Культурология
Заказать уникальное эссе- 12 12 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 18.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Западниками собственная идея свободной личности противопоставлялась славянофильской идее корпоративности или соборности. Для западников особую ценность имели реформы Петра I, они считали, что именно этому государю удалось привести Россию в первую фазу обновления страны. Следует сказать о том, что спор между западниками и славянофилами стал значимым этапом в активизации культурной и общественной мысли в России. Эта дискуссия поставила много актуальных проблем культурно-исторического прошлого и настоящего России.Кроме того, А.С. Панариным была выделена еще одна альтернатива культурно-исторического развития России – это ориентация на Восток, на восточные цивилизации, с которыми у России исторически также имеются обширные культурные исторические связи. Восточная цивилизация как воплощение органики и витального начала бытия соотносится с вечной гармонией и единством космоса. Запад же воплощает в себе глобальную материально-механистическую экспансию и прогрессистский историцистскийактивизм. И в данном отношении России близок именно Восток. В условиях отчужденности от Востока западная цивилизация оказывается лишена внутренней духовной глубины. Помимо западно-восточного дуализма А. С. Панарин также обращал внимание на дихотомию Север - Юг, выделяя северный и южный полюса в русской истории, в Евразии и в мире в целом. Ещё одной особенностью восточной цивилизации, выделяемой А. С. Панариным вслед за множеством других авторов, является приоритет коллективизма над индивидуализмом. Отметим, что эта же черта была отмечена у славянской цивилизации славянофилами. В целом, делая заключительные выводы, следует отметить, что в контексте современного культурного развития России в большей мере актуальна славянофильская концепция культурного развития нашей страны.Славянофилы волновались за культурную судьбу России, о её будущем развитии и благополучии. Единственно, что по сравнению с западниками они придерживались иных воззрений относительно последующего культурного прогресса нашего Отечества. Для западников основа заключалась в общности исторического пути России и Западной Европы, тогда как славянофилы полагали, что исторический культурный путь России является самобытным, и в своей основе имеет христианские ценности и идею соборности. Славянофилами и западниками единодушно осуждались крепостное право и административно-судебный произвол, славянофилы часто указывали на то, что Россия нуждается в грамотных и последовательных реформах, в том числе и культурных. Славянофилы полагали, что Россия должно осуществить выполнение великой задачи – построения новой жизни на христианских началах и ценностях, а также донесения данных принципов высокодуховной жизни до всего человечества. Именно России необходимо показать всему миру дорогу к истинному братству и истинному единению - соборности. Несмотря на различия в понимании историческо-культурного пути России, западники и славянофилы сходились в том, что осознавали важность реформ и преобразований. Дискуссия по поводу дальнейшего будущего России способствовала активизации общественной мысли и общественного движения в России. Для русской философии, культурологии и политической, исторической науки особенно важно то, что славянофилы предложили удивительно самобытные концепции развития историко-культурного процесса, западной и восточной цивилизаций, предъявили актуальные мнения относительно того, по какому культурному пути следует пойти России.Относительно восточного пути следует сказать о том, что эта концепция кажется жизнеспособной в аспекте культурного и политического сотрудничества России с восточными странами. Итак, исходя из вышесказанного, представляется более правильным тезис о том, что Россия является уникальной цивилизацией, не восточной и не западной, а самобытной цивилизацией, которая все же сформировалась под влиянием западного и восточного влияния. Это было отмечено многими русскими философами, которые разрабатывали концепции русской идеи. Согласно позиции Н. Данилевского, Г. Флоровского, К. Леонтьева, Россия многое взяла от Востока. В частности, нахождение национальной «самости» России (и тем самым разрешение загадки нации) невозможно, если мы будем отрывать нацию от религиозного начала, ее религиозных истоков. Будущее – это то, что невозможно построить без прошлого, без истории и национальных корней. И здесь важно отметить глубинную связь России с византийскими традициями. Велико влияние Византии на становление государственности Руси. Симфония властей, сложившаяся в Византии, представляет собой наиболее гармоничную схему взаимоотношений церковной и государственной власти. Для Византии характерно рассмотрение государства как единого организма. Византийская модель государственного управления получила свое развитие и на русской почве. Византийские традиции в области культуры также были освоены русской культурой и русским менталитетом. В период правления Петра Великого начинается период европеизации, который также оказал значительное влияние на развитие России. То есть, при анализе России как типа цивилизации мы обязаны учитывать западный фактор: от Европы Россия также смогла взять лучшее, в частности, речь идет о достижениях в области науки, искусства, государственного управления. Каждая цивилизация, таким образом, имеет собственное задание, специфическую роль в структуре исторического процесса. Россия есть уникальный сплав собственно славянской ментальности, восточных и западных традиций.Список литературыБагаева К.А., Жапова Н.А. Славянофилы и западники: двести лет спустя. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slavyanofily-i-zapadniki-dvesti-let-spustya?Барер И. Западники и славянофилы // Исторический журнал. 1939. № 2. С. 72-81.Дмитриев С.С. Раннее славянофильство и утопический социализм // Вопросы истории 1993. № 5. С. 24-40.История философии.//А.Н. Волкова, В.С. Горнев. М.: Изд-во Приор, 1997. 464 с.История России (Россия в мировой цивилизации)./Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2020. 290 с.Китаев В.А. Славянофилы после отмены крепостного права. Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та, 1994. 68 с.Летняков Д.Э., Чижков С.Л. Очерки истории русской политической мысли. [Электронный ресурс] URL: https://www.twirpx.com/file/1335993/Лосский, О.Н. История русской философии. [Электронный ресурс] URL: Режим доступа: http://www.vehi.net/nlossky/istoriya/03.html Новикова, Л.И., Сиземская, И.Н. Русская философия истории [Электронный ресурс] URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/novikova_russksja/02.aspx Олейников Д.И. Классическое российское западничество М.: Механик, 1996. 68 с. Рудницкая, Е. Л. Чаадаев и Чернышевский: цивилизационное видение России./Е.Л. Рудницкая//Вопросы истории. 2003. № 8. С. 37-55.Спиркин, А. Г. История философии : учебник для вузов / А. Г. Спиркин. М. : Издательство Юрайт, 2020. 136 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/450885 Хомяков, А.С. Записки о всемирной истории. [Электронный ресурс] URL: http://homyakov.lit-info.ru/homyakov/semiramida/primechanie.htmЦимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. [Электронный ресурс] URL: https://www.twirpx.com/file/1493482/Чаадаев П.Я. Философические письма. – Режим доступа: https://librebook.me/filosoficheskie_pisma__sbornik?
1. Багаева К.А., Жапова Н.А. Славянофилы и западники: двести лет спустя. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slavyanofily-i-zapadniki-dvesti-let-spustya?
2. Барер И. Западники и славянофилы // Исторический журнал. 1939. № 2. С. 72-81.
3. Дмитриев С.С. Раннее славянофильство и утопический социализм // Вопросы истории 1993. № 5. С. 24-40.
4. История философии.//А.Н. Волкова, В.С. Горнев. М.: Изд-во Приор, 1997. 464 с.
5. История России (Россия в мировой цивилизации)./Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2020. 290 с.
6. Китаев В.А. Славянофилы после отмены крепостного права. Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та, 1994. 68 с.
7. Летняков Д.Э., Чижков С.Л. Очерки истории русской политической мысли. [Электронный ресурс] URL: https://www.twirpx.com/file/1335993/
8. Лосский, О.Н. История русской философии. [Электронный ресурс] URL: Режим доступа: http://www.vehi.net/nlossky/istoriya/03.html
9. Новикова, Л.И., Сиземская, И.Н. Русская философия истории [Электронный ресурс] URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/novikova_russksja/02.aspx
10. Олейников Д.И. Классическое российское западничество М.: Механик, 1996. 68 с.
11. Рудницкая, Е. Л. Чаадаев и Чернышевский: цивилизационное видение России./Е.Л. Рудницкая//Вопросы истории. 2003. № 8. С. 37-55.
12. Спиркин, А. Г. История философии : учебник для вузов / А. Г. Спиркин. М. : Издательство Юрайт, 2020. 136 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/450885
13. Хомяков, А.С. Записки о всемирной истории. [Электронный ресурс] URL: http://homyakov.lit-info.ru/homyakov/semiramida/primechanie.htm
14. Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. [Электронный ресурс] URL: https://www.twirpx.com/file/1493482/
15. Чаадаев П.Я. Философические письма. – Режим доступа: https://librebook.me/filosoficheskie_pisma__sbornik?
Вопрос-ответ:
Какие идеи противопоставлялись западникам?
Западники противопоставляли свою идею свободной личности славянофильской идее корпоративности или соборности.
Что особенного было в реформах Петра I для западников?
Западники считали, что особую ценность имели реформы Петра I, так как именно этому государю удалось привести Россию в первую фазу обновления страны.
В чем заключалась значимость спора между западниками и славянофилами?
Спор между западниками и славянофилами стал значимым этапом в активизации культурной и общественной мысли в России. Эта дискуссия поставила много актуальных проблем культурно-исторического развития страны.
Какие идеи были характерны для западников?
Западники придавали особое значение идеи свободной личности и реформам Петра I, которые, на их взгляд, являлись первым шагом к обновлению страны.
В чем состояла значимость дискуссии между западниками и славянофилами?
Дискуссия между западниками и славянофилами ставила на повестку дня множество актуальных проблем культурно-исторического развития России, активизировала культурную и общественную мысль в стране.
Какую идею свободной личности противопоставляли западники славянофильской идее корпоративности?
Западники противопоставляли идею свободной личности и индивидуализма славянофильской идее корпоративности или соборности, считая, что каждый человек должен иметь возможность самостоятельно принимать решения и развиваться в соответствии со своими потребностями и способностями.
Какую ценность имели реформы Петра I для западников?
Для западников особую ценность имели реформы Петра I, они считали, что именно этому государю удалось привести Россию в первую фазу обновления страны. Они считали, что реформы Петра I в области армии, промышленности, образования и культуры сделали страну сильной и прогрессивной.
Что стало значимым этапом в активизации культурной и общественной мысли в России?
Спор между западниками и славянофилами стал значимым этапом в активизации культурной и общественной мысли в России. Эта дискуссия поставила много актуальных проблем культурно-исторического развития страны, включая вопросы образования, культуры, политики и отношения России к Западу.
Какие проблемы поставила дискуссия между западниками и славянофилами?
Дискуссия между западниками и славянофилами поставила много актуальных проблем культурно-исторического развития России. Это включает вопросы образования, культуры, политики и отношения России к Западу. Сторонники западников выступали за модернизацию и западные ценности, в то время как славянофилы придерживались консервативных традиций и уникальности русской культуры.