дефектология. Готовность к обучению грамоте старших дошкольников с умственной отсталостью

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 42 42 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 03.08.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТ-СТАЛОСТЬЮ

2.1 Подбор и обоснование методик изучения готовности к обучению гра-моте старших дошкольников с умственной отсталостью

Главный задачей воспитания и обучения грамоте умственно неразвитых до-школьников является становление их возможных познавательных перспектив, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально важных умений и навыков. Организация и содержание коррекционной изучения до-школьников с интеллектуальными нарушениями направлена, на становление компенсаторных механизмов становления деятельности и психики, также на предупреждение и прохождение вторичных отклонений в стадии улучшения познавательной сферы, личностных ориентиров и поведения. Развивающая и коррекционная изучение представляет собой систему педагогических психо-логических мероприятий, направленных на ослабление либо прохождение нарушений психофизического улучшения дошкольника с интеллектуальными нарушениями, с помощью применения особых способов, обучения грамоте и средств воспитания. Чем раньше начинается осуществление и организация коррекционной изучения, тем удачнее осуществляется прохождение недо-статка либо его последствий.
Фрагмент для ознакомления

Занятия по становлению речи рекомендуется начинать с улучшения слухового и зрительного восприятия. Дошкольников учат слушать речь педагога, фиксировать взор на лице говорящего, глядеть в лицо собеседника. Также проводится изучение по становлению импрессивной речи, осознание примитивных указаний, просьб, слов,инструкций. Главным моментом в работе с «безречевыми детьми» является реализация надобности подражать слову взрослого любыми звуковыми комплексами. При обучении дошкольников с тяжелой и умеренной степенью умственной недостаточности становление речи и познание окружающего мира составляют цельное целое. Активацию речи нужно осуществлять в процессе предметной практической деятельности дошкольника в игре, наглядной ситуации с опорой на сохранные образы. Общей задачей обучения развитию речи на исходном этапе является обогащение словаря дошкольников словами-наименованиями предметов окружающего мира, словами-названиями знаков предметов,названиями действий с предметами. Речевые инструкции обязаны быть доступными, простыми, повторяющимися некоторое количество раз в одной и той же последовательности голосом различной громкости. Овладение грамматическим строем речи идет единовременно с обогащением словаря и практическим знакомством с предложением как единицей речи. Педагогом нужно создавать на занятиях ситуации, вызывающие у дошкольникажелание и надобность общаться с педагогом и окружающими. В период обучения дошкольников чтению нужно уделять внимание улучшению моторики речевого аппарата, развитию фонематического слуха, выработке верного и ясного произношения слогов, звуков, слов. На занятияхписьма и чтения, улучшения речи планомерно проводятся артикуляционная гимнастика, несложные дыхательные и голосовые упражнения в виде короткой зарядки перед уроком. Порядок прохождения букв и звуков диктуется данными фонетики, с учетом специфических особенностей познавательной деятельности дошкольников. Образование навыка чтения предусматривает применение различных методов изучения, комбинированного, синтетического, способа «глобального чтения». Значимо обучить дошкольников понимать толк прочитанного, соотносить прочитанное слово с реальным предметом, например, сюжетом, картинкойи пр., раньше, чем, знакомить дошкольников с буквой, необходимо провести большую изучение по усвоению соответствующего звука,различение, выделение и верное произношение. Изучение слоговых структур и чтение слов, состоящих из усвоенных слогов, проводится на основе скрупулезного звукового анализа и синтеза. В связи с этим на занятиях грамоты обширно применяются такие дидактические пособия, как карточки со слогами, подвижная азбука, букварные настенные таблицы. Понемногу дошкольники постигают буквы, трудятся с разрезной азбукой, учатся слоговому и слитному чтению, разными таблицами. При проведении этой изучения педагог совмещает элементы игры с обучением, сурово дозирует новый материал и повторение пройденного, при закреплении навыков и знаний использует большое количество разнообразных упражнений, что обусловлено продолжительностью процесса формирования навыка и крайней малой устойчивостью сформированных навыков. На этапе обучения письму дошкольников с тяжелой и умеренной степенью интеллектуальной недостаточности сложности особенно огромны, т.к. единовременно необходимо создавать технические навыки, как правильно удерживать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линий, и знания в изображении отдельных элементов букв. Рекомендуется учить дошкольников писать печатным шрифтом, т.к. он легче усваивается и отменно связывается с чтением слов. Письмо букв следует сопровождать их одновременным чтением. Дошкольникам предлагаются посильные задания, нужные их перспективам, при необходимости оказывается своевременная дозированная помощь с привлечением наглядности, организацией совместной деятельности, доступного объяснения, показа и пр.Дошкольники учатся писать буквы по пунктиру, по точкам, дорисовывать части букв, раскрашивать и штриховатьбуквы, выкладывать из палок и пр. Порядок изучения предложенных программой букв педагог определяет самостоятельно, для учащегося может быть сформирована индивидуальная программа. Благотворно систематически практиковать слуховые и зрительные диктанты, материалом для которых служат отдельные буквы, а позже и слова. Оценка за исполненную изучение в результатах не выставляется, а заменяется развернутой системой оценочных взаимоотношений сотрудничества дошкольника и взрослого, непременно поощряется старание и хорошее поведение дошкольника.С помощью данной работы было проведено изучениев периодс 1 января 2022 года по 1апреля 2022 года, в изучении принимали участие дети, дошкольного возраста, в процессе изучения на различных занятиях выдавалось по 10-20 минут на коррекцию высших психических функций. Проводились индивидуальные занятия два дня в неделю, с целью коррекции фонематического слуха, дефектного звукопроизношения и восприятия, также учитывались данные начального изучения. В зависимости от надобностей, осуществлялась, автоматизация, постановка, дифференциация соответствующих звуков. В начальное содержание изучения входилостановление звукопроизношения, моторной сферы, фонематического слуха, фонематического восприятия, также образование верного артикуляторного порядка нарушенного звука, автоматизация верного произношения звука, вначале в подобранном речевом материале, а после в спонтанной речи, с учетом механизма нарушений. Целью изучения, было проектирование и осуществление изучения, направленное на подготовку к обучению грамоте (см. Рисунок 1). Начальное изучение включала в себя следующие направления: Становление моторных функций, как становление общей, мелкой и артикуляционной моторики;Становление зрительного восприятия, а именно коррекция дифференцированности восприятия, зрительной и слухоречевой памяти, становление внимания и мышления;Становление фонематического слуха и коррекция звукопроизношения.Рисунок 1. Технологическая модель коррекционного воздействия на дошкольников с умственной отсталостьФорма изучения: Индивидуальная форма изучения применялась во время постановки звуков;Общая форма изучения, была направлена на становление психических функций, фонематического слуха и восприятия, в процессе дифференциации автоматизации и звуков, трудность заданий в процессе этого изучения была разной.Данные изучения легли в основу обучающих заданий, по итогам дети были разделены на три группы: В первую группу вошли двое дошкольников (Вероника М., Алексей Н.), они показали самые высокие показатели по сопоставлению с другими, они удачнее справлялись с выполнением методологий и речи;Во вторую группу вошли трое дошкольников (Виталик К., Артем С., Ваня Т.), которые продемонстрировали средние показатели при выполнении психологических речевых результатов;В третью группу вошли четверо дошкольников (Аня Л., Максим А., Слава Ц., Женя Б.), они получили самые низкие оценки практически по всем результатам. В связи с этим учетом, задания подбирались для разного уровня сложности, для улучшения психических и речевых функций, все задания представлены в Таблице 1. На физкультминутках применялись задания, направленные на развитие пальцевой и общей моторики. На каждого дошкольника был составлен личный план по коррекции речевых функций. Таблица 1. Пример индивидуального плана коррекции речи и моторной сферы для Аня Л.№ Направление изученияСодержание изученияРазвитие произвольной моторики пальцев рукДинамическая координация движений: изучение над темпом, выполнения, переключением от одного движения к другому, совершенствование движения при смене положения обеих рук одновременно.Совершенствование статического праксиса: изучение над результатами «кулак», «кольцо», «зайчик», совершенствование одновременного выполнения данных результатов на обеих руках.Моторная сфераДинамическая организация движения: улучшение качества чередования шага с хлопком.Статическая организация движения: самостоятельное выполнение результатов с закрытыми глазами.Ритмическое чувство: совершенствование повторения ритмического рисунка в заданном темпеПространственная организация: выучить ведущую руку.Развитие функций фонематического слухаОбучение навыкам различения речевых и неречевых звуков: [д]-[т],[п]-[б],[в]-[ф], [к]-[г],[ж]-[ш],[л]-[л’],[з]-[с], [р]-[р’],[м]-[м’],[в]-[в’],[ш]-[щ],[ф]-[ф’], на материале упражнений, игрКоррекция звукопроизношенияПостановка звуков: [р], [л], [ж], [щ], [ц], [ш], [з], и их автоматизация.Дифференциация звуков:[ш]-[с],[з]-[ж], [р]-[л], [ц]-[с],[з]-[с],[щ]-[с],[л]-[в] /[л’],[ж]-[з]/[с]Развитие навыков звукового анализа словаОбучение выделению, слогов в словах и различению звуков, определению количества, места и последовательности звуков, слогов в словах.Для оценки результативности изучения, было проведено контрольное изучение, применялись те же приемы и способы изучения, что и на этапах основного изучения, контрольное изучение проводился в период с 1 апреля 2022 года по20 апреля 2022 года. Целью контрольного изучения, было провести сравнительный анализ уровня успешности выполнения диагностических итогов для проверки эффективности изучения по подготовке к обучению грамоте умственно отсталых дошкольников, контрольное изучение включало последующие разделы:Обследование речевой готовности, как фонематического восприятия и слуха, и звукопроизношения;Обследование познавательной деятельности, зрительное восприятие, как зрительная и слухоречевая память, мышление и внимание;Обследование моторных функций. Итоги изучения зрительного восприятия представлены в Рисунке 2, по данным заметно, что дифференцированность, правильность и полнота зрительного восприятия усовершенствовалась, меньше всего результатов за две методологии на зрительное восприятие получил (Женя Б.), т.к. он некоторое число раз переспрашивал обстоятельства задания, высокие результаты на контрольном изучении получили (Артем С., Ваня Т., Алексей Н., Вероника М.), они очень ответственно подошли к выполнению заданий, отменно дорисовывали половинки предметов, и сумели выделить больше девяти зашумленных изображений, у (Дмитрия М.) улучшилось дифференцированность зрительного восприятия, он получил высокий результат, но полноту и верность зрительного восприятия откорректировать не получилось.Рисунок2. Итоги изучения зрительного восприятия.Примечание: (ДЗ) – дифференцированность зрительного восприятия, (ЦВ) – целостное восприятие, (СР) – средний результатТакже в процессе изучения было обследовано внимание, сравнительные итоги представлены на Рисунке 3, по данным можно увидеть, что у всех дошкольников усовершенствовались результаты, оба показателя улучшились, двое дошкольников (Вероника М. и Алексей Н.) получили высокие результаты за устойчивость и производительность внимания, они сумели обнаружить и вычеркнуть все знаки, трое дошкольников получили средний результат, они допустили больше пяти ошибок при поиске букв, в процессе переключения с одной буквы на иную у них возникали маленькие затруднения, четверо дошкольников (Максим А., Слава Ц., Аня Л., Женя Б.) так и не улучшили свои показатели, они искали заданные буквы не по порядку, перескакивали с одной строчки на другую. Показатель производительности и стабильности внимания оказался выше, чем разделение и переключение внимания, дошкольникам было трудно переключаться с одного объекта на иной. Изучение внимания показало, что нужно продолжить работу по развитию внимания.Рисунок 3 Итогиизучения внимания.Примечание: (ПУВ) – продуктивность и устойчивость внимания, (ЦВ) – переключение и распределение внимания, (СР) – средний результатСлухоречевая память также была обследована, результаты представлены на Рисунке 4., процесс воспроизведения слов осуществлялся пять раз, первые четыре раза проверялась кратковременная память, на пятом повторении обследовалась долговременная память, по данным заметно, что слухоречевое запоминание улучшилось, четверо дошкольников (45%) улучшили свои показатели и получили средний результат, они сумели припомнить после четырех повторений пять слов, при этом отмечено наличие «привнесений», наивысший результат получил (Алексей Н.), он сумел назвать после четырех повторения семь слов, но также привносил свои слова, один дошкольник (Слава Ц.), даже после четырех повторений сумел назвать только три слова, помимо этого он назвал пять лишних слов, называл все, что входило в поле его зрения, он безответственно отнесся к выполнению задания, следственно получил низкий итог, при постижении объема отсроченного воспроизведения отличный итог показали (Вероника М., Алексей Н., Виталик К.), через час они сумели назвать до пяти слов, но было много лишних слов, шесть дошкольников (67%) показали низкий уровень, четверо дошкольников (Аня Л., Артем С., сто Ваня Т.) не сумели припомнить через час ни одного слова, даже после описания предметов, никаких реакций от детей не поступало, они говорили, что не помнят слова.Рисунок 4. Итоги изучения слухоречивой памяти.Примечание: (СР) – средний результатТаким образом, становится безусловным, что при обучении дошкольников с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями, нужна опора на зрительные образы, данные изучения зрительной памяти представлены на Рисунке 5., проанализировав данные можно увидеть положительную динамику улучшения зрительной памяти, средний показатель произвольной и непроизвольной зрительной памяти улучшился, по итогам контрольного изучения произвольная зрительная память развита лучше, чем непроизвольная, высокие результаты на контрольном этапе изучения за две методологии на зрительную память получили (Вероника М. и Алексей Н.) (23%), они сумели назвать больше семи слов, и при этом не превозносили свои слова, высокие результаты получили (Виталик К., Артем С., Ваня Т.), они сумели назвать семь слов. Средний результат за произвольную зрительную память получила (Аня Л.), она повысила свой показатель, у трех дошкольников (32%) итоги оказались такими же, они превозносили свои слова. Многие дети пропустили много уроков, по причине болезни, это препятствовало достижению правильного итога изучения.Рисунок 5 Итоги уровня зрительной памяти.Примечание: (НЗП) – непроизвольная зрительная память, (ПЗП) – произвольная зрительная память, (СР) – средний результатОбобщенные итоги формирования мышления представлены на Рисунке 6, где представлены данные контрольного изучения, направленного на изучениеформирования мышления, из данных таблицы заметно, что формирование систематизаций обобщения на контрольном изучении развито лучше, оно повысилось, при обследовании классификаций обобщения высокие показатели получились у четырех дошкольников (45%), у (Виталик К., Александра П., Виктории Х., Андрея П.), (Алексей Н.) сумел выделить все лишние изображения и назвать обобщающие слова, (Вероника М., Виталик К и Артем С.) затруднились при назывании обобщающего слова на слух, также подняла свой результат Аня Л., она сумела назвать из девяти карточек, в шести лишние изображения, но не сумела назвать обобщающие слова, не изменился результат у (Максим А.), потому что он отнесся к выполнению задания несерьезно. (Слава Ц. и Женя Б.), не показали динамику, потому что часто пропускали занятия по болезни, при обследовании понятийного мышления на контрольном этапе изучения отличный результат показали двое дошкольников (23%) (Алексей Н. и Вероника М.), они правильно раскладывали сюжетные картинки, (Вероника М.), сумела составить логический рассказ по картинкам, а (Алексей Н.) затруднился при составлении рассказа по серии картинок «Молоко для кошки»,(Ваня Т.) улучшил свой результат, он сумел правильно разложить последовательность сюжетных картинок, но у него вызвало затруднение составление рассказа,(Максим А.) тоже улучшил свой результат, но ему трудно было составить логический рассказ, он непрерывно терял мысль, у(Дмитрия М.) так же прослеживается динамика, на контрольном изучении, но мог получить больше, если бы серьезно подошел к заданию, отсутствует динамика в стадии развития понятийного мышления у (Марии Т. и Егора С.), они пропускали много занятий и в процессе обучающего изучения им непрерывно требовалась помощь педагога, они не понимали инструкцию к заданию с первого раза. Методические рекомендации по подготовке дошкольников с умственной отсталостью к обучению грамоте содержат всеобщие и специфические подходы. С помощью методических рекомендаций В. В. Воронковой, А. К. Аксеновой и других экспертов было проведено коррекционное изучение по подготовке дошкольников с умственной отсталостью к обучению грамоте. Проводилась изучение по развитию ВПФ и формированию психической речевой базы. Для установления эффективности проведенной изучения был проведен контрольный изучение, результаты, полученные в процессе контрольного изучения, были проанализированы. Улучшились фонематические и психические процессы, звукопроизношение, показатели моторной сферы, данные результаты указывают на эффективность выбранного подхода.Рисунок 6 Итоги уровня изучения мышления.Примечание: (ФКО) – формирование классификаций обобщения, (ПМ) – понятийное мышление, (СР) – средний результатВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2Представленные методические рекомендации отражают современные взоры на методологию обучения грамоте учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Овладение грамотой, это одно из главных условий социальной адаптации детей с особенностями психофизического улучшения. В то же время письменность, это трудная для ребенка знаковая система, с которой он прежде не сталкивался. Сложность усвоения грамоты связана не только с тем, что знаки и буквы, это символы второго порядка, а слова являются символами первого порядка, но и тем, что овладение письменной речью становится допустимым, когда языковые и когнитивные способности ребенка достигают определенного, минимально нужного уровня зрелости. С этой точки зрения обучение грамоте детей с умственными нарушениями требует от специалистов научно-теоретических познаний в области лингвистики, особой психологии и педагогики, а еще фактических знаний в области методологии обучения языку. Методология раскрывает специфику обучения грамоте учащихся с интеллектуальной недостаточностью с позиции антропоцентрической концепции языкового образования. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ работе отражены теоретические и практические аспекты дефектологии. Рассмотрены современные систематизации нарушений улучшения, описаны психологические особенности детей с ограниченными перспективами здоровья (ОПЗ), представлены способы и направления психолого-педагогической работы с детьми с ОПЗ, а еще иные особенности воспитания и образования детей с ОПЗ. Теоретическое и практическое освоение трудности подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОПЗ подтвердило актуальность изучения. Подготовленность к обучению грамоте, это непростой многоуровневый процесс, состоящий из множества компонентов. Базой для овладения грамотой дошкольников является формирование компонентов устной речи, просодической стороны речи, звукопроизношения, фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя, высших психических функций, как внимание, восприятие,мышление память, анализированных систем, как зрение, слух, моторика, зрительно-моторной и зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки, слуховой памяти, зрительного восприятия, слуховой моторной координации, мелкой моторики рук. У дошкольников с умственной отсталостью все вышеперечисленные компоненты недостаточно сформированы, что ведет к сложностям в обучении грамоте. Обзор изучения разрешил выявитьдобротные и количественные особенности уровня улучшения неречевых и речевых функций у дошкольников с умственной отсталостью. После анализа изучения все дошкольники были разделены на три группы в соответствии со своими перспективами. Работа по подготовке к обучению грамоте дошкольников с умственной отсталостью проводилась по 10-20 минут на коррекцию высших психических функций. Задания давались различного уровня сложности, для всякой группы дошкольников были свои задания. Проводились индивидуальные занятия, два дня в неделю, с целью коррекции фонематического слуха, дефектного звукопроизношения и восприятия. Для оценки производительности проведенной изучения был проведен контрольный эксперимент. По окончании изучения, можно сделать итог, что динамика отслеживается в стадии улучшения психических функций, помимо внимания, так как для развития произвольного внимания требуется больше времени. Данные итоги говорят о том, что система изучения по подготовке к обучению грамоте дошкольников с умственной отсталостью результативна, так как у дошкольников наблюдается положительная динамика. Итоги изучения послужили основанием для подтверждения актуальности рассматриваемой трудности. Была достигнута цель изучения и решены поставленные задачи изучения. Таким образом, исполненное изучение углубляет умения о содержании представления «подготовленность к обучению грамоте», раскрывает сведения о проявлениях неготовности к обучению грамоте у дошкольников с умственной отсталостью, а еще показывает эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы по подготовке к обучению грамоте, эта информация может быть пригодной для построения результативного плана коррекционной изучения с обучающимися с умственной отсталостью.

0