Язык и мышление, язык и этнос, язык как основа культуры в концепции В. фон Гумбольдта

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Языкознание
  • 17 17 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 09.11.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Общая характеристика теории В. Гумбольдта 4
Глава 2.Язык и мышление, национальная форма языка в работах В. Гумбольдта 8
Глава 3.Влияние идей В. Гумбольдта на развитие науки о языке 12
Заключение 15
Список литературы 16
Фрагмент для ознакомления

В частности, как считает А. Шайкевич, в понятии «языковая картина мира» в целом нет нужды, так как ближе к истине понятие семантической системы.Также согласно позиции Г.В. Колшанского, само понятие ЯКМ не совсем корректно, так как языком картина мира не создается, она отражается [6].Исследование ЯКМ является невозможным без изучения ее частей. Такого рода частями являются национальные языки.Эти национальные языки отражают то, каким образом конкретный народ видит окружающий мир, каким менталитетом и мировоззрением он наделен. Согласно замечанию В.Ф. Гумбольдта, ничто иное не способно приблизить к разгадке тайны человека и характера народов, как их язык. Свойства естественного языка, безусловно, внутренне неоднородны. Некоторые из них являются универсальными, другие же свойственны только некоторым знаковым системам. Такие явления как модальность, идиоматичность, символизация, некоторые ограничения, связанные с длиной и структурой слога связаны с определёнными особенностями человека. При этом некоторые из свойств языка связаны с физиологией, психикой, а в других случаях особенности языка возможно объяснить с психофизиологической перспективы. Например, такие явления, как принцип линейности и принцип экономии определяются психофизиологией и носят универсальный характер, который наблюдается во всех видах человеческой деятельности. Другие же особенности языка возможно объяснить, обратив внимание на коммуникативно-ситуативный характер общения или на конкретный вид человеческой деятельности. Язык всеми своими элементами связан с духом народа, изучая язык, мы можем узнать характер народа. Лексические единицы проявляются в культуре, в поведении, в языке, они служат в качестве представления менталитета народа, здесь подразумеваются особенности мышления народа, носящие интеллектуальный, идеологический, религиозный, психологический, эстетический характер [3, с. 20].Также важно сказать об огромном влиянии идей В. Гумбольдта на становлении постмодернистской идеи лингвистической относительности. Концепция лингвистической относительности сыграла огромную роль в становлении идей постмодернизма. В узком понимании концепция лингвистической относительности известна как теория Сепира-Уорфа. Данная концепция подразумевает зависимость стиля мышления, фундаментальных мировоззренческих парадигм коллективного носителя языка от языковой специфики. Безусловно, эта концепция была новаторской, она сыграла огромную роль в развитии философии языка в целом. Несмотря на то, что о связи языка и мышления, языка и ментальности говорили еще В. Гумбольдт, Гердер (он считал, что в языке выражен дух народа), именно в 20 столетии, в русле постмодернизма эта концепция стала обретать масштабность и глубину.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы. В. Гумбольдт показал, что язык представляет собой определяющую сферу духовной культуры народов, важнейшее условие и одновременно органическое слагаемое культурного прогресса социума. Абсолютно все формы общественной жизни и культуры не могут существовать без языка и вне языковой системы. Кроме того, язык влияет на мировоззрение, на формирование ментальности. Язык – это как коллективное, так и личностное образование. Язык репрезентует как нацию, так и человека. Посредством языка происходит складывание и формирование представлений народа о мире, предметы и явления действительности получают наименования. Язык создает культуру, соответственно, он выступает в качестве творца человеческой личности. Также следует отметить, что именно идеи В. Гумбольдта оказали значительное влияние на развитие лингвокультурологии, социолингвистики, на становление такого фундаментального и важного понятия, как «языковая картина мира». В контексте рассматриваемой темы ментального опыта человека и языка, включение категории картины мира имеет принципиально важное значение. Язык это ключевой элемент познания, с помощью которого выстраиваются связи между явлениями окружающего мира. В независимости от философских и научных взглядов на картину мира, язык всегда будет выступать тем аппаратом, которым оформляют конкретную позицию. Без использования языка познавательной деятельности и рационального мышления просто бы не существовало, по крайней мере, в таком виде, как мы их себе представляем в данной нам реальности.Список литературыГумбольдт, В. Язык и философия культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_istorii/gumboldt_v_jazyk_i_filosofija_kultury_1985/29-1-0-1736?ysclid=l8sojrtxmf549689403 (Дата обращения 03.10.2022)Гунина, Л.А. Этноспецифические концепты как отражение национального характера. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etnospetsificheskie-kontsepty-kak-otrazhenie-natsionalnogo-haraktera (Дата обращения 03.10.2022)Казымова, Л. А. Язык и культура: к вопросу о специфике лингвокультурологии / Л. А. Казымова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2018. — № 3 (9). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/107/3767/ (дата обращения: 03.10.2022).Лобанова, Л. П. Язык как энергейя в концепции В. фон Гумбольдта и Л. Вайсгербера [Электронный ресурс] // Мир лингвистики и коммуникации (электронный научный журнал). — 2013. — № № 3 (32).Макарьев, И.В. В. Фон Гумбольдт об истории и историческом мышлении [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vilgelm-fon-gumboldt-ob-istorii-i-istoricheskom-myshlenii (Дата обращения 03.10.2022) Маслова, В. А. Лингвокультурологический анализ : учебник для вузов / В. А. Маслова, У. М. Бахтикиреева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 245 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15377-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497982 (Дата обращения 03.10.2022)Хомякова Е.Г., Петухова Т.И. Лингвокультурология: Истоки и проблемы: Учеб. Пособие / отв. Ред. О.В.Емельянова. – СПБ.: СПБГУ. РИО. Филологический факультет, 2018 – 132 с.Чепелова, Т. П. История возникновения понятия «языковая картина мира», его развитие / Т. П. Чепелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (5). — С. 119-122. Янгутова, Р.Р. В. Ф. Гумбольдт: поэзия – интеллектуальный код нации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/v-f-gumboldt-poeziya-intellektualnyy-kod-natsii (Дата обращения 03.10.2022)

1. Гумбольдт, В. Язык и философия культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_istorii/gumboldt_v_jazyk_i_filosofija_kultury_1985/29-1-0-1736?ysclid=l8sojrtxmf549689403 (Дата обращения 03.10.2022)
2. Гунина, Л.А. Этноспецифические концепты как отражение национального характера. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etnospetsificheskie-kontsepty-kak-otrazhenie-natsionalnogo-haraktera (Дата обращения 03.10.2022)
3. Казымова, Л. А. Язык и культура: к вопросу о специфике лингвокультурологии / Л. А. Казымова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2018. — № 3 (9). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/107/3767/ (дата обращения: 03.10.2022).
4. Лобанова, Л. П. Язык как энергейя в концепции В. фон Гумбольдта и Л. Вайсгербера [Электронный ресурс] // Мир лингвистики и коммуникации (электронный научный журнал). — 2013. — № № 3 (32).
5. Макарьев, И.В. В. Фон Гумбольдт об истории и историческом мышлении [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vilgelm-fon-gumboldt-ob-istorii-i-istoricheskom-myshlenii (Дата обращения 03.10.2022)
6. Маслова, В. А. Лингвокультурологический анализ : учебник для вузов / В. А. Маслова, У. М. Бахтикиреева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 245 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15377-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497982 (Дата обращения 03.10.2022)
7. Хомякова Е.Г., Петухова Т.И. Лингвокультурология: Истоки и проблемы: Учеб. Пособие / отв. Ред. О.В.Емельянова. – СПБ.: СПБГУ. РИО. Филологический факультет, 2018 – 132 с.
8. Чепелова, Т. П. История возникновения понятия «языковая картина мира», его развитие / Т. П. Чепелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (5). — С. 119-122.
9. Янгутова, Р.Р. В. Ф. Гумбольдт: поэзия – интеллектуальный код нации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/v-f-gumboldt-poeziya-intellektualnyy-kod-natsii (Дата обращения 03.10.2022)

Вопрос-ответ:

Какая основная идея теории В. фон Гумбольдта о языке и мышлении?

Основная идея теории В. фон Гумбольдта заключается в том, что язык является не просто средством коммуникации, но и формирует мышление и культуру людей. Язык определяет способ восприятия и интерпретации мира.

Что такое языковая картина мира и как она связана с теорией В. фон Гумбольдта?

Языковая картина мира - это совокупность представлений и значений, которые отражаются в языке и определяют способ восприятия и организации мира внутри определенной культуры и этноса. Теория В. фон Гумбольдта утверждает, что язык является основой для формирования языковой картины мира и оказывает огромное влияние на мышление и культуру людей.

Какое место занимает язык в концепции В. фон Гумбольдта в формировании культуры?

В. фон Гумбольдт считал, что язык является неотъемлемой частью культуры каждого народа. Он утверждал, что язык формирует специфическую картину мышления и интерпретации мира, которая влияет на все сферы жизни этноса, включая литературу, искусство, религию и т.д.

Какие влияние идеи В. фон Гумбольдта оказали на развитие науки о языке?

Идеи В. фон Гумбольдта оказали значительное влияние на развитие науки о языке. Его концепция языка как основы культуры и его связи с мышлением стала основой для множества лингвистических исследований. В частности, Гумбольдт внес значимый вклад в развитие семантики и сравнительного языкознания.

Что такое семантическая система языка и как она связана с понятием "языковая картина мира"?

Семантическая система языка - это система значений и смыслов, которые закодированы в языке. Она определяет, какие концепции и отношения между ними выражаются в языке. Понятие "языковая картина мира" тесно связано с семантической системой, так как последняя отражает ценности и представления определенной культуры о мире и определенными предметами.

Какова концепция В. фон Гумбольдта относительно языка и мышления?

В. фон Гумбольдт считал, что язык и мышление тесно связаны друг с другом. Он считал язык не только средством передачи информации, но и основой культуры и выражением национального характера. Для Гумбольдта язык был не просто инструментом коммуникации, но и формой мышления и самого существования человека.

Какую роль играет язык в формировании национальной идентичности?

Согласно идеям В. фон Гумбольдта, язык играет важную роль в формировании национальной идентичности. Язык не только отражает культуру и образ мышления этноса, но и является ее неотъемлемой частью. Через язык люди выражают свои особенности, ценности и представления о мире, и это помогает им ощущать себя частью определенной нации или этноса.

Какие идеи В. фон Гумбольдта оказали влияние на развитие науки о языке?

Идеи В. фон Гумбольдта оказали значительное влияние на развитие науки о языке. Он предложил новые подходы к изучению языка, считая его неотъемлемой частью культуры и выражением национального характера. Гумбольдт предложил концепцию "языковой картины мира", которая стала основой для изучения семантики и прагматики языка. Его работы внесли значительный вклад в формирование лингвистической антропологии и социолингвистики.