Развитие электронного правительства в Москве
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 05.08.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Информатизация как условие формирования электронного государства 5
1.2. Основные этапы развития электронного правительства 8
Выводы. 10
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ 11
2.1. Общая структура электронного правительства Москвы 11
2.2. Сеть МФЦ как ключевой элемент электронного правительства Москвы 14
Выводы. 17
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ 19
3.1. Возможные направления совершенствования функционирования электронного правительства Москвы 19
3.2. Предлагаемые решения по совершенствованию функционирования электронного правительства Москвы 21
Выводы. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Обращение заявителей в МФЦ осуществляется в том числе по предварительной записи через портал госуслуг, при личном обращении или по телефону единого контакт-центра губернатора. Согласно стандарту, предварительно записавшимся посетителям сотрудники МФЦ должны дать консультацию на тему регистрации в электронной очереди, а к обслуживанию по предварительной записи должны быть подключены не менее 20% работающих окон.
В документе добавляется, что прием посетителей в МФЦ осуществляется в порядке очереди, которая управляется с помощью программно-аппаратного комплекса. Терминал этого комплекса следует расположить в зоне ожидания МФЦ в месте, доступном для всех категорий заявителей, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Для помощи посетителям вблизи терминала должен находиться работник центра.
В ситуации, когда посетитель пришел в МФЦ перед закрытием и его не успеют обслужить, сотрудник многофункционального центра должен предложить ему обратиться на следующий рабочий день либо осуществить предварительную запись. Сделать это необходимо до того, как заявитель возьмет талон электронной очереди.
Кроме того, стандартом должно быть установлено, что преимущественное право обслуживания при личном обращении в МФЦ имеют ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий, инвалиды ВОВ и боевых действий, инвалиды первой и второй групп и (или) их законные представители. При работе со всеми категориями заявителей сотрудники МФЦ обязаны давать консультации и оказывать методическую помощь для решения вопросов, возникающих при организации предоставления услуг. При информировании и консультировании заявителя работник МФЦ должен выяснить причину обращения заявителя за консультацией, проинформировать и проконсультировать заявителя кратко и четко, дать исчерпывающую информацию по заданному заявителем вопросу в пределах компетенции МФЦ.
Согласно стандарту, сотрудники многофункциональных центров должны исполнять трудовые обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне. При взаимодействии с заявителями работникам МФЦ необходимо проявлять вежливость, корректность, профессионализм, ответственность, доброжелательность, открытость, терпимость, нацеленность на результат, вовлеченность в процесс предоставления услуги. В общении допускается только официально-деловой стиль, при этом ко всем заявителям у сотрудника МФЦ должно быть равное и беспристрастное отношение.
Кроме того, сотрудник МФЦ обязан предложить заявителю сообщить адрес электронной почты, чтобы заявитель мог проверять статус заявки на региональном портале госуслуг. Посетителям, которые ожидают вызова в окно приема, работник МФЦ должен предложить отсканировать необходимые документы. В конце обслуживания заявителя нужно попросить оценить качество оказания услуги. Результаты оценки выводятся на экран для общего доступа.
После оказания услуги работник МФЦ обязан уведомить заявителя о том, что на его электронную почту придет сообщение с опросом о качестве обслуживания в многофункциональном центре.
Помочь в разрешении этого вопроса может построение сети пунктов выдачи электронной подписи гражданам на базе филиальной сети «Почты России» и развитие проекта универсальной электронной карты.
В связи с этим, заявителю приходиться самостоятельно получать данные сведения и привозить их в МФЦ. Это в буквальном смысле отбрасывает назад весь процесс информатизации и предоставления электронных услуг.
Вышеописанные проблемы порождают самую значимую проблему. На сегодняшний день, ни одна из представленных на порталах госуслуг, не оказывается «в электронном виде» в прямом смысле этого слова, т.е. полностью дистанционно, без личного присутствия заявителя, а те, что оказываются, не являются госуслугами в полном смысле этого слова, а являются информационными сервисами. Отсутствие единой методологии перевода госуслуг в электронный вид – одно из основных препятствий в этом, которое не позволяет обеспечить уровень формализации государственных услуг, необходимый и достаточный для их однозначной интерпретации в процессе подготовки и оказания услуг в автоматизированном виде. В результате процесс перевода госуслуг в электронный вид свелся в большинстве регионов к разрозненным действиям по заполнению реестров услуг, разработке упрощенных сервисов, поверхностной формализации административных процедур, заказу электронных форм для порталов госуслуг [17].
Выводы.
Одним из возможных решений, обозначенных в данной главе проблем развития электронного правительства может стать информационно- аналитическая система подготовки государственных услуг к переводу в электронный вид. Информационно-аналитическая система подготовки государственных услуг к переводу в электронный вид (ИАСПГУ) – информационная система, реализующая перевод государственных услуг в электронный вид путем организации неразрывного, связного и целостного процесса их подготовки и последующего применения полученных результатов (метаданных, моделей процессов) для исполнения государственных услуг в автоматизированном режиме.
Система позволяет полноценно задействовать возможности сервис- ориентированной архитектуры для учета семантики межведомственных взаимодействий – формирование единой модели данных, бизнес-процессов и интеграции приложений при исполнении услуг.
Необходимость создания информационно-аналитической системы обуславливается потребностью в переводе услуг в электронный вид и интеграции всех имеющихся информационных систем и порталов электронного правительства Москвы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в нашем государстве активно развивается сфера оказания федеральных и муниципальных услуг. И, несмотря на ее качественный рост, до сих пор присутствуют трудности в сфере оказания государственных и муниципальных услуг населению, что обусловило выбор темы курсовой работы.
Обобщая подходы к определению понятия «государственные (муниципальные) услуги» в научной и учебной литературе, а также в законодательстве, государственную (муниципальную) услугу можно определить как деятельность государственных (муниципальных) органов по реализации своих функций и направленная на удовлетворение потребностей граждан в реализации своих законных интересов и прав.
Важнейшими признаками государственных (муниципальных) услуг является:
адресат обращения за услугой– орган исполнительной власти;
адресность;
взаимодействие сторон в процессе оказания услуги;
связь с правами и обязанностями граждан.
Самыми востребованными услугами на сегодняшний день являются:
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества;
Прием документов для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания;
Предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения;
Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования;
Прием документов и личных фотографий, необходимых для получения или замены паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Для нормативно–правового регулирования отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 №210– ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» согласно которому было определено понятие «многофункциональный центр». Данная форма предполагает, что заявитель общается не с государственным служащим, а с сотрудником офиса, который принимает документы и при необходимости оказывает консультационные услуги по получению государственных и муниципальных услуг.
Развитие регионального электронного правительства (в т.ч. и Москвы) напрямую связано с развитием МФЦ.
Многофункциональные центры являются действительно инновационными структурами, политика которых направлена в первую очередь на удовлетворение потребностей клиента. Это новые комфортабельные заведения и структуры, предоставляющие услуги разного типа и формы в «одном окне». Появление таких учреждений максимально исключает возможность коррупции и обеспечивает более простой алгоритм межведомственного взаимодействия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Африн, Д., Нас всех подсчитают, журнал "Экперт" №18 от 14 мая 2001 г.
Болгов Р.В., Филатова О.Г., Чугунов А.В. Опросы в сфере электронной демократии/электронного участия в разных странах: сравнительный анализ // Интернет и современное общество: сборник научных статей. Труды XVI Всероссийской объединенной конференции
«Интернет и современное общество» (IMS-2013), Санкт-Петербург, 9 – 11 октября 2013 г. – СПб.: НИУ ИТМО, 2013. – С.16.
Выступление Председателя Правительства России В.В. Путина 17.02.2012 г. на совещании о повышении эффективности государственного управления с помощью информационных технологий в г. Новосибирск [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Правительства Российской Федерации – Режим доступа: URL:http://www.правительство.рф/
Голубева А.А. Электронное правительство: Введение в проблему. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. СПб.: СПбГУ, 2005. – С.120 – 139.
ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем. – М.: Издательство стандартов, 2002.
ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания. – М.: Издательство стандартов, 2002.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем. – М.: Издательство стандартов, 2006.
Дрожжинов, В.И., Информатизация России. Год 2002, Информационный бюллетень Центра компетенции по электронному правительству при Американкой Торговой Па-лате, 2003
Зайко А. Русь электронная // Энергия промышленного роста. 2009. №3/31,март. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.eprmagazine.ru/prompolitics/maintheme/cyber_russ, свободный.
Заглавие с экрана.
Зарипов А.Х. Развитие регионального «электронного правительства» как элемента реформирования государственного управления в РФ (на примере Республики Татарстан). Барнаул: Известия АлтГУ, 2012. – С.250 – 252.
Шампоров М. М., Самороков А. В. Формирование электронного правительства в России // Успехи в химии и химической технологии. 2016. №5 (174). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-elektronnogo-pravitelstva-v-rossii (дата обращения: 28.03.2019).
Киселёв А.С. Электронное правительство в Российской Федерации: генезис и современное состояние // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-v-rossiyskoy-federatsii-genezis-i-sovremennoe-sostoyanie (дата обращения: 28.03.2019).
Положихина М. А. Электронное правительство: опыт запада и России // РСМ. 2017. №1 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-opyt-zapada-i-rossii (дата обращения: 28.03.2019).
Черемных В. Ю., Яковлев Л. С. Электронное правительство: модели и перспективы // Вестник ПАГС. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-modeli-i-perspektivy (дата обращения: 28.03.2019).
Овсянникова А. А., Попова О.А. Принципы функционирования электронного правительства на примере России // Молодой исследователь Дона. 2017. №4 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-funktsionirovaniya-elektronnogo-pravitelstva-na-primere-rossii (дата обращения: 28.03.2019).
Долгова Т. В. Направления развития электронного правительства в регионах РФ // Научный вестник ЮИМ. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-elektronnogo-pravitelstva-v-regionah-rf (дата обращения: 28.03.2019).
Борисова А.С. Электронное правительство в регионах: проблемы реализации и оценки // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-v-regionah-problemy-realizatsii-i-otsenki (дата обращения: 28.03.2019).
Ганчеренок И. Электронное правительство и управленческие кадры // Наука и инновации. 2016. №162. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-i-upravlencheskie-kadry (дата обращения: 28.03.2019).
Аманжолова А.Т. «Электронное правительство» как инструмент модернизации государственного управления // Гуманитарная информатика. 2016. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-kak-instrument-modernizatsii-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 28.03.2019).
2
28
ИС
потр теля
аби
СМЭВ
ИС
пост ика
авщ
Отправитель SOAP-запрос
сообщения
СООБЩЕНИЕ
С ЗАПРОСОМ
Веб- сервис
SOAP-ответ
SOAP-запрос
Веб- сервис
Получатель сообщения
СООБЩЕНИЕ
С ЗАПРОСОМ
SOAP-ответ
SOAP-запрос
Веб- сервис
СООБЩЕНИЕ
С ОТВЕТОМ
SOAP-ответ
Отправитель сообщения
Получатель сообщения
SOAP-запрос
СООБЩЕНИЕ С ОТВЕТОМ
Веб- сервис
SOAP-ответ
В обработке
Очередь ответов
Очередь запросов
2. Болгов Р.В., Филатова О.Г., Чугунов А.В. Опросы в сфере электронной демократии/электронного участия в разных странах: сравнительный анализ // Интернет и современное общество: сборник научных статей. Труды XVI Всероссийской объединенной конференции
«Интернет и современное общество» (IMS-2013), Санкт-Петербург, 9 – 11 октября 2013 г. – СПб.: НИУ ИТМО, 2013. – С.16.
3. Выступление Председателя Правительства России В.В. Путина 17.02.2012 г. на совещании о повышении эффективности государственного управления с помощью информационных технологий в г. Новосибирск [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Правительства Российской Федерации – Режим доступа: URL:http://www.правительство.рф/
4. Голубева А.А. Электронное правительство: Введение в проблему. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. СПб.: СПбГУ, 2005. – С.120 – 139.
5. ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем. – М.: Издательство стандартов, 2002.
6. ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания. – М.: Издательство стандартов, 2002.
7. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем. – М.: Издательство стандартов, 2006.
8. Дрожжинов, В.И., Информатизация России. Год 2002, Информационный бюллетень Центра компетенции по электронному правительству при Американкой Торговой Па-лате, 2003
9. Зайко А. Русь электронная // Энергия промышленного роста. 2009. №3/31,март. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.eprmagazine.ru/prompolitics/maintheme/cyber_russ, свободный.
– Заглавие с экрана.
10. Зарипов А.Х. Развитие регионального «электронного правительства» как элемента реформирования государственного управления в РФ (на примере Республики Татарстан). Барнаул: Известия АлтГУ, 2012. – С.250 – 252.
11. Шампоров М. М., Самороков А. В. Формирование электронного правительства в России // Успехи в химии и химической технологии. 2016. №5 (174). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-elektronnogo-pravitelstva-v-rossii (дата обращения: 28.03.2019).
12. Киселёв А.С. Электронное правительство в Российской Федерации: генезис и современное состояние // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-v-rossiyskoy-federatsii-genezis-i-sovremennoe-sostoyanie (дата обращения: 28.03.2019).
13. Положихина М. А. Электронное правительство: опыт запада и России // РСМ. 2017. №1 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-opyt-zapada-i-rossii (дата обращения: 28.03.2019).
14. Черемных В. Ю., Яковлев Л. С. Электронное правительство: модели и перспективы // Вестник ПАГС. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-modeli-i-perspektivy (дата обращения: 28.03.2019).
15. Овсянникова А. А., Попова О.А. Принципы функционирования электронного правительства на примере России // Молодой исследователь Дона. 2017. №4 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-funktsionirovaniya-elektronnogo-pravitelstva-na-primere-rossii (дата обращения: 28.03.2019).
16. Долгова Т. В. Направления развития электронного правительства в регионах РФ // Научный вестник ЮИМ. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-elektronnogo-pravitelstva-v-regionah-rf (дата обращения: 28.03.2019).
17. Борисова А.С. Электронное правительство в регионах: проблемы реализации и оценки // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-v-regionah-problemy-realizatsii-i-otsenki (дата обращения: 28.03.2019).
18. Ганчеренок И. Электронное правительство и управленческие кадры // Наука и инновации. 2016. №162. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-i-upravlencheskie-kadry (дата обращения: 28.03.2019).
19. Аманжолова А.Т. «Электронное правительство» как инструмент модернизации государственного управления // Гуманитарная информатика. 2016. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-kak-instrument-modernizatsii-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 28.03.2019).
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет информатизация для формирования электронного государства?
Информатизация является необходимым условием для формирования электронного государства. Она позволяет передавать информацию и осуществлять взаимодействие между государством и гражданами через электронные средства, что упрощает и ускоряет процессы работы государственных органов.
Какие основные этапы развития электронного правительства можно выделить?
Основные этапы развития электронного правительства включают создание информационных систем и порталов, автоматизацию и оптимизацию государственных процессов, внедрение электронного документооборота, электронного взаимодействия с гражданами и бизнесом, разработку электронных услуг и платформ для их предоставления.
Какова общая структура электронного правительства Москвы?
Общая структура электронного правительства Москвы включает в себя информационные системы и порталы, электронные услуги, систему электронного документооборота, систему контроля качества оказания государственных услуг, систему аналитики и мониторинга эффективности государственных органов.
Какую роль играет сеть МФЦ в электронном правительстве Москвы?
Сеть МФЦ является ключевым элементом электронного правительства Москвы. Она предоставляет доступ гражданам к широкому спектру государственных услуг в электронном виде, позволяет оптимизировать процессы и уменьшить бюрократическую нагрузку на органы власти, а также способствует повышению качества оказания государственных услуг.
Каковы основные аспекты развития электронного правительства?
Основными аспектами развития электронного правительства являются информатизация и основные этапы развития.
Что является условием формирования электронного государства?
Информатизация является условием формирования электронного государства.
Какова общая структура электронного правительства Москвы?
Общая структура электронного правительства Москвы включает в себя сеть многофункциональных центров (МФЦ) как ключевой элемент.
Что является ключевым элементом электронного правительства Москвы?
Сеть многофункциональных центров (МФЦ) является ключевым элементом электронного правительства Москвы.