Доклассический период развития культурологии
Заказать уникальный доклад- 16 16 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 11.11.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Античный период развития представлений о культуре 4
2.Средневековые представления о культуре 12
Заключение 15
Список литературы 16
Еще одно явление – консолидация христианской доктрины, укрепление организационных основ христианской церкви.Здесь же важно сказать об усилении накала борьбы за власть. Была создана благодатная почва для развития сепаратизма. Процесс разлома между культурами Запада и Востока также в значительной степени активизировался в это время. Некоторое замедление данного процесса наблюдается при Константине Великом (306-337) и Феодосии I (379-395), однако уже после 395 г. Эти культуры окончательно разделяются, что собственно и становится причиной противостояния между западноевропейским и византийским средневековьем. Культура вновь предстала в качестве необходимости взращивать, возделывать и совершенствовать собственные способности. Тем не менее, здесь важно сказать о существенном изменении целей культуры относительно античности. Если ранее все силы были направлены на то, чтобы воспитать идеального гражданина, идеального человека, в период Средних веков была потребность в воспитании потребности в поиске внешней жизненной опоры и поддержки, человек желал получения помощи, столь необходимой в силу слабости и несовершенства самого человека. На первый план выходят такие ценности, как вера, надежда и любовь. Эти качества стали главной целью культурного человека. Цель бытия не в познании себя, а в Богопознании, осознании с Богом родства, в раскрытии Божественного образа в себе. То есть, все культурные воззрения носили выраженный теологический характер. В этих условиях по-новому начинает осознаваться и культура, т.е. не в качестве воспитания меры, гармонии и порядка, а в аспекте преодоления ограниченности человека, культивирования неисчерпаемости, бездонности личности, процесса ее духовного совершенствования. Культура отождествляется с культом. Происходит переосмысление античных представлений о прекрасном.Понятие красоты, как и понятие «единства» у Августина связано с соразмерностью, формой и порядком (modus, species et ordo), кроме того, Августин отождествлял красоту и форму. По сути, он возрождает пифагорейский мотив пропорции и гармонии. Августин считает, что разуму свойственно замечать, что он привлечен красотой, что красоту наполняют формы, а формы основаны на пропорциях, тогда как основой пропорции являются числа. Согласно позиции Августина, красота является качественным соотношением частей, что выражается в специфическом понимании понятий ритма и контраста. Августин различал два вида красоты – красоту форм, которые воспринимает зрение, красоту движений, которую воспринимают зрение или слух.И здесь особое внимание следует обратить на учение о числах. В первых главах VI книги «De musica» Августин говорит о том, что существуют пять видов чисел: 1) звучащие (sonantes), находящиеся в самих звуках, независимо от того, слышит ли их какое-нибудь живое существо или нет; 2) числа, находящиеся в ощущении воспринимающего (occursores); 3) числа движущиеся (progressores), воспроизводимые в воображении тогда, когда отсутствуют реальные звуки и слуховые ощущения; 4) числа, хранимые памятью (numeri re- cordabiles), 5) числа судящие.Показательны также и воззрения Дионисия Ареопагита. Он считал, то свет является образом благости. Понятие света для него непосредственно характеризует видимый и духовный свет. Видимый свет способствует жизни органической, духовный помогает душе обрести истинное бытие. Духовный свет – это главное содержание различных образов и символов, воспринимаемых посредством мысленного взора. Свет выступает в качестве более тонкой категории относительно прекрасного. Олицетворением прекрасного в патристике является цвет. Дионисий был автором учения о символике цветов, например, по его мнению, золотой цвет является символом божественного света. Псевдо-Дионисий также разрабатывал категории образа и символа: как он полагал, они способствуют проявлению божественного. Символ для Псевдо-Дионисия – это обобщенная философско-религиозная категория, представленная знаком, образом, прекрасным. Отказалось Средневековье и от циклического представления о времени, основанного на идее вечности. Крупнейший средневековый христианский мыслитель и церковный деятель Августин Блаженный (354—430) ввел понятие «стрела времени», движения истории от начала к концу, что разрывает временной круг античности. Отныне признается, что история и культура имеют смысл, данный им Богом и доступный человеческому пониманию. Августин говорил о развитии культуры как о постепенном пути к царству Божьему через внутреннее откровение Бога в человеке. Средневековые представления о культуре стали благодатной почвой для вызревания концепции европоцентризма, репрезентации Европы как средоточия культурного прогресса. ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.Доклассический период в развитии культурологии охватывает эпохи античности и Средневековья. Это было время поиска ответа на то, как же следует понимать культуру, в чем состоят границы понимания культуры как явления. Безусловно, на этом этапе культурология еще не оформилась в отдельную дисциплину, а понятие культуры разрабатывалось в недрах античной и средневековой философии. Понятие сущности культуры как таковой было в центре внимания философов разных эпох. Представление о культуре в истории философии менялось. В частности, в эпоху античности культура имела тесную связь с идеалом цельного человека. Эпоха Средневековья ознаменовалась связью культуры с христианским мировоззрением и мировосприятием, культом патристики и схоластики. Кроме того, в эпоху Средневековья появились многие концепции, осмысливающие сущность искусства и эстетики как важнейших элементов культуры. Список литературыДианова, В. М. История культурологии : учебник для вузов / В. М. Дианова, Ю. Н. Солонин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 471 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08532-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488726 (дата обращения: 08.10.2022).Иконникова, С. Н. История культурологии : учебник для вузов / С. Н. Иконникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 416 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06217-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492027 (дата обращения: 08.10.2022).Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Fil_Kult/Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в древнем Риме. – Режим доступа: http://www.sno.pro1.ru/lib/kuznetsova-strelnikova_oratorskoe_iskusstvo/index.htmФлиер А.Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий культурологии. Учебное пособие. М., 2008
2. Иконникова, С. Н. История культурологии : учебник для вузов / С. Н. Иконникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 416 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06217-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492027 (дата обращения: 08.10.2022).
3. Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Fil_Kult/
4. Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в древнем Риме. – Режим доступа: http://www.sno.pro1.ru/lib/kuznetsova-strelnikova_oratorskoe_iskusstvo/index.htm
5. Флиер А.Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий культурологии. Учебное пособие. М., 2008
Вопрос-ответ:
Что представляет собой доклассический период развития культурологии?
Доклассический период развития культурологии - это период, предшествующий формированию единой системы культурологических знаний. В этот период развивались первые представления о культуре и ее роли в обществе.
Какие представления о культуре возникли в античный период развития?
В античный период развития возникли представления о культуре как образе жизни, который определялся идеалами, ценностями и нормами общества. Культура рассматривалась как основа цивилизаций и выражение духовных и материальных достижений людей.
Какие представления о культуре существовали в средние века?
В средние века представления о культуре были сильно связаны с религией. Культура рассматривалась как средство достижения спасения души, а главной ценностью были внутреннее преобразование и духовная жизнь. Культура считалась непреходящим даром божества.
Какое явление произошло в период средневековых представлений о культуре?
В средние века произошло образование консолидации христианской доктрины и укрепление организационных основ христианской церкви. Также в это время усилилась борьба за власть, что создало благоприятные условия для развития сепаратизма.
Как влияли представления о культуре на разлом между культурами Запада и Востока?
Процесс разлома между культурами Запада и Востока активизировался в средние века. Различия в представлениях о культуре, религии и ценностях приводили к конфликтам и разделению между этими двумя культурными сферами.
Какие основные черты доклассического периода развития культурологии?
Основные черты доклассического периода развития культурологии включают в себя активизацию борьбы за власть, укрепление организационных основ христианской церкви и развитие сепаратизма. Также происходило усиление разлома между культурами Запада и Востока.
Что происходило в античный период развития представлений о культуре?
В античный период развития представлений о культуре происходило формирование основных понятий и концепций, связанных с культурой. Была создана благоприятная почва для развития христианской доктрины и укрепления организационных основ христианской церкви. Также активизировался процесс разлома между культурами Запада и Востока.
Какие представления о культуре были в средневековом периоде?
В средневековом периоде представления о культуре были связаны с доминированием христианской доктрины и укреплением организационных основ христианской церкви. Происходила консолидация христианской доктрины и усиление борьбы за власть. Отмечается также усиление разлома между культурами Запада и Востока.
Какие факторы способствовали консолидации христианской доктрины и укреплению организационных основ христианской церкви?
Консолидация христианской доктрины и укрепление организационных основ христианской церкви были способствованы такими факторами, как борьба за власть, создание благоприятной почвы для развития христианской доктрины и формирование основных понятий и концепций, связанных с культурой.
В какой период происходило усиление разлома между культурами Запада и Востока?
Усиление разлома между культурами Запада и Востока происходило в доклассическом и средневековом периодах развития представлений о культуре.
Какие представления о культуре существовали в доклассический период?
В доклассический период развития культурологии существовали различные представления о культуре. В античный период развития представлений о культуре были такие идеи, как связь культуры с политикой и государством, значение образования и гуманизма. В средневековых представлениях о культуре культура рассматривалась в тесной связи с религией и церковью, а также считалась орудием борьбы за власть и распространения веры.