Научная деятельность А. А. Потебни: основные вехи жизни и творчества.
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 17.11.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ А. А. ПОТЕБНИ 3
ГЛАВА II. КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ А. А. ПОТЕБНИ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
А. Потебни, как раз и заключается в том, что слово отходит от первоначального образного значения, и его значение начинает развиваться в более абстрактном, обобщенном направлении. В связи с этим у А. А. Потебни появляется понятие внутренний формы слова, которая представляет собой особый способ выражения содержания. Внутренняя форма слова тесно связана с его этимологией [4]: оно относится к тому этимону, который является непосредственно соотнесенным с данными словом.
Понятие «внутренняя форма слова» у А. А. Потебни подвергалось определенному переосмыслению [5, c. 128]. Исходно оно рассматривалось лингвистом как этимологическое значение слова и механизм представления такого значения. Позже исследователь уже разделял собственно представление внутренней формы слова и саму внутреннюю форму. С помощью представления манифестируется какой-либо один из признаков внутренней формы, в то время как непосредственно у внутренней формы может быть в наличии несколько признаков.
По А. А. Потебне, внутренняя форма также обладает знаковыми признаками, поскольку она замещает те субъективные значения и ассоциации, которые для нас связаны со словом. Из этого можно заключить, что внутренняя форма состоит из двух компонентов: собственно того, что называется «внутренней формой» (в которую входят несколько признаков) и ее представления (в котором выделен один способ). Внешняя форма представляет собой не просто звук, но звук, наделенный определенным значением.
По этим идеям, высказанным А. А. Потебней, можно определить, что он очень близко подошел к пониманию знаковой природы языка и его системной природы. На основании этого А. А. Потебня предполагал, что язык представляет собой упорядоченное множество знаков, в котором каждое явление взаимосвязано с прочими явлениями. Подобные концепции близки к пониманию и осмыслению языка в теориях Ф. де Соссюра и представителей Женевской школы. Так, слово приобретает определенное значение, попадая только в четко означенный контекст, т. е. исключительно в составе предложения.
А. А. Потебня неустанно подчеркивал связь между лексикой и грамматикой [8]. По мнению лингвиста, грамматические и лексические категории взаимосвязаны, и они составляют синкретическое единство. Их взаимосвязь определяется тем, что они входят в единый мыслительный процесс, составляют целостный акт речевого мышления.
Предлагалось изучать связь между лексикой и грамматикой не только в синхронном, но и в диахронном аспекте. А. А. Потебня проводил различение между синхронными аспектами развития языка и диахроническими процессами его эволюции [7]. Вместе с тем, им утверждалась взаимосвязь данных процессов.
Грамматические значения в слове могут выражаться различными способами: как формальными (флексии, аффиксы), так и при помощи синтаксических отношений. Именно с помощью грамматических форм определяет значение слова.
Одним из центральных и важнейших, по А. А. Потебне, элементов языка является предложение. Ниже несколько более подробно остановимся на том, что понималось филологом под предложением, и какие свойства для него характерны.
Предложение является целостной грамматической структурой, в которой доминирует именно целое [8]. Ничего более, кроме формальных способов выражения (например, способов передачи синтаксических связей между членами предложения) в предложении не имеется.
Категория частеречной принадлежности и категория членов предложения являются взаимообуславливающими. Вхождение в тот или иной класс частей речи влечет за собой принадлежность к определенному классу членов предложения, а, соответственно, и выполнение определенной синтаксической функции [2, c. 84-85].
Наиболее важным компонентом предложения является предикативность, которая, по А. А. Потебне [8], представляет собой способность сказуемого соединяться с предложением. Главным носителем предикативности среди всех классов частей речи является глагол, который, соответственно, наиболее часто и выполняет функцию сказуемого. Изначальное, близкое к образному мышлению предполагает синтетическое осмысление понятия предложения: таким образом, в развитии предложения может быть выделено две стадии – именная и глагольная. С течением развития мышления предикативность становится главнейшей составляющей предложения [2, c. 83-84], глагол начинает занимать доминирующую позицию в предложения, беря на себя большую часть функций, выполняемых сказуемым. Остальные члены предложения определяются по их функциональному отношению к предикативному ядру.
По мысли А. А. Потебни [8], развитие синтаксиса тесно связано с развитием мышления и способов выражения мысли, а также мыслительных категорий. Поэтому, изучая особенности синтаксиса различных языков, можно постичь особенности эволюции способов мировоспрития и развитие модели мира носителей различных языков.
Существенным достоинством синтаксической теории А. А. Потебни является то, что им использовался не только материал современного русского языка, но также и привлекался материал по всем другим славянским языкам и по многим другим языкам Европы.
А. А. Потебня, тем не менее, отказывается от понимания стадиального развития языков в духе теорий В. фон Гумбольдта и А. Шлегеля, предпочитая рассматривать общие проблемы языкового развития (в частности, эволюции слов и их значений, изменений в грамматическом строе языков) на конкретном языковом материале. Основным исследовательским объектом в этом отношении для А. А. Потебни стали славянские и, прежде всего, восточнославянские языки [10].
Именно в концепции А. А. Потебни был заложен современный подход к исследованиям в области исторической грамматики. Таким образом, в лингвистической теории А. А. Потебни происходил выход на более общие проблемы, связанные с коэволюцией языка и мышления по мере эволюции синтаксиса и структуры предложения, а также по мере развития категории предикативности в языке. Уже в начале – первой половине XX в. данные проблемы стали рассматриваться другими отечественными и зарубежными лингвистами, на ином уровне и с привлечением более широкого языкового материала, но основоположником данного подхода можно все же считать А. А. Потебню.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного, мы можем заключить, что лингвистическая концепция А. А. Потебни сохраняет актуальность и по сей день. Многие понятия и идеи, введенные в ней (в частности, понятие внутренней формы слова, ближайшего и дальнейшего значения слов) стали общеупотребительными в языкознании и продолжают использоваться и в настоящее время.
А. А. Потебня в своих лингвистических трудах предвосхитил многие концепции, которые стали широко известными в отечественном и в зарубежном языкознании уже после него. В частности, он провел разграничение между языковой статикой и языковой динамикой, между синхронией и диахронией. Им были выдвинуты и обоснованы основные положения, касающиеся развития языка в связи с эволюцией мыслительной способности человека разумного.
Помимо прочего, А. А. Потебня внес существенный вклад в теорию синтаксиса, дав, в частности, критерии определения членов предложения и частей речи, а также показав взаимосвязь этих понятий между собой. Им была выдвинута идея о том, что предложение является центральной категорией науки о языке (что отражается и в современном языкознании), а также концепция предикативности (в том числе, понимание глагола как носителя предикативности), что сохраняет актуальность и до сих пор.
Современная когнитивная наука (и языкознание, в том числе) усиленно занимается вопросом о происхождении и развитии языка. В частности, ставятся вопросы о механизмах такого развития и о том, что влияет на него. Представляется, что лингвистическая теория А. А. Потебни также может еще привнести многое и в современную науку, для того, чтобы помочь ответить на данный вопрос.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1975. 559 с.
Березин Ф.М. История лингвистических учений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1984. 319 с.
Даниленко В.П. Вильгельм фон Гумбольдт и неогумбольдтианство. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 216 с.
Камчатнов А.М. А. А. Потебня и А. Ф. Лосев о внутренней форме слова // Русский филологический вестник. 1998. № 1/2. URL: http://www.philology.ru/linguistics1/kamchatnov-98.htm (дата обращения 13.10.2022)
Кашкин В.Б. Языковые контрасты в истории лингвистики. Изд 2-е, перераб. и доп. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2011. 242 с.
Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М.: Просвещение, 1979. 224 с.
Потебня А.А. Мысль и язык. 2-е изд. Харьков: Типография А. Дарре, 1892. 228 с.
Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 624 с.
Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 614 с.
Сусов И.П. История языкознания. Тверь: Тверской государственный университет, 1999. 304 с. URL: http://www.lib.ru/TEXTBOOKS/yazykoznanie.txt (дата обращения 13.10.2022)
20
Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1975. 559 с.
Березин Ф.М. История лингвистических учений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1984. 319 с.
Даниленко В.П. Вильгельм фон Гумбольдт и неогумбольдтианство. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 216 с.
Камчатнов А.М. А. А. Потебня и А. Ф. Лосев о внутренней форме слова // Русский филологический вестник. 1998. № 1/2. URL: http://www.philology.ru/linguistics1/kamchatnov-98.htm (дата обращения 13.10.2022)
Кашкин В.Б. Языковые контрасты в истории лингвистики. Изд 2-е, перераб. и доп. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2011. 242 с.
Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М.: Просвещение, 1979. 224 с.
Потебня А.А. Мысль и язык. 2-е изд. Харьков: Типография А. Дарре, 1892. 228 с.
Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 624 с.
Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 614 с.
Сусов И.П. История языкознания. Тверь: Тверской государственный университет, 1999. 304 с. URL: http://www.lib.ru/TEXTBOOKS/yazykoznanie.txt (дата обращения 13.10.2022)
Вопрос-ответ:
Каковы основные вехи жизни и творчества А.А. Потебни?
А.А. Потебня (1838-1920) – выдающийся русский лингвист, литературовед и фольклорист. Он родился в семье священника и с детства обладал большим интересом к языку. В 1860-х годах он занимался преподавательской деятельностью и работал над исследованием русской грамматики. В 1872 году Потебня стал профессором Московского университета. В его творчестве можно выделить три основных вехи: исследование русской грамматики, работа в области фольклора и создание лингвистической концепции о значении слова.
Какие истоки можно назвать ключевыми для лингвистической концепции А.А. Потебни?
Основные истоки лингвистической концепции А.А. Потебни связаны с его исследованием русской грамматики и работы в области фольклора. Он активно изучал русский язык и его грамматику, проводил сравнительный анализ разных языковых систем. Более того, Потебня был заинтересован в фольклоре и собирал народные песни и сказки. Он разрабатывал глубокий анализ значений и образности в фольклоре, что позволило ему выработать свою лингвистическую концепцию.
Что такое внутренняя форма слова в лингвистической концепции А.А. Потебни?
В лингвистической концепции А.А. Потебни внутренняя форма слова - это понятие, которое относится к эволюции значения слова. По мнению Потебни, слово отходит от первоначального образного значения и его значение начинает развиваться в более абстрактном обобщенном направлении. Внутренняя форма слова описывает основу его значения, которая отличается от его внешней формы, т.е. звукового облика. Это понятие помогает понять, как слово приобретает новые значения и развивается в языке.
Какие основные вехи жизни и творчества А.А. Потебни?
Александр Афанасьевич Потебня (1835-1920) - выдающийся русский лингвист, литературовед и этнограф. Он родился в Московской губернии и учился в Московском университете. Важной вехой его жизни стало издание его книги "Чувственное и разумное в слове и языке" в 1871 году. В 1897 году он стал членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук, а в 1910 году - академиком.
Какие идеи лежат в основе лингвистической концепции А.А. Потебни?
Главные идеи лингвистической концепции А.А. Потебни заключаются в описании процесса эволюции значения слова. Потебня считал, что слово отходит от первоначального образного значения и его значение начинает развиваться в более абстрактном обобщенном направлении. В связи с этим, он вводит понятие "внутренней формы слова", которая представляет собой сложное взаимодействие внешнего и внутреннего значения слова.
Какие теоретические истоки лингвистической концепции А.А. Потебни?
Лингвистическая концепция А.А. Потебни имеет свои теоретические истоки в работах других известных ученых. В частности, он опирался на идеи философов Канта, Гегеля и Штейнта, а также на работы лингвистов Буне, Макса Мюллера и Борхграфта. Все эти источники влияют на формирование основных идей Потебни о значении слова и языковом творчестве.
Какие ключевые идеи пропагандировал А.А. Потебня в своей лингвистической концепции?
В лингвистической концепции А.А. Потебни можно выделить несколько ключевых идей. Во-первых, он придавал большое значение образности и ассоциативности в языке. Во-вторых, он развивал идею о постепенном отходе значения слова от первоначального конкретного образа к абстрактному значению. В-третьих, Потебня подчеркивал взаимосвязь между языком и мышлением, а также языковым творчеством как выражением индивидуальности.
Какие были основные вехи жизни А.А. Потебни?
А.А. Потебня родился в 1836 году в Полтавской губернии Российской империи. В 1853 году он поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, после чего продолжил обучение в Лейпцигском и Берлинском университетах. В 1859 году Потебня защитил докторскую диссертацию и начал преподавательскую деятельность. В 1864 году он стал профессором Московского университета. В 1880 году А.А. Потебня был избран академиком Академии наук, а в 1890 году он стал директором Лейпцигской славянской библиотеки. Потебня умер в 1891 году в Лейпциге.
Какую основную идею А.А. Потебня можно выделить в его лингвистической концепции?
Главная идея А.А. Потебня заключается в том, что слово отходит от первоначального образного значения и его значение начинает развиваться в более абстрактном обобщенном направлении. Потебня ввел понятие "внутренней формы слова", которая представляет собой своеобразный сложный организм, существующий внутри слова и определяющий его смысл и форму. Он утверждал, что именно форма слова содержит его главное значение, а не его звуковое воплощение.