Теории эмоций

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 30 30 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 19.07.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические представления об эмоциях и чувствах 6
1.1. Понятие эмоций. Функции эмоций. Эмоции и чувства 6
1.2. Виды эмоций 8
1.3. Основные теоретические концепции эмоций 12
ГЛАВА 2. Взаимосвязь между эмоциями и свойствами личности 17
2.1. Развитие эмоций в онтогенезе 17
2.2. Эмоции и чувства 21
2.3. Эмоции как оценочное восприятие и оценочные чувства 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Фрагмент для ознакомления

Независимо от того, как разрешится эмпирический спор о телесных сигнатурах, мозговые или телесные изменения и чувства, сопровождающие эти изменения, могут лишь отчасти приблизить нас к адекватной таксономии [20].Еще одним важным камнем преткновения для теории Джеймса-Ланге является то, что она не дает никакого понимания роли эмоций в нашей жизни как рациональных агентов и мыслителей. Однако эмоции поддаются не только объяснению, но и оправданию. Если меня кто-то рассердит, я могу сослаться на осуждающий тон моего противника; если кто-то заставляет меня ревновать, я могу указать на его переманивание на мою эмоциональную собственность. Если бы эмоции были просто чувствами, как предполагал Джеймс, было бы трудно объяснить, почему они могут быть оправданы в свете причин, так же как нам было бы трудно оправдать сенсорный опыт вкуса шоколада или ощущение боли в нижней части спины [20].Эмоции как оценочное восприятие и оценочные чувстваПерцептивные теории бывают буквальные/сильные и небуквальные/слабые. Сильные версии обычно предполагают, что эмоции являются подлинными формами восприятия на основе чувственного восприятия; слабые версии подчеркивают ключевые свойства, которые эмоции разделяют с сенсорным восприятием, а также признают важные различия.Нео-джеймсовская теория Принца — хороший пример сильной теории восприятия. Согласно Принцу, мы можем говорить о добросовестной системе восприятия, когда мы находимся в присутствии специальной системы ввода со специализированными преобразователями и ментальными представлениями. Сенсорное восприятие явно имеет входные системы, предназначенные для зрения, обоняния, осязания, слуха и вкуса. Следуя по стопам нейробиологической работы Дамасио, Принц предполагает, что эмоции также могут зависеть от специальной системы внутри соматосенсорной системы. Таким образом, эмоции буквально представляют собой восприятие телесных изменений либо на висцеральном, гормональном или мышечно-скелетном уровнях, либо в виде изменений в соматосенсорных областях мозга[20].Принц добавляет, что эмоции — это не простовосприятия телесных изменений, из чего следует, что две эмоции могут отличаться друг от друга, несмотря на наличие неразличимых восприятий телесных изменений. Например, страх — это не просто восприятие «учащенного сердцебиения и… других физиологических изменений»: он также имеет отличительную функцию — быть вызванным опасностью — и специфическим маркером отрицательной валентности —что мотивирует избегающее действие. Поскольку согласно телеосемантической теории репрезентации ментальные состояния репрезентируют то, на что они имеют функцию указания, Принц заключает, что восприятие учащенного сердцебиения также может представлять опасность, поскольку оно выполняет функцию указания на нее. Слабые перцептивные теории считают эмоции релевантными аналогами сенсорного восприятия или проприоцепции. Кроме того, большинство считает, что эмоции представляют собой непосредственное восприятие формальных объектов, а не восприятие телесных изменений с функцией отслеживания формальных объектов.Влиятельное предложение в этом ключе предлагает Робертс, который считает, что «эмоции — это своего рода восприятие» в форме концепций, основанных на беспокойстве. Робертс поясняет, что интерпретации — это «впечатления, то, как вещи представляются субъекту», и что они основаны на беспокойстве в силу того, что основаны на желаниях и отвращениях субъекта. Например, страх отца перед тем, что огонь причинит вред его дочери, представляет собой истолкование огня как опасного, основанное на желании отца, чтобы с его дочерью не случилось ничего плохого [20].В том же духе Тапполет предполагает, что эмоции — это перцептивные переживания оценочных свойств (также известных как ценности), таких как опасность (страх) или пренебрежение (гнев). Некоторые авторы добавляют, что такие оценочные свойства недоступны никакими другими способами, точно так же, как цветовые свойства доступны только благодаря зрительному восприятию.Тапполет подчеркивает, что оценочное восприятие, как и чувственное восприятие, неконцептуально по своей природе и когнитивно непроницаемо (. Это могло бы объяснить, почему существа, не обладающие понятиями, такие как животные и доязыковые младенцы, могут испытывать эмоции, и объяснить эмоциональную непокорность, которую можно понять по аналогии со зрительной иллюзией. Как мы визуально воспринимаем карандаш как согнутый, хотя считаем его прямым, так и мы эмоционально воспринимаем прозрачную платформу над Гранд-Каньоном как опасную, в то время как оцениваем ее как неопасную[20].Тапполетперечисляет дополнительные особенности, которые помогают объяснить, почему так много авторов стали думать об эмоциях как о восприятиях: (а) и эмоции, и восприятия обладают ярко выраженными феноменальными свойствами, (б) и то, и другое автоматически вызывается реальными или воображаемыми объектами, (в). ) оба имеют условия правильности, потому что они представляют мир определенным образом, и (d) оба играют эпистемическую роль, предоставляя неопровержимые основания для веры (например, зрительное восприятие для веры в то, что что-то синее, и страх для веры в то, что что-то синее). что-то опасное).Несмотря на эти аналогии, некоторые критики отвергли перцептивные теории эмоций. Известная критика касается их неспособности объяснить эмоциональную непокорность. Например, Хелм утверждал, что перцептуалисты в конечном итоге устранили иррациональность, характерную для непокорности. Если бы воспринимать прозрачную платформу над Гранд-Каньоном как опасную, при этом считая ее неопасной, было бы всего лишь иллюзией зрения, то в этом не было бы ничего иррационального, как нет ничего иррационального в том, чтобы видеть карандаш согнутым, когда судят о его быть прямым. Но в непокорных эмоциях явно присутствует некоторая доля иррациональности: в отличие от иллюзий восприятия, они побуждают нас действовать.Несколько авторов предложили теории, которые наделяют чувства интенциональностью. Ярким примером является пример Голди, который отождествляет интенциональность эмоций с интенциональностью чувств по отношению к чему- либо, которые представляют собой не просто телесные чувства, которые заимствуют свою интенциональность откуда-то еще, как в описании Принца, но вместо этого должны иметь свою собственную интенциональность. Например, когда я боюсь поскользнуться на льду, я чувствую, что лед опасен. Такого рода чувство связано с размышлением о льде с чувством и не может быть сведено к комбинации непреднамеренного телесного ощущения и неэмоциональной оценочной мысли. Как говорит Голди, эмоциональные чувства неразрывно переплетены с направленным на мир аспектом эмоций, так что адекватное объяснение интенциональности эмоции, в то же время улавливает важный аспект ее феноменологии.В том же духе Хелм предполагает, что «эмоции — это преднамеренные важные чувства», которые либо приятны, либо неприятны. Это объясняет, почему эмоции мотивируют действие: ощущение, что что-то заслуживает внимания, мотивирует действие. Это также объясняет, что делает непокорную эмоцию иррациональной. Оценивая прозрачную платформу над Гранд-Каньоном как неопасную и все же опасающуюся ее, субъект решает, что то, что он или она чувствует, заслуживает внимания, а действие на самом деле таковым не является, тем самым беря на себя оценочные обязательства, противоречащие друг другу[20].Некоторые из взглядов, приписывающих интенциональность чувствам, вдохновлены более широкой исследовательской программой репрезентационализма в философии сознания, которая заключается в том, что феноменальные свойства можно отождествить с интенциональными свойствами или, по крайней мере, свести к ним. В некоторых вариантах репрезентативизма эмоциональная феноменология, которая подлежит редукции, является просто соматической, в том смысле, что чувство направлено на телесные события. В других вариантах феноменология гораздо богаче, так как включает соматические, когнитивные, волевые и нередуцируемые аффективные компоненты, направленные на частные и формальные объекты мира.Альтернативой, принятой некоторыми современными теоретиками чувств, является утверждение, что эмоции — это чувства, лишенные каких-либо интенциональных объектов. Противоположное впечатление — это иллюзия, возникающая из-за того, что чувства, которые мы называем эмоциями, обычно вызываются мыслями с интенциональной структурой, с которой они связаны в «составном» опыте. С этой точки зрения страх перед льдом — это составное психическое состояние, состоящее из эмоции — беспредметного чувства страха — плюс мысль, в которой лед является ее интенциональным объектом. Сами по себе эмоции — это просто гедонистические чувства без интенциональности. Однако основания, заявленные в пользу этой точки зрения, явно феноменологичны, и поскольку интроспекция большинства исследователей, по-видимому, выносит противоположный вердикт о том, что эмоции сами по себе объектно-направлены [20].ЗАКЛЮЧЕНИЕВажность эмоций в жизни человека велика. Они помогают сориентироваться в происходящем, оценивая его с точки зрения желательности или нежелательности, под их воздействием человек может совершить невозможное, так как происходит мгновенная мобилизация всех сил организма. Эмоции сопровождают все проявления жизнедеятельности организма и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности человека. Чисто психологических теорий эмоций, которые не затрагивают физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует, и идеи, взятые из разных областей научных исследований, обычно сосуществуют в теориях эмоций. Поскольку эмоцию как психологический феномен трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и часто психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, а служат объяснением друг друга. Они выполняют следующие функции: сигнализацию, оценку, регулирование, мобилизацию. При сильных эмоциях, особенно в критических ситуациях, может проявиться их дезорганизующая функция. В любой жизненной ситуации нами движут эмоции, чувства и разум. Эмоции и разум иногда воздействуют на нас согласованно, в одном направлении, а иногда и по отдельности. Эмоции могут быть нашими союзниками в достижении целей, а могут быть противниками или помехой. Негативные эмоции могут оказывать разрушительное воздействие на наше здоровье, снижать защитные свойства организма. Поэтому важно не позволять им оказывать такое влияние, эмоциями нужно управлять. Эмоции характеризуются модальностью, знаком, они бывают стеническими и астеническими, характеризуются силой, продолжительностью и осознанностью. Основными формами выражения эмоций являются чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, чувство, настроение и стресс. Важное различие между чувствами и эмоциями заключается в том, что чувства обладают относительной стабильностью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Глубокая связь чувства с эмоциями проявляется, прежде всего, в том, что чувство переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях. Эмоции и чувства связаны с различными функциональными состояниями мозга, возбуждением определенных подкорковых областей и изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. Значимость внешних воздействий анализируется корой головного мозга или другими структурами мозга, обеспечивающими адекватность эмоциональных реакций. Эмоции человека формируются и проявляются в условиях социализации и воспитания. Работа над эмоциями должна вестись в двух направлениях. Во-первых, в направлении формирования высших положительных нравственных, познавательных и эстетических чувств и вытеснения ими негативных. Во-вторых, это формирование умения контролировать свои эмоции. Таким образом, особенность эмоциональной сферы человека во многом определяет специфику его поведения, деятельности, общения, отношения к жизни и эмоционального благополучия, любой человек должен формировать необходимые для его жизни чувства, развивать способность регулировать свои эмоциональные состояния, справляться с аффектами, контролировать свое поведение.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлтунина И.Р. Социальная психология: Учебник. – М: Юрайт, 2015. – 427 c. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 511 c.Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы. – М.: Владос, 2013. – 511 c.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2012.Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. – 2008. – № 3. С. 15 – 21.Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2016. – 272 c. Илья Ильич Мечников. Этюды оптимизма. М.:ЮРАЙТ, 2017Кулагина И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста: Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 291 c. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 3-е изд., доп. – М.: Смысл, 2007.Маллаев Д.М. Гендерная тифлопсихология дошкольного и младшего школьного возраста: Монография. – СПб.: Речь, 2013. – 128 c. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2013. – 288 c. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2013. – 288 c. Немов Р. С. Общая психология. / В 3 томах. Том 1. Введение в психологию. – М.: Юрайт, 2013. – 736 c.Паркинсон Б. Что объединяет эмоции? Координация смысла и реакции // Исследование когнитивных систем , - 2009. - 10(1): 31–47. doi: 10.1016/j.cogsys.2008.03.003Паркинсон Б. Эмоции в прямом и удаленном социальном взаимодействии: преодоление пространства между нами // Компьютеры в человеческом поведении. – 2008. - 24 (4): 1510–1529. doi:10.1016/j.chb.2007.05.006Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир / В.М. Розин. – М., 2006.Чумиков А.Н. Актуальные связи с общественностью: сферы, генезис, технологии, области применения, структуры. – М.:Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.Шадриков В.Д. Психология деятельности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Институт психологии РАН, 2014.Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб.: Питер, 2011.Эмоция // Стэнфордская энциклопедия философии. – Электроннй ресурс: https://plato.stanford.edu/entries/emotion/#ThreTradStudEmotEmotFeelEvalMoti (дата доступа: 4.06.2022)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебник. – М: Юрайт, 2015. – 427 c.
2. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 511 c.
3. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы. – М.: Владос, 2013. – 511 c.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2012.
5. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. – 2008. – № 3. С. 15 – 21.
6. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2016. – 272 c.
7. Илья Ильич Мечников. Этюды оптимизма. М.:ЮРАЙТ, 2017
8. Кулагина И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста: Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 291 c.
9. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 3-е изд., доп. – М.: Смысл, 2007.
10. Маллаев Д.М. Гендерная тифлопсихология дошкольного и младшего школьного возраста: Монография. – СПб.: Речь, 2013. – 128 c.
11. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2013. – 288 c.
12. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2013. – 288 c.
13. Немов Р. С. Общая психология. / В 3 томах. Том 1. Введение в психологию. – М.: Юрайт, 2013. – 736 c.
14. Паркинсон Б. Что объединяет эмоции? Координация смысла и реакции // Исследование когнитивных систем , - 2009. - 10(1): 31–47. doi: 10.1016/j.cogsys.2008.03.003
15. Паркинсон Б. Эмоции в прямом и удаленном социальном взаимодействии: преодоление пространства между нами // Компьютеры в человеческом поведении. – 2008. - 24 (4): 1510–1529. doi:10.1016/j.chb.2007.05.006
16. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир / В.М. Розин. – М., 2006.
17. Чумиков А.Н. Актуальные связи с общественностью: сферы, генезис, технологии, области применения, структуры. – М.:Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.
18. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Институт психологии РАН, 2014.
19. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. СПб.: Питер, 2011.
20. Эмоция // Стэнфордская энциклопедия философии. – Электроннй ресурс: https://plato.stanford.edu/entries/emotion/#ThreTradStudEmotEmotFeelEvalMoti (дата доступа: 4.06.2022)

Вопрос-ответ:

Что такое эмоции?

Эмоции - это сложные психологические состояния, которые возникают в ответ на определенные события или стимулы и сопровождаются физиологическими изменениями и определенными психическими переживаниями.

Какие функции выполняют эмоции?

Эмоции выполняют несколько функций: они помогают нам адаптироваться к окружающей среде, выражать свои потребности и желания, сигнализируют о нашем внутреннем состоянии и мотивируют нас к определенным действиям.

Какие виды эмоций существуют?

Виды эмоций разнообразны и могут включать такие эмоции, как радость, грусть, страх, гнев, удивление, отвращение и другие. Они могут быть положительными или отрицательными, интенсивными или слабыми.

Как развиваются эмоции в онтогенезе?

Эмоции развиваются в процессе онтогенеза - от раннего детства до зрелого возраста. Первые эмоциональные реакции у ребенка возникают уже в раннем детстве и постепенно развиваются, становясь более сложными и контролируемыми.

Как эмоции связаны с личностными свойствами?

Эмоции сильно связаны с личностными свойствами. Некоторые люди более склонны к определенным эмоциональным реакциям, которые могут быть обусловлены их индивидуальными особенностями, характером и предыдущими жизненными опытами.

Что такое эмоции?

Эмоции - это сложные психофизиологические реакции, которые возникают у человека в ответ на внутренние или внешние стимулы. Они включают физиологические и психологические компоненты и проявляются в форме различных чувств, таких как радость, грусть, страх, гнев и т.д.

Какие функции выполняют эмоции?

Эмоции выполняют несколько функций. Одна из них - сигнализирование о значимости событий или объектов для человека. Они помогают нам распознавать и классифицировать окружающую среду. Кроме того, эмоции могут служить способом коммуникации, позволяя нам выражать свои чувства другим людям. Они также влияют на наше принятие решений и поведение в различных ситуациях.

Какие виды эмоций существуют?

Существует множество видов эмоций, которые можно классифицировать по различным критериям. Некоторые из самых распространенных видов эмоций включают радость, грусть, страх, гнев, отвращение и удивление. Каждый вид эмоции имеет свои уникальные характеристики и может проявляться в разной степени интенсивности.