Принципы формирования государственного бюджета и бюджетная политика в Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 14.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Теоретико-правовые основы бюджетной системы Российской Федерации 5
1.1 Описание основных параметров федерального бюджета на 2022 - 2024 годы 5
1.2 Понятие и принципы бюджетной системы РФ 8
1.3 Доходы бюджета государства 9
2 Бюджетная политика в Российской Федерации 12
2.1 Способы контроля за исполнением бюджета 12
2.2 Казначейская система исполнения бюджета 14
2.3 Государственные бюджетные организации. 17
2.4 Анализ динамики государственного бюджета РФ 20
2.5 Финансовая безопасность как составляющая государственного бюджета 28
2.6 Роль государственных программ в формировании расходной части федерального бюджета 30
За кл юч ен ие 33
Список использованных источников и литературы 34
Финансовая составляющая является фундаментальной и фундаментальной основой во всех сферах деятельности государства в каждой стране. Любое цивилизованное государство в атмосфере безраздельной международной конкуренции отстаивает свои интересы, начиная от национальных, заканчивая финансово-экономическими. Функции государства можно рассматривать как реальноэффективны только в той или иной стране, когда обеспечивают комфортное и безопасное проживание человека. Невозможно сохранить целостность и единство финансовой системы без обеспечения финансовой безопасности государства, успешного преодоления внутренних и внешних угроз. Важнейшая роль финансов в экономической безопасностигосударства заключается в обеспечении способности проводить самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. Вообще деньги и финансовая система являются условием благополучия и возможностью реализовать стремления как государства в целом, так и отдельно взятого человека.Финансовая безопасность рассматривается с различных точек зрения. В целом решение всех государственных вопросов влияет на экономическую безопасность государства. Нельзя полагаться на случайности или какие-то определенные основныезнания, которые касаются, например, зарубежных стран в этом вопросе. Как правило, каждое отдельно взятое государство имеет своеобразную линию развития. Это касается, как специфики в социальной сфере, так и политических реалий.Финансовая безопасность состоит из взаимодополняющих компонентов, без которых невозможно представить какое-либо развитие, ведущее к прогрессу. При их рассмотрении требуется рассмотреть всю совокупность сфер деятельности, в которых происходит развитие и благоприятное течение жизни каждого. Среди них можно выделить:- ресурсный подход обеспечивает обеспечение всех экономических потребностей субъектов хозяйствования, учитывая все уровни денежных отношений. Это относится ко всем областям, начиная с мелких организаций, заканчивая крупными секторами экономики государства;-должны учитываться все финансовые ресурсы, предназначенные для удовлетворения потребностей и выполнения обязательств;- учет в статистике показателей, характеризующих определенное состояние денежно-кредитной, валютной, банковской, бюджетной, налоговой, инвестиционной, таможенно-тарифной и паевой систем;-весь перечень придает устойчивость и обеспечивает устойчивость к внутренним ивнешних воздействий, а также дает возможность для предотвращения внешнеэкономической экспансии, гарантирует эффективное функционирование национальной финансовой системы и экономический рост;- нормативно-правовое регулирование предусматривает создание определенных стабильных условий для того, чтобы финансовая система могла функционировать в благоприятном соотношении, то есть, во-первых, не было возможности направлять финансовые потоки в сферы их использования, не закрепленные законодательным регулированием и , во-вторых, возможность злоупотребления финансовыми ресурсамибудет снижена до минимума.Наиболее важным является сохранение финансового суверенитета страны, независимости от внешнего влияния. Как показывает анализ, добиться «абсолютной» финансовой независимости в условиях глобализации одновременно практически невозможно. Несмотря на то, что финансовая безопасность выходит за рамки национальных интересов, роль правительства заключается в разработке стратегии, ориентированной насуверенитет. Это предполагает необходимость анализировать и учитывать текущую и вероятную ситуацию на мировых валютных рынках и рынках капитала. По сути, финансовая безопасность представляет собой достаточно сложную многоуровневую систему, поэтому на благо многомиллионного населения так важно понимать все тонкости финансовых потребностей не только внутри, но и за пределами страны.2.6 Роль государственных программ в формировании расходной части федерального бюджетаГосударственные программы занимают значительную долю в расходах федерального бюджета и занимают 50% от общих расходов бюджета. Но в зависимости от периода данное значение может изменяться, так как ПравительствоРФ может завершить реализацию государственных программ или, наоборот. Значимость таких законодательных документов в структуре государственного бюджетапоказывает также и одна из классификаций расходов федерального бюджета.В ней расходы федерального бюджета подразделяются на программные и непрограммные расходы.В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ«О стратегическом планировании в Российской Федерации»1, государственные программы Российской Федерации разрабатываются органами исполнительной ветви власти для того, чтобы были достигнуты приоритеты и целисоциально-экономического развития страны и обеспечена ее национальнаябезопасность.Все государственные программы делятся напять направлений. Направления отличаются между собой целями государственных программ, объектами реализации программ, т.е. тем, на что направлена та или иная государственная программа, и в зависимости от целей иобъекта направленности направления отличаются суммами денежныхсредств, которые выделяются на финансирование каждого из них (табл.1).Таблица 1 – Расходы бюджетаПри анализе доли, которую занимают государственные программы в составе расходов федерального бюджета, можно заметить, что в течение исследуемых лет значение данного показателя варьируется от 47,2% до 61,2%. То есть, анализируемые данныепоказывают, что в последнее время наблюдалась ситуация, при которой расходы на реализацию программ составляли половину от всех расходов федерального бюджета в целом.За кл юч ен иеПо завершению написанию данной работы хотелось бы отметить, что бюджетная система и устройство является единым целым государственного аппарата. При помощи бюджетной системы происходит формирование финансовой основы для того, чтобы органы государственной власти и местного самоуправления функционировали полноценно и были в качестве инструмента по обеспечению регулирования экономики страны, что необходимо для повышения активности различных инвесторов, осуществления социальной политики. Распоряжаясь централизованными финансовыми ресурсами, органы власти направляют их на решение наиболее важных социальных проблем и развитие экономики страны.Бюджетная система основана на следующих принципах. Первый из них является признак гласности, сбалансированности, необходим при этом признак единства, что влечет за собой важность разграничения доходов и расходов. Бюджет должен быть достоверен, эффективен и экономия при использовании бюджетных средств. Также в данном случае актуален принцип целевого характера таких средств и их адресности.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398 Федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов". [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402647/ – Загл. с экрана.Храмченко А.А., Пономаренко А.В., Тараненко Д.В. Роль государственного бюджета в управлении экономикой России Краснодар: Естественно-гуманитарные исследования. № 36 (4), 2021 С. 256-260.Бейсенов А. П., Оспанов Н. Б. Роль государственного бюджета как инструмент управления экономикой государства. Якутск: Научный электронный журнал меридиан. – № 1 (54), 2021. – С. 285–287Гуденко Д. А., Гавриш Е. С. Государственный бюджет как экономическое понятие. Ростов-на-Дону: Интеграция науки в условиях глобализации и цифровизации: материалы XIII Международной научно-практической конференции : в 2 ч., 2021. – С. 389-391Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998Воронин Б.А., Карпухин М.Ю., Чупина И.П. и др. Региональная экономика в аспекте производственного потенциала территорий. Монография. — Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2021. — 312 с.Тропина Д.В., Лебедева Т.С. Муниципальное право России. Учебное пособие. — Москва: Мегаполис, 2021. — 157 с. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398Балалаев И.В. Процессуальная основа реализации стадии составления проекта федерального бюджета. Юридическая наука 2021 №05. Научный журнал. - Рязань: Издательская группа, 2021. – 172 с.Рудская И.Б. Финансы. Учебное пособие. — Зерноград: Азово-Черноморский инженерный институт — филиал Донской ГАУ, 2021. — 142 с.Самаруха В.И., ДеревцоваИ.В. Государственный финансовый контроль в России. Учебное пособие. - Иркутск: БГУ, 2021. – 213 с.Лебедева И. А. Анализ использования финансовых инструментов в казначейской системе исполнения бюджетов / И. А. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 215-217. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69923/ (дата обращения: 10.09.2021). Лемешко Е.Ю. (Сост.) Организация исполнения бюджетов. Учебное пособие. — Хабаровск: РИЦ ХГУЭП, 2017. — 112 с.ШахбановаА.М., Гаджимурадова Л.А., Магомедова П.А. (сост.) Казначейское дело. Учебное пособие (теоретический курс) для направления подготовки «Экономика», профиль «Финансы и кредит». — Махачкала: ДГУНХ, 2018. — 107 с.Милова Л.Н., Серпер Е.А. Организация казначейской деятельности. Учебное пособие. - Самара: СГЭУ, 2019. – 80 с. Быкова Н.Н. Казначейское дело. Учебное пособие. - Тольятти: ТГУ, 2017. - 112 с.Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/46b4b351a6eb6bf3c553d41eb663011c2cb38810/, свободный. – Загл. с экрана. Ковтун Л.Р. Бюджетный процесс и бюджетная политика. Учебное пособие. – Иркутск: БГУ, 2018. – 77 с. Судакова А.Е., Агарков Г.А., Князева Е.Г. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2018. — 304 с. Нешитой А.С. Финансы. Учебник для бакалавров. — 12-е изд., стер. — М.: Дашков и К°, 2020. — 352 с.Дронов Л. Ю. Анализ динамики государственного бюджета России. Курск: Конференция: Математика и ее приложения в современной науке и практике. Курск, 14–15 мая 2021 года. Сборник научных статей XI Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, 2021. – С. 113-120Бабин А.В., Ущекин С.Н. Государственный бюджет: роль и значение расходов и приходов в социальной сфере. М.:Modernscience. – № 5-3, 2022. – С. 21-23.Пересекин В. С. Анализ структуры и динамики доходов государственного бюджета России. Смоленск: Наукосфера. – № 9-1, 2021. С. 171-177.Плотников А. А., Колесникова Ю. Ф. Роль системы налогообложения в формировании государственного бюджета. Курск: Будущее науки -2021. Сборник научных статей 9-й Международной молодежной научной конференции. В 6-ти томах. Отв. редактор А.А. Горохов. Курск, 2021. – С. 281-283Craevscaia-Derenova C. Conceptulbugetului de stat - reflecțiiteoreticeșieconomico-juridice. Переяслав-Хмельницкий: Актуальные научные исследования в современном мире. – № 7-3 (75), 2021. – С. 102-107Павлова С. Ю., Героев Н. В. Роль государственных программ в формировании расходной части федерального бюджета. Чебоксары OeconomiaETJUS. – № 2, 2021. – С.21-29.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов". [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402647/ – Загл. с экрана.
3. Храмченко А.А., Пономаренко А.В., Тараненко Д.В. Роль государственного бюджета в управлении экономикой России Краснодар: Естественно-гуманитарные исследования. № 36 (4), 2021 С. 256-260.
4. Бейсенов А. П., Оспанов Н. Б. Роль государственного бюджета как инструмент управления экономикой государства. Якутск: Научный электронный журнал меридиан. – № 1 (54), 2021. – С. 285–287
5. Гуденко Д. А., Гавриш Е. С. Государственный бюджет как экономическое понятие. Ростов-на-Дону: Интеграция науки в условиях глобализации и цифровизации: материалы XIII Международной научно-практической конференции : в 2 ч., 2021. – С. 389-391
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998
7. Воронин Б.А., Карпухин М.Ю., Чупина И.П. и др. Региональная экономика в аспекте производственного потенциала территорий. Монография. — Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 2021. — 312 с.
8. Тропина Д.В., Лебедева Т.С. Муниципальное право России. Учебное пособие. — Москва: Мегаполис, 2021. — 157 с.
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
10. Балалаев И.В. Процессуальная основа реализации стадии составления проекта федерального бюджета. Юридическая наука 2021 №05. Научный журнал. - Рязань: Издательская группа, 2021. – 172 с.
11. Рудская И.Б. Финансы. Учебное пособие. — Зерноград: Азово-Черноморский инженерный институт — филиал Донской ГАУ, 2021. — 142 с.
12. Самаруха В.И., Деревцова И.В. Государственный финансовый контроль в России. Учебное пособие. - Иркутск: БГУ, 2021. – 213 с.
13. Лебедева И. А. Анализ использования финансовых инструментов в казначейской системе исполнения бюджетов / И. А. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 215-217. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69923/ (дата обращения: 10.09.2021).
14. Лемешко Е.Ю. (Сост.) Организация исполнения бюджетов. Учебное пособие. — Хабаровск: РИЦ ХГУЭП, 2017. — 112 с.
15. Шахбанова А.М., Гаджимурадова Л.А., Магомедова П.А. (сост.) Казначейское дело. Учебное пособие (теоретический курс) для направления подготовки «Экономика», профиль «Финансы и кредит». — Махачкала: ДГУНХ, 2018. — 107 с.
16. Милова Л.Н., Серпер Е.А. Организация казначейской деятельности. Учебное пособие. - Самара: СГЭУ, 2019. – 80 с.
17. Быкова Н.Н. Казначейское дело. Учебное пособие. - Тольятти: ТГУ, 2017. - 112 с.
18. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/46b4b351a6eb6bf3c553d41eb663011c2cb38810/, свободный. – Загл. с экрана.
19. Ковтун Л.Р. Бюджетный процесс и бюджетная политика. Учебное пособие. – Иркутск: БГУ, 2018. – 77 с.
20. Судакова А.Е., Агарков Г.А., Князева Е.Г. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2018. — 304 с.
21. Нешитой А.С. Финансы. Учебник для бакалавров. — 12-е изд., стер. — М.: Дашков и К°, 2020. — 352 с.
22. Дронов Л. Ю. Анализ динамики государственного бюджета России. Курск: Конференция: Математика и ее приложения в современной науке и практике. Курск, 14–15 мая 2021 года. Сборник научных статей XI Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, 2021. – С. 113-120
23. Бабин А.В., Ущекин С.Н. Государственный бюджет: роль и значение расходов и приходов в социальной сфере. М.:Modern science. – № 5-3, 2022. – С. 21-23.
24. Пересекин В. С. Анализ структуры и динамики доходов государственного бюджета России. Смоленск: Наукосфера. – № 9-1, 2021. С. 171-177.
25. Плотников А. А., Колесникова Ю. Ф. Роль системы налогообложения в формировании государственного бюджета. Курск: Будущее науки -2021. Сборник научных статей 9-й Международной молодежной научной конференции. В 6-ти томах. Отв. редактор А.А. Горохов. Курск, 2021. – С. 281-283
26. Craevscaia-Derenova C. Conceptul bugetului de stat - reflecții teoretice și economico-juridice. Переяслав-Хмельницкий: Актуальные научные исследования в современном мире. – № 7-3 (75), 2021. – С. 102-107
27. Павлова С. Ю., Героев Н. В. Роль государственных программ в формировании расходной части федерального бюджета. Чебоксары Oeconomia ET JUS. – № 2, 2021. – С. 21-29.
Вопрос-ответ:
Какие основные параметры федерального бюджета на 2022-2024 годы?
Основные параметры федерального бюджета на 2022-2024 годы включают в себя следующие показатели: доходы и расходы бюджета, объем бюджетного дефицита или переизбытка, размер государственного долга и темпы его роста, а также другие экономические и финансовые показатели. Например, по прогнозу на 2022 год, доходы федерального бюджета составят около 21,5 трлн рублей, а расходы - около 23,2 трлн рублей. Бюджетный дефицит планируется на уровне около 1,7 трлн рублей.
Что такое бюджетная система РФ и какие принципы она включает?
Бюджетная система РФ - это система формирования, исполнения и контроля за использованием бюджетных средств. Включает в себя следующие принципы: законность, устойчивость, баланс, равенство, эффективность, гласность и ответственность. Законность предполагает соблюдение бюджетного законодательства в процессе формирования и исполнения бюджета. Устойчивость значит обеспечение финансовой устойчивости государства и сохранение финансовой дисциплины. Баланс подразумевает соответствие доходов и расходов бюджета. Остальные принципы связаны с обеспечением эффективного использования бюджетных средств и обеспечением гласности и открытости в процессе бюджетного процесса.
Какие источники доходов имеет бюджет государства?
Бюджет государства имеет различные источники доходов, включающие: налоги, сборы, платежи и другие обязательные платежи со стороны физических и юридических лиц; доходы от использования и продажи государственного имущества; доходы от государственных финансовых инвестиций; кредиты и займы, включая внешний государственный долг; средства, получаемые от подведомственных организаций и других источников.
Какие принципы формирования государственного бюджета существуют в Российской Федерации?
В Российской Федерации существуют следующие принципы формирования государственного бюджета: принцип законности, прозрачности, планирования, целевого характера, сбалансированности, гибкости, долгосрочности, экономии, эффективности, ответственности.
Какие основные параметры федерального бюджета на 2022-2024 годы?
Основные параметры федерального бюджета на 2022-2024 годы включают в себя: доходы бюджета, расходы бюджета, дефицит (профицит) бюджета, структуру расходов и доходов, долю расходов социальной направленности, уровень государственного долга, инфляцию, прогнозный объем денежной базы.
Опишите основные принципы бюджетной системы Российской Федерации.
Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются: принцип законности, принцип единства бюджетной системы, принцип плановости, принцип полноты бюджетов, принцип государственной финансовой дисциплины, принцип региональной финансовой автономии, принцип баланса финансовых ресурсов и принцип разграничения роли органов государственной власти в бюджетном процессе.
Какие доходы входят в бюджет государства?
В бюджет государства входят следующие доходы: налоги, сборы, непрофильные доходы бюджетов (возмещение убытков государственных казенных предприятий, прибыль от государственных предприятий), заимствования, доходы от продажи государственного имущества, доходы от использования природных ресурсов.
Какой способ контроля за исполнением бюджета используется в Российской Федерации?
В России применяются следующие способы контроля за исполнением бюджета: аудит, финансовый контроль, контроль за исполнением бюджета со стороны контрольно-ревизионных органов, государственный контроль, контроль со стороны общественности и масс-медиа.
Какие основные параметры федерального бюджета на 2022-2024 годы?
Основные параметры федерального бюджета на 2022-2024 годы включают в себя плановый дефицит бюджета, объем доходов и расходов, а также основные направления распределения средств. Например, в 2022 году плановый дефицит составляет 2,9% ВВП, объем доходов - 21,03 трлн рублей, объем расходов - 26,78 трлн рублей. Основные направления распределения средств включают оборону, науку, образование, здравоохранение и другие социальные программы.