Поэтика сборника стихотворений Б.Л.Пастернака

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литературоведение
  • 35 35 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 24.07.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА Б.Л. ПАСТЕРНАКА 5
1.1. Поэтика как литературоведческая категория 5
1.2. Поэтическое наследие Б.Л. Пастернака 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЭТИКИ СБОРНИКА СТИХОВ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «СЕСТРА МОЯ – ЖИЗНЬ» 16
2.1. Поэтика книги стихов 16
2.2. Поэтика стихотворений сборника «Сестра моя – жизнь» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Фрагмент для ознакомления

В летнем саду нет порядка, нет единства, поэтому лирический герой называет его «буреломом» или «хаосом». В этом беспорядке лирический герой видит ни на минуту, ни на секунду не прекращающуюся жизнь. Этот сад распространяется и заполняет собой не только ту территорию, что ему предназначена, а идет дальше: «Огромный сад тормошится в зале / В трюмо – и не бьет зеркала»(«Зеркало»).Лето также неразрывно связано со стихией, с образом дождя. При этом дождь является не только активно действующим, но и преобразующим окружающую действительность. С образом дождя связан мотив выздоровления: прошел дождь, и «пахнуло выпиской из тысячи больниц»(«Дождь»).Также важное значение имеет образ грозы, которая пересоздает мир, задает ему определенную жизненную установку. После дождя мир преображается: «клевер бурен и багров» («Наша гроза»).Таким образом, время является неотъемлемой частью сборника стихотворений «Сестра моя жизнь». Особое место в поэтике стихотворений Б.Л. Пастернака занимает звуковое оформление, это связано с интересом поэта к музыке, которое возникло у него с самого детства. Звуковые повторы в сборнике «Сестра моя жизнь» представлены с помощью разных приемов, а именно: повтором согласных, повтором слов, повтором фраз. Так, например, в стихотворении «Наша гроза» используется прием аллитерации: «Гроза, как жрец, сожгла сиреньИ дымом жертвенным застлалаГлаза и тучи, расправляйГубами вывих муравья».Образ грозы, грома создается за счет повтора сонорных р, л, м, а также звонких г, ж. Повторы слов могут осуществляться посредством парономазии, повтором однокоренных слов или повтором одинаковых слов. Парономазия является одним из частотных повторов, который построен на основе фонетической тождественности или близости слов. Парономазия позволяет создать определенную ритмичность стихотворению. Так, например, обратим внимание на стихотворение «Дождь»:Снуй шелкопрядом тутовымИ бейся об окно.Окутывай, опутывай,Еще не всклянь темно!В данном случае слова «окутывай», «опутывай» имеют семантическую тождественность. Так, в Толковом словаре Ожегова даются следующие их определения:Окутывать – «плотно завёртывать, покрывать чем-либо».Опутывать – «обматывать, обвивать чем-либо».Они служат для создания рифмы внутри строки. Другим примером могут служить пары слов, которые имеют разное значение. Так, в стихотворении «Степь» обратим внимание на следующий отрывок: Пусть степь нас рассудит и ночь разрешит.Когда, когда не: - В НачалеПлыл Плач Комариный, Ползли Мураши,Волчцы по Чулкам Торчали?В данном отрывке пары слов «начале» и «торчали» образуют рифму в конце строк при семантической разнице. Так, в Толковом словаре Ожегова начало – «первый момент или первые моменты какого-нибудь действия», а торчать – «находиться в стоячем положении, высовываясь, выпирая откуда-нибудь». Слова «плыл» и «плач» также являются минимальной парой (то есть примером парономазии). При этом они похожи по звучанию, но имеют разное семантическое значение. Однокоренные слова, которые являются средством повтора, встречаются намного реже, чем случаи парономазии. Так, например, в стихотворении «Заместительница» обратим внимание на следующую строфу:Что от треска колод, от бравады ракочи,От стекляшек в гостиной, от стекла и гостейПо пианино в огне пробежится и вскочит -От розеток, костяшек, и роз, и костей.В четверостишье встречаются следующие однокоренные слова: стекло-стекляшки; гость-гостиная; кость-костяшки. Одинаковые слова как повтор также встречаются в стихотворениях сборника Б.Л. Пастернака. Причем чаще всего это повтор рядом стоящих слов. Так, обратим внимание на пример из стихотворения «Душная ночь»: «Заметят - некуда назад: / Навек, навек заговорят».Также отметим повтор целых фраз, которые встречаются в стихотворениях. Так, например, в стихотворении «Наша гроза» встречается такой приме. Однако фраза повторяется не полностью: сначала – «Гроза, как жрец, сожгла сирень», затем – «Гроза сожгла сирень как жрец». Благодаря изменению порядка слов фраза наполняется иным содержанием. Таким образом, использование повторов в стихотворениях выполняет важные функции, а именно: обеспечивает единство темы, служит для организации связи между повторяющимися фрагментами текста, также создает ритмическую структуру тексту, придает тексту образность, эмоциональность, экспрессивность. Также стоит обратить внимание на использование средств выразительности, которые являются традиционными для поэзии Б.Л. Пастернака. Частотным тропом является сравнение. Средство выразительности помогает обозначить ассоциации, которые возникают у автора произведения на тот или иной предмет, явление, образ. Обратим внимание на примеры: «В волосах, и, как фосфор, трещали» («Памяти Демона»), «Пока в Дарьял, как к другу, вхож, /Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,/ Я жизнь, как Лермонтова дрожь,/Как губы в вермут окунал»(«Про эти стихи»), «Юность в счастье плавала, как /В тихом детском храпе/Наспанная наволока»(«Елене»), «И остался, как загар,/На тупых онцах сигар…» («Как усыпительна жизнь!»),«Под Киевом, в числе / Песков, как кипяток,/Как смытый пресный след/Компресса, как отек…» («Как усыпительна жизнь!»). При этом стоит отметить, что часто используется несколько сравнений подряд. Все они делают текст ярким и выразительным. В модернистской литературе важное место занимает метафора. В лирике данного периода исходная метафора способна разрастись своими производными «гроздьями», способна вобрать в себя весь текст. Таким образом, метафора начинает выполнять совершенно иную функцию и выступает в качестве структурирующего компонента. У поэтов данного направления метафоричность представляется как сложно организованная тропеичность, а метафора – это весь контекст, который участвует в создании того или иного образа. Обратим внимание на стихотворение «Тоска». Это стихотворение входит в часть «Не время ль птицам петь» и носит метатекстуальный характер, то есть рассказывает о книге, в которую входит. Первая строфа представляется нам развернутой метафорой, так как она развертывает образ эпиграфа книги - это первый уровень метафоризации. Ко второму уровню можно отнести метафору «пустыни сипли», которая создает значение одушевленности стихии, при этом относясь и к первому уровню, обозначающему определенное явление как эпиграф книги. Метафора «к зорям тигров тянулся Киплинг» образует третий уровень, но она так же относится и к первому уровню. При этом она обозначает человека, который стремится к чему-либо абстрактному. Вторая строфа показывает новую метафору, которая является автономной: «зиял, иссякнув, страшный кладезь тоски отверстой». В заглавии стихотворения возникает мотив тоски, который находит продолжение во второй строфе, что делает эту метафору ключевой в стихотворении с точки зрения эмоциональной окраски. При этом метафора может выражать несколько значений. Во-первых, «кладезь тоски» может восприниматься как колодец, который вмещает в себя воду-тоску, то есть реализуется семантика опустошения, что привносит значение того, что колодец был некогда наполнен тоскою, но сейчас иссяк и лишь хранит память о ней. Однако метафору можно интерпретировать иначе, обращая внимание на словосочетание «отверстая тоска». В данном случае рождается образ уже опустошенного колодца, в этом случае тоска не остается в прошлом, а распространилась на сотворенный мир во всей своей поражающей мощи. В третьей строфе многоуровневая метафора первой строфы находит свое продолжение, и появляется метафора четвертого уровня: «львы и тигры в эпиграфе и стихах снятся Гангу». Таким образом происходит одушевление стихии, а также возникает ментальное пространство сна. Метафоры в четвертой строфе являются также автономными и вводят в стихотворение мотив смерти (слова «яма», «панихида») и возрождения (слова «рассвет», «фимиам»).Таким образом, многоуровневая метафора воссоздает образ соединения, объединения стихий природы и творчества, которые являются ключевыми в художественном мире Б.Л. Пастернака. Выводы по главе 2Проанализировав сборник стихотворений Б.Л. Пастернака «Сестра моя жизнь», были получены следующие выводы об особенностях его поэтики:Стихотворения сборника объединены с помощью заглавия, подзаголовка, эпиграфов, а также посвящения. Они отражают тему сборника, мотивы. Образ времени занимает важное место в сборнике. Оно олицетворяется и становится таким же действующим лицом, как и лирическое «я».Метафора в стихотворениях является многоуровневой. Она создает свой мир. Важное значение в произведениях имеют сравнения и повторы, которые присутствуют почти что в каждом стихотворении и помогают сделать его ярким, образным и выразительным. ЗАКЛЮЧЕНИЕПастернак внес незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию ХХ века. Высокое мастерство и неповторимая тональность стихов выдвинули Пастернака на одно из первых мест в мощном поэтическом движении 1910 – 1920-х годов на стыке исторических эпох и обеспечили ему очевидную репутацию в поэзии последующих десятилетий.Поэзия Пастернака долгое время была предметом споров и разноречивых, зачастую резко осудительных оценок. Облик Пастернака предстает в своей внутренней органической целостности. Но и сегодня Пастернак не разгадан до конца.Б. Л. Пастернак - один из крупнейших русский поэтов и писателей ХХ столетия, художник глубокого духовного напряжения, живущий большими культурными интересами. Он впустил в свои книги мир со всеми его обыденными реалиями, с его радостями и печалями, впустил и запечатлел на веки саму жизнь.В ходе выполнения курсовой работы были выполнены все задачи, которые были поставлены, а именно:дали определение поэтике как литературоведческой категории;описали особенности творчества Б.Л. пастернака;выявили поэтику сборника стихотворений Б.Л. Пастернака «Сестра моя – жизнь». Тема курсовой работы нуждается в дальнейшем исследовании. Можно определить поэтику других сборников стихотворений Б.Л. Пастернака, а также провести их сопоставительный анализ. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВMeyer Angelika. «Sestramoja – Zizn» von Boris Pasternak. Analyse und Interpretation // SlavistischeBeiträge. .-München, 1987. - p. 139.Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. – м. : Язык русской культуры, 1999. – 896 с. Архив Б.Л. Пастернака (Архив семьи поэта). – Электронный ресурс. - http://pasternak.literature-archive.ru/ru (дата обращения: 23.06.2022). Б.Л. Пастернак К 120-летию со дня рождения русского писателя и поэта / МУК «Шебекинская ЦРБ», сост. Л.В. Бородавкина. – Шебекино, 2010. – 20 с. Большая российская энциклопедия. – Электронный ресурс: https://bigenc.ru/literature/text/3164527 (дата обращения: 23.06.2022). Большая советская энциклопедия. – Электронный ресурс: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/123225/Поэтика (дата обращения: 23.06.2022). Бройтман, С.Н. Поэтика книги Бориса Пастернака «Сестра моя – жизнь» / С.Н. Бройтман. – М., 2006. – 610с. Виноградов, В.В. Поэтика русской литературы / В.В. Виноградов. – М.: Наука, 1976. – 511с. Вукапович, Е.П. Звуковая фактура стихотворений сборника «Сестра моя жизнь» Б.Л. пастернака / Е.П. Вукапович. - RussianLanguageJournalLansing, 1971. – 191 с.Грабазей, В. С. Поэтика как литературоведческая категория и ее роль в истории литературоведения / В.С. Грабазей. – Система ценностей современного общества. – 2016. - №11. – С. 57-62.Колядич, Т.М. Русская проза конца ХХ века / Т.М. Колядич. – М.: Академия, 2005. – 424 с.Крупчанова, Л.М. Введение в литературоведение / Л.М. Крупчанова. – 2-е изд. – М. : Оникс, 2007. – 416 с.Куинджи В., Фридман С. Воспламененная душа / В. Куинджи, С. Фридман // Лехаим. – 2001. - №4. – Электронный ресурс. - https://lechaim.ru/ARHIV/108/fridman.htm (дата обращения: 23.06.2022)Пастернак, Б. Г. фон Клейст. Об аскетике в культуре / Б. Пастернак // Собрание сочинений в 5 т. – М. : Художественная литература, 1991. – Т. 4. – С. 510.Пастернак, Б. Доктор Живаго и другая проза (сборник) / Б. Пастернак. – М.: Азбука, 2020. – 736 с.Пастернак, Б. Л. Об искусстве: «Охранная грамота» и заметки о худож. Творчестве / Б.Л. Пастернак. – М. : Искусство, 1990. - 396 с. Пастернак, Б. Письмо Д.Е. Максимову ( 25 октября 1957 год) / Б. Пастернак // Полное собрание сочинений в 10 томах. – Т. 10. – С. 12-15.Пастернак, Б.Л. Сестра моя – жизнь. – Электронный ресурс. - https://www.b-pasternak.ru/category/sestra-moya-zhizn (дата обращения: 24.06.2022). Пастернак, Е. К читателю / Е. Пастернак// Доктор Живаго. – М., 1989. – С. 3-7.Подшивалова, Е.А. «Летний текст» в книге стихов Б. Пастернака «Сестра моя жизнь» / Е.А. Подшивалова//Вестник Удмурдского университета. – 2017. - №6. – С. 931-937.Поливанов, К.М. Борис Леонидович Пастернак / К.М. Поливанов. – Электронный ресурс. - http://pasternak.niv.ru/pasternak/bio/polivanov-boris-leonidovich-pasternak.htm (дата обращения: 23.06.2022).Соломин, В. Собеседник сердца (этюды о Пастернаке) / В. Соломин. – Ростов-на-Дону : Издательско-коммерческий центр «Булат», 1994. – 52 с. Тимофеев, Л.И. Словарь литературоведческих терминов / Л.И. Тимофеев. – м. : Просвещение, 1974. – 509с.Толковый словарь Ожегова. – Электронный ресурс. - https://gufo.me/dict/ozhegov (дата обращения: 24.06.22).Фарино, Е. Введение в литературоведение/ Е. Фарино. – Санкт-Петербург :из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 639 с.Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – 4-е изд. – М.: Высшая школа, 2005. – 405 с.Чуковский, К.И. Собрание сочинений в 15 томах / К.И. Чуковский. – м.: Терра-Книжный клуб, 2001. – Электронный ресурс. - https://www.chukfamily.ru/kornei/prosa/knigi/sovremenniki/boris-pasternak (дата обращения: 23.06.2022). Шапир, М. «…А ты прекрасна без извилин…» Эстетика небрежности в поэзии Пастернака / М. Шапир // Новый мир. – 2004. - №7. – С. 52-62.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Meyer Angelika. «Sestra moja – Zizn» von Boris Pasternak. Analyse und Interpretation // Slavistische Beiträge. .- München, 1987. - p. 139.
2. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. – м. : Язык русской культуры, 1999. – 896 с.
3. Архив Б.Л. Пастернака (Архив семьи поэта). – Электронный ресурс. - http://pasternak.literature-archive.ru/ru (дата обращения: 23.06.2022).
4. Б.Л. Пастернак К 120-летию со дня рождения русского писателя и поэта / МУК «Шебекинская ЦРБ», сост. Л.В. Бородавкина. – Шебекино, 2010. – 20 с.
5. Большая российская энциклопедия. – Электронный ресурс: https://bigenc.ru/literature/text/3164527 (дата обращения: 23.06.2022).
6. Большая советская энциклопедия. – Электронный ресурс: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/123225/Поэтика (дата обращения: 23.06.2022).
7. Бройтман, С.Н. Поэтика книги Бориса Пастернака «Сестра моя – жизнь» / С.Н. Бройтман. – М., 2006. – 610с.
8. Виноградов, В.В. Поэтика русской литературы / В.В. Виноградов. – М.: Наука, 1976. – 511с.
9. Вукапович, Е.П. Звуковая фактура стихотворений сборника «Сестра моя жизнь» Б.Л. пастернака / Е.П. Вукапович. - Russian Language Journal Lansing, 1971. – 191 с.
10. Грабазей, В. С. Поэтика как литературоведческая категория и ее роль в истории литературоведения / В.С. Грабазей. – Система ценностей современного общества. – 2016. - №11. – С. 57-62.
11. Колядич, Т.М. Русская проза конца ХХ века / Т.М. Колядич. – М.: Академия, 2005. – 424 с.
12. Крупчанова, Л.М. Введение в литературоведение / Л.М. Крупчанова. – 2-е изд. – М. : Оникс, 2007. – 416 с.
13. Куинджи В., Фридман С. Воспламененная душа / В. Куинджи, С. Фридман // Лехаим. – 2001. - №4. – Электронный ресурс. - https://lechaim.ru/ARHIV/108/fridman.htm (дата обращения: 23.06.2022)
14. Пастернак, Б. Г. фон Клейст. Об аскетике в культуре / Б. Пастернак // Собрание сочинений в 5 т. – М. : Художественная литература, 1991. – Т. 4. – С. 510.
15. Пастернак, Б. Доктор Живаго и другая проза (сборник) / Б. Пастернак. – М.: Азбука, 2020. – 736 с.
16. Пастернак, Б. Л. Об искусстве: «Охранная грамота» и заметки о худож. Творчестве / Б.Л. Пастернак. – М. : Искусство, 1990. - 396 с.
17. Пастернак, Б. Письмо Д.Е. Максимову ( 25 октября 1957 год) / Б. Пастернак // Полное собрание сочинений в 10 томах. – Т. 10. – С. 12-15.
18. Пастернак, Б.Л. Сестра моя – жизнь. – Электронный ресурс. - https://www.b-pasternak.ru/category/sestra-moya-zhizn (дата обращения: 24.06.2022).
19. Пастернак, Е. К читателю / Е. Пастернак// Доктор Живаго. – М., 1989. – С. 3-7.
20. Подшивалова, Е.А. «Летний текст» в книге стихов Б. Пастернака «Сестра моя жизнь» / Е.А. Подшивалова//Вестник Удмурдского университета. – 2017. - №6. – С. 931-937.
21. Поливанов, К.М. Борис Леонидович Пастернак / К.М. Поливанов. – Электронный ресурс. - http://pasternak.niv.ru/pasternak/bio/polivanov-boris-leonidovich-pasternak.htm (дата обращения: 23.06.2022).
22. Соломин, В. Собеседник сердца (этюды о Пастернаке) / В. Соломин. – Ростов-на-Дону : Издательско-коммерческий центр «Булат», 1994. – 52 с.
23. Тимофеев, Л.И. Словарь литературоведческих терминов / Л.И. Тимофеев. – м. : Просвещение, 1974. – 509с.
24. Толковый словарь Ожегова. – Электронный ресурс. - https://gufo.me/dict/ozhegov (дата обращения: 24.06.22).
25. Фарино, Е. Введение в литературоведение/ Е. Фарино. – Санкт-Петербург : из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 639 с.
26. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – 4-е изд. – М.: Высшая школа, 2005. – 405 с.
27. Чуковский, К.И. Собрание сочинений в 15 томах / К.И. Чуковский. – м.: Терра-Книжный клуб, 2001. – Электронный ресурс. - https://www.chukfamily.ru/kornei/prosa/knigi/sovremenniki/boris-pasternak (дата обращения: 23.06.2022).
28. Шапир, М. «…А ты прекрасна без извилин…» Эстетика небрежности в поэзии Пастернака / М. Шапир // Новый

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы изучения творчества Б. Л. Пастернака рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются теоретические основы изучения творчества Б. Л. Пастернака, включая поэтику как литературоведческую категорию и поэтическое наследие самого Пастернака.

Что такое поэтика и какая роль она играет в исследовании творчества Б. Л. Пастернака?

Поэтика - это литературоведческая категория, которая изучает особенности поэтического творчества, его формы, стили и средства выражения. В исследовании творчества Б. Л. Пастернака поэтика позволяет выявить особенности его стихотворений, проследить эволюцию его поэтического стиля и оценить вклад поэта в русскую литературу.

Какое поэтическое наследие оставил Б. Л. Пастернак?

Б. Л. Пастернак оставил богатое поэтическое наследие, в котором можно выделить его собственный поэтический стиль, а также влияние других поэтов и литературных течений на его творчество. В статье анализируется это наследие, чтобы понять его значение и значение Пастернака как поэта.

Какие особенности поэтики сборника стихотворений "Сестра моя жизнь" Б. Л. Пастернака рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности поэтики сборника стихотворений "Сестра моя жизнь" Б. Л. Пастернака, включая поэтику книги стихов в целом, а также особенности отдельных стихотворений из этого сборника.

Что можно сказать о поэтической форме и содержании стихотворений в сборнике "Сестра моя жизнь" Б. Л. Пастернака?

В сборнике "Сестра моя жизнь" Б. Л. Пастернака можно выделить особенности поэтической формы, такие как свободный стих, множественность и многоликий образный язык. В содержании стихотворений затрагиваются разные темы, включая природу, жизнь и смерть, любовь и духовность. Анализ этих особенностей позволяет лучше понять поэтику сборника.

Какие теоретические основы изучения творчества Б.Л. Пастернака рассматриваются в первой главе статьи?

В первой главе статьи рассматриваются теоретические основы изучения творчества Б.Л. Пастернака, в частности, поэтика как литературоведческая категория и поэтическое наследие Пастернака.

Что такое поэтика и как она применяется в литературоведении?

Поэтика - это литературоведческая категория, которая изучает особенности поэтического стиля и выражения в литературе. В литературоведении поэтика используется для анализа стихотворений, определения художественных приемов и тематических особенностей произведений.

Какое поэтическое наследие Б.Л. Пастернака рассматривается в первой главе статьи?

В первой главе статьи рассматривается поэтическое наследие Б.Л. Пастернака, включая его стихотворения и поэтический стиль. Анализируются особенности Пастернаковской поэтики и ее влияние на сборник стихов "Сестра моя жизнь".

Какие особенности поэтики сборника стихов Б.Л. Пастернака "Сестра моя жизнь" рассматриваются во второй главе статьи?

Во второй главе статьи рассматриваются особенности поэтики сборника стихов Б.Л. Пастернака "Сестра моя жизнь". В частности, анализируется поэтический стиль книги стихов и особенности стихотворений, содержащихся в сборнике.

Какие стихотворения сборника "Сестра моя жизнь" рассматриваются во второй главе статьи?

Во второй главе статьи рассматриваются стихотворения сборника "Сестра моя жизнь", которые являются объектом анализа поэтических особенностей. В статье описываются различные стилистические приемы и тематические черты этих стихотворений.

Какие теоретические основы изучения творчества Б. Л. Пастернака рассматривает данная статья?

Данная статья рассматривает поэтику как литературоведческую категорию и исследует поэтическое наследие Б. Л. Пастернака.

Какие особенности поэтики сборника стихотворений "Сестра моя жизнь" Б. Л. Пастернака рассматриваются в данной статье?

В данной статье анализируются особенности поэтики книги стихов "Сестра моя жизнь" и поэтические особенности отдельных стихотворений этого сборника.