Проявление агрессивности подростков, ее причины и пути коррекции поведения
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 17.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности агрессивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема 5
1.1 Понятие и сущность агрессии и агрессивного поведения 5
1.2 Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков 9
1.3 Причины агрессивного поведения подростков 14
Глава 2. Содержание работы по коррекции агрессивного поведения подростков 19
2.1 Основные направления психолого-педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков 19
2.2 Практические рекомендации для родителей и учителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения у подростков 23
Заключение 29
Список использованных источников 31
..»);в) переключение внимания, предложение заданий («помоги, пожалуйста, достань посуду с верхней полки»);г) ярлык положительного поведения («ты злишься, потому что устал»).Когда подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по понятным причинам, нужно дать ему возможность отреагировать, внимательно выслушать и отвлечь внимание на что-то другое.2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.Техника объективного описания поведения позволяет провести четкую границу между поступком и личностью. После того, как ребенок успокоился, желательно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая никакого осуждения. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протесты, уводят от решения проблемы. При анализе поведения ребенка важно ограничить обсуждение конкретными фактами, только тем, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлые действия, иначе ребенок будет чувствовать обиду, и его поведение не сможет критически оценить. Вместо обычного, но малоэффективного «морального чтения» лучше показать ему негативные последствия его поведения и убедительно продемонстрировать, что агрессия причиняет ему боль больше всего. Также очень важно указать на возможное конструктивное поведение в конфликтной ситуации. Один из важнейших способов снижения агрессии — найти обратную связь с ребенком. Для этого используются следующие методы:1) констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);2) вопрос-утверждение («ты сердишься?»);3) выявление мотивов агрессивного поведения («ты пытаешься меня обидеть?»);4) осознание своих переживаний по поводу нежелательного поведения («мне не нравится, когда со мной разговаривают в таком тоне»);5) обращение к правилам («мы договорились!»).Когда взрослый дает обратную связь по поводу агрессивного поведения подростка, он должен продемонстрировать как минимум три качества: интерес, доброжелательность и твердость. Подросток должен понимать, что родители любят его, но выступают против его поведения.3. Контроль над собственными негативными эмоциями.Родителям и учителям необходимо тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Агрессивное поведение подростка вызывает у взрослых сильные негативные эмоции – гнев, ярость, негодование, страх, беспомощность. Взрослым необходимо признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, чтобы понять природу, силу и продолжительность преобладающих чувств. Справляясь с его негативными эмоциями, взрослый не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, поддерживает с ним хорошие отношения и показывает, как вести себя с агрессивным человеком.4. Обсуждение проступка.Не стоит анализировать поведение в момент проявления агрессии, это нужно делать только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время инцидент следует обсудить как можно скорее. Лучше сделать это наедине, без свидетелей, а уже потом обсуждать в коллективе или семье.Во время разговора важно сохранять спокойствие и говорить по делу. Необходимо подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его деструктивность не только для окружающих, но особенно для самого агрессора.5. Сохранение положительной репутации ребенка.Ребенку, особенно подростку, очень трудно признать, что он был неправ. Хуже всего для него общественное осуждение и негативная оценка. Подростки стараются избежать этого любой ценой с помощью различных механизмов защитного поведения. Действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: однажды прикрепившись к подростку, они становятся самостоятельной мотивирующей силой его агрессивного поведения.Для поддержания хорошей репутации рекомендуется:а) публично минимизировать вину подростка, но раскрытие правды в личной беседе;б) не требуйте полного подчинения, пусть подросток выполняет ваше требование по-своему;в) предложить подростку компромисс, соглашение с взаимными уступками.Если вы настаиваете на полном подчинении, вы можете спровоцировать новый взрыв агрессии.6. Демонстрация модели неагрессивного поведения.Важным условием воспитания ребенка в «управляемой агрессии» является демонстрация образцов неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны выходят из себя, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным путем. Взрослым нужно вести себя неагрессивно.Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряженности в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:а) нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа и дает собеседнику возможность высказаться. Оно заключается в умении внимательно молчать. Оба слова здесь важны. Молчание — потому что собеседник хочет быть услышанным и меньше всего интересуется комментариями; внимательно - иначе человек обидится и общение разорвется или возникнет конфликт. Все, что вам нужно сделать, это сохранить беглость речи собеседника и постараться добиться от него полного самовыражения.б) пауза, позволяющая ребенку успокоиться;в) внушение покоя невербальными средствами;г) прояснение ситуации по ключевым вопросам;д) использование юмора;е) признание чувств ребенка.Дети быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, согласие его невербальных реакций на слова.7. Снижение напряженности ситуации.Первоочередная задача взрослого человека, столкнувшегося с подростковой агрессией, состоит в том, чтобы снять напряжение ситуации.Типичными ошибками взрослых, которые усиливают напряжение и агрессию, являются:1) повышение голоса, изменение тона на угрозу;2) демонстрация силы ( «будет так, как я скажу»);3) крик, негодование;4) агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, скрещенные или сложенные руки, говорящие сквозь зубы;5) сарказм, насмешка, подражание;6) негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;7) применение физической силы;8) втягивать в конфликт посторонних;9) неустанное настаивание на своей правоте;10) нотации, проповеди;11) наказание или угроза наказания;12) Обобщения типа: «Вы все одинаковые»;13) сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);14) приказы, строгие требования, давление;15) оправдания, вознаграждения.Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но потенциальные негативные последствия такого поведения взрослых гораздо более разрушительны, чем агрессивное поведение.Таким образом, разработанные практические рекомендации экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.ЗаключениеПроблема агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе неоднозначна. Агрессивное поведение – деструктивная форма поведения, направленная на причинение психологического или физического вреда другому человеку, состоящая из когнитивного, волевого и эмоционального компонентов.К признакам агрессивного поведения можно отнести: сквернословие, воинственность, враждебность, жестокие шутки, жестокость по отношению к животным, неумение сдерживать эмоции, недоверчивость, раздражительность и др.Основными причинами агрессивного поведения в подростковом возрасте могут быть: неудовлетворенность собой, неуверенность в себе, чувство вины, недоверие, плохое самочувствие, переутомление, алкоголь, наркотики, прием лекарств, психологические травмы и отсутствие воспитания в детстве, строгое воспитание, фильмы, игры, сериалы со сценами насилия.Коррекционная работа по профилактике девиантного поведения у подростков имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о почти неизбежной негативной консолидации подростков в группе, работа с подростком наедине более эффективна. Параллельно с самого начала необходимо работать с семьей. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармонии должна следовать психокоррекционная работа как индивидуально, так и в группах. Однако в центре внимания должна быть индивидуальная работа с подростком. Общие разговоры о необходимости «вести себя хорошо» оказываются совершенно неэффективными.Особое место в коррекционной работе должно отводиться формированию круга интересов несовершеннолетнего, в том числе исходя из особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться минимизировать свободное время подростка - «время праздности и безделья» - привлекая его к позитивным личностно-развивающим занятиям: чтению, самообразованию, музыке, спорту.Завершая изучения проблемы нашего исследования, хочется сказать главное, что путь подростка – очень ответственный. Поэтому надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении подростка, преобразуется в его душе.Список использованных источниковАнтонян, Ю. М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди / Ю.М. Антонян. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 312 c.Василькова, Ю. В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Академия (Москва), 2019. - 440 c.Григорьев, С.В. Группа риска / С.В. Григорьев. - М.: Фолио-Пресс, 2019. - 480 c.Гуревич, П. С. Психология. Учебник / П.С. Гуревич. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 336 c.Гуслова, М. Н. Организация и содержание социальной работы с населением / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2019. - 256 c.Долгова, А. Г. Агрессия в подростковом возрасте. Диагностика и коррекция / А.Г. Долгова. - М.: Генезис, 2019. - 216 c.Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. - Москва: Мир, 2015. - 480 c.Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2018. - 157 c.Кузнецова, Ю.М. Агрессия в обыденной жизни / Ю.М. Кузнецова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2017. - 883 c.Макартычева, Г. И. Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения / Г.И. Макартычева. - М.: Речь, 2018. - 192 c.Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - М.: Питер, 2016. - 592 c.Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. - М.: Когито-Центр, 2018. - 936 c.Павленок, П. Д. Методология и теория социальной работы / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 272 c.Пилецкий, С.Г. Каиново наследство, или опыт изучения человеческой агресивности. Анализ этологических, социобиологических и современных социально-гуманитарных концепций: моногр. / С.Г. Пилецкий. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2018. - 549 c.Потапова, Р.К. Вербальная стуктура коммуникативного акта агрессии: Тематический толковый словарь / Р.К. Потапова, Л.Р. Комалова. - Москва: Огни, 2018. - 222 c.Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум. Учебник и практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Юрайт, 2019. - 304 c.Свиридов, А. Н. Модели взаимодействия с детьми группы риска. Опыт работы социального педагога / А.Н. Свиридов. - М.: Учитель, 2020. - 188 c.Строганова, Л. В. Внеклассные занятия по психологии для младших школьников и подростков / Л.В. Строганова, О.П. Чурляева. - М.: Владос, 2017. - 625 c.Четвертаков, С.А. Реконструкция теории Маслоу / С.А. Четвертаков. - М.: Алетейя, 2020. - 481 c.Чиркова, Т.И. Психология разрушения: Моногр. / Т.И.Чиркова - М.: Вуз. уч.: НИЦ ИНФРА-М, 2015 - 192с. (Науч. книга) / Т.И. Чиркова. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2019. - 182 c.
1. Антонян, Ю. М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди / Ю.М. Антонян. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 312 c.
2. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Академия (Москва), 2019. - 440 c.
3. Григорьев, С.В. Группа риска / С.В. Григорьев. - М.: Фолио-Пресс, 2019. - 480 c.
4. Гуревич, П. С. Психология. Учебник / П.С. Гуревич. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 336 c.
5. Гуслова, М. Н. Организация и содержание социальной работы с населением / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2019. - 256 c.
6. Долгова, А. Г. Агрессия в подростковом возрасте. Диагностика и коррекция / А.Г. Долгова. - М.: Генезис, 2019. - 216 c.
7. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. - Москва: Мир, 2015. - 480 c.
8. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2018. - 157 c.
9. Кузнецова, Ю.М. Агрессия в обыденной жизни / Ю.М. Кузнецова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2017. - 883 c.
10. Макартычева, Г. И. Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения / Г.И. Макартычева. - М.: Речь, 2018. - 192 c.
11. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - М.: Питер, 2016. - 592 c.
12. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. - М.: Когито-Центр, 2018. - 936 c.
13. Павленок, П. Д. Методология и теория социальной работы / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 272 c.
14. Пилецкий, С.Г. Каиново наследство, или опыт изучения человеческой агресивности. Анализ этологических, социобиологических и современных социально-гуманитарных концепций: моногр. / С.Г. Пилецкий. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2018. - 549 c.
15. Потапова, Р.К. Вербальная стуктура коммуникативного акта агрессии: Тематический толковый словарь / Р.К. Потапова, Л.Р. Комалова. - Москва: Огни, 2018. - 222 c.
16. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум. Учебник и практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Юрайт, 2019. - 304 c.
17. Свиридов, А. Н. Модели взаимодействия с детьми группы риска. Опыт работы социального педагога / А.Н. Свиридов. - М.: Учитель, 2020. - 188 c.
18. Строганова, Л. В. Внеклассные занятия по психологии для младших школьников и подростков / Л.В. Строганова, О.П. Чурляева. - М.: Владос, 2017. - 625 c.
19. Четвертаков, С.А. Реконструкция теории Маслоу / С.А. Четвертаков. - М.: Алетейя, 2020. - 481 c.
20. Чиркова, Т.И. Психология разрушения: Моногр. / Т.И.Чиркова - М.: Вуз. уч.: НИЦ ИНФРА-М, 2015 - 192с. (Науч. книга) / Т.И. Чиркова. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2019. - 182 c.
Вопрос-ответ:
Каковы основные причины агрессивного поведения у подростков?
Основные причины агрессивного поведения у подростков могут быть различными. Это может быть результат низкой самооценки, неконтролируемых эмоций, семейных конфликтов, воздействия окружающей среды и других факторов.
Каковы психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков?
При проявлении агрессивного поведения у подростков наблюдаются такие особенности, как непослушание, раздражительность, нетерпимость, склонность к конфликтам, а также физическая и вербальная агрессия.
Какие основные направления используются в работе по коррекции агрессивного поведения подростков?
В работе по коррекции агрессивного поведения подростков используются различные направления: психологическое консультирование, тренинги по управлению эмоциями, социально-психологическая поддержка, развитие социальных навыков и другие методы.
Как можно определить понятие и сущность агрессии и агрессивного поведения у подростков?
Понимание агрессии и агрессивного поведения у подростков связано с проявлением несоциального и разрушительного поведения, направленного на причинение вреда другим людям или среде обитания. Агрессия может выражаться как физическая агрессия (нападение на других), так и вербальная агрессия (оскорбления, угрозы).
Какие способы можно использовать для коррекции агрессивного поведения подростков?
Для коррекции агрессивного поведения подростков можно использовать различные способы, такие как обучение навыкам управления эмоциями, установление правил и границ, психотерапевтическую работу, работу с родителями и другими педагогическими методами.
Почему подростки проявляют агрессивность?
Подростки могут проявлять агрессивность по разным причинам. Это может быть связано с излишним накоплением эмоций, стремлением проявить свою силу и доминирование, недостатком навыков решения конфликтов, воздействием социальной среды и другими факторами.
Какие особенности проявления агрессивного поведения у подростков?
У подростков агрессивное поведение может проявляться в форме физической агрессии (драки, нападения), вербальной агрессии (оскорбления, угрозы), агрессивности в отношениях с окружающими (непослушание, противоречивость) и внутренней агрессии (самонасилие, развитие депрессии).
Какие причины агрессивного поведения у подростков?
Агрессивное поведение подростков может быть обусловлено различными факторами: негативным влиянием среды (например, насилие в семье или школе), низкой социальной адаптацией, ослабленными семейными связями, недостатком эмоциональной поддержки, биологическими факторами и др.
Какие существуют методы коррекции агрессивного поведения у подростков?
Для коррекции агрессивного поведения у подростков существуют различные методы и подходы. Это может быть работа с психологом или педагогом, тренинги по развитию навыков управления эмоциями и конфликтной ситуацией, социальная поддержка, формирование позитивного образа жизни и занятий, вовлечение в спортивные или творческие активности.
Влияет ли семейная среда на агрессивное поведение подростков?
Да, семейная среда может оказывать значительное влияние на агрессивное поведение подростков. Отношения в семье, наличие конфликтов, насилия или неполноценной поддержки могут способствовать развитию агрессии у подростков. Важно создать благоприятную и поддерживающую среду внутри семьи для предотвращения агрессивного поведения.
Каковы основные причины агрессивного поведения подростков?
Основные причины агрессивного поведения подростков могут быть связаны с негативным воспитанием, проблемами в семье, низкой самооценкой, влиянием сверстников, неудовлетворенностью потребностей, негативным влиянием медиа и т.д.
Какие методы коррекции агрессивного поведения подростков существуют?
Существует несколько методов коррекции агрессивного поведения подростков, включая психологическую работу с подростком, семейную терапию, тренинги по управлению агрессией, использование арт-терапии, спорта и других активностей, направленных на выход из агрессивного состояния.