ОРАТОРИЯ «САМСОН» Г. Ф. ГЕНДЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ СПЕЦИФИКИ ПРЕТВОРЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ ТЕМАТИКИ

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусствоведение
  • 23 23 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 19.07.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I 5
ПОЭТИКА ЖАНРА ОРАТОРИИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ XVII-XVIII ВЕКОВ 5
1.1 ГЕНЕЗИС ОРАТОРИИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 5
1.2 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ БИБЛЕЙСКОЙ ОРАТОРИИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКЕ XVII-XVIII СТ. 8
РАЗДЕЛ II 12
«САМСОН» Г. Ф. ГЕНДЕЛЯ В РУСЛЕ ПОЭТИКИ ОРАТОРИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРА 12
2.1. ОРАТОРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ Г. Ф. ГЕНДЕЛЯ КАК ПРЕТВОРЕНИЕ РЕЛИГИОЗНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ КОМПОЗИТОРА. 12
2.2. «САМСОН» Г. Ф. ГЕНДЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКИХ ИСКАНИЙ КУЛЬТУРЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23


Фрагмент для ознакомления

Как свидетельствует Е. Рубаха, «Гендель сохраняет жанр трагедии незапятнанно строгим и возвышенным, но ставит в центр трагедии народ и народного героя, и тем придает жанру новую жизнь, делает его актуальным в предгрозовой общественной ситуации середины 18 века. Для Англии 1740-50-х годов “Самон”, вероятно, стал не менее ярким выразителем духа времени (вместе с “Иудой Маккавеем” и еще некоторыми великими ораториями Генделя), чем “Женитьба Фигаро” Бомарше для Франции 1780-90-х».






ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ интонационной и драматургической специфики оратории Г. Ф. Генделя «Самсон» в контексте жанрово-стилевых исканий его эпохи позволяет сделать следующие выводы:
- оратория, подобно другим духовно-музыкальным жанрам, несмотря на первенство оперы, симфонии и иных сфер инструментальной музыки, являлась востребованной в музыкально-творческой деятельности авторов XVII – XVIII вв. Названный жанр, находясь в русле общих процессов секуляризации, вместе с тем сохранял изначально присущий ему семантический смысл концентрации духовных, этико-философских идей, хотя и переосмысленных мировосприятием эпохи Просвещения;
- мероприятия «Конгрегации ораториума», учрежденные Ф. Нери и ставшие генезисом жанра оратории в середине XVI в., были нацелены на распространение духовных истин, знание священной истории, молитву, проповедь, духовное пение с элементами сценического представления, что в совокупности составило базис будущего жанра оратории и определило его идею как «духовной художественно-музыкальной драмы». Обозначенные жанрово-смысловые характеристики оратории существенно дополняются этимологическими качествами ее определения, генетически восходящими к сакральной литургической практике;
- гений Г. Ф. Генделя неотделим от жанра оратории – блестящей кульминации наследия композитора, обобщившей яркий художественный опыт композитора в области оперы и инструментальной музыки. Специфика образно-смыслового и стилевого толкования жанра оратории в творчестве композитора обусловлена разнообразием ее истоков. Предпосылки формирования ораториального наследия композитора коренятся и в немецкой духовно-музыкальной традиции (пассион, кантата), и во французских «монастырских драмах», и в стилистике итальянской оперы, и, наконец, в хоровой староанглийской культуре, в частности, в жанре антема, синтезировавшего в себе древнюю христианскую традицию антифонного пения с жанрово-стилевыми исканиями, показательными для европейской культуры XVII-XVIII ст. Одновременно, семантико-смысловая сущность генделевской оратории испытала на себе воздействие идей «этического сентиментализма» Шефтсбери, соотносимых с англиканско-кальвинистской духовной культурой Англии, в условиях которой именно жанр оратории олицетворял собой духовный театр с соответствующим комплексом духовно-просветительских задач, показательных для данной эпохи;
- вместе с тем, для Г. Ф. Генделя, равно как и для многих его современников, обращение к жанру оратории и близкой ей духовно-жанровой сфере было воплощением «христианского исповедывания собственной веры». Согласно позиции исследователя П. Малкова, «для Генделя Христос – Бог истории: истории спасения человеческого рода. <…> Идее таинственной, мистической, глубоко личной встречи Бога и христианской души, которую мы находим у Баха, Гендель противопоставляет тему встречи и союза с Богом единого богоизбранного народа, единой Церкви. Его Бог – Господь, властно вмешивающийся в земной ход истории в Ветхом Завете, и Господь, ворвавшийся в историю собственным воплощением в Завете Новом. Это – Христос, сделавший историю частью Своей жизни через Вочеловечение». Данные идеи получили наиболее яркое запечатление в оратории «Самсон»;
- обстоятельства биографии ветхозаветного Самсона, в которой причудливым образом сочетались и высокое духовное призвание, и земные человеческие страсти, обусловили неоднозначность его образа, сказавшуюся позднее в его многочисленных художественных интерпретациях. Одной из наиболее ярких интерпретаций образа библейского Самсона с принципиальным выделением финального трагического этапа его жизненного пути является «драматическая поэма» Дж. Мильтона «Самсон-борец», положенная в основу анализируемой в данной работе оратории Г.Ф. Генделя;
- симбиоз в «Самсоне-борце» античных, христианских традиций, символически соотносимых с духовно-политическими реалиями английской истории XVII ст., а также с религиозными убеждениями и судьбой самого Дж. Мильтона в конечном итоге был направлен на создание литературно-театрального произведения нового типа. «Самсон» Дж. Мильтона – не просто распространенное толкование Библии или фантазия на ее тему. Поэт задумывал свое произведение как остро современное, ставящее английские национальные проблемы, а в то же время – глубоко личное, воплощающее индивидуальный опыт и судьбу поэта;
- аналогичного рода задачи, только в культурно-исторических реалиях уже первой половины XVIII ст. ставил перед собой Г. Ф. Гендель и его либреттист Н. Хэмилтон, использовавшие драму Дж. Мильтона в качестве основы оратории «Самсон». Изменившаяся по сравнению с XVII ст. историческая ситуация в Англии (угасание революционных порывов, формирование буржуазных отношений, относительная стабилизация общественно-политической жизни и т. д.) так или иначе нашла запечатление и в трактовке идей произведения Дж. Мильтона, интерпретируемого более в нравоучительном духе и сдержанном выражении страстей;
- оратория Г. Ф. Генделя «Самсон» (1742) являет собой образец зрелого стиля композитора. Три части оратории последовательно раскрывают базовый драматургический конфликт произведения, заключающийся в противостоянии двух народов – израильтян и филистимлян. Обозначенная идея реализуется как в хоровых сценах, так и в партиях конкретных персонажей, представительствующих от имени данных народов. Одновременно, «Самсон» через образ главного героя репрезентирует идею героического самопожертвования во имя своего народа и фактического восстановления Божественного порядка. В этом плане образ Самсона оказывается отчасти соотносимым и с новозаветной историей;
- обозначенная драматургическая идея противопоставления мира израильтян и филистимлян последовательно прослеживается и в многочисленных хоровых сценах оратории, что принципиально отличает произведение Г. Ф. Генделя от концепции его литературного первоисточника (Дж. Мильтон), сосредоточенного более на образе Самсона. Отметим, что характеристики участников «противостояния» достаточно динамичны и неоднозначны. В «линии» израильтян доминирует возвышенно-религиозный тонус, апеллирование к сложным фугированным формам, ренессансной полифонической технике, выступавшим «знаком» высокого сакрального искусства, а также к стилевым качествам протестантского хорала и т. д. «Линия» же филистимлян изначально носит принципиально иной характер.
- обозначенная идея показательна и для развития главного образа оратории – Самсона, ориентированного на его последовательное духовное преображение, выражаемое в движении от состояния глубокого отчаяния, переживания собственной немощи, прострации к духовному «пробуждению», активности, готовности к подвигу. Иными словами, драматический финал жизни Самсона ориентирован на восстановление духовной связи героя-избранника («назорея») с Богом, прерванной вследствие искушений и грехов главного героя повествования. Основным средством характеристики Самсона выступают разнообразные модификации арии первой половины XVIII века, вбирающие в себя, с одной стороны, поэтико-интонационную специфику оперы seria и ее составляющих, с другой – апеллирующие к протестантской немецкой и английской сакральной духовно-хоровой традиции и ее музыкально-риторическому запечатлению.







список использованной литературы

Аграновская М. Неистовый Самсон (Книга Судей, главы 13-16). URL: www.maranat.de/agr_01_07.html (дата звернення: 15. 10. 2017 р.).
Аникст А. Джон Мильтон // Мильтон Дж. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. М.: Художественная литература, 1976. С. 5-24.
Апресян Р. Г. Из истории этики Нового времени. Этический сентиментализм. М.: МГУ, 1986. 80 с.
Артамонов С. Д., Гражданская З. Т., Самарин Р. М. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. М.: Просвещение, 1967. 855 с.  
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1963. 379 с.
Барна И. Если бы Гендель вел дневник / пер. с венг. Будапешт: Корвина, 1987. 275 с.
Белоненко А. Георг Фридрих Гендель. 1685-1759. Краткий очерк жизни и творчества. Книжка для юношества. Л.: Музыка, 1971. 80 с.
Берченко Р. Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. 372 с.
Браиловский Л. Оратория в творчестве зарубежных композиторов (XVII-XIX вв.). Л.: Музыка, 1973. 234 с.
Висаитова Д. Индивидуализация аффекта в операх В. А. Моцарта (на примере «арий мести» из опер «Идомней» и «Волшебная флейта») // Молодые исследователи о музыке: сб. науч. ст. [сост. Е. М. Шабшаевич]. М.: Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке, 2010. С. 48-59.
Волов Д. И. Г. Ф. Гендель и немецкие ораториальные жанры // Музыковедение. 2008. № 7. С. 13-20.
Волов Д. И. Оратории Генделя на христианские сюжеты: Автореф. дисс. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. Москва, 2012. 32 с.
Вороніна М. О. Особливості трактування євангельських сюжетів у французькій ораторії другої половини XIX ст. крізь призму історії жанру («Дитинство Христа» Г. Берліоз та «Марія Магдалина» Ж. Массне): Автореф. дис. …. канд. мистецтвознавства: 17.00.03 / Національна музична академія України ім. П. І. Чайковського. Київ, 2017. 20 с.
Вороніна М. О. Особливості трактування євангельських сюжетів у французькій ораторії другої половини XIX ст. крізь призму історії жанру («Дитинство Христа» Г. Берліоз та «Марія Магдалина» Ж. Массне): дис. …. канд. мистецтвознавства: 17.00.03 / Національна музична академія України ім. П. І. Чайковського. Київ, 2017. 285 с.
Воронина М. Становление жанра оратории во Франции XVII в. в контексте западноевропейской ораториальной традиции. URL: gliеrinstitute.org/ukr/digests/041/12.pdf (дата звернення: 01.08. 2018 р.).
Галушко М. Генделеведение: история и современные задачи // Советская музыка. 1985. № 2. С. 81-88.
Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература: Учебное пособие. Вып. 1. Г. Ф. Гендель, И. С. Бах. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Музыка, 1986. 444 с.
 Горбунов А. Н. Три великих поэта Англии: Донн, Милтон, Вордсворт. М.: Издательство Московского университета, 2012. 320 с.
Грубер Р. И. Гендель. Л.: НИИИ, 1935. 125 с.
Гумерова О. А. «Воскрешение Лазаря» И. К. Ф. Баха в истории эволюции немецкой духовной оратории XVIII века // Вопросы современного музыкознания. Челябинск: Челябинский государственный университет культуры, 2016. С. 85-95.
Далила. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Далила (дата звернення: 09.09.2018 р.).
Зейфас Н. Георг Фридрих Гендель: величие музыки, величие духа // Музыкальная жизнь. 1985. № 8. С. 15-16.
Зейфас Н. М. Опираясь на историческую память жанра. К проблеме анализа оратории Мендельсона «Павел» // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2014. № 2 (32). С. 15-18.
 Иванова Е. В. Загадки сфинкса – ХХ век. Музыкальная форма канона в творчестве композиторов ушедшего столетия: Автореф. дисс. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. Москва, 2006. 37 с.
Иоанн Златоуст. Слово на день усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна. URL: www.pravoslavie.ru/put/040910143251.htm (дата звернення: 15.01. 2018 р.).














2

1. Аграновская М. Неистовый Самсон (Книга Судей, главы 13-16). URL: www.maranat.de/agr_01_07.html (дата звернення: 15. 10. 2017 р.).
2. Аникст А. Джон Мильтон // Мильтон Дж. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. М.: Художественная литература, 1976. С. 5-24.
3. Апресян Р. Г. Из истории этики Нового времени. Этический сентиментализм. М.: МГУ, 1986. 80 с.
4. Артамонов С. Д., Гражданская З. Т., Самарин Р. М. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. М.: Просвещение, 1967. 855 с.
5. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1963. 379 с.
6. Барна И. Если бы Гендель вел дневник / пер. с венг. Будапешт: Корвина, 1987. 275 с.
7. Белоненко А. Георг Фридрих Гендель. 1685-1759. Краткий очерк жизни и творчества. Книжка для юношества. Л.: Музыка, 1971. 80 с.
8. Берченко Р. Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. 372 с.
9. Браиловский Л. Оратория в творчестве зарубежных композиторов (XVII-XIX вв.). Л.: Музыка, 1973. 234 с.
10. Висаитова Д. Индивидуализация аффекта в операх В. А. Моцарта (на примере «арий мести» из опер «Идомней» и «Волшебная флейта») // Молодые исследователи о музыке: сб. науч. ст. [сост. Е. М. Шабшаевич]. М.: Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке, 2010. С. 48-59.
11. Волов Д. И. Г. Ф. Гендель и немецкие ораториальные жанры // Музыковедение. 2008. № 7. С. 13-20.
12. Волов Д. И. Оратории Генделя на христианские сюжеты: Автореф. дисс. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. Москва, 2012. 32 с.
13. Вороніна М. О. Особливості трактування євангельських сюжетів у французькій ораторії другої половини XIX ст. крізь призму історії жанру («Дитинство Христа» Г. Берліоз та «Марія Магдалина» Ж. Массне): Автореф. дис. …. канд. мистецтвознавства: 17.00.03 / Національна музична академія України ім. П. І. Чайковського. Київ, 2017. 20 с.
14. Вороніна М. О. Особливості трактування євангельських сюжетів у французькій ораторії другої половини XIX ст. крізь призму історії жанру («Дитинство Христа» Г. Берліоз та «Марія Магдалина» Ж. Массне): дис. …. канд. мистецтвознавства: 17.00.03 / Національна музична академія України ім. П. І. Чайковського. Київ, 2017. 285 с.
15. Воронина М. Становление жанра оратории во Франции XVII в. в контексте западноевропейской ораториальной традиции. URL: gliеrinstitute.org/ukr/digests/041/12.pdf (дата звернення: 01.08. 2018 р.).
16. Галушко М. Генделеведение: история и современные задачи // Советская музыка. 1985. № 2. С. 81-88.
17. Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература: Учебное пособие. Вып. 1. Г. Ф. Гендель, И. С. Бах. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Музыка, 1986. 444 с.
18. Горбунов А. Н. Три великих поэта Англии: Донн, Милтон, Вордсворт. М.: Издательство Московского университета, 2012. 320 с.
19. Грубер Р. И. Гендель. Л.: НИИИ, 1935. 125 с.
20. Гумерова О. А. «Воскрешение Лазаря» И. К. Ф. Баха в истории эволюции немецкой духовной оратории XVIII века // Вопросы современного музыкознания. Челябинск: Челябинский государственный университет культуры, 2016. С. 85-95.
21. Далила. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Далила (дата звернення: 09.09.2018 р.).
22. Зейфас Н. Георг Фридрих Гендель: величие музыки, величие духа // Музыкальная жизнь. 1985. № 8. С. 15-16.
23. Зейфас Н. М. Опираясь на историческую память жанра. К проблеме анализа оратории Мендельсона «Павел» // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2014. № 2 (32). С. 15-18.
24. Иванова Е. В. Загадки сфинкса – ХХ век. Музыкальная форма канона в творчестве композиторов ушедшего столетия: Автореф. дисс. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. Москва, 2006. 37 с.
25. Иоанн Златоуст. Слово на день усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна. URL: www.pravoslavie.ru/put/040910143251.htm (дата звернення: 15.01. 2018 р.).

Вопрос-ответ:

Какую тематику воплощает оратория "Самсон" Г.Ф. Генделя?

Оратория "Самсон" Г.Ф. Генделя воплощает библейскую тематику.

В каком контексте осуществляется претворение библейской тематики в оратории "Самсон"?

Претворение библейской тематики в оратории "Самсон" осуществляется в конкретном контексте специфики жанра оратории в западноевропейской музыкально-исторической традиции XVII-XVIII веков.

Как возникла оратория в западноевропейской музыке Нового времени?

Оратория возникла в западноевропейской музыке Нового времени через генезис развития библейской оратории в европейской музыке XVII-XVIII столетий.

Каковы исторические пути развития библейской оратории в европейской музыке XVII-XVIII столетий?

Исторические пути развития библейской оратории в европейской музыке XVII-XVIII столетий включают особенности развития этого жанра в разных странах, влияние композиторов и музыкальных традиций на его формирование.

Какое ораториальное наследие Г.Ф. Генделя можно найти в его оратории "Самсон"?

Оратория "Самсон" содержит ораториальное наследие Г.Ф. Генделя, которое выражается через использование характерных музыкальных приемов и стилей, характерных для творчества композитора.

Какую роль играет оратория "Самсон" Г. Ф. Генделя в контексте претворения библейской тематики?

Оратория "Самсон" Г. Ф. Генделя является образцом музыкальной претворения библейской тематики. Она воплощает историю Самсона из Библии в музыкальной форме, используя оркестральное и вокальное сопровождение.

Какова специфика поэтики жанра оратории в западноевропейской музыкальной исторической традиции XVII-XVIII веков?

Оратория в западноевропейской музыкальной исторической традиции XVII-XVIII веков представляет собой музыкально-драматическое произведение, основанное на библейских или религиозных текстах. Она характеризуется грандиозностью и эмоциональной силой музыки, а также использованием сольных вокальных партий, хора и оркестра.

Какими историческими путями развивалась библейская оратория в европейской музыке XVII-XVIII веков?

Библейская оратория в европейской музыке XVII-XVIII веков развивалась через влияние и эволюцию различных музыкальных традиций. Она получила влияние от оперного стиля, вокальной полифонии и барочной музыки. Этот жанр развивался в разных странах Европы, таких как Италия, Германия, Англия, Франция.

Какое ораториальное наследие Г. Ф. Генделя претворилось в его оратории "Самсон"?

В оратории "Самсон" Г. Ф. Генделя можно увидеть наследие барочной музыки и оперного стиля. Она содержит множество арий, рецитативов, хоров и дуэтов, которые являются типичными элементами ораториального жанра. Также можно заметить использование грандиозных оркестровых сил.

Как соотносится оратория "Самсон" Г. Ф. Генделя с поэтикой ораториального творчества композитора?

Оратория "Самсон" Г. Ф. Генделя полностью соответствует поэтике ораториального творчества композитора. В ней присутствуют все характерные черты его стиля и жанра: красочные мелодии, выразительные ритмы, гармонические сдвиги и глубокое драматическое содержание.