Работа над воображением с детьми школьного возраста в классе эстрадного вокала

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 33 33 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 11.11.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития воображения у школьников на уроках эстрадного вокала 5
1.1. Связь воображения и музыки 5
1.2. Специфика деятельности педагога-музыканта 8
1.3. Организация занятий эстрадным вокалом в учреждениях музыкального образования 16
Выводы к 1 главе 21
Глава 2. Методика развития воображения у школьников в классе эстрадного вокала 21
2.1. Особенности развития воображения в классе эстрадного вокала 21
2.2. Упражнения для развития воображения в классе эстрадного вокала 27
Выводы ко 2 главе 30
Заключение 31
Список литературы 32
Фрагмент для ознакомления

Одно из важных условий – это накопление опыта исполнительства. Развивая творческие способности, мы зарождаем в ребенке живую фантазию, воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Говорят, что все дети талантливы. И это искренняя правда. Но цвет таланта никогда не расцветет в полную силу, если природные способности не развивать. Развитие таланта ребенка невозможно без развития воображения, его способности представлять и создавать новые идеи в своей голове. И именно здесь должен прийти на помощь каждый не равнодушный педагог.Одна из форм развития воображения является музыка. В жизни детей музыка должна быть с самого раннего возраста. Для них это и дополнительный источник информации, и хобби, и возможная профессия, и способ общения.В задачи класса эстрадного вокала входит не только непосредственное обучение вокальным приемам, музыке, но и развитие творческих способностей школьника, его воображения. Каждое выступление ребенка на сцене – это шаг к самовыражению, преодолению трудностей, испытанию воли. В процессе музыкальной деятельности ребенок получает яркие, незабываемые впечатления, приобретает художественно-эстетический опыт, получает возможность для самореализации, раскрытия способностей в различных видах творческой деятельности, что в конечном итоге способствует социализации личности. Один из видов музыкальной деятельности – это пение. Певческая деятельность – это вид исполнительского искусства, который оказывает глубокое влияние на эмоциональную сферу ребенка, развитие его психических функций, а также на психофизиологические процессы, такие как дыхание, газообмен, кровообращение, сердечную деятельность, работу эндокринной системы. Оно помогает углублению и регуляции дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе пения особенно активно развиваются музыкальные способности учащихся. Введение в учебно-воспитательного процесс занятий по вокалу обусловлены прежде всего тем, что оно является источником новых положительных переживаний, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкальной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, так как выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную. И именно эстрадный вокал является наиболее популярным направлением в вокале среди учащихся всех возрастных категорий. Каждое занятие должно начинаться с распевки. Распевки учат детей правильно дышать во время пения, слушать себя и окружающих, петь красиво. Затем основная часть – это работа над песней. Дети с удовольствием поют вокальные упражнения с собственным именем: вставляя свое имя в текст распевки, ребенок чувствуетсебя частью музыки. Через песню воспитываются важные черты характера. Изучение песен об отце, матери, бабушке и других родственников способствует семейному воспитанию;народных песен, песен о стране– национальному; о растениях, животных, природе –экологическому; о красоте человеческой души – эстетическому; о дружбе, доброте, верности– моральному. Работа над формированием вокальных навыков дает положительный эффект, если она сочетается с двигательными и мышечными ощущениями ребенка. Например, чтобы научиться вести мелодию голосом вверх, ученику предлагается сопровождать пение движением руки вверх, и наоборот. Делая даже такие простые движения, у школьника работает воображение, он начинает представлять голос как что-то ощутимое и видимое, находящееся в движении по траектории его руки.Эстрадное пение, для демонстрации результативности, непосредственно связан с концертной деятельностью, а значит прямой контакт со зрителем. Поэтому большое внимание детей обращено на собственную мимику и позицию тела на сцене. Не всегда школьнику легко повторить какие-то движения или мимику. Это может быть из-за стеснения или каких-либо особенностей. К каждому ребенку требуется индивидуальный подход. Для решения этой проблемы использую в различные методы: речевые – подходит для детей, которые хорошо воспринимают информацию на слух;демонстрационный – просмотр видео с поведением животных и человека; тактильный–прикосновение к моделям кукол (игрушкам) для понимания позы, с последующими вопросами (Как она ходит? Как стоит? Естественно ли двигается кукла? Как стоит человек? А как стоит артист на сцене? Как ты стоишь при выступлениях? анализирующий–обсуждение во время репетиций и после выступлений;музыкально-ритмический – движения под музыку. Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. Наряду с другими видами деятельности, музыкально-ритмические движения обеспечивают два основных взаимосвязанных направления работы с детьми – учебное и коррекционное.Первое, учебное, заключается в развитии музыкальности, творческих способностей, формировании навыков коллективных действий, способствующих углубленному освоению музыкального материала. В основе элементов музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-практическая проработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкального языка. Движения под музыку помогают детям проследить развитие музыкального образа в произведении.Второе, коррекционное направление, заключается в развитии у учеников концентрации внимания, усвоении двигательного действия, формировании чувства ритма, что имеет важное значение в жизнедеятельности школьников. Один из результатов работы над мимикой ребенка – это улыбка. Улыбка – зеркало человека, в том числе и артиста. Конечно, улыбаться все время – неестественно, но необходимо объяснить детям, что во время выступления певецдолжен всегда иметь доброе, приятное выражение лица. Это правило входит в привычку не сразу, зато по мере работы над собой, у каждого ребенка начинает меняться не только лицо, но и манера поведения, и, конечно, настроение. И если дети улыбаются, они по-доброму смотрят на мир и людей. А когда поют, то звук голоса становится чистым и свободным, Эстрадный вокал невозможно представить без технических средств (звукоусиливающая аппаратура, микрофон и фонограмма «минус»). При работе над песней с микрофоном у школьников могут возникать сложности, особенно у младших. Так как стоит контролировать не только исполнение песни, позицию ног, туловища, головы, но и еще свою руку, которая держит микрофон и не болтать ею по сторонам. Это особенно важно, ведь в противном случае чувствительный элемент микрофона будет ловить посторонние звуки и шумы, да и еще мешает качественному исполнению. Как результат, качество исполнения будет искажено, не ровность звука из колонок начнет раздражать публику. Для того, чтобы ребенку было проще совладать с аппаратурой, ему необходима наглядная инструкция «как правильно держать микрофон».Впечатления школьного детства откладывается в памяти на всю жизнь и влияют на дальнейшее развитие ребенка. В эмоциональном восприятии детства зарождаются истоки будущей творческой личности, ее способность использовать свое воображение для создания новых идей и проектов.Поэтому следует привлекать детей к творчеству, создавая постоянно «ситуацию успеха», уважая ребенка и его индивидуальные способности, ведь необходимо воспитать творчески работающую личность.В.А.Сухомлинский говорил: «Педагогическое творчество – это способность помочь человеку познать свой внутренний мир, прежде всего, свой ум, помочь ему напрячь интеллектуальные силы, научить его понимать и созидать красоту своим трудом, своими усилиями.Может маленький ребенок повторяет то, что было уже сделано, создано другими людьми, но, если это деяние – плод его собственных усилий, – он творец; его умственная деятельность – творчество».2.2. Упражнения для развития воображения в классе эстрадного вокалаУпражнение «Касание звука»Под «касанием звука» КристинЛинклэйтерподразумевает чувство вибрации в теле, и изначально этот звук будет изучаться как посторонний объект в той части тела, где уже обитает чувствующее и пульсирующее дыхание. Толчком к звучанию явится импульс, источником – дыхание. А переместить ваши усилия при "касании звука" из области гортани поможет воображение. Следует представить, что звук, так же, как и дыхание, начинается в центре тела.Затем выдохнуть с облегчением.Почувствовать, что дыхание – это облегчение, а облегчение – это дыхание.Представить целый «океан» вибраций в нижней половине тела.На этот раз вздох облегчения должен освободить эти вибрации.Рот должен быть открыт.Импульс вздоха облегчения проникает глубоко вниз воображаемого океана, наполненного вибрациями.Происходит чувство облегчения в потоке вибраций.Необходимо расслабься внутри и позволить дыханию переместиться.Рот слегка открыт, из него выходит непрерывный звук «хаа». Он образовывается, если мышцы горла и корня языка не напряжены, так как напряжение искажает его. К тому же, этот звук не нуждается в том, чтобы его формировали гласные.Следует представить, что источник эмоций и вибраций – глубоко внутри тела и ничто не препятствует высвобождению «хааа» наружу через рот.Чувство облегчения целиком связано с вибрациями, и это ощущается.Основная задача – суметь сфокусировать внимание и убедиться на опыте в существовании физической связи между звуковыми вибрациями и эмоциями.Звук физически ощущается в центре тела. Физическое восприятие дыхания со звуком должно родниться с ощущением непроизвольного дыхания без звука. Может оказаться совсем непросто – оградить мышцы гортани от участия образования звука в этой точке. Может показаться, что звук все еще находится в гортани. Чтобы сделать это упражнение без лишних усилий со стороны мышц гортани, Линклэйтер советует проделать его на полу, лежа на спине.Постепенно звуки должны образовываться в теле глубже, легче и свободнее. Освобождаются дыхательные мышцы. Благодаря вниманию внутрь себя подключается и развивается воображение. Упражнение «Освобождение»Работу с диапазоном голоса по методу Линклэйтер можно осуществлять при помощи аналогий, воображения и эмоцийВот описание резонаторной лестницы: каждая нота голоса имеет свою собственную резонаторную ступень. А лестница – тело от груди до макушки головы. В последующих упражнениях нужно направлять свой голос вверх и вниз по резонаторной лестнице. Каждую ее часть необходимо освоить. Можно представить такую аналогию: тело – это дом. Пусть подвал воображаемого дома будет расположен под грудной клеткой, бельэтаж – в области грудной клетки, первый этаж – в полости рта, второй – между полостью рта и глазами, третий – от бровей до линии волос и, наконец, чердак – в верхней части черепа. Голос по аналогии можно вообразить движущимся лифтом, электрический механизм которого находится в подвале. Используя для выявления голоса (лифта) длинное «хэээй», следует начать движение из «подвального помещения» к «чердаку», захватывая по дороге все верхние регистры – то есть этажи-резонаторы. Стоит отметить, что, когда лифт работает – дом неподвижен, рот приоткрыт, но тело не двигается, даже язык с губами остаются на месте. После того, как голос достиг «чердака», можно передохнуть и вновь совершить движение вниз, не пропуская этажи и двигаясь на той же скорости, что и в первый раз. Энергия, приводящая в движение «лифт», исходит из «подвального помещения» вне зависимости от того, откуда «лифт» начинает свое движение. В данном упражнении воображение работает максимально активно, без него выполнить задачу крайне сложно. Внимание вокалиста сосредотачивается на предложенном образе и на чувственном восприятии резонанса. А звук, который исходит изо рта является как бы побочным продуктом в упражнении. Выводы ко 2 главеПо материалам данной главы можно сделать выводы:Чем больше ребенку позволено проявлять индивидуальность в процессе обучения, тем больше будет развиваться творческая сторона его личности. Голос можно не только услышать, но и увидеть благодаря специальном упражнениям, направленным на развитие воображения.ЗаключениеВ ходе работы была составлена система, направленная на педагогическую деятельность с воображением детей школьного возраста в классе эстрадного вокала.На основании обобщения материала о связимузыки и творчества из различных литературных источников и анализа развития воображения у детей школьного возраста в классе эстрадного вокала можно сделать следующие выводы:Уроки эстрадного вокала, как и другие виды музыкальной деятельности непосредственно связаны с развитием творческой составляющей личности, особенно у детей школьного возраста. Занятия вокалом и музыкой помогают развить творческие умения школьников, которые плодотворно влияют на их восприятие, мышление, воображение, импровизацию, а также нервную систему и физическую активность. Для развития воображения и фантазии недостаточно обучать лишь техническим моментам вокала. Использование особых игровых методов и упражнений, а также индивидуального подходаспособствует раскрытию творческих способностей ребенка, а также развитию его музыкального потенциала.Список литературыВыготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте..– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.Говорун Д. И. Творческое воображение и эстетические чувства. – Киев, 1990. – С. 131.Гоголь, Н. В. Несколько слов о Пушкине. Собрание сочинений : В 6 т. / Под общ. ред. С. И. Машинского [идр.]. - Москва :Гослитиздат, 1959.Егорова, Н. А.Поликультурный подход в обучении подростков эстрадному вокалу в учреждениях дополнительного образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Н. А. Егорова – Москва, 2018. – 24 с.Климов, Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов / Е. А. Климов. – Москва : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.Линклэйтер, К. Освобождение голоса : [Пер. с англ.] / К. Линклэйтер; [Послесл. Л. Соловьевой]. – Москва : ГИТИС, 1993. – 175 с.Лук, А. Н.Психология творчества / А. Н. Лук –Москва : Наука, 1978. – 127 с.Мильтонян С. О. Гуманизация образования – другого пути нет. / Играем с начала // DacapoalFine– № 9 (69). – Сентябрь 2009. – С. 4 – 5.Мильштейн, Я. И. Очерки о Шопене / Я. И. Мильштейн. – Москва : Музыка, 1987. – 176 с.Нургаянова, Н. Х. Формирование вокально-исполнительской культуры будущего педагога-музыканта как педагогическая проблема / Н Х. Нургаянова. – Вестник ТГГПУ, № 3(21). – 2010. – С. 232-237.Осеннева, М. С. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студ. учреждений высш. образования / М. С. Осеннева. – Москва : Академия, 2012. – 272 с.Психология одаренности детей и подростков / [Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.]; Под ред. Н. С. Лейтеса. –Москва : Изд. центр «Академия», 2015. – 416с.Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / Василий Александрович Сухомлинский. –Москва :Концептуал, 2016. – 312 с.Sacks, O. The power of music / O. Sacks. – Brain, Volume 129, Issue 10, October 2006, Pages 2528-2532.


Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте..– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
Говорун Д. И. Творческое воображение и эстетические чувства. – Киев, 1990. – С. 131.
Гоголь, Н. В. Несколько слов о Пушкине. Собрание сочинений : В 6 т. / Под общ. ред. С. И. Машинского [и др.]. - Москва : Гослитиздат, 1959.
Егорова, Н. А. Поликультурный подход в обучении подростков эстрадному вокалу в учреждениях дополнительного образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Н. А. Егорова – Москва, 2018. – 24 с.
Климов, Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов / Е. А. Климов. – Москва : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.
Линклэйтер, К. Освобождение голоса : [Пер. с англ.] / К. Линклэйтер; [Послесл. Л. Соловьевой]. – Москва : ГИТИС, 1993. – 175 с.
Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук – Москва : Наука, 1978. – 127 с.
Мильтонян С. О. Гуманизация образования – другого пути нет. / Играем с начала // Da capo al Fine – № 9 (69). – Сентябрь 2009. – С. 4 – 5.
Мильштейн, Я. И. Очерки о Шопене / Я. И. Мильштейн. – Москва : Музыка, 1987. – 176 с.
Нургаянова, Н. Х. Формирование вокально-исполнительской культуры будущего педагога-музыканта как педагогическая проблема / Н Х. Нургаянова. – Вестник ТГГПУ, № 3(21). – 2010. – С. 232-237.
Осеннева, М. С. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студ. учреждений высш. образования / М. С. Осеннева. – Москва : Академия, 2012. – 272 с.
Психология одаренности детей и подростков / [Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.]; Под ред. Н. С. Лейтеса. – Москва : Изд. центр «Академия», 2015. – 416 с.
Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / Василий Александрович Сухомлинский. – Москва : Концептуал, 2016. – 312 с.
Sacks, O. The power of music / O. Sacks. – Brain, Volume 129, Issue 10, October 2006, Pages 2528-2532.

Вопрос-ответ:

Каким образом развивается воображение у детей на уроках эстрадного вокала?

Воображение детей развивается на уроках эстрадного вокала благодаря использованию различных техник и упражнений. Дети могут пробовать разные роли, воплощать разные образы, изучать стили и жанры музыки. Они также могут создавать свои собственные песни и творчески выражаться через музыку. Все эти активности способствуют развитию воображения у детей и помогают им расширять свой творческий потенциал.

В чем заключается связь между воображением и музыкой?

Воображение и музыка тесно связаны между собой. Музыка может стимулировать воображение и помочь детям развить свою творческую мысль. Музыкальные композиции и песни могут вызывать различные образы и эмоции, которые могут вдохновлять детей на творчество. В свою очередь, воображение может помочь детям интерпретировать и выразить музыку через свои собственные индивидуальные представления и идеи. Таким образом, воображение и музыка взаимно дополняют друг друга и создают пространство для творческого развития детей.

Какую роль играет педагог-музыкант в развитии воображения у детей на уроках эстрадного вокала?

Педагог-музыкант играет важную роль в развитии воображения у детей на уроках эстрадного вокала. Он создает атмосферу, где дети могут свободно выражать свои творческие идеи и фантазии. Педагог-музыкант также помогает детям расширить свой музыкальный словарь, знакомит их с разными жанрами и стилями музыки, а также помогает им развивать свои навыки вокала. Он также может предлагать различные упражнения и задания, которые помогают детям развивать свое воображение и творчески мышление.

Какие теоретические основы лежат в основе развития воображения у школьников на уроках эстрадного вокала?

Теоретическими основами развития воображения у школьников на уроках эстрадного вокала являются связь воображения и музыки, специфика деятельности педагога музыканта и организация занятий эстрадным вокалом в учреждениях музыкального образования.

Какая связь существует между воображением и музыкой в контексте развития у школьников на уроках эстрадного вокала?

Связь между воображением и музыкой заключается в том, что музыка стимулирует развитие воображения у детей, позволяет им выразить свои эмоции и фантазии через пение и исполнение песен.

Какая специфика деятельности педагога музыканта существует при работе над развитием воображения у детей на уроках эстрадного вокала?

Специфика деятельности педагога музыканта включает в себя создание эмоциональной и творческой атмосферы на занятиях, использование различных методик развития воображения и фантазии, а также индивидуальный подход к каждому ученику.

Как организуются занятия эстрадным вокалом в учреждениях музыкального образования?

Занятия эстрадным вокалом в учреждениях музыкального образования проводятся с учетом возрастных особенностей детей, с целью развития их воображения и творческих способностей. На занятиях используются различные упражнения, игры и песни, которые помогают детям раскрыть свой творческий потенциал.

Какие особенности методики развития воображения у детей в классе эстрадного вокала?

Особенности методики развития воображения у детей в классе эстрадного вокала включают в себя использование различных творческих заданий и упражнений, развитие музыкально-художественного вкуса, работу над исполнительским мастерством и выразительностью пения.

В чем заключается связь воображения и музыки?

Связь воображения и музыки заключается в том, что музыка является средством, через которое можно выразить и передать свои эмоции, образы и идеи. Воображение играет важную роль в этом процессе, так как позволяет музыканту воссоздавать и интерпретировать музыкальные произведения, а также создавать новые музыкальные образы. Воображение помогает музыканту входить в музыкальное состояние, погружаться в музыкальный мир и передавать через свою музыку свои мысли и чувства.

Какова специфика деятельности педагога музыканта на занятиях эстрадным вокалом?

Специфика деятельности педагога музыканта на занятиях эстрадным вокалом заключается в том, что он должен уметь развивать воображение у детей, помогать им раскрыть свой творческий потенциал и научиться использовать его в своей музыкальной деятельности. Педагог должен создавать атмосферу творчества и вдохновения, стимулировать детей к самовыражению и экспериментированию, а также помогать им развивать музыкальные навыки и технику вокала. Он должен быть гибким и адаптироваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка, создавать интересные и захватывающие занятия, а также уметь мотивировать и вдохновлять детей на достижение успеха в музыке.

Для какого возраста рекомендуется работа над воображением на уроках эстрадного вокала?

Работа над воображением на уроках эстрадного вокала рекомендуется для детей школьного возраста.