Государственная социальная помощь
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 07.10.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы социальной помощи в России 5
1.1. Понятие и цель государственной социальной помощи 5
1.2. Виды государственной социальной помощи 14
2. Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи 17
2.1 Граждане, имеющие право на получение государственной социальной помощи 17
2.2 Порядок назначения и основания для прекращения государственной социальной помощи 19
2.3. Государственная социальная помощь на основе социального контракта 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Государство при оказании государственной социальной помощи в форме социального контракта предоставляет финансовые средства в виде ежемесячных и единовременных денежных пособий. Президент подчеркнул: «Речь идет о десятках тысяч рублей». Так к финансовым средствам на реализацию мероприятий программы социальной адаптации относится: ежемесячное денежное пособие для реализации мероприятий по поиску работы; денежное пособие для граждан, которые заключили социальный контракт на повышение квалификации, прохождение профессионального обучения; единовременное денежное пособие для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности; денежные пособия на иные мероприятия по преодолению трудной жизненной ситуации. Сами финансовые средства представляют собой субсидии, предоставляемые из бюджетов регионов на реализацию вышеперечисленных мероприятий. Однако, при оказании такой помощи возникает проблема. Государственная социальная помощь на основании социального контракта реализуется в России с 2010 года. Начало ее применения связано со вступление в законную силу приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2010 года «О проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта». Тогда социальный контракт применили в 17 регионах страны в рамках эксперимента, который показал положительный результат. С 2012 года социальный контракт был внедрен во всех регионах РФ и закреплен законодательно принятием Федерального закона от 25 декабря 2012 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи». Несмотря на это не все регионы успешно стали применять социальный контракт. В первую очередь проблема его применения связана с нехваткой бюджетных средств регионов на предоставление субсидий для реализации предусмотренных индивидуальной программой мероприятий по выходу из сложившейся трудной жизненной ситуации. В некоторых отдельных случаях сумма выплат возрастала до 250 тысяч рублей. Однако, по всему миру такой механизм оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта достаточно эффективно работает. По словам Президента России, в ежегодном Послании к Федеральному Собранию, именно потому, что социальный контракт является одним из наиболее успешных механизмов борьбы с бедностью необходима долгосрочная перспектива его развития в России. Из этого следует только один вывод, который заключается в том, что необходимо решать возникшую проблему. Так, среди наиболее эффективных способов ее решения можно выделить такой способ, как оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации, активно внедряющим социальный контракт. По оценкам эффективности оказания помощи в форме социального контракта в уже применяющих его регионах, за 5 лет такой поддержкой смогли бы воспользоваться свыше 9 миллионов человек. «Опыт некоторых наших регионов показывает, что можно эффективно работать в этом направлении», — сказал Президент. Среди таких регионов можно выделить Нижегородскую, Вологодскую, Томскую, Ульяновскую, Ростовскую, Липецкую области и ряд других регионов России. Для решения проблемы предоставления регионами субсидий на реализацию мероприятий данного контракта Владимиром Путиным было поручено Правительству РФ, начиная с 2020 года оказать содействие субъектам Российской Федерации, внедряющим практику социального контракта, на условиях софинансирования. Таким образом, по прогнозу директора департамента комплексного анализа и прогнозирования Министерства труда и социальной защиты РФ Ольги Родионовой у 9 миллионов граждан и малоимущих семей уже к 2024 году появится возможность значительно улучшить свое материальное положение при помощи социального контракта. С помощью него множество нуждающихся смогут выбраться из фактической бедности. Для решения возникшей проблемы, на сегодняшний день, на реализацию мероприятий по выходу из трудной жизненной ситуации, предусмотренных социальным контрактом, регионам, выделено около 7 миллиардов рублей из федерального бюджета. Планировалось распределить эти средства между 21 регионом России исходя из главного критерия отбора: наиболее низкий показатель прожиточного минимума. Однако финансовая помощь в рамках пилотного проекта, направленного на снижение бедности, была распределена между 13 регионами: – республики Тыва, Татарстан, Коми, Кабардино-Балкарская; – Алтайский, Пермский, Приморский края – Новгородская, Нижегородская, Липецкая, Ивановская, Курганская, Томская области. На оглашении Послания Президента Федеральному Собранию 15 января 2020 года Владимир Путин подчеркнул, что необходимо продолжать расширение использования социального контракта, для того чтобы практика его применения существовала во всех регионах России к 2021 году. Для этого по официальным данным Минтруда России планируется выделить регионам на эти цели около 22 миллиардов рублей. Однако для борьбы с бедностью с помощью эффективного внедрения механизма социального контракта во всех регионах необходимо, чтобы выделенные средства использовались строго по целевому назначению. Как пояснила Ольга Родионова выделяемые средства можно будет потратить лишь на осуществление основных мероприятий по выходу из сложной жизненной ситуации предусмотренных социальным контрактом. Но в регионах России существуют и собственные потребности местного населения в преодолении трудной жизненной ситуации. В этом случае можно предложить таким регионам право самостоятельно развивать и осуществлять государственную социальную помощь на основании социального контракта, адаптированную под потребности местного населения, но уже за свой счет. Статистика показывает, что в некоторых субъектах России уже существует такая практика. Например, в Республике Мордовия предоставлено право в рамках социального контракта получить денежные средства на погашение долгов за услуги ЖКХ, которые переводятся сразу в коммунальную организацию, но лишь на условии, что должник начал работать и погашать долг самостоятельно. Таким образом, социальный контракт направлен на преодоление трудной жизненной ситуации и может быть заключен с лицами, указанными в законодательстве. Особо значимым данная мера поддержки имеет для многодетных семей, так как в их случае велика вероятность стать малоимущими. Государственная социальная помощь предоставляется во всех субъектах Российской Федерации, ее размер устанавливается на региональном уровне. Данная мера государственной социальной поддержки является важным и значимым инструментом поднятия социально-экономической активности граждан в регионах Российской Федерации и «борьбой с бедностью».ЗаключениеСегодня существует достаточно обширный перечень мер социально-правовой защиты со стороны государства. К ним относятся государственные социальные пособия, трудовые гарантии, особые условия труда, право на материнский (семейный) капитал, государственные программы по обеспечению доступным и комфортным жильем матерей и детей, обеспечение доступности дошкольного образования и другие. Система социального обеспечения состоит из социального страхования и социальной помощи. Основные цели социальной помощи перечислены в статье 3 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», их всего шесть. На наш взгляд, главная цель государственной социальной помощи должна быть следующей: довести доходы малообеспеченных граждан до прожиточного минимума и обеспечить удовлетворение их основных потребностей. Государственная социальная помощь подразделяется на: денежные выплаты и поддержка в натуральном выражении. К самым распространенным формам денежных выплат являются: социальные пособия, субсидии, компенсации. Государство может также осуществлять компенсационные выплаты, например, возмещать ранее оплаченные квитанции по коммунальным расходам.Развитие оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта как способа борьбы с бедностью населения в Российской Федерации имеет множество перспектив. На сегодняшний день социальный контракт остается для большинства семей и малоимущих граждан наиболее удобным и эффективным способом преодоления сложной жизненной ситуации. Это показывает не только положительный опыт регионов, активно внедряющих практику его применения, но и мировая практика. Государство заинтересованно в активном развитии такого механизма борьбы с бедностью населения на долгосрочную перспективу во всех регионах страны. Подводя итог, при использовании механизма социального контракта стоит говорить о таких ожидаемых результатах как: повышение уровня и качества жизни малоимущих граждан за счет стимулирования самостоятельного развития трудового потенциала получателей государственной социальной поддержки, соответственно, усиления их социальной ответственности, а также оказание помощи в социальной реабилитации членов малоимущих и многодетных семей. Список использованной литературыКонституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//http://www.consultant.ruФедеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.05.2022) "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.07.2022) // http://www.consultant.ruФедеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)// http://www.consultant.ru/Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 25.12.2012 N 258-ФЗ//http://www.consultant.ruПостановление Правительства РМ от 30.12.2013 N 589 "Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта" (вместе с "Порядком оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта", "Типовым положением о комиссии по назначению государственной социальной помощи на основании социального контракта")//http://www.consultant.ruПриказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2010 N 399 "О проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта"//http://www.consultant.ruПриказ Минтруда России от 03.08.2021 N 536 "Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта" // http://www.consultant.ru/Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019. // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/#dst0.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020. //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959.Волгин Н.А. Государственная и муниципальная социальная политика: учеб.пос. / под ред. Н.А. Волгина. М. 2018. 1011 с.Ахантьева Н.В., Яськин М.В. Перспективы развития оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта как формы борьбы с бедностью населения в России // Научный вестник гуманитарно-социального института. – 2020. - №11. – с. 15Борискова И.В. Социальные пособия в Российской Федерации // Территория науки. – 2017. - №1. – с 160-164Гасанов К.К., Хазов Е.Н., Прудников А.С., Белоновский В.Н. и т.д. Муниципальное право России: Учебник. М: ЮНИТИ-ДАНА., 2016. – 399сГусарова С.В. Государственная социальная помощь как фактор права социального обеспечения // Вестник образовательного консорциума среднерусский университет. Серия: юриспруденция. – 2021. - №18. – с. 8-13Исаева В.В. Социальная политика государства и социальная работа // Наука через призму времени. – 2021. - №1 (46). – с. 75-76Князев Д.О. Социальная сфера как объект управления в современном обществе // Инновации. Наука. Образование. – 2021. - №47. – с. 409-417Кузяшев А.Н., Лупу Л.Н., Белугина Д.С. Некоторые аспекты современной социальной политики // Эпоха науки. – 2021. - №25. – с. 211-215Османова Э.Э. Оценка состояния социальной политик Российской Федерации // Академическая публицистика. – 2021. - №11-1. – с. 220-224Просвирина А.И., Какадий И.И. Государственная социальная помощь на основании социального контракта // Вестник Евразийской науки. – 2020. – том 12. – №3. – с. 48Ситникова Ю.А. Государственная социальная помощь в Российской Федерации. // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2021. №4. С.- 14-24Смирнова А.А., Кошелева Е.А., Бармин И.С. Государственная социальная помощь на основании социального контракта как вид социального обеспечения отдельных категорий населения // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – том 2. - №7 (19). – с. 671-676Ходусов А.А. Социальная помощь в России // Международный журнал конституционного и государственного права. – 2017. - №2. – с. 30-33 Чотчаева Ф.М. Система реализации социальной политики современного правового государства // Форум молодых ученых. – 2022. - №1 (65). – с. 267-272Шаназарова Е.В., Савельева О.Е. Правовые основы государственной социальной помощи // Modernscience. – 2021. - №6-1. – с. 311-317
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// http://www.consultant.ru
2. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.05.2022) "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.07.2022) // http://www.consultant.ru
3. Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // http://www.consultant.ru/
4. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 25.12.2012 N 258-ФЗ// http://www.consultant.ru
5. Постановление Правительства РМ от 30.12.2013 N 589 "Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта" (вместе с "Порядком оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта", "Типовым положением о комиссии по назначению государственной социальной помощи на основании социального контракта")// http://www.consultant.ru
6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2010 N 399 "О проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта"// http://www.consultant.ru
7. Приказ Минтруда России от 03.08.2021 N 536 "Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта" // http://www.consultant.ru/
8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019. // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/#dst0.
9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020. //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959.
10. Волгин Н.А. Государственная и муниципальная социальная политика: учеб. пос. / под ред. Н.А. Волгина. М. 2018. 1011 с.
11. Ахантьева Н.В., Яськин М.В. Перспективы развития оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта как формы борьбы с бедностью населения в России // Научный вестник гуманитарно-социального института. – 2020. - №11. – с. 15
12. Борискова И.В. Социальные пособия в Российской Федерации // Территория науки. – 2017. - №1. – с 160-164
13. Гасанов К.К., Хазов Е.Н., Прудников А.С., Белоновский В.Н. и т.д. Муниципальное право России: Учебник. М: ЮНИТИ-ДАНА., 2016. – 399с
14. Гусарова С.В. Государственная социальная помощь как фактор права социального обеспечения // Вестник образовательного консорциума среднерусский университет. Серия: юриспруденция. – 2021. - №18. – с. 8-13
15. Исаева В.В. Социальная политика государства и социальная работа // Наука через призму времени. – 2021. - №1 (46). – с. 75-76
16. Князев Д.О. Социальная сфера как объект управления в современном обществе // Инновации. Наука. Образование. – 2021. - №47. – с. 409-417
17. Кузяшев А.Н., Лупу Л.Н., Белугина Д.С. Некоторые аспекты современной социальной политики // Эпоха науки. – 2021. - №25. – с. 211-215
18. Османова Э.Э. Оценка состояния социальной политик Российской Федерации // Академическая публицистика. – 2021. - №11-1. – с. 220-224
19. Просвирина А.И., Какадий И.И. Государственная социальная помощь на основании социального контракта // Вестник Евразийской науки. – 2020. – том 12. – №3. – с. 48
20. Ситникова Ю.А. Государственная социальная помощь в Российской Федерации. // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2021. №4. С.- 14-24
21. Смирнова А.А., Кошелева Е.А., Бармин И.С. Государственная социальная помощь на основании социального контракта как вид социального обеспечения отдельных категорий населения // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – том 2. - №7 (19). – с. 671-676
22. Ходусов А.А. Социальная помощь в России // Международный журнал конституционного и государственного права. – 2017. - №2. – с. 30-33
23. Чотчаева Ф.М. Система реализации социальной политики современного правового государства // Форум молодых ученых. – 2022. - №1 (65). – с. 267-272
24. Шаназарова Е.В., Савельева О.Е. Правовые основы государственной социальной помощи // Modern science. – 2021. - №6-1. – с. 311-317
Вопрос-ответ:
Что такое государственная социальная помощь?
Государственная социальная помощь - это форма поддержки, предоставляемая государством гражданам, находящимся в социально-экономически неблагоприятном положении. Она направлена на улучшение условий жизни и обеспечение базовых потребностей таких граждан.
Какова цель государственной социальной помощи?
Целью государственной социальной помощи является содействие социальной защите населения, обеспечение социальной справедливости и снижение неравенства в обществе. Эта помощь создает условия для реализации основных прав и свобод человека, а также способствует социальной интеграции и улучшению качества жизни граждан.
Какие виды государственной социальной помощи существуют?
Существует несколько видов государственной социальной помощи, включая материальную помощь, адресную помощь, жилищную помощь, медицинскую помощь, пенсионную помощь и другие. Каждый вид помощи предназначен для конкретной категории граждан и имеет свои особенности и условия предоставления.
Кто имеет право на получение государственной социальной помощи?
Право на получение государственной социальной помощи имеют граждане, находящиеся в социально-экономически неблагоприятном положении. Это могут быть безработные, инвалиды, пенсионеры, малоимущие семьи, многодетные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов и другие категории граждан.
Какой порядок назначения и прекращения государственной социальной помощи?
Назначение государственной социальной помощи происходит на основе заявления гражданина и анализа его социального положения. Помощь может быть прекращена в случае изменения жизненных обстоятельств гражданина или при наличии фактов, свидетельствующих о том, что он больше не нуждается в такой помощи.
Какие основные виды государственной социальной помощи существуют в России?
В России существуют различные виды государственной социальной помощи, такие как материальная помощь, социальная пенсия, пособия по безработице и т.д. Каждый из этих видов помощи предназначен для определенной категории граждан и имеет свои особенности и условия предоставления.
Кто имеет право на получение государственной социальной помощи в России?
Право на получение государственной социальной помощи имеют граждане Российской Федерации, находящиеся в социально незащищенном положении или испытывающие временные трудности. К таким категориям граждан относятся многодетные семьи, инвалиды, пожилые люди и другие социально уязвимые группы населения.
Какой порядок назначения и основания для прекращения государственной социальной помощи в России?
Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина и проведения проверки соответствия критериям помощи. Основания для прекращения помощи могут быть разные, такие как изменение материального положения гражданина, получение работы, смерть и т.д.