механизм и аппарат государства
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 18.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ВЛАСТНЫХ ФУНКЦИЙ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 4
1.1. Понятие, сущность и содержание аппарата и механизма государственного управления 4
1.2. Ключевые аспекты функционирования механизма и аппарата государства 7
2. СТРУКТУРА И КЛЮЧЕВЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 10
2.1 Организационные аспекты механизма государства 10
2.2. Анализ важнейших принципов аппарата государства 12
3. РАЗРАБОТКА МЕР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА И АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 17
3.1 Определение направлений по повышению эффективности деятельности органов власти 17
3.2 Прогнозируемый результат эффективности предложенных мероприятий 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Базовым документом стратегического планирования в Российской федерации является федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», согласно которому одной из основных задач является «формирование и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих достижений целей и решение задач социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерациии региона…».
В соответствии с данным законом Президентом Российской Федерации издан Указ от 16 января 2017 года №13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».
Сегодня развитие региона невозможно без определения целей и приоритетов на долгосрочный период, без разработки соответствующей проектной стратегии, которая позволяет выстраивать экономическую и социальную политику соответствующей территории. В соответствии с нормативными документами Российской Федерации формирование бюджетов, как федеральных или региональных, так и бюджетов региона, осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития, который формируется органами исполнительной власти с учетом специфики. Статья 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации (от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ) определяет прогноз социально-экономического развития как неотъемлемую часть бюджетного процесса, устанавливая требования к сроку, на который делается прогноз, исполнителю, а также обязательное утверждение прогноза представительным органом муниципального образования.
В то же время прогноз социально-экономического развития отражает в себе лишь краткосрочную и среднесрочную перспективу состояния общественных и экономических сфер жизнедеятельности региона с учетом сложившихся особенностей конъюнктуры рынков и общественных процессов, тем самым всего лишь фактически обосновывая доходную и расходную части бюджета. В этой связи важную роль в долгосрочном планировании и прогнозировании для субъекта РФ играет концепция реализация проектного подхода.
В соответствии со Стратегией главной и безусловной целью правительства области является повышение уровня благосостояния населения и стандартов жизни, обеспечение максимальной комфортности проживания населения на территории региона. Реализация данной цели, достижение высокого уровня качества жизни возможно только при условии создания динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной экономики региона, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда.
Рисунок2Предлагаемая Организационная структура системы управления проектной деятельностью в органах исполнительной власти Свердловской области
Стратегия применения проектного управления будет учитывать интересы и потребности различных социальных слоев населения, органов власти всех уровней, общественных организаций, бизнес-структур, расположенных на территории района. При этом осуществлена преемственность существующего управления с предыдущими программами для продолжения стратегического планирования с новыми возможностями. Кроме того, стратегия проектного управления – это ясное и разделяемое населением Свердловской области представление о будущем, а также план приоритетных действий органов власти с учетом имеющихся возможностей, потенциала развития и ограничений, а также эффективного использования доступных органам власти ресурсов и инструментов.
Поэтому стратегия проектного управления включает в себя решениеконкретных проблем экономики, социальной сферы и инфраструктуры Свердловской области, стратегических сценариев, определяет стратегические цели и задачи, мероприятия по развитию экономики, социальной сферы и инфраструктуры. Основу (структуру) проектной стратегии должна составлять система как существующих региональных проектов (15 ед.), так и планируемых в указанном периоде. В связи с тем, что большинство проектов запланированы на период 2020-2030 годов, горизонт реализации проектов в Свердловской области должен быть выбран также до 2030 года.
В последующем список реализуемых проектов при корректировке целей и задач региональной Стратегии социально-экономического развития должен быть дополнен еще целым рядом программ проектов. Таким образом, к 2025 году в Свердловской области должно действовать порядка двух десятков особо значимых региональных проектов, которые наиболее полно будут способствовать реализации основных целей и задач Стратегии социально-экономического развития региона. Стратегический подход к применению инструментов проектного управления и долгосрочного планированию, формирование эффективной управленческой команды должны позволить Свердловской области у достичь значительных успехов социально-экономического развития, избавиться от уничижительного значения «депрессивногорегиона» и получить статус «один из самых динамично развивающихся субъектов страны.
Подобные выводы можно сделать на основании следующих данных:
- за последние три года общая сумма инвестиций в основной капитал составила почти 1 миллиард рублей;
- из депрессии полностью вышла отрасль «сельское хозяйство», и общий объем инвестиций в развитие отрасли в 2018 году составил около 200 млн. рублей;
- за период с 2016 по 2018 год оказана государственная поддержка сельхозтоваропроизводителям в сумме 43 468,5 тыс. рублей, в том числе грант на КФХ составил 14850 тыс. руб.;
- увеличился валовой надой молока с 6338 тонн до 6587 тонн;
- за последние три года в сельскохозяйственных организациях увеличилось в живом весе производство мяса на 83 тонны, молока – на 458 тонн;
- за последние три года в регионе безработица сократилась в 2,7 раза, и 20099 человек нашли себе работу (в настоящее время в Центре занятости свободными остаются 1327 вакансий, на 1 ноября 2020 года на учете в центрах занятости населения находился 2221 безработный гражданин (что отражает уровень безработицы – это всего 1,1 %, который ещё в 2015 году составлял 2,7 %));
- за последние три года среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций (без учета субъектов малого предпринимательства) выросла на 30,6 % (так, в 2020 году жители района получали в среднем 40131 рубль, а в сентябре 2021 средняя зарплата составила 46304,6 руб.);
- за три года в общей сложности на территории региона начали свою производственную деятельность более новыхкрупных промышленных 145 предприятий, при этом на территории области успешно реализуются как крупные инвестиционные проекты, так и проекты малых предприятий;
- начато строительство крытого всесезонного ледового комплекса;
- по муниципальным маршрутам обновлены транспортные средства (автобусы) для осуществления пассажирских перевозок и приобретено 5 новых автобусов малого класса, вместимостью 18 человек ООО «СпецТранс» (в 2022 году планируется приобрести еще 2 единицы техники);
- последние три года регион является лидером в сфере подготовки к отопительному сезону и его прохождении среди субъектов Уральского федерального округа;
- отремонтировано около 30 тысяч квадратных метров дорог в сельских поселениях, имеются и другие достижения.
Рисунок 2 – Стратегические программы Свердловской области
Таким образом применение инструментов проектного управления нарегиональном уровне уже доказало свою эффективность при сбалансированном подходе к оперативному реагированию на все изменения внешней среды и системы «больших вызовов». Необходимо отметить, что положительный результат более активного примененияпроектного управления на части рассматриваемой территории регионастал возможен благодаря учету конкретных особенностей территории и сбалансированностью социально-экономических процессов.
В масштабах субъектов Федерации, как и в масштабах Российской Федерации в целом, «большие вызовы» оказывают более существенное влияние на долгосрочное планирование в связи с масштабностью и индивидуальностью учета последствий, а также попыткой их унификации, что увеличивает погрешность при прогнозировании последствий принятия тех или иных мер или решений по их нивелированию.
Поэтому для эффективного принятия решений в сфере социально-экономического развития в целом применение инструментов проектного управления необходимо осуществлять «снизу»: муниципалитеты - субъекты Федерации - федеральные округа - Российская Федерация.
Такой подход на современном этапе является перспективным и позволит отследить направленность тенденций для каждого фактора в соответствии с особенностями конкретной территории, что позволит наиболее эффективно оценивать влияние «глобальных» факторов (вызовов) и своевременно принимать качественные решения, уточняя цели и методы их достижения для планомерного и поступательного развития социально-экономического потенциала как отдельных территорий, так и Российской Федерации в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На настоящий момент не выработано единое понимание сущности понятиям аппарат и механизм государства. Современная отечественная наука рассматривает три главные концепции данных терминов — социальная, правовая и политическая. Таким образом, можно сделать вывод о комплексном и межпредметном характере теории формирования и функционирования государства. Различные аспекты и проблематика государственной службы является предметом изучения для юридических, философских, политических социологических, исторических, психологических, управленческих и целого ряда других отраслей науки. В каждой науке применятся собственные методы исследования и собственный понятийный аппарат.
В первую очередь отметим, что понятие «эффективное управление» представляет собой деятельность аппарата государства с наилучшими возможными результатами по удовлетворению общественных потребностей иинтересов в условиях регламентации ресурсов государством. Одним из направлений совершенствования функционирования механизма государственной власти является проектное управление.
На настоящий момент, в России методология проектного управления не получила должного распространения, однако деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов федерации, а также органов местного самоуправления по достижению целевого состояния различных сфер социально-экономического развития регионов и муниципальных образований в значительной мере является проектной по своему характеру. Проектный характер деятельности органов местного самоуправления находит свое отражение и в программно-целевом принципе формирования бюджетов муниципальных образований Российской Федерации.
На пути внедрения проектного управления как одного из эффективных направлений повышения эффективности методов государственного управления есть серьезный организационный барьер - сложившаяся линейно-функциональная структура органов власти с четким разграничением ответственности за выполнение функций, а также с жестким выполнением принципов единоначалия и субординации. Единоначалие, субординация и разграничение ответственности – необходимые условия для выполнения административных регламентов, на которых строится процессная деятельность по выполнению государственных функций и оказанию государственных услуг. Многие руководители не допускают мысли, что можно решать задачи как-то иначе, кроме как в рамках существующих должностных и административных регламентов. Однако жесткое выполнение этих же принципов существенно снижает эффективность взаимодействия при выполнении новых, нестандартных задач - проектов, которые по определению не могли быть полностью отрегулированы административными регламентами. Преодолеть этот барьер можно, если четко разделить регулярно повторяющуюся деятельность по выполнению государственных функций и оказанию государственных услуг с одной стороны, и деятельность по решению нерегулярных, разовых, уникальных задач с другой. Первый тип деятельности, носящей ярко выраженный процессный характер, должен, как это и происходит в настоящее время, регулироваться с помощью административных регламентов. Второй тип деятельности – по решению нерегулярных, разовых, уникальных задач должен осуществляться по принципам проектного управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабун, Р.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / Р.В. Бабун. - М.: КноРус, 2017. - 128 c.
2. Берлизов, М.П. Государственное управление в области культуры в Российской Федерации (административно-правовой аспект): Монография / М.П. Берлизов. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 200 c.
3. Бондарева, Л.В. Государственное управление: английский для академических целей: Учебное пособие / Л.В. Бондарева, Т.В. Валентей, С.В. Зимина и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 336 c.
4. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
5. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 494 c.
6. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.
7. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2013. - 495 c.
8. Васильев, В.П. Государственное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев, Н.Г. Деханова, Ю.А. Холоденко. - М.: ДиС, 2009. - 320 c.
9. Васильев, В.П. Государственное управление / В.П. Васильев. - М.: ДиС, 2010. - 320 c.
10. Васильев, В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев. - М.: ДиС, 2014. - 352 c.
11. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
12. Захаров, Н.И. Государственное и муниципальное управление: Учебник / Н.И. Захаров, В.Д. Попов, В.А. Есин, Ю.Ю. Шитова. - М.: Инфра-М, 2016. - 158 c.
13. Звонников, В.И. Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат). Программы учебных дисциплин: Учебное пособие / В.И. Звонников, В.И. Звонников. - М.: Инфра-М, 2017. - 368 c.
14. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: Инфра-М, 2018. - 222 c.
Павкина Ю. В. Применение проектного менеджмента в государственном секторе Российской Федерации // Научный альманах. 2017. № 4-1 (30). С. 209—211.
Ломовцева О. А., Л. Р. Кузьмина, А. А. Голодова «Проектные офисы как фактор реализации стратегии муниципального образования и развития промышленного города» // Известия волгоградского государственного технического университета. №1(211). 2018 г. С.78 - 85.
14
1. Бабун, Р.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / Р.В. Бабун. - М.: КноРус, 2017. - 128 c.
2. Берлизов, М.П. Государственное управление в области культуры в Российской Федерации (административно-правовой аспект): Монография / М.П. Берлизов. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 200 c.
3. Бондарева, Л.В. Государственное управление: английский для академических целей: Учебное пособие / Л.В. Бондарева, Т.В. Валентей, С.В. Зимина и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 336 c.
4. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
5. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 494 c.
6. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.
7. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2013. - 495 c.
8. Васильев, В.П. Государственное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев, Н.Г. Деханова, Ю.А. Холоденко. - М.: ДиС, 2009. - 320 c.
9. Васильев, В.П. Государственное управление / В.П. Васильев. - М.: ДиС, 2010. - 320 c.
10. Васильев, В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев. - М.: ДиС, 2014. - 352 c.
11. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
12. Захаров, Н.И. Государственное и муниципальное управление: Учебник / Н.И. Захаров, В.Д. Попов, В.А. Есин, Ю.Ю. Шитова. - М.: Инфра-М, 2016. - 158 c.
13. Звонников, В.И. Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат). Программы учебных дисциплин: Учебное пособие / В.И. Звонников, В.И. Звонников. - М.: Инфра-М, 2017. - 368 c.
14. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: Инфра-М, 2018. - 222 c.