Развитие научной юриспруденции в Российской империи

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Юриспруденция
  • 15 15 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 26.10.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет
Фрагмент для ознакомления

Дискуссия о совершенствовании форм обучения юристов развернулась в начале ХХ века в связи с обсуждением общей проблемы, каким быть российскому юридическому образованию и каково его основное предназначение. По сути дела, велся спор между сторонниками утилитарной модели (отсюда предложения по внедрению тех форм, которые имели сугубо практическую направленность) и либеральной модели, которые отстаивали универсальность и ценность образования и науки и выступали за сохранение лекций и развитие научной самодеятельности студентов [6, C. 215].
Особой формой научной корпорации стали юридические общества, созданные при крупнейших университетах. К концу 1870-х годов в Московское юридическое общество входили почти все преподаватели и магистранты юридического факультета. В обстановке революционной ситуации на рубеже 70-80-х годов Общество, как и юридический факультет в целом, превратилось в своеобразный оплот конституционалистов.
В 1875 году был проведен первый съезд российских юристов, на котором обсуждались как научный, так и практический характер: вопросы, связанные с определением направлений развития права, новые законы и указы, необходимость повышения правовой грамотности населения и пр. [2, C. 145]. Определенного результата съезд не дал, поэтому он оказался первым и последним.
А тем временем юридические факультеты не испытывали недостатка в студентах: многие из них шли на юриста из-за открывавшихся перспектив материального благополучия, удачливой карьеры. Мечтавших о научной деятельности было немного. Безусловно, профессия юриста предъявляла определенные требования к молодому человеку. Она предполагала признание сложившегося политического строя, определенный конформизм, готовность защищать интересы самодержавного государства.
Надо отметить, что выбор факультетов и специальностей у молодежи ХIХ в. был невелик, во многих университетах длительное время действовало всего два факультета – медицинский и юридический, которые и конкурировали друг с другом. Только к 1913 году определилось первенство медицинского факультета.
Само по себе обучение на юридическом факультете не было гарантией успеха. Для получения хорошей должности, достижения материального благополучия требовалась корпоративная поддержка, помощь семьи. Тем не менее, на протяжении исследуемого периода численность высшей бюрократии, имевшей диплом юриста, неуклонно возрастала. В 1903 году 73% сенаторов и 36% членов Государственного совета имели высшее юридическое образование [8, C. 114].
Заключение
Появление профессионального юридического образования в России восходит к XVIII веку, эпохе Петра I, когда в стране происходила серьезная модернизация. Образовательные реформы Петра Великого преследовали исключительно утилитарные цели, поскольку он расширил список должностей государственной службы, которые требовали специалистов в области права. Петр I, следуя примеру европейских государств, предпринял попытку создать Академию наук, где предполагалось иметь отдельный юридический факультет. Однако ведущую роль получил юридический факультет Императорского Московского университета.
Таким образом, первый период отечественного юридического образования характеризуется следующими чертами. Во-первых, на основе немецкого опыта зародилась университетская форма подготовки юристов. Структура университета воспроизводила европейскую модель, юристов готовили на специальном факультете, на факультете создавались кафедры. Во-вторых, постепенно складывается отечественная традиция юридического образования. Появляются первые русские профессора, начинается изучение национального права. В-третьих, юридическое образование не получило широкого распространения, выпускаемые специалисты не могли принципиально изменить кадровую обеспеченность в государственном аппарате и в образовательных учреждениях.
XIX век открыл новый этап в развитии юридического образования. Особенностью российского реформаторского процесса являлось то, что инициатором и двигателем преобразований выступал государственный аппарат, а это, в свою очередь, предъявляло особые требования к бюрократии.
В дореволюционной России преобладала государственная высшая школа. Большинство юристов обучалось на юридических факультетах университетов, хотя действовало несколько специализированных учебных заведений. Количество учебных заведений, где готовили юристов, неуклонно расширялось.
В конце XIX века постепенно формируется частный сектор высшего образования. Выпускники государственных и негосударственных вузов находились в неравном положении. Несмотря на наличие женского юридического образования, женщины не могли в полной мере реализовать свои профессиональные знания.
Государству принадлежала решающая роль в определении способов организации и содержания юридического образования, что закреплялось в законодательных актах, прежде всего Общих уставах. Сложилась утилитарная модель юридического образования, которое было нацелено на подготовку государственных чиновников.
В дореволюционной России имелась одна форма юридического образования – только высшая и очная, что лишало его гибкости и делало необоснованно затратным со стороны государства. Учебные заведения по подготовке юристов крайне неравномерно распределялись по территории Российской империи; долгое время не было университета в Сибири, а специализированные учебные заведения действовали только в Европейской России. Система профессорско-преподавательских должностей была заимствована из немецких университетов. Довольно быстро сложился кадровый корпус преподавателей-юристов, подготовленных в России.
Отечественная юриспруденция развивалась в русле европейской юридической науки, что поддерживалось, в том числе, и системой подготовки научно-педагогических кадров. Юридическое образование являлось самым популярным у молодежи. В университетах численность студентов-юристов намного превышала численность студентов других факультетов. Отличался и социальный состав юристов, в котором было больше выходцев из привилегированных и материально обеспеченных слоев.
Список используемой литературы
Азизов, Н.П. доктор юр. наук Развитие юриспруденции как науки. Статья // Юридические науки. 2020. № 9-1. С. 55-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44625476
Ахметова, А.Т. старший преподаватель Исторические предпосылки становления и развития юридического образования в России. Статья // Мир педагогики и психологии. 2019. № 1. С. 139-153. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36965563
Галузо, В.Н. кандидат юр. наук Законоведение в Российской Империи. Диссертационные исследования // Закон и право. 2009. № 10. С. 117-118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12912685
Ковалев, В.В. кандидат истор. наук Развитие юридической науки в России в период XIX-начала XX веков. Статья // Юридические науки. 2016. № 2. С. 15-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25508892
Маюров, Н.П. доктор юр. наук Особенности юридического образования в Российской Империи. Статья // Журнал правовых и экономических исследований. 2018. № 3. С. 79-83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36319588
Никитина, А.П. кандидат юр. наук Исторические основы становления и развития профессии юрист. Статья // E-SCIO. 2019. № 10. С. 210-217. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-osnovy-stanovleniya-i-razvitiya-professii-yurist
Спасова, Н.Э. к.ф.н. Анализ особенностей формирования и развития юриспруденции в России. Статья // Аллея науки. 2019. № 5. С. 549-553. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38937062
Томсинов, В.А. доктор юр. наук История русской юриспруденции. X-XVII века: учебное пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2017. – 212 с. URL: http://tomsinov.com/IOGP/rus_jurisp_x_xvii.pdf








15

Список используемой литературы
1. Азизов, Н.П. доктор юр. наук Развитие юриспруденции как науки. Статья // Юридические науки. 2020. № 9-1. С. 55-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44625476
2. Ахметова, А.Т. старший преподаватель Исторические предпосылки становления и развития юридического образования в России. Статья // Мир педагогики и психологии. 2019. № 1. С. 139-153. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36965563
3. Галузо, В.Н. кандидат юр. наук Законоведение в Российской Империи. Диссертационные исследования // Закон и право. 2009. № 10. С. 117-118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12912685
4. Ковалев, В.В. кандидат истор. наук Развитие юридической науки в России в период XIX-начала XX веков. Статья // Юридические науки. 2016. № 2. С. 15-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25508892
5. Маюров, Н.П. доктор юр. наук Особенности юридического образования в Российской Империи. Статья // Журнал правовых и экономических исследований. 2018. № 3. С. 79-83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36319588
6. Никитина, А.П. кандидат юр. наук Исторические основы становления и развития профессии юрист. Статья // E-SCIO. 2019. № 10. С. 210-217. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-osnovy-stanovleniya-i-razvitiya-professii-yurist
7. Спасова, Н.Э. к.ф.н. Анализ особенностей формирования и развития юриспруденции в России. Статья // Аллея науки. 2019. № 5. С. 549-553. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38937062
8. Томсинов, В.А. доктор юр. наук История русской юриспруденции. X-XVII века: учебное пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2017. – 212 с. URL: http://tomsinov.com/IOGP/rus_jurisp_x_xvii.pdf

Вопрос-ответ:

Как развивалась научная юриспруденция в Российской империи?

В Российской империи научная юриспруденция развивалась активно. В начале ХХ века происходило обсуждение проблем российского юридического образования и его основного предназначения. Сторонники утилитарной модели предлагали внедрение практически направленных форм обучения, в то время как сторонники либеральной модели отстаивали универсальность и ценность образования.

Каковы основные проблемы российского юридического образования в начале ХХ века?

Основная проблема российского юридического образования в начале ХХ века заключалась в споре между сторонниками утилитарной модели и либеральной модели обучения юристов. Первые предлагали внедрение практически направленных форм обучения, в то время как вторые отстаивали универсальность и ценность образования.

Какие формы обучения юристов предлагали сторонники утилитарной модели?

Сторонники утилитарной модели предлагали внедрение тех форм обучения, которые имели сугубо практическую направленность. Они считали, что необходимо акцентироваться на приобретении практических навыков и знаний, которые будут полезны в реальной жизни юриста.

Какую модель обучения юристов отстаивали сторонники либеральной модели?

Сторонники либеральной модели отстаивали универсальность и ценность образования. Они считали, что юридическое образование должно быть нацелено на развитие общих и глубоких познаний в области юриспруденции, чтобы выпускники были способны к аналитическому мышлению и критическому анализу правовых проблем.

Кто вел дискуссию о совершенствовании форм обучения юристов в Российской империи?

Дискуссия о совершенствовании форм обучения юристов развернулась в начале ХХ века в Российской империи. Сторонники утилитарной модели и либеральной модели вели активную дискуссию, предлагая свои варианты развития и совершенствования юридического образования.

Как развивалась научная юриспруденция в Российской империи?

В Российской империи научная юриспруденция развивалась постепенно. В начале XIX века были созданы первые юридические школы и образовательные учреждения для подготовки юристов. Постепенно возникали научные журналы и издания, в которых публиковались научные статьи и исследования. Научные конференции и симпозиумы стали платформой для обмена научными идеями и дискуссий.

Какое предназначение имело российское юридическое образование в начале ХХ века?

Основное предназначение российского юридического образования в начале ХХ века было формирование квалифицированных юристов, способных работать в различных сферах права. Образование должно было давать студентам не только специальные знания в области права, но и развивать их интеллектуальные и аналитические способности, формировать понимание основ правосудия и правовой системы.

Какие разные модели образования были предложены для юристов в Российской империи?

В Российской империи были предложены две разные модели образования для юристов. Первая модель, утилитарная, нацелена на практическую направленность образования. Предлагалось внедрить формы обучения, которые были бы полезны в повседневной работе юристов. Вторая модель, либеральная, отстаивала универсальность и ценность образования. Поддерживались формы обучения, которые развивают интеллектуальные способности и формируют понимание принципов и ценностей правовой системы.

Какая была дискуссия о совершенствовании форм обучения юристов в Российской империи?

Дискуссия о совершенствовании форм обучения юристов развернулась в начале ХХ века в связи с обсуждением общей проблемы: каким быть российскому юридическому образованию и каково его основное предназначение? Исходя из различных позиций сторонников утилитарной модели и либеральной модели, велся спор о том, какие формы обучения следует внедрить. Одни предлагали усилить фокус на практических навыках, другие понимали образование как универсальное и ценное для развития интеллекта.

Почему в начале ХХ века возникла дискуссия о совершенствовании форм обучения юристов в Российской империи?

Обсуждение общей проблемы российского юридического образования и его основного предназначения стало актуальным в начале ХХ века. Сторонники утилитарной модели предлагали внедрить формы обучения, которые имели практическую направленность. В то же время либералы отстаивали универсальность и ценность образования.

Какими различными моделями обучения юристов была представлена дискуссия?

В дискуссии о совершенствовании форм обучения юристов в Российской империи принимали участие сторонники утилитарной и либеральной моделей. Утилитаристы предлагали внедрить практически направленные формы обучения, в то время как либералы защищали универсальность и ценность образования.

Что было предметом спора в дискуссии о совершенствовании форм обучения юристов в Российской империи?

В дискуссии о совершенствовании форм обучения юристов в Российской империи спор шел о том, каким должно быть российское юридическое образование и каково его основное предназначение. Утилитаристы предлагали формы обучения, которые имели сугубо практическую направленность, в то время как либералы отстаивали универсальность и ценность образования.