Психологическая характеристика ролей ребенка в семье
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 19.10.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические особенности детско-родительских отношений 6
1.1 Типы и функции семьи как социального института 6
1.2 Стили семейного воспитания 9
1.3 Типы ролей ребенка в семье 11
Глава 2. Методические особенности семейного воспитания 17
2.1 Методологические принципы семейного воспитания 17
2.2 Рекомендации для родителей по воспитанию детей 21
Заключение 26
Список использованных источников 28
хорошо себя чувствовать. Объятия – это признак любви, они эмоционально питают ребенка и помогают ему развиваться умственно. То же самое можно делать и по отношению к взрослым членам семьи.3. Постарайтесь не допустить, чтобы ваша любовь превратилась во вседозволенность и пренебрежение. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго соблюдать установленные запреты и разрешения. Тон, в котором сообщается просьба или запрет, должен быть более дружелюбным — пояснительным, а не повелительным.4. Взрослые должны договориться о правилах между собой.5. Ни в коем случае не говорите ребенку: «Я тебя не люблю!». Эта фраза не должна звучать в вашем доме, чтобы ребенок не натворил.6. Чаще называйте ребенка по имени. У ребенка может быть семейное имя – имя, которое звучит в кругу семьи – это может быть производное от его имени.7. Помните, что дети – это наше отражение. Они берут с нас пример и поступают чаще всего так, как мы поступаем в своей жизни.8. Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу, тов этом случае речь может быть строгой, но ни в коем случае резкой или грубой. В разговорах избегайте многословия, чтобы не потерять главную суть. Только спокойный и доверительный тон может донести до ребенка мысли и требования родителей.9. Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним зрительный контакт: либо наклониться к нему, либо поднять ребенка на уровень своих глаз. Всегда внимательно слушайте ребенка, смотрите ему в глаза, только так он почувствует, что его проблемы и внутреннее состояние вас действительно волнуют.10. Никогда не пытайтесь воспитывать ребенка, если у вас плохое настроение. Для этого важно сначала нормализовать свое эмоциональное состояние (спокойная музыка, короткая прогулка, 15 минут спокойного отдыха - у каждого свои механизмы восстановления).11. Главное - оценивать поступок, а не человека. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) в данной ситуации вместо уместного «ты поступил неправильно» (оценка поступка). Нужно конкретно объяснить, в чем ошибка, почему ребенок сделал что-то не так. Если критикуется поступок, конкретная ошибка, а не личность, ребенку уже не приходится защищаться, с этим связаны и лишние переживания, страх наказания, вынужденная ложь и т. д.Точно так же, как вы не можете судить о человеке, вы не можете судить о чувствах, какими бы нежелательными или «неприемлемыми» они ни были. Например, «Посмотрите – ка обидели...». Раз эти чувства возникли у ребенка, то на это есть причины, можно об этом говорить (активное слушание).12. Никогда не думайте об ошибках, которые он уже совершил. Все, что было, должно остаться в прошлом.13. Ни в коем случае нельзя сравнивать детей друг с другом. Лучше никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, это вызывает заниженную самооценку, неуверенность в себе, беспокойство и другие проблемы.Сравнивать с ним ребенка и хвалить его можно только за одно: улучшение собственных результатов. Если он сделал 3 ошибки во вчерашнем домашнем задании и 2 в сегодняшнем домашнем задании, это следует считать настоящим успехом, который родители должны искренне и без иронии оценить.14. Если вы заметили, что ваш ребенок в данный момент переполнен негативными эмоциями, поговорите с ним об этом. Вы можете использовать активное слушание. Активно выслушивать чувства и потребности ребенка — значит возвращать ему в разговоре то, что он сказал вам, обозначая его чувство, причем в повествовательной, не в вопросительной форме. Это помогает создать атмосферу доверия в ваших отношениях с ребенком.15. Если поведение вашего ребенка вызывает у вас негативные чувства, сообщите ему об этом. Для этого используйте «Я-сообщения» в разговорах с ребенком. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщайте о себе, о своих переживаниях, а не о нем, не о его поведении. Делиться своими чувствами означает доверять.16. Обучите ребенка распознавать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих (что я чувствую, что чувствует другой человек). Развивайте способность к эмпатии (сочувствие).17. Физическое воздействие и оскорбления строго запрещены. Физическое наказание основано на страхе боли. Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности взрослые должны быть обязаны, когда в процессе порки слышат фразу: «Прости, я больше не буду!». Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины – он как бы расплачивается за проступок.Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое. Другими словами, лучше наказать переходом от «плюса» к нулю, чем от нуля к «минусу». Кроме того, ноль означает нейтральный, ровный тон в ваших отношениях. Что значит «плюс»? Например, в семье принято, что по выходным все вместе гуляют, мама печет вкусный торт, папа ходит с детьми на рыбалку.Когда взрослый уделяет им особое внимание и с ним интересно, это настоящий праздник для ребенка. Если есть непослушание или неадекватное поведение, то «праздник» отменяется.Каков практический вывод? Нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте вместе с ребенком занятия или пару семейных занятий и традиций. Сделайте некоторые из этих занятий регулярными, чтобы ребенок ждал их с нетерпением и знал, что они обязательно будут. Отменяйте их только в том случае, если была обида, действительно ощутимая и вы действительно расстроены. Но не грозите отменить их по мелочи.18. Похвала за усилия Любое усилие ребенка, попытка достижения цели должны быть отмечены и поощрены. Неважно, каких результатов он достиг, главное — зафиксировать усилия. Нельзя оставить без положительного отзыва. Тот факт, что вы оценили успехи ребенка, какими бы маленькими они ни были, принесет ему чувство успеха, радость, удовлетворение от проделанной работы, что уже будет наградой, повысит его самооценку.Иногда родители неправильно используют награды: убери игрушки — вот тебе шоколадка, получишь пятерку - получишь деньги на веселье и сладости. В результате ребенок привыкает к любой работе или усилию для достижения цели только в том случае, если за этим следует вознаграждение.19. Старайтесь проводить с ребенком как можно больше свободного времени, чтобы он всегда чувствовал себя нужным и любимым. Родители часто жалуются: «Нет времени», важно не то, сколько времени вы проводите с ребенком, а то, как вы организуете это свободное время (даже 5 минут).20. Используйте дружеские фразы в повседневном общении. Например, «мне хорошо с тобой»,«я рад тебя видеть», «хорошо, что ты пришел», «мне нравится, какой ты...»,«я скучал по тебе»,«давай сядем и сделаем это вместе», «хорошо, что ты есть». Это укрепляет уверенность ребенка, его чувство собственного достоинства, его самооценку.21. Сдерживай свои обещания.Потому что дети верить больше не будут. А восстановить доверие ребенка очень нелегко.Таким образом, роль родителей, воспитание ими детей является важнейшим механизмом в развитии каждой личности. В семье формируются первые взгляды на жизнь и развитие, определяются выбор профессии, формы взаимоотношений и общественной деятельности. Молодые мамы и папы не всегда понимают своего ребенка, могут объяснить его поведение и действия. Данные основные рекомендации для родителейпомогут воспитать подрастающее поколение.ЗаключениеРоль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, поскольку семья — это место, где формируется и развивается личность человека. Семья функционирует как первое образовательное учреждение, с которым человек чувствует связь на протяжении всей своей жизни.В семье закладываются основы человеческой нравственности, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные особенности.Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, а его воспитание требует целенаправленного, систематического воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным влиянием призвана формировать черты характера ребенка, его убеждения, отношения и мировоззрение. Поэтому отнесение воспитательной функции семьи к основной имеет социальное значение.Проблемы семейного воспитания многоплановы и разнообразны. Нарушение функций семьи, воспитания, неоптимального стиля общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям в развитии детей.Эта тема привлекательна тем, что проблемы, связанные с неправильным воспитанием в семье, рано или поздно, по мере взросления ребенка, перерастают из частных, внутрисемейных, в общественные проблемы, поскольку общество состоит из определенных людей. Чем больше среди нас образованных, здоровых, трудолюбивых и независимых людей, тем выше потенциал, уровень культуры и т. д.Всех сложностей внутрисемейных отношений не избежать. Процесс воспитания здоровой и полноценной личности сложен и нелегок. Но целенаправленная, продуманная программа воспитания ребенка в семье, понимание его проблем, учет личностных особенностей конкретного ребенка, забота об его физическом и моральном здоровье в воспитательном процессе поможет стать достойным членом общества с меньшими усилиями, чем спонтанные мероприятия.Если обобщить вышеизложенное, то можно сказать, что определенные роли ребенка в семье могут быть стимулом для его всестороннего развития, а могут тормозить этот процесс, что приводит к искажению формирования необходимых для его будущего качеств личности. Список использованных источниковАмонашвили Ш.А. Искусство семейного воспитания. - М.: Амрита, 2019. - 296 c.Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Книга 8. Искусство семейного воспитания. - М.: Амрита-Русь, 2020. - 952 c.Арнаутова Е. П. Журнал взаимодействия с родителями. Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми 3-5 лет. - М.: Русское слово - учебник, 2018. - 112 c.Арнаутова Е. П. Журнал взаимодействия с родителями. Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми 5-7 лет. - М.: Русское слово - учебник, 2019. - 112 c.Бандурка А. М., Тюрина В.А., Федоренко Е.И. Основы психологии и педагогики. - М.: Феникс, 2020. - 256 c.Бухарова Г. Д., Старикова Л.Д. Общая и профессиональная педагогика. - М.: Academia, 2015. - 336 c.Бхагаван Ш.С. О семье и воспитании. Ведические правила семейной жизни. - М.: Амрита-Русь, 2018. - 874 c.Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике. Теория и история. - М.: Перспектива, 2018. - 736 c.Виноградова Н.А. Основы семейного воспитания. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Академия (Academia), 2018. - 172 c.Григорий Б.В. Бланк Мысли о начальном воспитании или семейная школа. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 874 c.Додокина Н.В. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Подготовительная группа (от 6 до 8 лет). Родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники. ФГОС ДО. - М.: Учитель, 2018. - 725 c.Дронь А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа "Ребенок-педагог-родитель". - М.: Детство-Пресс, 2019. - 201 c.Зверева О.Ю. Актуальные проблемы семейного воспитания. - Москва: Огни, 2018. - 703 c.Зенина Т. Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Игровые семинары по экологической культуре. - М.: Центр педагогического образования, 2019. - 160 c.Каптерев П.Ф. Задачи семейного воспитания. Избранное Статьи, советы и рекомендации. - М.: Карапуз, 2018. - 796 c.Краевский В. В., Е.В. Бережнова. Методология педагогики. Новый этап. - М.: Академия, 2018. - 400 c.Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 2020. - 160 c.Сергеева В.П. Основы семейного воспитания. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Академия (Academia), 2019. - 698 c.Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. - М.: Учитель, 2018. - 671 c.Шалва А.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. - М.: Амрита-Русь, 2019. - 740 c.
2. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Книга 8. Искусство семейного воспитания. - М.: Амрита-Русь, 2020. - 952 c.
3. Арнаутова Е. П. Журнал взаимодействия с родителями. Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми 3-5 лет. - М.: Русское слово - учебник, 2018. - 112 c.
4. Арнаутова Е. П. Журнал взаимодействия с родителями. Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми 5-7 лет. - М.: Русское слово - учебник, 2019. - 112 c.
5. Бандурка А. М., Тюрина В.А., Федоренко Е.И. Основы психологии и педагогики. - М.: Феникс, 2020. - 256 c.
6. Бухарова Г. Д., Старикова Л.Д. Общая и профессиональная педагогика. - М.: Academia, 2015. - 336 c.
7. Бхагаван Ш.С. О семье и воспитании. Ведические правила семейной жизни. - М.: Амрита-Русь, 2018. - 874 c.
8. Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике. Теория и история. - М.: Перспектива, 2018. - 736 c.
9. Виноградова Н.А. Основы семейного воспитания. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Академия (Academia), 2018. - 172 c.
10. Григорий Б.В. Бланк Мысли о начальном воспитании или семейная школа. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 874 c.
11. Додокина Н.В. Взаимодействие с семьей ребенка. Планирование взаимодействия с семьями воспитанников на год. Подготовительная группа (от 6 до 8 лет). Родительские собрания, консультации, памятки для родителей, семейные праздники. ФГОС ДО. - М.: Учитель, 2018. - 725 c.
12. Дронь А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа "Ребенок-педагог-родитель". - М.: Детство-Пресс, 2019. - 201 c.
13. Зверева О.Ю. Актуальные проблемы семейного воспитания. - Москва: Огни, 2018. - 703 c.
14. Зенина Т. Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Игровые семинары по экологической культуре. - М.: Центр педагогического образования, 2019. - 160 c.
15. Каптерев П.Ф. Задачи семейного воспитания. Избранное Статьи, советы и рекомендации. - М.: Карапуз, 2018. - 796 c.
16. Краевский В. В., Е.В. Бережнова. Методология педагогики. Новый этап. - М.: Академия, 2018. - 400 c.
17. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 2020. - 160 c.
18. Сергеева В.П. Основы семейного воспитания. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Академия (Academia), 2019. - 698 c.
19. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. - М.: Учитель, 2018. - 671 c.
20. Шалва А.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. - М.: Амрита-Русь, 2019. - 740 c.
Вопрос-ответ:
Какова роль семьи в воспитании ребенка?
Семья играет ключевую роль в воспитании ребенка. Она является основной социальной средой, в которой формируются ценности, нормы поведения и установки ребенка. Семейные отношения и воспитательные практики оказывают сильное влияние на психологическое и эмоциональное развитие ребенка.
Какие типы ролей ребенка в семье существуют?
Существует несколько типов ролей ребенка в семье. Одна из них – роль "старшего" ребенка, который часто становится помощником родителей и образцом для более младших детей. Еще одна роль – "младшего" ребенка, который может испытывать больше защиты и внимания со стороны родителей. Также есть роль "единственного" ребенка в семье, который получает все внимание и уважение со стороны родителей.
Какие стили семейного воспитания существуют?
Существуют разные стили семейного воспитания. Некоторые родители применяют авторитарный стиль, где они устанавливают четкие правила и требования, не допуская обсуждения и объяснения. Другие предпочитают демократический стиль, где родители принимают участие в принятии решений вместе с детьми. Также есть пермиссивный стиль, где родители позволяют детям свободно делать почти все, что они хотят, и игнорируют воспитательные моменты.
Какие рекомендации существуют для родителей по воспитанию детей?
Есть некоторые рекомендации для родителей по воспитанию детей. Во-первых, важно создать благоприятную атмосферу в семье, где дети чувствуют себя любимыми и принятыми. Во-вторых, родители должны быть авторитетными и последовательными, чтобы дети понимали правила и границы. Также важно учить детей эмоциональным и социальным навыкам, чтобы они могли успешно взаимодействовать с окружающим миром.
Какие типы семейных ролей могут быть у ребенка в семье?
В семье ребенок может исполнять различные роли, такие как старший/младший брат или сестра, родительский помощник, любимчик и т.д.
Какие функции выполняет семья как социальный институт?
Семья выполняет такие функции, как репродуктивная (производство и воспитание потомства), социализационная (передача культурных норм и ценностей), эмоциональная (обеспечение эмоциональной поддержки и любви), экономическая (обеспечение материальных потребностей) и другие.
Какие стили семейного воспитания существуют?
Существуют различные стили семейного воспитания, такие как авторитарный (с жесткими правилами и контролем со стороны родителей), пермиссивный (свободный подход без жестких правил и контроля) и демократический (с участием ребенка в принятии решений и установлении правил).
Какие рекомендации можно дать родителям по воспитанию детей?
Родителям рекомендуется быть эмоционально доступными и поддерживающими, устанавливать ясные правила и границы, быть хорошим примером для ребенка, развивать эмоциональный интеллект и умения в общении, уделять время для общения и игры с ребенком и т.д.