Банки как субъект налоговых правоотношений
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 17.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
ГЛАВА 1. Банк как особый участник налоговых правоотношений 5
1.1. Понятие и сущность банка 5
1.2. Специфика банка как участника налоговых отношений 6
1.3. Права и обязанности банка при обеспечении поступления налоговых платежей в бюджет 9
ГЛАВА 2. Ответственность банка как участника налоговых правоотношений 14
2.1. Нарушения и ответственность банка 14
2.2. Организация налогового контроля банка 18
Заключение 23
Список использованных источников 24
В Налоговом кодексе РФ закреплено понятие «налоговый контроль» как деятельность специальных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах. Экономика любого государства зависит от поступления налогов в бюджеты различных уровней. Именно налоги отражаются на самом населении государства в виде выплат пенсий, пособий, благоустройства улиц, дорог и т.д. Нормативно-правовой аспект регулирования налогового контроля на современном этапе включает в себя совокупность федерального и регионального законодательства, имеющего огромное значение как в Российской Федерации, так и во многих зарубежных странах. Законодательство способствует сбалансированному поступлению денежных средств от физических и юридических лиц в бюджеты всех уровней [1, с. 54]. Осуществление баланса достигается при участии в налоговом контроле государственных структур и органов местного самоуправления. На современном этапе развития налоговых отношений самым главным органом, осуществляющим непосредственное проведение налогового контроля, является Федеральная налоговая служба (ФНС России) [4, с. 98]. Налоговые органы в процессе осуществления налогового контроля руководствуются высшим законодательным актом – Конституцией РФ, а также федеральным законами, Налоговым кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами. В настоящее время многочисленными исследователями подтверждается факт отсутствия специализированного налогового контроля за деятельностью кредитных учреждений со стороны налоговых органов. Большую часть задач на себя берет Центральный Банк РФ, выявляющий факты неправомерного ухода от налогообложения. На современном этапе больший уклон в проведении налоговых проверок банков сделан на документарных (камеральных) проверках. Выездные налоговые проверки осуществляются уже на поздних этапах, когда количество выявленных нарушений превышает определенную величину (ФНС России ведет реестр разногласий). Налоговые органы имеют право проверять хозяйственные операции кредитных учреждений, а до момента подачи налоговых деклараций проводят разъяснительные информационные беседы с представителями банков, чтобы избежать ошибок [5, с. 201]. В качестве одной из наиболее распространенных и результативных форм налогового контроля выступает проведение налоговых проверок. Благодаря реализации такой проверки формируется информация относительно результативности контрольной деятельности не только в целом по стране, но и в разрезе субъектов РФ, а также отдельно взятой налоговой инспекции. Статьей 87 Налогового кодекса РФ установлено, что существуют такие виды налоговых проверок, как камеральные и выездные. Проверки в отношении коммерческих банков могут быть плановые, неплановые, документальные (камеральные) и выездные (см. рис. 2).Рис. 2. Формы налогового контроля в отношении коммерческих банков С нормативно-правовой точки зрения налоговый контроль коммерческих банков регулируется Налоговым кодексом РФ на общих правилах, но есть и специфические нормативно-правовые акты. Так, приказ ФНС России от 25.12.2019 № ММВ-7-8/659@ утверждает Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. Также в ст. 86 Налогового кодекса РФ сообщается об обязанностях банков, связанных с осуществлением налогового контроля [3]. Стоит отметить, что если налоговые органы проводят налоговые проверки в отношении кредитных учреждений, то такие проверки проводятся более тщательно, чем для обычных хозяйствующих субъектов. В целом Налоговым кодексом РФ установлены особые права налоговых органов в отношении проверок кредитных учреждений, предусматриваются более высокие ставки за риск и недобросовестное исполнение налоговых обязанностей (штрафы, пени, требования). Банки обязаны отвечать на требования со стороны налоговых органов во время проведения документарных проверок, подтверждающих различные банковские операции [2, с. 124]. Одним из ключевых направлений налоговой политики выступает повышение эффективности налогового контроля, в том числе и в банковской сфере. В настоящее время существует множество исследований, посвященных совершенствованию методик налогового контроля кредитных учреждений. Однако, на наш взгляд, они являются очень устаревшими, поэтому необходимо рассмотреть более современные методики оптимизации налоговых проверок специализированных банковских организаций. Необходимо отметить, что в настоящее время на официальном сайте ФНС России реализовано более 50 интерактивных сервисов, которые охватывают все категории налогоплательщиков и сферы их интересов [6, с. 395]. Сегодня можно рассматривать ФНС России как центр компетенции по сбору, обработке и хранению данных банковской отрасли, а также предоставления налогоплательщикам своевременных услуг. В 2020–2021 гг. Служба продолжает реализацию нескольких приоритетных проектов, которые направлены на упрощение взаимодействия налогоплательщиков среди кредитных организаций и налоговых органов. Цифровые технологии налогового контроля дают возможность кредитным учреждениям развиваться большими темпами. Этому, прежде всего, способствует создание равных условий, практический отказ от выездных проверок. За последние несколько лет произошла цифровая трансформация налоговых органов. Закономерным итогом повышения цифровой зрелости является превращение налоговых органов и бизнеса в продуктивную цифровую платформу. Контрольно-надзорная деятельность должна быть сосредоточена только на потенциальном нарушителе или тех, кто находится за пределами цифровой платформы, поэтому цифровизация должна быть не только в налоговой сфере, но и в каждой компании. Это снижает вероятность общения с налоговым органом. Таким образом, внедряя цифровые технологии в деятельность налоговых администраций, строится новейшая экономика Российской Федерации [4, с. 99]. На современном этапе на территории России происходит реализация дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования», регламентирующей план мероприятий, благодаря которому достигаются конкретные цели, в том числе и в кредитном секторе экономики Российской Федерации: – в стране происходит образование оптимальной модели института предварительного налогового разъяснения; – осуществляется выбор критериев, используемых для оценки эффективности заключенных соглашений о расширенном взаимодействии налоговых органов и кредитных учреждений; – наблюдается рост эффективности функционирования налоговых органов посредством обеспечения грамотной работы налогоплательщиков и обеспечения сохранности добровольного института налогового консультирования; – наблюдается рост уровня объективности анализа итогов налоговых проверок. Таким образом, на современном этапе в Российской Федерации происходит активное развитие налогового контроля коммерческих банков, характеризующееся смещением акцента с тотального контроля на обеспечение эффективности налогового контроля благодаря формированию благоприятных условий для бизнеса, а также пресечения практики уклонения от налогообложения. Перспективными направлениями развития налогового контроля выступает реализация налогового мониторинга, основанием которого является установление соглашения о сотрудничестве между государством и кредитной организацией.ЗаключениеСамостоятельным элементом специальной правосубъектности банков в налоговых правоотношениях выступает обязанность исполнять функции налоговых агентов. Институт налоговых агентов обусловлен потребностью государства осуществлять текущий финансовый контроль за деятельностью налогоплательщиков. Однако налоговые органы не имеют возможности оперативно и постоянно контролировать финансово-хозяйственную деятельность плательщиков налогов или сборов, поэтому лица, выступающие источниками доходов, наделяются обязанностями налоговых агентов. Обязанности налоговых агентов в определенной степени производим от целей и задач налоговых органов, поэтому условно их можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками.Вместе с тем правами налоговых органов они не обладают и обязаны исполнять агентские обязанности. Правовой статус налоговых агентов не дает оснований налогоплательщику оспаривать право агента по законному удержанию налогов, причитающихся с конкретного лица. Правоотношения относительно уплаты и взимания налогов складываются между государством в лице уполномоченных органов (в нашем случае - банков) и налогоплательщиками, поэтому надлежащим ответчиком по искам о возврате излишне уплаченных сумм налогов или по освобождению от налогообложения будет налоговый орган.В тех случаях, когда коммерческий банк как налоговый агент превышает свои полномочия относительно исчисления и удержания налогов или неправильно применяет налоговые льготы, образуется состав налогового правонарушения, субъектом которого будет банк.Список использованных источниковБабкин А. И. Роль и место банков в сфере налогового законодательства // Арбитражная практика. Тематический выпуск. – 2020. - № 4. – С. 116–122. Викторова, Н. Г. Налоговое право. Краткий курс; Питер – Москва. - 2018. - 224 c. Грачева, Е. Ю. Финансовое право: моногр. / Е. Ю. Грачева, Э. Д. Соколова. - М.: Юриспруденция. - 2018. - 304 c. Максимов М. В. Банк как агент налогового контроля // Консультант. - 2020. - № 4. - С. 63–65. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (в ред. от 17.02.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2021. - № 51. – Ст. 8426. Суханов Е. А. Гражданское право. В 4 томах. Том 2. Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права; WoltersKluwer – Москва. - 2018. - 496 c.Чернова Ю. В. О налоговом администрировании применительно к деятельности кредитных организаций // Налоговый вестник. - 2016. - N 1. -С. 115–116. Юсупов Р. З. Правовое положение коммерческих банков в Российской Федерации. Дис. канд. юр. наук. – Самара, 2019. – 219 с.Ахалая П. Т. Точки сопряжения налогового контроля и контролирующих функций Банка России // Аудиторские ведомости. 2020. № 1. С. 53–56. Захарина С. И., Минаков А. В. Проблематика осуществления рискориентированного налогового контроля в кредитных организациях // Аудиторские ведомости. 2020. № 2. С. 124–127.Передерий А. А. Перспективы и развитие налогового контроля в Российской Федерации // Научно-практические исследования. 2020. № 1-3. С. 201–204. Радица М. Д. Банк как особый участник налоговых правоотношений // Российская наука: актуальные исследования и разработки: сборник научных статей VIII Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 2019. С. 395–398.
1. Бабкин А. И. Роль и место банков в сфере налогового законодательства // Арбитражная практика. Тематический выпуск. – 2020. - № 4. – С. 116–122.
2. Викторова, Н. Г. Налоговое право. Краткий курс; Питер – Москва. - 2018. - 224 c.
3. Грачева, Е. Ю. Финансовое право: моногр. / Е. Ю. Грачева, Э. Д. Соколова. - М.: Юриспруденция. - 2018. - 304 c.
4. Максимов М. В. Банк как агент налогового контроля // Консультант. - 2020. - № 4. - С. 63–65.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (в ред. от 17.02.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2021. - № 51. – Ст. 8426.
6. Суханов Е. А. Гражданское право. В 4 томах. Том 2. Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права; Wolters Kluwer – Москва. - 2018. - 496 c.
7. Чернова Ю. В. О налоговом администрировании применительно к деятельности кредитных организаций // Налоговый вестник. - 2016. - N 1. -С. 115–116.
8. Юсупов Р. З. Правовое положение коммерческих банков в Российской Федерации. Дис. канд. юр. наук. – Самара, 2019. – 219 с.
9. Ахалая П. Т. Точки сопряжения налогового контроля и контролирующих функций Банка России // Аудиторские ведомости. 2020. № 1. С. 53–56.
10. Захарина С. И., Минаков А. В. Проблематика осуществления рискориентированного налогового контроля в кредитных организациях // Аудиторские ведомости. 2020. № 2. С. 124–127.
11. Передерий А. А. Перспективы и развитие налогового контроля в Российской Федерации // Научно-практические исследования. 2020. № 1-3. С. 201–204.
12. Радица М. Д. Банк как особый участник налоговых правоотношений // Российская наука: актуальные исследования и разработки: сборник научных статей VIII Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 2019. С. 395–398.
Вопрос-ответ:
Что представляет собой книга "Банки как субъект налоговых правоотношений"?
Книга "Банки как субъект налоговых правоотношений" является учебным пособием, где рассмотрены особенности налоговых отношений, связанных с деятельностью банков. В ней описаны права и обязанности банка в сфере налоговых платежей, а также вопросы ответственности банка за нарушение налогового законодательства.
Какие особенности имеет банк как участник налоговых правоотношений?
Банк, как участник налоговых правоотношений, имеет ряд специфических особенностей. В книге "Банки как субъект налоговых правоотношений" подробно описывается эта специфика, включая особенности отчетности банков, особенности их налогообложения, а также ответственность банка за нарушение налогового законодательства.
Какие права и обязанности у банка при обеспечении поступления налоговых платежей в бюджет?
При обеспечении поступления налоговых платежей в бюджет, банк имеет определенные права и обязанности. Книга "Банки как субъект налоговых правоотношений" подробно рассматривает эти вопросы, описывая, какие меры принимает банк для обеспечения своевременного поступления налоговых платежей, а также какие правила должен соблюдать банк при осуществлении таких операций.
Какие нарушения могут быть совершены банком и какова его ответственность за них?
Банк, как участник налоговых правоотношений, может совершать различные нарушения, связанные с налоговыми платежами. В книге "Банки как субъект налоговых правоотношений" приведен список таких нарушений и описана ответственность, которая может быть применена к банку в случае их совершения. Также рассматривается организация налогового контроля над деятельностью банка.
Какие источники были использованы при написании книги "Банки как субъект налоговых правоотношений"?
При написании книги "Банки как субъект налоговых правоотношений" были использованы различные источники, включая законы и нормативные акты, научные статьи, авторские исследования и другие источники, которые позволяют описать особенности налоговых отношений, связанных с деятельностью банков.
Какова специфика банка как участника налоговых отношений?
Банк имеет специфическую роль в налоговых отношениях, так как он является особым участником налоговых правоотношений. Банк обязан осуществлять контроль за правильностью налогообложения и обеспечивать поступление налоговых платежей в бюджет. Банк также имеет право на удержание налоговых платежей, выплачиваемых клиентами.
Какие права и обязанности у банка при обеспечении поступления налоговых платежей в бюджет?
Банк имеет право на проверку правильности налогообложения своих клиентов и обязан удерживать и перечислять налоговые платежи в бюджет. Банк также обязан предоставить налоговым органам необходимую информацию о клиентах и их операциях, а также сотрудничать с налоговыми и правоохранительными органами при проведении проверок.
Какие нарушения со стороны банка могут быть и какова будет его ответственность?
Банк может совершить такие нарушения, как неправильное проведение налоговых расчетов, задержка или неперечисление налоговых платежей, непредоставление необходимой информации налоговым органам и другие. В таких случаях, банк может нести ответственность перед налоговыми органами, в том числе в виде штрафов и иных санкций.
Как организован налоговый контроль со стороны банка?
Банк обязан осуществлять контроль за правильностью налогообложения своих клиентов. Для этого он может проводить внутренние проверки, а также сотрудничать с налоговыми и правоохранительными органами при проведении внешних проверок. Банк также должен предоставить налоговым органам необходимую информацию о клиентах и их операциях.
Как банк является особым участником налоговых правоотношений?
Банк имеет специфическую роль в налоговых правоотношениях. Он обязан контролировать правильность налогообложения клиентов и обеспечивать поступление налоговых платежей в бюджет. Банк также имеет право на удержание налоговых платежей, выплачиваемых клиентами. Таким образом, банк выступает в качестве посредника между налогоплательщиками и налоговыми органами.