Основные проблемы образования студентов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Этика
  • 47 47 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 26.08.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 5
1.1.Образовательный процесс в вузе: сущность, структура 5
1.2.Основные принципы и методы процесса образования в вузе 16
ГЛАВА 2.СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ОТЕЧЕСТВЕННОМ ВУЗЕ 29
2.1.Болонская система в России: основные проблемы 29
2.2.Основные способы решения проблем образования студентов в вузе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Фрагмент для ознакомления

Определенные проблемы существуют и с профессиональным статусом бакалавров и магистров. С одной стороны, несмотряна закреплениеположенияо том,чтостепеньбакалаврапризнаетсясвидетельствомоконченноговысшегообразования, некоторымиработодателямидипломбакалавра рассматриваетсякак«второсортный». С другой, все, что реально дает магистратура — это право поступать в аспиратнуру и строить академическую карьеру. Однако положение преподавателей вуза слишком хорошо известно студентам и оно не делает эту перспективу заманчивой. В результате, поступившие в магистратуру, стремятся получить диплом, приложив минимум усилий, как бы понимая, что магистрант больше нужен вузу, чем ему самому магистерский диплом. Однойиз причинснижения эффективности образования после введения Болонской системы явилось и то, что на нее не «прореагировала» средняя школа. В Европе распространены промежуточные формы подготовки, выстраивающие мостымежду школой и вузом. Некоторым аналогом служат наши подготовительные отделения при вузах. Однако, их имеют немногие вузы, к тому же каждое из них специфично, так что в систему они не складываются и влияния на общую картину не оказывают. НаЗападе,в такихстранахкакВеликобритания,Германия, Франция, система довузовской подготовки существует давно. Она компенсирует краткость курса бакалавриата. Кроме того,«сокращенныесрокиобучениябакалавров и магистровв европейскихстранахобусловленыболеепродолжительной,чемв Россииподготовкойв общеобразовательнойшколе»[32].В отечественной системе образования не сложилась традиция разделения подготовки студентов по раздельному принципу, то есть, для сугубо научной и для практической профессиональной деятельности. Это вызывает значительные затруднения и противоречия в том, как выстраиваются программы образования для бакалавриата и магистратуры. Российская система образования отличается упором на теоретические аспекты, на многопрофильность. В Европе же ситуация иная, там выбирают в качестве основыузкоспециализированныйподход, принцип четкого разделения на теорию и практику. Безусловно, обучение в магистратуре имеет свои достоинства. Например, можно за короткий срок получить другую специальность, а также в значительной мере углубить те знания, которые получены на бакалаврском уровне образования. Но все же, как показывает практика, те знания, навыки, которые студенты получают во время обучения в бакалавриате, зачастую недостаточны для полноценной профессиональной деятельности и востребованности выпускника на рынке труда, где конкуренция достаточно высокая. Таким образом, приходится говорить о том, что в России так и не была реализована стратегия трансакадемичности. Неудовлетворительными являются и знания иностранных языков как у преподавателей, так и у студентов, что создает затруднения при международном обмене. Многие учебные программы «застряли» в прошлом, они не учитывают реальные вызовы и потребности времени. Что же касается модернизации программ вузов, то это скорее исключение, чем негласное правило. Отдельно следует сказать о проблеме финансирования вузов и уровне оплаты труда работников образования и преподавателей высших учебных заведений, в частности.Заработная плата ценного специалиста практически в любой сфере значительно выше, чем зарплата преподавателя вуза, тем более не имеющего степени. Поэтому осваивать новый вид деятельности, сопряженный с работой на аудиторию и веденим документации, специалистам не интересно. Сотрудничество с «работодателями» в этой ситуации неизбежно превращается в фикцию. Как мы видим, значительная часть проблем, возникших при введении Болонской системы, связаны с тем, что на ее внедрение и поддержание не было выделено ресурсов. Также в современном отечественном образовании существует целый комплекс проблем, которые могли быть решены в рамках Болонской системы, но для этого не были приняты достаточные меры. Так, дляРоссиихарактерныминимальныетребованияк производственнойи преддипломнойпрактике,редкапрактика проведениясеминаров по трудоустройствуво времяобученияв институте, господствуетсугубо теоретическийподходк методикеобразования. В то время как, например, воФранции, помимо проведения традиционныхпрезентаций компаний,ищущихмолодыхспециалистов, в рамкахобученияпроводятсяспециальныекурсыпо составлениюрезюме,подготовке к собеседованиям ирядудругих аспектов, упрощающих дальнейшеетрудоустройства. Всвязис введением двухуровневой системы произошло резкоесокращениечасов преддипломнойпрактики в бакалавриате, в магистратуре диплом также пишется в достаточно сжатые сроки.Директивно требование наличия практики есть, но не делается ничего для того, чтобы заинтересовать практиков работой в вузе. Разделение вузовдляподготовки отдельно ученых и производственников или практиков, которое существует в Европе, позволяет студентам лучше подготовится к будущей деятельности, осознать свои цели и расставить приоритеты. Опять-такиво Франции«существуютспециализированные сайтыпо поиску работыдлястудентовв соответствиис их уровнемподготовки»[13,с.267].В России проблемадальнейшего трудоустройствавыпускников вузов особенно актуальна. Сегоднямногиеработодателине хотятбратьмолодыхспециалистовна работу,так как приходится тратить много времени на их введение в круг практических профессиональных задач. Нехваткапрофессиональногоопыта и, наоброт, его наличие,становитсяопределяющимкритериемпри отборекадров.Существенной проблемой связанной с трудоустройством выпускников отечественных вузовявлется соответсвие выбираемой ими деятельности той специальности, диплом которой они имеют. Часто выпускники вузов вынуждены проходить переподготовку, на что уходят силы и средства, как общества, так и самого выпускника. Согласно данным Росстата, только лишь 40 % граждан РФ работают по специальности, полученной ими в вузе. Последнее время наблюдается ситуация, в которой каждый четвертый выпускник вуза становится кандидатом на переобучение и получение в результатедругой профессии. Подчас никак не связанной с первой. Одной из причин описанной ситуации является то, что в отечественных университетах дают преимущественно фундаментальные научные знания, которые слабо связаны с производственной и социальной практикой [44, с.35].Сложности с устройством на работу по специальности также часто связаны с тем, что на рынке труда напопулярные у абитуриентов специальности спрос незначителен (это, к примеру, экономисты, юристы, социологи, психологи), а на другие, конкурсы на которые в вузах незначительны, напротив, спрос растет (это, главным образом, инженерные и технические специальности). Эта проблема должна решаться на государственном уровне, поскольку государство и население вкладывают средства в подготовку специалистов, а затем вынуждены тратить немалые деньги еще и на их переобучение. В первую очередь следует усилить профориентационную работу, а также повышать доходность и престижность профессий, востребованных экономически и приносящих обществу максимальную пользу.Можно заметить в целом, что нынешняя реализация Болонского соглашения и процесса проходит в России во многом формально, не только не повышая качество и не углубляя содержание высшего образования, но и приводя к его формализации и бюрократизации.Исследователи отмечают, что «переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования привел даже к некоторому снижению качества подготовки студентов посравнению с предыдущей системой ВПО. Высшее профессиональное образование в России остается оторванным от реальных экономических потребностей развития общества» [41,c.22].Период пандемии коронавируса выявил серьезную проблему доступа к качественному образованию. При дистанционном обучении стало важным не только обладание компьютерной техникой и высокоскоростным Интернетом, но и умение преподавателей и студентов пользоваться цифровыми инструментами,информационными источниками и сервисами.В процессе изучения дистанционного обучения в высших учебных заведениях во время пандемии COVID-19 было выявлено, что из множества проблем непосредственновыделяются такие,как: рост неравенства образовательных возможностей, зависимость качества образования не только от возможностей учебных заведений, но и от компетенций и технических возможностей студентов и преподавателей; увеличениенагрузки как на студентов, так и на преподавателей; возможное снижение качества из-за распространения онлайн-образования; увеличение платы за обучение[24].Дистанционное обучение потребовало не только наличие компьютерной техники и высокоскоростного Интернета, но и умения преподавателей и студентов применять цифровые инструменты, информационные источники в учебном процессе. Не все преподаватели владеют навыками работы в цифровой среде, временем на освоение новых технологий и перестройку образовательного процесса.В то же время электронные контенты, создающиеся для быстрого решения возникающих незначительных проблем, следует отличать от полноценных онлайн-платформ, непосредственно предполагающих создание универсальной интерактивной онлайн-среды для освоения знаний и навыков обучающимися, проходящего под контролем преподавателей.Основными трудностями, с которыми встретились высшие учебные заведения во время дистанционного обучения, являются следующие: проблема технической оснащённости дистанционно реализуемого учебного процесса. Необходимым условием дистанционного обучения – возможностью доступа к Интернетувладеют не все обучающиеся. Студенты, не имеющие доступа к компьютерам и другим цифровым ресурсам, не могут учиться так же многообразно, по сравнению с теми, кто его имеет. Не все участники образовательного процесса обеспечены стационарными компьютерами, подавляющее большинство пользуется смартфонами, использование которых в аудиторной работе представляется не всегда оправданным. Также при дистанционном занятии преподавателю сложнее контролировать вовлеченность студента, чем при контактном обучении, чтобы убедиться, например, что задание выполнено самостоятельно и так далее.Имеет значение и проблема организации учебно-воспитательной работы в условиях, когда наблюдается смешивание границ между рабочим и личным временем.Нагрузка на преподавателей в условиях дистанционного образования значительно возросла. Им требуется дополнительное время для подготовки занятий с использованием цифровых устройств, проведения постоянного мониторинга знаний обучающихся и оценки посещаемости. коммуникация перешла в разряд индивидуальных, анализ выполняемых работ студентов также стал по сути персональным, рабочие ритмы были нарушены. В итоге преподаватели вынуждены тратить на учебный процесс ресурсы времени, которые они могли бы посвятить научной деятельности.Проблемой стал контроль со стороны администраций вузов: дополнительные формы учета деятельности и отчетности о проведенных занятиях, регистрация цифровых следов на различных платформах и так далее. Такого рода контролирование заставило преподавателей ощутить отсутствие доверия к своей деятельности и также привело к дополнительной психологической нагрузке.Необходимо отметить и то, что дистанционное обучение способствует ослаблению творческого мышления студентов. Полемика, дебаты, дискуссии невозможны без коллективной деятельности обучающихся. Трудности, связанные с дистанционным обучением, возникают у студентов, не обладающих достаточным уровнем внутренней мотивации и нуждающихся во внешнем управлении, регулировании, которые недостаточны в условиях дистанционного обучения. Впоследствии это может привести к значительному отставанию и недостаточному овладению учебной программой. Становится все более очевидным, что многие существующие модели и практики работы вузов не могут быть сохранены в прежнем формате [44, с.36].Таким образом, высшее образование в России характеризуется значительными возможностями и тенденциями дальнейшего развития. Тем не менее, в образовательной сфере объективно существуют и серьезные, требующие решения, проблемы.2.2.Основные способы решения проблем образования студентов в вузеОт способности высшего образования соответсвовать тенденциям развития современного мира, зависит благополучие и стабильность общества в целом. Таким образом задача совершенствования системы высшего образования в России является одной из самых актуальных[28].На фоне событий 2022 года в России начали обсуждать возможность выхода страны из Болонского процесса. Инициатива данного предложения принадлежит Ассоциации юристов России. По словам её председателя Сергея Степашина, «присоединение России к Болонскому процессу не только не оправдало возлагаемых на него надежд, но и привело к утрате важнейших достоинств системы классического российского и советского образования»[37].Системавысшегообразованиянашейстраныпродолжительноевремяявлялась однойиз лучшихв мире. В советских вузах обучались студенты многих иностранных государств. И в настоящее время лучшие университеты России и их выпускники вызывают глубокоеуважениеу нашихпартнерови конкурентов. Подтверждениемэтомуявляютсямногочисленныемеждународные конференциис участиемроссийских ученых, работающих в вузах. Вместе с тем,неизменно эффективной, раз и навсегда сложившейсясистемы высшегообразованияне существует:сформировавшиесяпарадигмызаменяеториентацияна постоянноеразвитие,модернизациюи, в тоже время, универсальность. Чтобыотвечатьвызовамвремени,системавысшегообразованиядолжнабытьуниверсальной, адаптирующейся способной отвечать меняющимсяусловиям. Поэтомутребуетсяпостоянное совершенстивование системыобразования в соответсвии портебностями общества и экономической ситемы Российской Федерации. Каким образовм этого можно достичь? Основнымвекторомреформированияподготовкиспециалистовдолжно стать:укрупнение,интеграциявузовв мощныеучебно-научные учитывать центры;формирование программ для общего образовательногопространства;совершенствованиематериально-техническойбазы, среде внедрениеинновационныхметодовобучения,таккакв большинствевысшихучебныхзаведенийметодыи технологии требуютмодернизации;нарядус сохранениемимеющихся кадров, необходимо готовить новых квалифицированных специалистов и молодых ученых, которых вносить свежую струю в учебный процесс в вузе;повышениепрестижностипровессии преподавателя вуза и научного работника;оказаниеподдержкилучшимвузам,и непосредственнопреподавателям,аспирантам,магистрам.Впоисках решения проблемы трудоустройства выпускников вузовв соответствии с полученной специальностью,нужно принимать во внимание и системуоценки эффективности работы высшего учебного заведения. При оценкевуза необходимоучитыватьследующиепоказатели: востребованность выпускников на рынке руда, результатытрудоустройствавыпускников в соответствии с полученной специальностью, результатывзаимодействия студентови работодателейна всемпротяженииподготовкиспециалистов, уровеньи качество сотрудничествавузаи работодателейв вопросахцелевойконтрактнойподготовкиспециалистов,организациипрактикистудентов, проведения научно-исследовательскойи проектнойработы. Очевидно, отечественным вузам в ближайшее время предстоит разрабатывать и осваивать новые подходы к подготовке специалистов, а также к организации процесса трудоустройства выпускников. В связи с этим необходимо детально исследовать существующийна данный момент положительный опыт трудоустройства выпускников вузов, сложноси, с которыми сталкиваются молодые специалисты при поиске работы, что, возможно, позволит более эффективно справиться с этой проблемой. В качестве путей решения вышеуказанных проблем можно предложить практики или стажировки для студентов, которые действительно отражали бы специфику полученной профессии или специальности. Вузамтребуется не только устраивать регулярные дни открытых дверей, но и налаживать связи с возможными работодателями, связь вуза и производства должна быть не эпизодической – в форме краткосрочных практик, а постояной, как базовый предмет.Рассмотренные нами сложности взаимодействия вузов и производства является лишь частью общей проблемы высшего образования. На первом месте стоит вопрос повышения уровня знаний студентов и их стремления использовать эти знания, чтобы принести пользу обществу. Отечественными исследователями предложен ряд мер, направленных на преодоление кризиса в высшем образовании [28].Возвращение отечественных вузов к классическому формату специалитета и аспирантуры и выход из Болонской системы. Всложившихся условиях конфронтациис Западом вконтекстеукраинскогокризиса уроссийскогоруководстваимеютсяпринципиальныеоснования дляотказа неприжившейся на российской почве моделиразвития образования. К этомуимеютсяи другиепредпосылки:отечественноеобразованиееще сохранилоквалифицированноеядропрофессорско-преподавательскогосостава,которыйнастроен негативнов отношении Болонской системы и еще сохраняет опыт национальных академических традиций, в которых важнейшую роль играло сущностное содержание предметов, уважение к знаниям и науке. Приэтомособуюрольиграет восстановлениеэффективных методов классической академической школы, которая строилась на серьезных требованиях к учащимся и на способности преподавателя увлечь студентов исследовательсткой деятельностью, включить их в круг научных поисков. Такой вектор развитияпозволитРоссиивернутьсяв числомировыхдержав,претендующихна рольлидерав глобальномобразовательномпространстве.Увеличение размеров государственного финансированияобразования. Вотношениифедеральныхи коммерческихвысшихучебныхзаведений уместно проводить гибкуюполитикуфинансирования,учитывающую определенныепреимуществатехи других.Государствунаравнес университетамиследуетстремиться кповышениюактивности профессорско-преподавательскогосостава. Для этогонадоувеличивать уровеньоплатытрудав сфереобразования, уменьшить аудиторную нагрузку профессуры и, таким образом, создать условия для успешной методической и научной деятельности.Также финансирование должно быть направлено на приобретение необходимого современного оборудования, цифровизацию образования, приближение его к условиям и нуждам передового производства Сокращение объемов бумажной отчетности, что должно способствовать освобождению времени преподавателей для подготовки к занятиям и ведению научной работы. Демократизация, выступающая в качестве одного из направлений необходимой обществу образовательной реформы, должна иметь объектом не столько студенческую, сколькопреподавательскую среду, а для этого следуетвернуться к понятию университетских свобод, избавить университетское сообщество от чрезмерного давления административного аппарата, размеры которого в современных вузах все увеличиваются. Речь, конечно, не идет об исключении администрациивузов из процесса принятия ответственных решений: образовательным институтам сейчас сложно обойтись без профессиональных управленцев, особеннов хозяйственной и экономической сфере. Однако, важно сделать взаимодействие администраторов с профессорско-преподавательским составом равноправным, неставить преподавателей в односторонне зависимое положение.Демократизация студенческого сообщества важна, но она не должна приводить к его замыканию на себе. Важно сохранить интеллектуальный и моральный авторитет преподавателя, сделать его притягательной фигурой. Преподаватель должен служить образцом для подражания и быть старшим товарищем. В рамках первого необходимо создание условий для того, чтобы он мог повышать свою квалификацию, заниматься научной работой, повышать свой гуманитарный уровень и совершенствовать «мягкие навыки», позволяющие налаживать и поддерживать контакты, выстраивать гармоничные отношенияс коллективом студентов и со своими коллегками. При нынешнем уровне учебной нагрузкикачественнаыя научная работа и поддержание общекультурного уровня оказывается практически невозможными. Курсы повышения квалификации не должны проводиться без отрыва от работы и без снижения учебной нагрузки, как это зачастую происходит сейчас. В качестве дополнительной неподъемной ноши они неизбежно превращаются в фикцию. В плане поддержания морального авторитета преподавателя следует искоренить и предотвращать коррупцию в вузе. Для этого необходимо не только ведение контроля, но и при обеспечение уровня заработной платы преподавателей. Бедно одетый, задавленный проблемами и загруженный бумажной работой преподаватель, имеет мало шансов поставить себя в качестве авторитета. Если работник высшей школы не утвержден в качестве ценимого обществом лица, он не сможет качественно осуществлять воспитательную работу. Никакие «мероприятия» не могут заменить воспитательное воздействие личности компетентного, уверенного в себе и своем завтрашнем дне педагога, любящего науку и стремяшщегося передать эту любовь студентам.Учебная деятельность в удалённом формате и использование дистанционных технологий в форс-мажорных условиях, как это было при пандемии COVID-19, нуждаются в отдельных специальных исследованиях. «Необходима организация системной подготовки педагогов всех уровней образования к пониманию и принятию особой философии дистантного обучения и воспитания, практическому освоению их специфической методологии»[15].Выводы: качественный процесс модернизации высшего образования возможен только в случае признаниягосударством приоритетности этой сферы.Реформирование высшего образования, повышение его качества иустановление его связи с запросами общества возможно только в случае систематических вложений в данную сферу. При этом не является принципиально важным – отменить Болонскую систему и найти силы и возможности вернутьсяк советской системе, которая имела свои плюсы, или же пытаться далее использовать европейский опыт. В любом случае нельзя обойтись без затрат на поддержание уровня подготовки прподавательского состава, без сокращения нагрузки на преподавателя, которая не позволяет ему качественно вести методическую и научную работу, без оснащения вузов современной техникой и аппаратурой.Возможные пути решения возникших проблем: интеграция вузов в крупные образовательные и научные центры; разделение вузов на «практические», связанные с производством и обслуживающие среднее образование, и «фундаментальные», связанные с наукой, академической сферой, передовыми исследованиями; грамотное применение дистанционных методов обучения; создание специализированных школ для одаренных детей и системы довузовской подготовки; оказание недекларативной поддержки успешным ВУЗам, аспирантам, докторантам, преподавателям и ученым и так далее.Всё перечисленное направлено на достижение главной цели –доведение отечественного высшего образования до уровня, соответствующего требованиям XXI века.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, на основании изложенного можно сделать следующие выводы: под образовательным процессом понимают целенаправленную деятельность, в результате которой происходит непосредственно обучение, воспитание и развитие личности, посредством организации учебного процесса, обеспечивающей комплексное усвоение знаний, освоение навыков и уменийкак компонентов содержания образования, на уровне федерального государственного образовательного стандарта.Структура образовательного процесса определяется сочетанием внешних и внутренних условий.Современный уровень системы образования требует от преподавателя постоянного повышения собственного уровня знаний, модернизации методики преподавания, внедрения новых методов в учебный процесс. Вопрос о принципах образовательного процесса является дискуссионным, и возможны различные варианты их отбора и представления. Выбор методов основывается на общих целях образования, воспитания и развития обучающихся и руководящих принципах образовательного процесса.Высшее образование в России характеризуется значительными возможностями и тенденциями дальнейшего развития. Тем не менее, в образовательной сфере объективно существуют и серьезные, требующие решения, проблемы.Процесс модернизации сферывозможен только при условиипризнания государством приоритетности этой сферы.Реформирование высшего образования, повышение его качества и успешность требуют не только поиска новых методов, но и элементарного вложения средств. Это вложение не может не окупиться в долгосрочной перспективе, поскольку без качественного образования не возможно движение вперед по пути прогресса. Только на базе качественной вузовской подготовки может начаться новый расцвет отечественной науки и, как следствие, успехи сферы высоких технологий, обеспечивающие стране самостоятельность, а ее гражданам процветание.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

-

Вопрос-ответ:

Какие проблемы образования студентов рассматривает 2 глава статьи?

2 глава статьи рассматривает специфику и проблемы образовательного процесса в современном отечественном вузе.

Какую систему образования рассматривает 2 глава статьи?

2 глава статьи рассматривает болонскую систему образования в России.

Какие основные принципы и методы процесса образования в вузе рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются основные принципы и методы процесса образования в вузе, такие как принципы активности и самостоятельности студентов, методы проблемного обучения и проектной работы.

Какие основные проблемы образования студентов рассматривает 2 глава статьи?

2 глава статьи рассматривает основные проблемы образовательного процесса в современном отечественном вузе, такие как низкая качество подготовки выпускников, отсутствие практической направленности образования, недостаточная активность и самостоятельность студентов, проблемы связанные с болонской системой образования.

Какие способы решения проблем образования студентов рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются различные способы решения проблем образования студентов в вузе, такие как введение практико-ориентированных программ, развитие активности и самостоятельности студентов, совершенствование системы оценки знаний, улучшение качества образовательного процесса.

Какова структура образовательного процесса в вузе?

Структура образовательного процесса в вузе включает в себя несколько основных элементов: учебный план, учебные курсы, лекции, практические занятия, самостоятельную работу студентов, контрольные и экзаменационные формы оценки знаний.

Какие основные принципы и методы процесса образования в вузе?

Основными принципами образовательного процесса в вузе являются системность, связь теории и практики, активное вовлечение студентов в учебную деятельность, индивидуальный подход к каждому студенту. К методам образования в вузе относятся лекционный метод, семинарский метод, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа студентов.

Какие проблемы существуют в современном отечественном вузе?

В современном отечественном вузе существуют различные проблемы, такие как низкая качественная подготовка студентов, недостаточное вовлечение студентов в учебный процесс, несоответствие образовательных программ требованиям рынка труда, высокая стоимость обучения, отсутствие модернизации учебных материалов и технологий.

Какие основные способы решения проблем образования студентов в вузе?

Для решения проблем образования студентов в вузе могут быть использованы различные способы, такие как модернизация учебных программ и материалов, внедрение новых технологий обучения, повышение квалификации преподавателей, установление более активного взаимодействия с работодателями, снижение стоимости обучения, создание системы обратной связи с студентами.