Утопические концепции в истории западноевропейской мысли
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 01.08.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. УТОПИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ МЫСЛИ…………………………………………..6
1.1 Истоки возникновения понятия «Утопия»……………………………….6
1.2 Эволюция утопических концепций в западноевропейской мысли………………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЗАПАДНОЕВРОПЙСКИХ УТОПИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ………………………………………………………………...16
2.1 Роль государства в утопической концепции Т. Мора…………………….16
2.2 Роль государства в утопической концепции Т. Кампанеллы…………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………29
Главой Города Солнце является Верховный правитель – «Солнце» или «Метафизик», хорошо образованный человек. Он может не быть хорошим управленцем, но мудр настолько, чтобы не допускать жестокости или тирании. У него есть три помощника-соправителя. «Пон» занимается военным делом, «Син» помогает в развитии науки, «Мор» отвечает за воспитание, производство, сельское хозяйство. Над каждым из них стоят узкие специалисты. Должностным лицам помогают жрецы (определяют дни посевов и жатвы, ведут летопись, занимаются наукой).Роль ученых в обществе велика. Они и помогают руководить обществом, и обучают. Считается, что человек должен быть образованным. Как правило, солярии знают множество иностранных языков. Кроме указанных верховных руководителей Городом Солнце руководят и сами солярии. Два раза в лунный месяц созывается Большой совет из граждан, достигших 20-летнего возраста, на котором обсуждаются все важные вопросы. Большой Совет намечает кандидатов на высшие должности государства и контролирует деятельность должностных лиц, имеет право их смещения. Власть основывается на всеобщем уважении и добровольном подчинении. Кандидатуры на любой пост предлагаются должностными лицами, которые знают граждан и их пригодность к занятию поста. Затем кандидатуры обсуждаются на Большом Совете, высказаться имеет право каждый солярий. На должность назначает коллегия - Верховный правитель со своими помощниками и руководители соответствующих ремесел или наук.Город представляет собой хорошо укрепленный военный лагерь. Частная собственность отсутствует, все, что создано трудом солярия, принадлежит всем, от государства солярии получают самое необходимое. Каждый солярий трудится в соответствии со своими наклонностями, которые выявляются в детстве, однако не запрещено заниматься тем трудом, которым он желает заниматься. Есть и обязательные занятия – военное дело, скотоводство и земледелие. Военному делу обучаются все солярии независимо от пола с 12 летнего возраста. Армия необходима для обороны страны, поскольку соседние царства завидуют соляриям. Солярии одерживают победы благодаря своей выучке. Военное дело представляется обязательным не только для защиты, но и чтобы солярии излишне не изнеживались, занимаясь науками. Кроме того, солярии регулярно засылают своих разведчиков во все страны мира, чтобы ознакомиться с их историей и формами правления. Элементы армии присутствуют и в повседневной жизни – по городу солярии передвигаются исключительно военным строем, питаются все вместе, в общественных столовых, независимо от пола носят одинаковую одежду. Руководят на местах начальники отрядов и главные мастера. Поэты воспевают полководцев и одержанные ими победы, однако что-либо сочинять или приукрашать запрещено под страхом наказания.Воспроизводство населения также выступает функцией государства. Принцип общности распространяется и на брачно-семейные отношения. Основная производственная единица – мастерская, а не семья, т.к. семей нет. Подобие семей образуется только для воспроизводства населения, после вскармливания детей забирают у матерей для воспитания в специальных учреждениях. Имена детям даются в соответствии с их индивидуальными особенностями. Все солярии считают себя большой семьей, поэтому называют друг друга братьями, сыновьями и отцами - разграничение проводится по разнице в возрасте 22 года. Ровесники называют друг друга братьями, если обращаются к человеку на 22 года старше, называют его отцом, если к тому, кто младше на 22 года - сыном.Правосудие в Городе Солнце своеобразно, тюрем нет. Между собой солярии спорят только по вопросам чести. Уголовное судопроизводство устное и быстрое, а приговор воспринимается с радостью. Законы краткие и немногочисленные. Первостепенная цель наказания – перевоспитание преступника, поэтому преступника сначала пытаются убеждать, рассказывая ему про его проступок, поскольку наказание должно соответствовать содеянному. За совершение умышленных преступлений применяется принцип талиона. За преступления против государства, верховной власти и Бога преступник приговаривается к смертной казни, исполняет приговор народ, забивая виновного камнями. Можно отметить, что утопические идеи Т. Кампанеллы не появились в результате анализа противоречий эпохи, в отличие от идей Т. Мора. Исследователи говорят о ряде внутренних противоречий, но подчеркивают и положительные моменты – говорится о разумном управлении, подчеркивает важность науки и образования народа, о недопустимости военных конфликтов с целью наживы и справедливости.При всем этом утопии как Т. Мора, так и Т. Кампанеллы – это отрицание устоев общества Возрождения, которое основывалось на индивидуализме, рассмотрение общества как селекционного, целью которого является воспроизводство идеальных людей.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги проведенного исследования, необходимо отметить важность изучения исторически существовавших философских взглядов и их историческое развитие, поскольку все новые взгляды основаны на старых, в связи с чем являются предсказуемыми.Однако ряд идеалов Т. Мора и Т. Кампанеллы не устарели до сих пор и в достаточной степени реализованы в современном мире. Это прежде всего свобода совести, всеобщее право на образование, на отдых, выборность власти и многое другое. Нельзя не согласиться с тем, что взгляды Т. Мора и Т. Кампанеллы были очень прогрессивными для их времени и сыграли немаловажную роль в развитии философской и общественной мысли всех последующих веков.На развитие европейской утопической мысли оказали влияния античная утопия и утопия эпохи Возрождения. В ней были воплощены и переосмыслены образы и сюжетные элементы «Государства» Платона, утопий Т. Мора и Т. Кампанеллы, модели идеального христианского государства И.В. Андреэ.В ходе исследования были рассмотрены религиозный, экономический аспекты утопических учений, выявлены истоки понятия «утопия», изучены основные положенияутопической мысли, выраженные в трудах утопистов,а также рассмотрена роль, которую отводили идеальному государству утописты эпохи Ренессанса Т.Мор и Т.Кампанелла в своих утопиях. Закономерности, наблюдавшиеся в эволюции европейской утопии, напрямую взаимосвязаны с социокультурным обликом эпохи и отражают в себе историю развития европейских городов, историю европейской культуры. Утопии предшествующих эпох формируют исторические предпосылки для формирования современных представлений об идеальном общественном устройстве. Также интересен взгляд на утопии как на отражение идей господствующего класса и отслеживание изменения в социально-политической жизни общества по изменению утопических представлений. Концептуальное осмысление утопических трактатов позволяет выявить значимые закономерности в эволюции представлений об идеальном обществе и идеальном государстве. Ряд утопических идей являлся отражением противоречий эпохи и отрицания устоев современного автору общества, другие были вдохновлены утопиями Античности и полностью перенимали их черты, несмотря на дух времени. Это можно наблюдать в трактате Т. Кампанеллы, который возвел в абсолют положение, существовавшее в Античности.Немаловажная роль отводилась роли государства в утопических произведениях западноевропейских философов XVI века. Анализ источников показал, что авторы отводили главную роль государству – оно контролировало не только поведение членов общества, оно контролировало всю жизнь общества. Этот контроль у разных авторов проявлялся в разной степени. Так, у Т. Кампанеллы не было предусмотрено даже семьи как базовой ячейки общества, воспроизводство населения производилось по специальному Декрету государства, а дети изымались и воспитывались в государственных учреждениях достойными членами общества. Можно сделать вывод, что идеи Платона, жившего в эпоху Античности, когда отдельная личность была незначимой единицей, повлияли на Т. Кампанеллу, жившего в XVI веке. Некоторые исследователи отмечают, что мог оказать влияние и тот факт, что у самого Т. Кампанеллы не было семьи. Однако, в отличие от Т. Мора, Т. Кампанелла выражает тотальный контроль государства и с помощью полного равенства прав, обязанностей и даже внешнего вида для всех независимо от пола.Т. Мор в своей «Утопии» описывает идеальное государство, отвергая существующий в эпоху Ренессанса государственный строй западноевропейских стран, при этом, однако, не отрицает некоторых существующих положений. Так, он сохраняет рабство. Не в классическом его понимании, но как приносящего пользу, в первую очередь, государству. Созданная Т. Мором государственная структура прослеживается с наименьшей ячейки общества – патриархальной семьи. Таким образом, в представлениях утопистов западноевропейской мысли XVI века основная роль отводится государству с его тотальным контролем над человеком.Список литературыБальчиндоржиева О.Б., Жамьянов Э.Б. Утопия и утопические идеи в социальной реальности // Вестник БГУ. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/utopiya-i-utopicheskie-idei-v-sotsialnoy-realnosti (дата обращения: 23.06.2022).Долбина, К.С. Политико-правовые взгляды Т. Кампанеллы // Инновационная наука. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politiko-pravovye-vzglyady-t-kampanelly (дата обращения: 02.07.2022).Калашников, М.В. Генеалогия понятия «Либерализм»: II. Либертины (либертены) и либертинаж // История и историческая память. 2014. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genealogiya-ponyatiya-liberalizm-ii-libertiny-liberteny-i-libertinazh (дата обращения: 23.06.2022).Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд-во АН СССР,1954. 228 с.Клеес, Г. Утопия и утопизм: история осмысления понятий // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/utopiya-i-utopizm-istoriya-osmysleniya-ponyatiy (дата обращения: 22.06.2022).Мор, Т. (1978) Утопия : пер. с лат. М. : Наука. 416 с.Растимешина, Т.В., Павлов, В.А. Из истории утопического социализма: критика буржуазного мироустройства в концепциях К. А. Сен-Симона и Ш. Фурье // Вестник РМАТ. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-utopicheskogo-sotsializma-kritika-burzhuaznogo-miroustroystva-v-kontseptsiyah-k-a-sen-simona-i-sh-furie (дата обращения: 22.06.2022).Фролова, Е.А. Политико-правовые идеи раннего коммунизма: Т. Мор и Т. Кампанелла // Право и государство: теория и практика. 2020. №5 (185). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politiko-pravovye-idei-rannego-kommunizma-t-mor-i-t-kampanella (дата обращения: 01.07.2022).Хасиева, М.А. Социальный и технологический аспекты европейской утопии нового времени // Философская мысль. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-i-tehnologicheskiy-aspekty-evropeyskoy-utopii-novogo-vremeni (дата обращения: 23.06.2022).
1. Бальчиндоржиева О.Б., Жамьянов Э.Б. Утопия и утопические идеи в социальной реальности // Вестник БГУ. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/utopiya-i-utopicheskie-idei-v-sotsialnoy-realnosti (дата обращения: 23.06.2022).
2. Долбина, К.С. Политико-правовые взгляды Т. Кампанеллы // Инновационная наука. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politiko-pravovye-vzglyady-t-kampanelly (дата обращения: 02.07.2022).
3. Калашников, М.В. Генеалогия понятия «Либерализм»: II. Либертины (либертены) и либертинаж // История и историческая память. 2014. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genealogiya-ponyatiya-liberalizm-ii-libertiny-liberteny-i-libertinazh (дата обращения: 23.06.2022).
4. Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд-во АН СССР,1954. 228 с.
5. Клеес, Г. Утопия и утопизм: история осмысления понятий // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/utopiya-i-utopizm-istoriya-osmysleniya-ponyatiy (дата обращения: 22.06.2022).
6. Мор, Т. (1978) Утопия : пер. с лат. М. : Наука. 416 с.
7. Растимешина, Т.В., Павлов, В.А. Из истории утопического социализма: критика буржуазного мироустройства в концепциях К. А. Сен-Симона и Ш. Фурье // Вестник РМАТ. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-utopicheskogo-sotsializma-kritika-burzhuaznogo-miroustroystva-v-kontseptsiyah-k-a-sen-simona-i-sh-furie (дата обращения: 22.06.2022).
8. Фролова, Е.А. Политико-правовые идеи раннего коммунизма: Т. Мор и Т. Кампанелла // Право и государство: теория и практика. 2020. №5 (185). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politiko-pravovye-idei-rannego-kommunizma-t-mor-i-t-kampanella (дата обращения: 01.07.2022).
9. Хасиева, М.А. Социальный и технологический аспекты европейской утопии нового времени // Философская мысль. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-i-tehnologicheskiy-aspekty-evropeyskoy-utopii-novogo-vremeni (дата обращения: 23.06.2022).
Вопрос-ответ:
Что такое утопия?
Утопия - это идеальное общество, которое не существует в реальности, но создано в воображении автора.
Какие источники вдохновили на появление понятия "Утопия"?
Понятие "Утопия" возникло под влиянием таких источников, как древнегреческий философский диалог "Политеия" Платона, а также пасторальные романы Золотого века испанской литературы.
Как менялись утопические концепции в западноевропейской мысли?
Утопические концепции в западноевропейской мысли эволюционировали от идеализации простого общества до более сложных моделей, включающих роль государства и политической организации.
Какую роль играет государство в утопических концепциях эпохи Возрождения?
В утопических концепциях эпохи Возрождения государство играет роль организатора и регулятора жизни общества, обеспечивая справедливость и благополучие.
Какую роль государство играет в утопической концепции Томаса Мора?
В утопической концепции Томаса Мора государство является идеальной формой общественного устройства, где все ресурсы и власть распределены равномерно, а граждане живут в равенстве и справедливости.
Какие истоки возникновения понятия "Утопия"?
Понятие "Утопия" возникло в эпоху Возрождения и происходит от греческого слова "ου" (не) и "τοπος" (место), что означает "нет места".
Какова эволюция утопических концепций в западноевропейской мысли?
Утопические концепции в западноевропейской мысли эволюционировали от радикальных идеалов до более реалистичных представлений о возможном устройстве общества.
Какую роль играет государство в утопических концепциях эпохи Возрождения?
В утопических концепциях эпохи Возрождения государство играет ключевую роль в создании и поддержании идеального общества.
Какая роль государства представлена в утопической концепции Т. Мора?
В утопической концепции Т. Мора государство представлено как организатор и регулятор общественной жизни, обеспечивающий благополучие всех его членов.
Какие особенности государства можно выделить в утопических концепциях эпохи Возрождения?
Особенности государства в утопических концепциях эпохи Возрождения включают идею общности собственности, равенства, гармонии и идеала справедливости.
Какие истоки возникновения понятия "Утопия"?
Истоки возникновения понятия "Утопия" можно проследить до работы Томаса Мора "Утопия", опубликованной в 1516 году. В этом произведении автор описывает вымышленный остров, на котором существует идеальное общество. С тех пор понятие "Утопия" стало обозначать вымышленное место или общество, основанное на идеалах идеальной справедливости и равенства.