песка с определенной плотностью. При выборе песка специалисты ориентируются на его физические свойства. Песок для хореографических постановок должен содержать связующие органические компоненты (5-20%), воду (5-8%). В зависимости от задач самого танца, а также требований к созданию определенных пластических движений, специалистами подбирается определенная плотность песка [10].При разработке и создании хореографической постановки на песке происходит формирование оценки мышечной работоспособности спортсменов на песке и твердых поверхностях, что позволяет, благодаря сравнительному анализу, выявить разницу в плотности материалов, для создания тех или иных хореографических категорий движений.ВыводыВо второй главе настоящей работы были рассмотрены практические аспекты создания хореографических постановок, с учетом задействования тех или иных материалов и поверхностей. В первом параграфе практического исследования были рассмотрены основные особенности создания художественных произведений на льду в воде и на песке. В данном параграфе были выявлены и обозначены основные аспекты создания и взаимодействия хореографических приёмов и методов со структурными и технологическими особенностями нетрадиционных пространств и площадок. В ходе проведения исследования были выявлены основы построения танца, а также основы взаимодействия всех структурных элементов произведения, таких как музыка и декорации, и материал, на котором реализуется хореографическая постановка (лед, вода, песок). Во втором параграфе были обозначены конкретные технологические особенности структурных поверхностей, которые и являются основой для создания определённой хореографической постановки, с учетом ее направления, целей и задач.ЗаключениеВ настоящем исследовании были рассмотрены теоретические и практические вопросы взаимодействия хореографических методов и приёмов с технологическими возможностями сценического оснащения на нетрадиционной площадке. Материалы первой главы настоящего исследования были посвящены изучению теоретических аспектов формирования современного сценического танца, как основы трансформации сцены, являющейся основной площадкой для полноценной реализации хореографических замыслов. Данная глава состояла из двух параграфов. Изучение исторических аспектов формирования современного сценического танца рассматривалось в первом параграфе настоящей главы.Проведенныйанализ позволил рассмотреть этапы трансформации сцены, а такжепонимания её в качестве основного коммуникационного звена со зрителем и артистом. В ходе проведения исследования было выявлено, что на протяжении XX века сцена, трансформируясь, получала реализацию в качестве пространства, на котором развивается хореографическое действие, и от характеристик которого зависят условия выполнения того или иного танца.Во втором параграфе были выявлены основные современные и актуальные аспекты создания хореографической постановки современного сценического танца.В ходе проведения исследования были обозначены основные новаторские техники танца, которые обусловили изменения сценического пространства.Теоретические положения, выявленные в ходе анализа материала первой главы настоящего исследования, стали основой для проведения практического анализа во второй главе настоящей работы. Во второй главе были рассмотрены вопросы формирования особенностей постановочной деятельности балетмейстера на нетрадиционных площадках, в качестве современных нетрадиционных площадок были обозначены лед, вода и песок. Условия применения данных материалов и их спецификация напрямую влияют на создания хореографической постановки, выполнения и реализации сложных инновационных и новаторских поисков и идейно художественных разработок хореографов. Во втором параграфе настоящей главы были рассмотрены особенности технологического процесса создания хореографической постановки.В данном параграфе были обозначены характеристики материалов, которые являются основными в процессе создания и формирования хореографической постановки. Проведенный процесс исследования позволил выявить характеристики технологического процесса, а также особенности взаимообусловленности применения тех или иных хореографических методов и приёмов на конкретных материалах.Список литературыАрхитектоника современного искусства : от модерна к постмодерну : сборник статей [участников круглого стола "Архитектоника искусства" в рамках Дней философии в Петербурге - 2015] / Акад. Рус. балета им. А. Я. Вагановой ; [сост. : Е. Э. Дробышева ; отв. ред. : Л. А. Меньшиков]. - Санкт-Петербург : Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, 2015. - 241 с.Блок Л. Д. Классический танец : история и современность / Л. Д. Блок ; вступ. ст. В. Гаевского ; Гос. центр. театр. музей им. А. А. Бахрушина. - Москва : Искусство, 1987. - 556 с.Винер-Усманова И.А., Кабаева А.М. Значение «артистической» подготовки в художественной гимнастике // Совершенствование учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в условиях современного вуза: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2012. С. 89.Громов Ю. И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера / Ю. И. Громов. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург [и др.] : Планета музыки : Лань, 2011. – 250 с.Евдокимова, О. В. Танец как часть исторической культуры нации / О. В. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 385-389.Зыков А. И. Современный танец : учебное пособие для студентов театральных вузов : для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальностям) "Актерское искусство" / А. И. Зыков. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2016. - 340 с.Искусство танца в диалоге культур и традиций : материалы V Межвузовской научно-практической конференции, 27 февраля 2015 года / С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов. - Санкт-Петербург : СПбГУП, 2015. - 111 с.Калинкина, Е. В. Бальные танцы и их взаимосвязь с другими видами спорта / Е. В. Калинкина, В. А. Осанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1204-1206.Кудашов В.Ф., Кудашова Л.Т. Роль эстетических видов спорта при создании художественного образа в спортивно-художественных представлениях: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию художественной гимнастики. СПб., 2010. С. 31-36.Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта в системе физкультурного образования /Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 12. — С.13–14.Максимова М. Н. Синхронное плавание. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. // М. Н. Максимова— М.: Советский спорт, 2007. — 216 с.Марченкова, А. И. Художественный образ в хореографическом искусстве / А. И. Марченкова, А. Л. Марченков. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3357/ (дата обращения: 12.06.2022).Нестерова Т.В., Богорад О.А. Средства выразительности спортивно-художественных композиций в художественной гимнастике // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. Харьков: ХАОНОК Украины, 2005. С. 24-32.Плеханова М.Э. Комплексная оценка эстетических компонентов исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 6(64). С. 65-68.Суриц Е. Я. Балет и танец в Америке : очерки истории = Ballet and dance in America : An Overview / Елизавета Суриц ; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации, Муницип. учреждение культуры Ин-т танца, Екатеринбург. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2004. - 390 с.Фомин А.С. Танец в системе воспитания и образования. Т. 1 / А.С. Фомин. - Новосибирск, 2005. - 618 с.Шишковская М. Оценка компонентов исполнительского мастерства в художественной гимнастике: автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб.: НГУ, 2011. 25 с.

Список литературы

1. Архитектоника современного искусства : от модерна к постмодерну : сборник статей [участников круглого стола "Архитектоника искусства" в рамках Дней философии в Петербурге - 2015] / Акад. Рус. балета им. А. Я. Вагановой ; [сост. : Е. Э. Дробышева ; отв. ред. : Л. А. Меньшиков]. - Санкт-Петербург : Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, 2015. - 241 с.
2. Блок Л. Д. Классический танец : история и современность / Л. Д. Блок ; вступ. ст. В. Гаевского ; Гос. центр. театр. музей им. А. А. Бахрушина. - Москва : Искусство, 1987. - 556 с.
3. Винер-Усманова И.А., Кабаева А.М. Значение «артистической» подготовки в художественной гимнастике // Совершенствование учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в условиях современного вуза: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2012. С. 89.
4. Громов Ю. И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера / Ю. И. Громов. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург [и др.] : Планета музыки : Лань, 2011. – 250 с.
5. Евдокимова, О. В. Танец как часть исторической культуры нации / О. В. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 385-389.
6. Зыков А. И. Современный танец : учебное пособие для студентов театральных вузов : для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальностям) "Актерское искусство" / А. И. Зыков. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2016. - 340 с.
7. Искусство танца в диалоге культур и традиций : материалы V Межвузовской научно-практической конференции, 27 февраля 2015 года / С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов. - Санкт-Петербург : СПбГУП, 2015. - 111 с.
8. Калинкина, Е. В. Бальные танцы и их взаимосвязь с другими видами спорта / Е. В. Калинкина, В. А. Осанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1204-1206.
9. Кудашов В.Ф., Кудашова Л.Т. Роль эстетических видов спорта при создании художественного образа в спортивно-художественных представлениях: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию художественной гимнастики. СПб., 2010. С. 31-36.
10. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта в системе физкультурного образования /Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 12. — С.13–14.
11. Максимова М. Н. Синхронное плавание. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. // М. Н. Максимова— М.: Советский спорт, 2007. — 216 с.
12. Марченкова, А. И. Художественный образ в хореографическом искусстве / А. И. Марченкова, А. Л. Марченков. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3357/ (дата обращения: 12.06.2022).
13. Нестерова Т.В., Богорад О.А. Средства выразительности спортивно-художественных композиций в художественной гимнастике // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. Харьков: ХАОНОК Украины, 2005. С. 24-32.
14. Плеханова М.Э. Комплексная оценка эстетических компонентов исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 6(64). С. 65-68.
15. Суриц Е. Я. Балет и танец в Америке : очерки истории = Ballet and dance in America : An Overview / Елизавета Суриц ; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации, Муницип. учреждение культуры Ин-т танца, Екатеринбург. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2004. - 390 с.
16. Фомин А.С. Танец в системе воспитания и образования. Т. 1 / А.С. Фомин. - Новосибирск, 2005. - 618 с.
17. Шишковская М. Оценка компонентов исполнительского мастерства в художественной гимнастике: автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб.: НГУ, 2011. 25 с.

Вопрос-ответ:

Какие технологические возможности можно использовать на нетрадиционной площадке для хореографической постановки?

На нетрадиционных площадках, таких как бассейн, лед, манеж или стадион, можно использовать различные технологические возможности для хореографической постановки. Например, можно использовать подвижные платформы или подмости для создания различных уровней и высот в постановке. Также можно использовать подвесные механизмы для создания эффекта полета или плавания. Возможно также использование проекций или световых эффектов для создания особой атмосферы на площадке.

Какие исторические предпосылки легли в основу формирования современного сценического танца?

Формирование современного сценического танца было обусловлено несколькими историческими предпосылками. Во-первых, это противопоставление классическому балету и развитие новых танцевальных техник и стилей. Во-вторых, это влияние искусства и культуры XX века, таких как авангард и постмодернизм. В-третьих, это воздействие социальных и политических изменений на танцевальное искусство. В результате этих предпосылок возник современный сценический танец, который объединяет элементы классического балета, современной хореографии и иных танцевальных стилей.

Какие особенности хореографической постановки современного сценического танца можно выделить?

Хореографическая постановка современного сценического танца имеет ряд особенностей. Во-первых, это использование свободной формы и экспериментов в движениях и композиции. Во-вторых, это акцентирование на выразительности и эмоциональной передаче идеи или концепции. В-третьих, это включение в постановку элементов акробатики, физической театральности и других танцевальных стилей. В результате такой постановке перед артистом ставятся большие технические и эмоциональные задачи, требующие глубокого понимания и исполнения.

Какие исторические предпосылки привели к формированию современного сценического танца?

Формирование современного сценического танца было обусловлено различными историческими факторами. Одним из таких факторов было возникновение новых художественных направлений и течений в искусстве в конце XIX - начале XX века, которые ставили под сомнение традиционные танцевальные формы. Важную роль сыграли также эксперименты с движением и пространством, проводимые хореографами и танцорами того времени. В результате все эти факторы привели к возникновению нового вида танца, который получил название "современный сценический танец".

Какие особенности хореографической постановки современного сценического танца?

Хореографическая постановка современного сценического танца имеет свои особенности. Одной из них является использование новых и необычных техник движения, которые отличаются от классического балета. Современный сценический танец также характеризуется более свободной организацией пространства, что позволяет танцорам передвигаться по сцене в различных направлениях и плоскостях. Кроме того, в хореографической постановке современного сценического танца важное значение придается экспрессии и эмоциональной подаче, что помогает передать задуманную идею и привлечь внимание зрителей.

Какими технологическими возможностями можно воспользоваться при хореографической постановке на нетрадиционной площадке, например, на бассейне?

При хореографической постановке на нетрадиционной площадке, такой как бассейн, можно воспользоваться различными технологическими возможностями. Например, можно использовать подводные световые эффекты, которые создадут особую атмосферу и подчеркнут движения танцоров. Также можно воспользоваться специальными гидрокостюмами, которые помогут танцорам свободно передвигаться под водой. Некоторые хореографические постановки на бассейне также включают в себя использование подвижной сценической техники, которая позволяет изменять форму и размер площадки, создавая новые визуальные эффекты.

Какие исторические предпосылки существуют для формирования современного сценического танца?

Исторические предпосылки для формирования современного сценического танца связаны с развитием хореографии и танца в целом. Одной из важных предпосылок является постепенное отход от классической балетной техники и поиск новых выразительных средств. Также в формировании современного сценического танца важную роль сыграли эксперименты и инновации в области музыки и сценического искусства в целом.

Какие особенности характерны для хореографической постановки современного сценического танца?

Хореографическая постановка современного сценического танца отличается от классической балетной постановки. Она базируется на свободных движениях тела, экспрессивности и эмоциональности исполнения. Также характерно использование нестандартных сценических пространств и технических возможностей, таких как бассейны, ледовые манежи, стадионы и другие.

Какие условия взаимодействия существуют между хореографией и технологическими возможностями на нетрадиционной площадке?

Взаимодействие хореографии с технологическими возможностями на нетрадиционной площадке, такой как бассейн, ледовый манеж или стадион, предполагает использование особенностей данного пространства. Например, в хореографии для бассейна могут использоваться подводные движения и элементы плавания. Также возможно использование проекций на ледовой поверхности или на экранах стадиона для создания эффектов и дополнительной атмосферы.

Какие технологические возможности могут быть использованы в хореографии на бассейне?

В хореографии на бассейне могут быть использованы различные технологические возможности. Например, можно использовать подводные освещение, чтобы создать эффект игры света и тени под водой. Также можно использовать подводные камеры для съемки и отображения движений танцоров под водой. Кроме того, можно использовать специальную аппаратуру для создания эффекта плавания или ныряния.

Какие исторические предпосылки привели к формированию современного сценического танца?

Историческими предпосылками формирования современного сценического танца являются развитие и эксперименты в области хореографии в конце XIX - начале XX века, а также влияние различных общественно-культурных факторов на развитие и эволюцию танца.

Какие особенности хореографической постановки современного сценического танца?

Особенности хореографической постановки современного сценического танца включают эксперименты с пространством, использование нетрадиционных площадок (например, бассейн, лед, манеж, стадион) и технологическими возможностями сценического оснащения, создание необычных хореографических композиций и использование современной музыки.