роль уроков физики в формировании читательской грамотности
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 11.10.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ …………………………………………………………….
5
1.1 Общая характеристика учебного курса физики в общей школе и ее назначение в образовательном процессе………………………………………………….
1.2 Читательская грамотность: понятие и структура……………………………….
1.3 Концепция развития читательской грамотности………………………………..
1.4 Этапы формирования читательской грамотности на уроках физики………….
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬКОЙ ГРАМОТНОСТИ………………...
2.1 Уровни читательской грамотности по ФГОС…………………………………….
2.2 Практическое применение читательской грамотности на уроках физики……..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………
5
8
11
14
16
16
19
24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….. 25
ru, (дата обращения 29.08.2022)2.2. Практика применения читательской грамотности на уроках физикиУроки физики позволяют учащимся в той или иной степени участвовать в процессах передачи, получения, обработки, представления, использования и хранения информации. Не без основания можно утверждать, что именно физика является дисциплиной, развивающейобщие учебные навыки по работе с информацией, потому что именно в процессе преобразования и перекодировки информации происходит наиболее эффективное ее усвоение учащимися, потому что усвоение информационных сообщений невозможно без анализа и осмысления каждого явления.Этап урока физики: объяснение нового материалаПри объяснении новой темы учитель участвует в процессе передачи информации посредством при помощи устной речи. Иногда может, использован вспомогательный материал в виде таблиц, графиков, математических формул. Наглядным пособием в данном случае являются опыты и эксперименты, которые позволяют учащимся наглядно увидеть суть того или иного явления. В данном случае умения по читательской грамотности проявляет в большей степени педагог, нежели учащиеся.Этап урока физики: работа с текстом Работу с текстом можно разделить на два вида: работа с текстом или его фрагментом как таковым в целом и работа с определением или формулировкой закона. В обоих случаях, как правило, речь идет о преобразовании и передаче информации: свернуть – развернуть, довести до сведения учителя и класса.Именно в этом и будет проявляться читательская грамотность, но уже учеников, как непосредственных участников процесса обучения. Ответы на вопросы. Данный метод работы с текстом предполагает детальный разбор несложного текста или текста с большим объемом материала изученного ранее. Такие тексты встречаются в учебниках Касьянова В.А. за 10 класс13. _______________________13 Касьянов В.А. Физика 10 класс. Учебник. – М. Дрофа, 2020. – 410 с.В зависимости от степени подготовленности класса можно предложить учащимся следующие способы работы с текстом:- сделать структурный конспект параграфа или части параграфа;- составить тезисы;- cоставить глоссарий основных понятий;- простой или сложный план материала. Другими словами учащимся предлагается произвести вторичную информацию, разделив предварительно текст на фрагменты и проанализировав каждый из них, выделяя необходимый материал и находя ответ на вопрос, поставленный учителем.Анализ решение задачи. Практически всегда для закрепления нового материала школьникам предлагается ознакомиться с полным решением задачи, где применяются новые формулы. Тогда возникает вопрос – а что делать с этим готовым решением? Одним из вариантов продуктивной работы с текстом в данном случае является анализ решения задачи. Но даже это действие, которое, казалось бы, не должно вызывать затруднений, многих учеников ставит в тупик. Это объясняется тем, что не все учащиеся умеют анализировать само условие задачи, а при вопросе - о чем идет речь в задаче? - начинают пересказывать ее условие близко к тексту. Поэтому анализ решения неизменно будет включать анализ условия задачи. Сама деятельность в данном случае будет классифицирована как получение вторичной информации, которая имеет своей целью развитие учебно-логических умений учащихся: анализа, синтеза, сравнения и обобщения. План анализа решения задачи.Установить о чем идет речь в задаче? В данном случаем можно «представить внутренним взором ситуацию»,которая описывается в задаче, и надо настолько хорошо представить ее, сделать необходимые рисунки, графики и другие заметки, позволяющие ученику стать участником событий. Данное умение представить мысленным взором ситуацию особенно важно при решении задач на применение знаний в измененной или нестандартной ситуации.Установить физический смысл условия задачи, то есть определить, какие физические процессы описываются в задаче и условия их протекания.Объяснить чертеж или рисунок к задаче, что позволяет перекодировать информацию из визуальной символьной или образной в словесную.Установить какие физические законы и формулы будут использоваться при решении задачи, последовательность действий при решении уравнения или системы уравнений.Выполнить первичную проверку размерности для проверки полученной формулы.Провести анализ численного ответа с точки зрения его сопоставимости с табличными данными, известными процессами, зависимостями.Рассмотреть предельные случаи (стремление какой-либо величины к нулю, бесконечности) и проанализировать их. Сделать вывод.Составление алгоритма - представляет собойпроизводство вторичной информации. Как правило, данный вид работы является особенно интересным для учащихся, потому что позволяет им проявить самостоятельность, почувствовав собственную значимость в управлении учебным процессом для себя и других.14Составление алгоритмов решения одной или нескольких задач стимулирует умственную деятельность учащихся, так как для этого им необходимо систематизировать и обобщить конкретный учебный материал, работать иногда с довольно большим объемом информации. Кроме того, даже одна задача может иметь несколько возможных решений, поэтому всегда интересным остается поиск неординарных решений, которые представляют конкретный интерес. Очень много частных алгоритмов приходится составлять при решении задач на второй закон Ньютона, и они действительно помогают довести некоторые действия учащихся до автоматизма. ________________14Феденева Н.В.«Методические приемы формирования грамотности чтения на уроках физики».Электронная библиотека КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 29.08.2022).Особую трудность вызывают у школьников задачи на движение тел по окружности и по наклонной плоскости. В качестве особенностей решения данных задач можно отметить необходимость правильно сделать чертеж, указать центр вращения тела, радиус окружности, полную или часть траектории движения, а также направления центростремительного ускорения. При составлении алгоритма решения задач на наклонную плоскость выделяются другие особенности чертежа и решения. Это и обстоятельства, указывающие на то, скользит тело или покоится, и какие силы будут действовать на него при его движении.15 Алгоритм решения задачи на движение тела по окружности.Прочитать условие и представать себе конкретную ситуацию, представленную в задаче.Записать: ДАНО и перевести размерность в систему СИ.Выполнить чертеж, схематическиизобразив тело и окружность, по которой движется тело. Отметить центр описываемой окружности и ее радиус. К центру окружности направить центростремительное ускорение и изобразить силы, действующие на тело. Записать второй закон Ньютона в векторной форме и в проекциях на координатные оси, формулу для расчета центростремительного ускорения.Провести анализ условия задачи на предмет, что известно в задаче и что надо найти.Составить систему уравнений и решить ее относительно неизвестных.Проверить размерность в полученных формулах.Проанализировать ответы и сделать выводы, для каких случаев работает полученная формула, когда ответ не имеет физического смысла и реален ли полученный численный ответ._________________________15Кузнецова С.С. Технология смыслового чтения на уроках физики в условиях реализации ФГОС,Электронная библиотека КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 29.08.2022).Этап урока физики: сравнениеДанный этаптакже предполагает наличие навыков читательской грамотности на уроках физики. Сравнивать можно явления, понятия, законы, физические величины. Особенно это важно, когда учащиеся путают между собой то, что предлагается сравнить. В силу некоторой похожести слов и имеющим отношение к скорости тела, учащиеся путают или не различают явление инерции и свойства инертности. В учебнике Физика. 7 класс. (А.В. Перышкин) эти понятия рассматриваются в §17 и §19.16 Работа с текстами этих параграфов идет как закрепление материала. Необходимо, используя материал параграфов найти сходства и отличия основных понятий, что способствует повторению изученного материала и закреплению его.Под сравнением понимаются умственные акты, посредством которых в воспринимаемых, представляемых или мыслительных объектах обнаруживают сходство и различие. Вначале, при первом знакомстве с понятием, учитель показывает все признаки явления: и существенные и несущественные. Потом, вместе с учащимися устанавливает, какие признаки можно выделить в существенные из всех других. Это помогает включить новое понятие, предмет, явление в класс ранее изученных.Особенно хорошо метод сравнения величин и понятий оформлять в виде таблиц, построенных по дидактическому принципу от простого к сложному. В дальнейшем каждая из таблиц в зависимости от изучаемой темы наполняется конкретным содержанием и обозначается номерами 1.1, 1.2, и т.д. (пример таблицы на рис. 4)№ п\пВопросыСопоставляемые и противопоставляемые объектыОбъект АОбъект В Рис. 4 Пример сравнительной таблицы______________________16Перышкин А.В. Физика 7 класс. – М., Дрофа, 2018. – 224 с.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог, выделим основные условия формирования читательской грамотности при обучении физике: 1. Активно развивать смысловое чтение как основу читательской грамотностипри обучении физике.2. Осуществлять отбор учебного материала для осуществления метапредметных результатов, понимания и интерпретации текста физического содержания. 3. Уметь подобрать и сконструировать задачи разных типов, найти решения нестандартных задач на основе полученных знаний основных законов физики, учитывая специфику читательской грамотности. 4. Сформировать у обучающихся умение извлекать информацию из текста, преобразовывать ее и применять для решения поставленных задач.5. Вовлекать обучающихсяв универсальные учебные действия, необходимые для формирования читательской грамотности при выполнении работы над текстом физического содержания.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Джонсон С. Роль физики в нашем современном обществе (turbopages.org) (дата обращения 29.08.2022).2. ФИЗИКА • Большая российская энциклопедия - электронная версия (bigenc.ru) (дата обращения 29.08.2022).3. Кодирова Д. Роль и значение физики в процессе преподавания на современном этапе, Электронная библиотека КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 29.08.2022).4. Антонова Н.А.Состояние проблемы формирования читательской грамотности при обучении физике в педагогической теории и практике школьного обучения, Электронная библиотека КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 29.08.2022).5. ТЕКСТ • Большая российская энциклопедия - электронная версия (bigenc.ru)(дата обращения 29.08.2022).6. Рудик Г.А. и др. Функциональная грамотность – императив времени, Электронная библиотека КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 29.08.2022).7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.8. Катунина Ю.К. Человеческая деятельность как субстанция социального//Молодой ученый. – 2017. - №1 (135) – с. 572 – 574 . - Электронный ресурс, https://moluch.ru (дата обращения: 29.08.2022).9. Гостеева Ю.Н. и др. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности , Электронная библиотека КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 29.08.2022).10. Современные образовательные технологии как средство формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся - "Академия педагогических проектов Российской Федерации" –электронный ресурс, https://педпроект.рф (дата обращения 29.08.2022).11. Аналитический отчет по результатам исследования PISA-2015, электронный ресурс https://fioco.ru, (дата обращения 29.08.2022).12. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. 2007.13. Касьянов В.А. Физика 10 класс. Учебник. – М. Дрофа, 2020. – 410 с.14. Феденева Н.В. «Методические приемы формирования грамотности чтения на уроках физики».Электронная библиотека КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 29.08.2022).15.Кузнецова С.С. Технология смыслового чтения на уроках физики в условиях реализации ФГОС, Электронная библиотека КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 29.08.2022).16. Перышкин А.В. Физика 7 класс. – М., Дрофа, 2018. – 224 с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Джонсон С. Роль физики в нашем современном обществе (turbopages.org) (дата обращения 29.08.2022).
2. ФИЗИКА • Большая российская энциклопедия - электронная версия (bigenc.ru) (дата обращения 29.08.2022).
3. Кодирова Д. Роль и значение физики в процессе преподавания на современном этапе, Электронная библиотека КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 29.08.2022).
4. Антонова Н.А. Состояние проблемы формирования читательской грамотности при обучении физике в педагогической теории и практике школьного обучения, Электронная библиотека КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 29.08.2022).
5. ТЕКСТ • Большая российская энциклопедия - электронная версия (bigenc.ru) (дата обращения 29.08.2022).
6. Рудик Г.А. и др. Функциональная грамотность – императив времени, Электронная библиотека КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 29.08.2022).
7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
8. Катунина Ю.К. Человеческая деятельность как субстанция социального//Молодой ученый. – 2017. - №1 (135) – с. 572 – 574 . - Электронный ресурс, https://moluch.ru (дата обращения: 29.08.2022).
9. Гостеева Ю.Н. и др. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности , Электронная библиотека КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 29.08.2022).
10. Современные образовательные технологии как средство формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся - "Академия педагогических проектов Российской Федерации" –электронный ресурс, https://педпроект.рф (дата обращения 29.08.2022).
11. Аналитический отчет по результатам исследования PISA-2015, электронный ресурс https://fioco.ru, (дата обращения 29.08.2022).
12. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. 2007.
13. Касьянов В.А. Физика 10 класс. Учебник. – М. Дрофа, 2020. – 410 с.
14. Феденева Н.В. «Методические приемы формирования грамотности чтения на уроках физики». Электронная библиотека КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 29.08.2022).
15. Кузнецова С.С. Технология смыслового чтения на уроках физики в условиях реализации ФГОС, Электронная библиотека КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 29.08.2022).
16. Перышкин А.В. Физика 7 класс. – М., Дрофа, 2018. – 224 с.