Культурология

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Культурология
  • 12 12 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 18.07.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет
Фрагмент для ознакомления

Западниками собственная идея свободной личности противопоставлялась славянофильской идее корпоративности или соборности. Для западников особую ценность имели реформы Петра I, они считали, что именно этому государю удалось привести Россию в первую фазу обновления страны. Следует сказать о том, что спор между западниками и славянофилами стал значимым этапом в активизации культурной и общественной мысли в России. Эта дискуссия поставила много актуальных проблем культурно-исторического прошлого и настоящего России.Кроме того, А.С. Панариным была выделена еще одна альтернатива культурно-исторического развития России – это ориентация на Восток, на восточные цивилизации, с которыми у России исторически также имеются обширные культурные исторические связи. Восточная цивилизация как воплощение органики и витального начала бытия соотносится с вечной гармонией и единством космоса. Запад же воплощает в себе глобальную материально-механистическую экспансию и прогрессистский историцистскийактивизм. И в данном отношении России близок именно Восток. В условиях отчужденности от Востока западная цивилизация оказывается лишена внутренней духовной глубины. Помимо западно-восточного дуализма А. С. Панарин также обращал внимание на дихотомию Север - Юг, выделяя северный и южный полюса в русской истории, в Евразии и в мире в целом. Ещё одной особенностью восточной цивилизации, выделяемой А. С. Панариным вслед за множеством других авторов, является приоритет коллективизма над индивидуализмом. Отметим, что эта же черта была отмечена у славянской цивилизации славянофилами. В целом, делая заключительные выводы, следует отметить, что в контексте современного культурного развития России в большей мере актуальна славянофильская концепция культурного развития нашей страны.Славянофилы волновались за культурную судьбу России, о её будущем развитии и благополучии. Единственно, что по сравнению с западниками они придерживались иных воззрений относительно последующего культурного прогресса нашего Отечества. Для западников основа заключалась в общности исторического пути России и Западной Европы, тогда как славянофилы полагали, что исторический культурный путь России является самобытным, и в своей основе имеет христианские ценности и идею соборности. Славянофилами и западниками единодушно осуждались крепостное право и административно-судебный произвол, славянофилы часто указывали на то, что Россия нуждается в грамотных и последовательных реформах, в том числе и культурных. Славянофилы полагали, что Россия должно осуществить выполнение великой задачи – построения новой жизни на христианских началах и ценностях, а также донесения данных принципов высокодуховной жизни до всего человечества. Именно России необходимо показать всему миру дорогу  к  истинному братству  и  истинному единению - соборности. Несмотря на различия в понимании историческо-культурного пути России, западники и славянофилы сходились в том, что осознавали важность реформ и преобразований. Дискуссия по поводу дальнейшего будущего России способствовала активизации общественной мысли и общественного движения в России. Для русской философии, культурологии и политической, исторической науки особенно важно то, что славянофилы предложили удивительно самобытные концепции развития историко-культурного процесса, западной и восточной цивилизаций, предъявили актуальные мнения относительно того, по какому культурному пути следует пойти России.Относительно восточного пути следует сказать о том, что эта концепция кажется жизнеспособной в аспекте культурного и политического сотрудничества России с восточными странами. Итак, исходя из вышесказанного, представляется более правильным тезис о том, что Россия является уникальной цивилизацией, не восточной и не западной, а самобытной цивилизацией, которая все же сформировалась под влиянием западного и восточного влияния. Это было отмечено многими русскими философами, которые разрабатывали концепции русской идеи. Согласно позиции Н. Данилевского, Г. Флоровского, К. Леонтьева, Россия многое взяла от Востока. В частности, нахождение национальной «самости» России (и тем самым разрешение загадки нации) невозможно, если мы будем отрывать нацию от религиозного начала, ее религиозных истоков. Будущее – это то, что невозможно построить без прошлого, без истории и национальных корней. И здесь важно отметить глубинную связь России с византийскими традициями. Велико влияние Византии на становление государственности Руси. Симфония властей, сложившаяся в Византии, представляет собой наиболее гармоничную схему взаимоотношений церковной и государственной власти. Для Византии характерно рассмотрение государства как единого организма. Византийская модель государственного управления получила свое развитие и на русской почве. Византийские традиции в области культуры также были освоены русской культурой и русским менталитетом. В период правления Петра Великого начинается период европеизации, который также оказал значительное влияние на развитие России. То есть, при анализе России как типа цивилизации мы обязаны учитывать западный фактор: от Европы Россия также смогла взять лучшее, в частности, речь идет о достижениях в области науки, искусства, государственного управления. Каждая цивилизация, таким образом, имеет собственное задание, специфическую роль в структуре исторического процесса. Россия есть уникальный сплав собственно славянской ментальности, восточных и западных традиций.Список литературыБагаева К.А., Жапова Н.А. Славянофилы и западники: двести лет спустя. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slavyanofily-i-zapadniki-dvesti-let-spustya?Барер И. Западники и славянофилы // Исторический журнал. 1939. № 2. С. 72-81.Дмитриев С.С. Раннее славянофильство и утопический социализм // Вопросы истории 1993. № 5. С. 24-40.История философии.//А.Н. Волкова, В.С. Горнев. М.: Изд-во Приор, 1997. 464 с.История России (Россия в мировой цивилизации)./Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2020. 290 с.Китаев В.А. Славянофилы после отмены крепостного права. Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та, 1994. 68 с.Летняков Д.Э., Чижков С.Л. Очерки истории русской политической мысли. [Электронный ресурс] URL: https://www.twirpx.com/file/1335993/Лосский, О.Н. История русской философии. [Электронный ресурс] URL: Режим доступа: http://www.vehi.net/nlossky/istoriya/03.html Новикова, Л.И., Сиземская, И.Н. Русская философия истории [Электронный ресурс] URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/novikova_russksja/02.aspx Олейников Д.И. Классическое российское западничество М.: Механик, 1996. 68 с. Рудницкая, Е. Л. Чаадаев и Чернышевский: цивилизационное видение России./Е.Л. Рудницкая//Вопросы истории. 2003. № 8. С. 37-55.Спиркин, А. Г. История философии : учебник для вузов / А. Г. Спиркин. М. : Издательство Юрайт, 2020. 136 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/450885 Хомяков, А.С. Записки о всемирной истории. [Электронный ресурс] URL: http://homyakov.lit-info.ru/homyakov/semiramida/primechanie.htmЦимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. [Электронный ресурс] URL: https://www.twirpx.com/file/1493482/Чаадаев П.Я. Философические письма. – Режим доступа: https://librebook.me/filosoficheskie_pisma__sbornik?

Список литературы

1. Багаева К.А., Жапова Н.А. Славянофилы и западники: двести лет спустя. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slavyanofily-i-zapadniki-dvesti-let-spustya?
2. Барер И. Западники и славянофилы // Исторический журнал. 1939. № 2. С. 72-81.
3. Дмитриев С.С. Раннее славянофильство и утопический социализм // Вопросы истории 1993. № 5. С. 24-40.
4. История философии.//А.Н. Волкова, В.С. Горнев. М.: Изд-во Приор, 1997. 464 с.
5. История России (Россия в мировой цивилизации)./Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2020. 290 с.
6. Китаев В.А. Славянофилы после отмены крепостного права. Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та, 1994. 68 с.
7. Летняков Д.Э., Чижков С.Л. Очерки истории русской политической мысли. [Электронный ресурс] URL: https://www.twirpx.com/file/1335993/
8. Лосский, О.Н. История русской философии. [Электронный ресурс] URL: Режим доступа: http://www.vehi.net/nlossky/istoriya/03.html
9. Новикова, Л.И., Сиземская, И.Н. Русская философия истории [Электронный ресурс] URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/novikova_russksja/02.aspx
10. Олейников Д.И. Классическое российское западничество М.: Механик, 1996. 68 с.
11. Рудницкая, Е. Л. Чаадаев и Чернышевский: цивилизационное видение России./Е.Л. Рудницкая//Вопросы истории. 2003. № 8. С. 37-55.
12. Спиркин, А. Г. История философии : учебник для вузов / А. Г. Спиркин. М. : Издательство Юрайт, 2020. 136 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/450885
13. Хомяков, А.С. Записки о всемирной истории. [Электронный ресурс] URL: http://homyakov.lit-info.ru/homyakov/semiramida/primechanie.htm
14. Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. [Электронный ресурс] URL: https://www.twirpx.com/file/1493482/
15. Чаадаев П.Я. Философические письма. – Режим доступа: https://librebook.me/filosoficheskie_pisma__sbornik?



Вопрос-ответ:

Какие идеи противопоставлялись западникам?

Западники противопоставляли свою идею свободной личности славянофильской идее корпоративности или соборности.

Что особенного было в реформах Петра I для западников?

Западники считали, что особую ценность имели реформы Петра I, так как именно этому государю удалось привести Россию в первую фазу обновления страны.

В чем заключалась значимость спора между западниками и славянофилами?

Спор между западниками и славянофилами стал значимым этапом в активизации культурной и общественной мысли в России. Эта дискуссия поставила много актуальных проблем культурно-исторического развития страны.

Какие идеи были характерны для западников?

Западники придавали особое значение идеи свободной личности и реформам Петра I, которые, на их взгляд, являлись первым шагом к обновлению страны.

В чем состояла значимость дискуссии между западниками и славянофилами?

Дискуссия между западниками и славянофилами ставила на повестку дня множество актуальных проблем культурно-исторического развития России, активизировала культурную и общественную мысль в стране.

Какую идею свободной личности противопоставляли западники славянофильской идее корпоративности?

Западники противопоставляли идею свободной личности и индивидуализма славянофильской идее корпоративности или соборности, считая, что каждый человек должен иметь возможность самостоятельно принимать решения и развиваться в соответствии со своими потребностями и способностями.

Какую ценность имели реформы Петра I для западников?

Для западников особую ценность имели реформы Петра I, они считали, что именно этому государю удалось привести Россию в первую фазу обновления страны. Они считали, что реформы Петра I в области армии, промышленности, образования и культуры сделали страну сильной и прогрессивной.

Что стало значимым этапом в активизации культурной и общественной мысли в России?

Спор между западниками и славянофилами стал значимым этапом в активизации культурной и общественной мысли в России. Эта дискуссия поставила много актуальных проблем культурно-исторического развития страны, включая вопросы образования, культуры, политики и отношения России к Западу.

Какие проблемы поставила дискуссия между западниками и славянофилами?

Дискуссия между западниками и славянофилами поставила много актуальных проблем культурно-исторического развития России. Это включает вопросы образования, культуры, политики и отношения России к Западу. Сторонники западников выступали за модернизацию и западные ценности, в то время как славянофилы придерживались консервативных традиций и уникальности русской культуры.