Омские топонимы как объект школьного изучения
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 01.11.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический экскурс в проблему исследования………………5
1.1. Особенности нарицательных и собственных существительных в лексической системе языка. Исторический аспект……………………………5
1.2. Специфика топонимов как объекта изучения ономастики………………9
Выводы по Главе 1. ……………………………………………………………13
Глава 2. Практический экскурс в проблему исследования………………14
2.1. Анализ топонимики Омска…………………………………………………14
2.2. План-конспект урока по русскому языку в 8 классе «Топонимы Омска»……………………………………………………………………………17
Выводы по Главе 2. ……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………...28
Литература………………………………………………………………………30
Приложение 1. …………………………………………………………………..32
Как Вы думаете, столбцы с какими названиями мы можем включить в эту таблицу?».Педагог предлагает ученикам составить таблицу с включением следующих столбцов:- улицы;- проспекты;- районы;- водоемы;- деревни и села.Учитель: «Как Вы думаете, к каким источникам и руководствам мы можем обратиться за материалом о нашем городе с целью заполнения данной таблицы? (ученики предлагают варианты ответов). Во многом Вы правы, но есть еще некоторые источники, которые могут нам помочь: во-первых, это карта города, в которой расписаны все топографические объекты города, по ней мы можем с легкостью выявить многообразие названий улиц нашего города, деревень, районов, водоемов и т.д.; во-вторых, это топографический справочник. Как видите, есть много вариантов для того, чтобы узнать, какие топонимы есть в нашем городе». После заполнения таблицы учитель предлагает вниманию учащихся упражнения:Упражнение №1 «Составьте 3 сложных и 3 простых предложения с названиями улиц/водоемов города Омска» (упражнение выполняется индивидуально с последующей фронтальной проверкой).Упражнение №2 «Составьте в паре диалог, в рамках которого житель города знакомит туриста с особенностями местности Омска» (упражнение выполняется в парах с последующей коллективной проверкой).Упражнение №3 «Просклоняйте по падежам следующие словосочетания, в составе которых есть топонимы»:- Авиационная улица;- улица Карла Либкнехта;- улица Чокана Валиханова;- Соборная площадь;- деревня Васильевка (упражнение выполняется устно, несколько словосочетаний (на выбор) ученики записывают по падежам в рабочих тетрадях).Внимательно слушают учителя. Внимание сосредоточено на словах педагога. Ответы учеников на вопросы. Выполнение упражнений.Метод беседы, опрос, рефлексивный анализ, обсуждение, письменная работа.5. Этап обобщения и систематизации знаний (10 мин.)Учитель: «Ребята, сейчас мы с Вами выполним творческий лингвистический проект, суть которого заключается в том, чтобы выявить лексико-семантическую основу определенного топонима нашего города. Вам необходимо разделитьсяпо парам и определиться с тем омским топонимом, который Вы будете исследовать по следующему алгоритму:1. Название топонима.2. Начальная форма слова. 3. Значение.4. Род, число.5. Историческая справка. Происхождение (этимология) топонима.6. Принадлежность к части речи.7. В каких сферах встречается/может встретиться данный топоним, как независимое слово? После работы в парах учитель предлагает обсудить полученные результаты – заслушиваются работы учащихся. Ученики делятся пары. Обсуждение, ответы на вопросы. Методработы в парах, обсуждения, беседы.6.Подведение итогов. Рефлексия (2 мин.)Учитель благодарит учащихся за активную и продуктивную работу на уроке, выделяя отдельных (отличившихся) учащихся, выставляет оценки. Педагог предлагает ученикам провести рефлексию учебной деятельности, ответив на следующие вопросы:1. Какие чувства вызвал у Вас урок русского языка?2. Что Вам понравилось или не понравилось на уроке?3. Что Вы узнали нового из урока?Учитель объясняет специфику выполнения домашнего задания: написать сочинение-рассуждение на тему «Город, в котором я живу» с включением топонимов.Ученики отвечают на вопросы рефлексии, высказывают свои точки зрения, оценивают свои способности, уровень активности на уроке. Записывают домашнее задание. Метод рефлексии и оценки учебной деятельности. Выводы по Главе 2.Нами было выявлено, что большинство номинаций составляют историческую основу и были даны основным локациям города по принципу уподобления и номинативного соответствия исходного источника (имядателя). В первом параграфе Главы 2 мы определили, что Топонимика Омска довольно разнообразна и уходит корнями в историческое прошлое. В Тюкалинском районе города Омска довольно много направлений, по которым назывались населенные пункты. Многие названия деревень были переняты у татар и других народов. Во втором параграфе заключительной главы нами представлена методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе на тему «Топонимы Омска». Цель занятия заключалась в знакомстве учащихся с особенностями топонимов города. Разработка урока позволит учителям русского языка в г. Омске познакомить учащихся с особенностями местной топонимике, расширить кругозор и лексические возможности языка школьников. ЗаключениеВ настоящей работе мы рассмотрели вопрос, связанный со спецификой омских топонимов как объекта школьного изучения. Основу исследования составляют две главы – Глава 1. «Теоретический экскурс в проблему исследования» и Глава 2. «Практический экскурс в проблему исследования».В рамках первой главы мы рассмотрели вопросы относительно специфики нарицательных и собственных существительных в лексической системе языка (исторический аспект) и особенностей топонимов как объекта изучения ономастики, что позволило нам прийти к ряду следующих выводов.Мы рассмотрели основные работы и ученых, которые впервые подняли вопрос изучения нарицательных и собственных имен существительных, а также привели ряд современных работ. В связи с этим мы можем с уверенностью говорить об актуальности данного вопроса на сегодняшний день.Мы определили, что среди самых разнообразных лингвистических категорий наибольшее внимание отводится именам собственным, а в связи с этим целесообразно уточнить, что ни один из видов нарицательных существительных (отвлеченные, собирательные, вещественные и т.д.) не связан с отдельной отраслью лингвистики, которая бы исследовала только один из имеющегося ряда классов. Таким самостоятельным разделом лингвистики является ономастика, объектом изучения которой является всевозможное разнообразие собственных имен русского языка. Необходимо также подчеркнуть, что общее название отдельного раздела лингвистики – ономастика – в рамках своего внутреннего содержания и формы содержит общее обозначение имени как такового. Подробно определив особенности изучения и лингвистического исследования топонимов, мы сформулировали общее определение: топонимика исследует географические названия (топонимы), их функционирование, значение, происхождение, структуру, ареал распространения, развитие и изменение во времени. Многие учёные считают, что топонимика – это синтез лингвистики, географии и истории.В рамках второй главы нами рассмотрен методический аспект вопроса относительно анализа потенциала омской топонимики. Нами было выявлено, что большинство номинаций составляют историческую основу и были даны основным локациям города по принципу уподобления и номинативного соответствия исходного источника (имядателя). Во втором параграфе заключительной главы нами представлена методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе на тему «Топонимы Омска». Цель занятия заключалась в знакомстве учащихся с особенностями топонимов города. Разработка урока позволит учителям русского языка в г. Омске познакомить учащихся с особенностями местной топонимике, расширить кругозор и лексические возможности языка школьников. Таким образом, цель исследования достигнута, а поставленные задачи полностью реализованы. Литература:Архипова Е.В., Воителева Т.М., Дейкина А.Д. и др. Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов высш. педагогических учебных заведений / Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М.: Академия, 2015. – 320 с.Бондалетов В.Д. Русская ономастика. – 5-е изд., перераб. – М., 2018. – 245 с. Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имён к нарицательным. [Текст] / Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – С.200-280.Виноградов В.В. История слов. – 6-изд., доп. и перераб. – М.: «Русский язык», 2013. – С.18.Гвоздев Б.С. Ключи от прошлого. Сибирские легенды и предания. – 3-е изд., испр. – Омск, 2019. – 106 с.Голубецкий И.С. Сёла, рабочие посёлки и города Омской области. – 5-е изд., доп. и перераб. – Омск, 2017. – 169 с.Демьянов К.В., Рыженко В.Г. Омская топонимия в контексте изучения культурного пространства российского города // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». – №4 (12). – 2016. – С.73-81. Долгушин А. Тюкалинские были. Очерки истории города и района. – Омск,1996. – 288 с.Ильин Д.Ю. Отражение языковой картины мира в региональной топонимике // Вопр. лингвистики и лингводидактики / Под ред. Ежи Калишана. – Poznan, 2004. – С.29-39.Книжникова З.О. О семантике имени собственного // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – №1. – 2009. – С.237-243. Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 560 с.Лингвистический энциклопедический словарь \\ В.Н. Ярцева. – М., 2002. – 700 с.Муромцев И.В. О семантических условиях перехода апеллятивов в имена собственные и имен собственных в апеллятивы // Актуальные проблемы лексикологии: Тезисы докладов и сообщений всесоюзной научной конференции /17-20 июня 1970 г. – 2-е изд., доп. – Минск, 1997. – 130 с. Подольская Н.В. Современная русская ономастическая терминология. – 3-е изд., испр. – М., 2008. – 280 с.Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. – 4-е изд., доп. и испр. – М., 2015. – 475 .Попов А.И. Географические названия: Введение в топонимику. – 11-е изд., испр. и доп. – М., 2001. – 319 с.Ташицкий В. Место ономастики среди гуманитарных наук // Вопросы языкознания. – № 2. – 1962. – С.7-11.Толстой Н.И. Еще раз о «семантике» имени собственного. – 3-е изд., испр. – Минск, 2007. – С.200-209. Фролов Н.К. Избранные работы по языкознанию: в 2 т. Т. 1. Антропонимика. Русский язык и культура речи. – Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 2005. – 512 с.Gardiner A.H. The theory of proper names. 2-nd ed. Oxford, 1954.Приложение 1. Методический материал к плану-конспекту урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Топонимы Омска»Таблица «Топонимы Омска»Названия улицНазвания проспектовНазвания районовНазвания водоемовНазвания деревень и сел…………………………
2. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. – 5-е изд., перераб. – М., 2018. – 245 с.
3. Введенская Л.А., Колесников Н.П. От собственных имён к нарицательным. [Текст] / Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – С.200-280.
4. Виноградов В.В. История слов. – 6-изд., доп. и перераб. – М.: «Русский язык», 2013. – С.18.
5. Гвоздев Б.С. Ключи от прошлого. Сибирские легенды и предания. – 3-е изд., испр. – Омск, 2019. – 106 с.
6. Голубецкий И.С. Сёла, рабочие посёлки и города Омской области. – 5-е изд., доп. и перераб. – Омск, 2017. – 169 с.
7. Демьянов К.В., Рыженко В.Г. Омская топонимия в контексте изучения культурного пространства российского города // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». – №4 (12). – 2016. – С.73-81.
8. Долгушин А. Тюкалинские были. Очерки истории города и района. – Омск, 1996. – 288 с.
9. Ильин Д.Ю. Отражение языковой картины мира в региональной топонимике // Вопр. лингвистики и лингводидактики / Под ред. Ежи Калишана. – Poznan, 2004. – С.29-39.
10. Книжникова З.О. О семантике имени собственного // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – №1. – 2009. – С.237-243.
11. Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 560 с.
12. Лингвистический энциклопедический словарь \\ В. Н. Ярцева. – М., 2002. – 700 с.
13. Муромцев И.В. О семантических условиях перехода апеллятивов в имена собственные и имен собственных в апеллятивы // Актуальные проблемы лексикологии: Тезисы докладов и сообщений всесоюзной научной конференции /17-20 июня 1970 г. – 2-е изд., доп. – Минск, 1997. – 130 с.
14. Подольская Н.В. Современная русская ономастическая терминология. – 3-е изд., испр. – М., 2008. – 280 с.
15. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. – 4-е изд., доп. и испр. – М., 2015. – 475 .
16. Попов А.И. Географические названия: Введение в топонимику. – 11-е изд., испр. и доп. – М., 2001. – 319 с.
17. Ташицкий В. Место ономастики среди гуманитарных наук // Вопросы языкознания. – № 2. – 1962. – С.7-11.
18. Толстой Н.И. Еще раз о «семантике» имени собственного. – 3-е изд., испр. – Минск, 2007. – С.200-209.
19. Фролов Н.К. Избранные работы по языкознанию: в 2 т. Т. 1. Антропонимика. Русский язык и культура речи. – Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 2005. – 512 с.
20. Gardiner A.H. The theory of proper names. 2-nd ed. Oxford, 1954.
Вопрос-ответ:
Что такое топонимы?
Топонимы - это географические названия, которые относятся к местности, территории, географическим объектам (рекам, горам, озерам и т. д.).
В чем особенности нарицательных и собственных существительных в лексической системе языка?
Наицательные существительные обозначают общие предметы или явления, в то время как собственные существительные обозначают конкретные имена или названия людей, мест или организаций.
Какие особенности имеют топонимы как объект изучения ономастики?
Топонимы имеют ряд особенностей, таких как уникальность, историческая ценность, отражение местных особенностей культуры и истории, а также часто являются национальным наследием.
Как выглядит анализ топонимики Омска?
Анализ топонимики Омска включает изучение и анализ географических названий города Омска, их историю, происхождение и связь с местными особенностями.
Почему омские топонимы важно изучать в школе?
Изучение омских топонимов в школе позволяет ученикам углубить свои знания о родном городе, его истории и культуре. Это также развивает историческую и географическую искусство учеников и помогает им лучше понять свое место в окружающем мире.
Какие особенности имеются в лексической системе языка Омска?
В лексической системе языка Омска присутствуют особенности нарицательных и собственных существительных. Например, многие топонимы имеют своеобразные произносительные и словообразовательные особенности, связанные с историческим развитием города.
Почему топонимы являются объектом изучения ономастики?
Топонимы являются объектом изучения ономастики, так как они представляют собой специфическую категорию названий, связанную с именованием местности. Изучение топонимов позволяет понять историю и культуру данного региона, а также выявить особенности языка, используемого в данной местности.
Какой анализ проводится в отношении топонимики Омска?
В отношении топонимики Омска проводится анализ, который включает изучение и классификацию топонимов, их произносительных и словообразовательных особенностей, а также связь топонимов с историческим развитием города.
Какие выводы можно сделать по результатам исследования омских топонимов?
По результатам исследования омских топонимов можно сделать вывод, что они имеют особенности, связанные с историческим развитием города. Они отражают историю и культуру данного региона, а также особенности языка, используемого в данной местности.
Какие практические цели может преследовать изучение омских топонимов в школьном курсе?
Изучение омских топонимов в школьном курсе может преследовать ряд практических целей, таких как формирование лингвистической грамотности, развитие речи и умения работать с текстами, а также расширение знаний о родном городе и его истории.
В чем заключается особенность изучения омских топонимов?
Особенность изучения омских топонимов заключается в том, что они являются объектом исследования ономастики, то есть науки, изучающей имена собственные. Топонимы отражают исторические, культурные и языковые особенности города Омска.