Речевые воздействие и механизмы манипуляции сознания получателем информациии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психодиагностика
  • 34 34 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 19.11.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И МЕХАНИЗМОВ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЯ ПОЛУЧАТЕЛЯМИ ИНФОРМАЦИИ 6
1.1.Понятие речевого воздействия 6
1.2 Механизмы манипуляции сознанием получателями информации 12
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕХАНИЗМОВ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ 22
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Фрагмент для ознакомления

Речевое воздействие является эффективным средством получения необходимых результатов в бизнесе. Умение общаться, как видно из представленной работы, необходимо не только в быту, но в деловой сфере.ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕХАНИЗМОВ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ2.1. Организация и методы исследованияИсследование проводилось на базе школы и университета. В исследовании приняли участие 60 человек, которые были разделены на 3 основных группы:Школьники в возрасте 14-15 лет (10 мальчиков и 10 девочек)Студенты в возрасте 18-20 лет (10 мужчин и 10 женщин)Преподаватели в возрасте 25 – 45 лет (10 мужчин и 10 женщин)С целью проведения исследования была разработана анкета, содержащая в себе 25 утверждений, на каждое из которых необходимо было дать один из вариантов ответа:- нет- скорее нет- 50/50- скорее да- да.Каждое из утверждений содержало в себе определённые выражения, в котором присутствовали механизмы речевого воздействия, определяемые:- процессом внедрения манипуляторами в сознание человека истинных, ложных, полупростых идей и представлений на сознательном, бессознательном уровнях. - процессом овладения, понимания, переживания идей и замыслов, внедряемых в сознание человека манипуляторами (с целью выдачи ложных и полупростых идей за истинные), где полупростые идеи являются связующим, переходным звеном между ложными и истинными идеями. - ожидаемым манипуляторами процессом активности личности, который является как целью, так и результатом.2.2. Анализ результатов исследованияВ соответствии с полученными результатами такой механизм, как процессвнедрения манипуляторами в сознание человека истинных, ложных, полупростых идей и представлений на сознательном, бессознательном уровнях, в различной степени был характерен для всех участников экспериментальной работы в различной степени. Так, наиболее сильно данный механизм влиял на сознание школьников, при этом преподаватели в незначительной степени ощущали данное влияние (рис.2.1)Рисунок 2.1 – оценка влияния внедрения манипуляторами в сознание человека истинных, ложных, полупростых идей и представлений на различные возрастные категорииИнтерпретируя результаты исследования, можно отметить, что школьники, принявшие участие в данном исследовании, чаще подвергались субъективным ценностям современного общества, полагая, что наличие дорогостоящих предметов у человека определяют уровень его успешности. При этом преподаватели, имеющие достаточный жизненный опыт и уровень образования, понимали, что истинная успешность часто определяется не только внешними признаками высокого финансового уровня. Далее определим особенности влияния такого механизма манипулирования, как процесс овладения, понимания, переживания идей и замыслов, внедряемых в сознание человека манипуляторами. Как показали результаты анкетирования, самые высокие показатели влияния данного механизма были характерны для студентов (рис.2.2). При этом у школьников и преподавателей данный механизм проявлялся незначительно.Рисунок 2.2 – оценка влияния процессом овладения, понимания, переживания идей и замыслов, внедряемых в сознание человека манипуляторами на различные возрастные категорииТаким образом, студенты чаще всего ощущают чужие идеи и замыслы как собственные убеждения. Это не противоречит особенностям их возрастного развития. В возрасте 18-20 лет важное место занимают образ будущего, настрой на перспективные достижения. Однако к этому возрасту студенты не имеют достаточного жизненного опыта, который позволил бы им определить, являются ли высказывания авторитетных персоналий применимыми именно к ним. Следовательно, в признании истинности чужих идей и представлений проявляется манипулятивное влияние на личность студентов. Далее проведена оценка влияния такого механизма манипулирования, как активность личности, ожидаемая манипуляторами (рис.2.3).Рисунок 2.3 – оценка влияния ожидаемой манипулятором активности личностиПо данному механизму у всех рассматриваемых возрастных категорий отмечена невысокая, но существенная степень воздействия. Однако с учётом того, что процент воздействия данного механизма не превысил 35%, не стоит говорить о его негативном воздействии на сознание всех рассматриваемых категорий: информация, поступаемая от различных источников, фильтруется и анализируется. Вероятно, некоторые их мнений авторитетных персоналий, представленные в анкете, соответствуют истинным убеждениям респондентов, мотивирует их к деятельности.В целом, рассматривая влияние механизмов манипуляции на сознание трёх возрастных категорий, следует отметить, что в самой высокой степени этому влиянию подвержены школьники, в самой низкой степени – преподаватели (рис.2.4)Рисунок 2.4 – Оценка влияния механизмов манипулирования на представителей различных возрастных категорийТакже проведено исследование механизмов речевого манипулирования в зависимости от гендерной принадлежности респондентов. При этом не отмечено существенных различий ни по одному из механизмов манипулирования сознанием (рис.2.5)Рисунок 2.5 – оценка влияния различных механизмов речевого манипулирования на сознание мужчин и женщинТаким образом, на основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы:В современном обществе механизмы манипуляции сознанием в той или иной степени влияют на представителей различных возрастных категорий. При этом в определённые возрастные периоды приоритет имеют различные механизмы. По итогам исследования механизмов манипуляции сознанием мужчин и женщин существенных различий не выявлено.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках проведённого исследования установлено, что на современном этапе развития общества проявляется речевое воздействие, которое представляет собой донесение информации и формирование на ее основе необходимых интересов и побуждений. Навыки общения и речевого воздействия важны для любых сфер жизни общества.Средства речевого воздействия бывают прямые и косвенные.Прямое воздействие преимущественно используется в таких видах бизнес-коммуникаций, как деловые беседы, совещания, брифинги, пресс-конференции, Интернет и др.Косвенное воздействие является наиболее действенным речевым средством воздействия и используется в переговорах, различного рода презентаций, при продаже товаров и услуг.В настоящее время средства речевого воздействия позволяют управлять людьми и ситуацией, добиваться своей цели. Речевое воздействие является эффективным средством получения необходимых результатов в бизнесе. Умение общаться, как видно из представленной работы, необходимо не только в быту, но в деловой сфере.В рамках данной работы проведено исследование влияния механизмов манипуляции сознанием на представителей различных возрастных категорий (школьники, студенты, преподаватели). При этом установлено, что школьники в самой высокой степени подвержены воздействию манипулированием сознания при получении информации. Наименьшая степень воздействия этих механизмов была характерна для преподавателей. В то же время исследование влияния механизмов манипуляции сознанием среди мужчин и женщин не выявило значимых различий.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлипова-Светозарова, Кулешов: Неориторика. Мастерство бизнес-презентации –Москва : Феникс, 2009. -208 с.Анисимова, Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика : учеб. пособие. –М.: Московск. социально-психологический ин-т; Воронеж : Изд-во НПО «Модэк», 2002 –432 с.Аннушкин, В. И. Риторика. Вводный курс: Уч. пособ. / В. И. Аннушкин. -4-е изд., стереотип. -М. : Флинта : Наука, 2011..—224 с.Античные теории языка и стиля: (Антология текстов): [Сб.] / –Санкт-Петербург: Алетейя, 1996. –362 с.Арищенко, О. Становление современной психолингвистики // Прикладная психология и психоанализ. 2006. № 3. С. 50-56.Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии., 2009 №2Василенко, С.С. Эффективная и эффектная презентация. Практическое пособие - М. Дашков и К, 2011г. - 176 с.Волков Е. Обманы вокруг нас // "Школьный психолог" N 05/2010. издательский дом "Первое сентября"Доценко Е.Л. Психология манипуляций. - М., 2006Ивин, А. А. Риторика: искусство убеждать. –М., 2002. С. 249Иссерс, О. С. Речевое воздействие: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» / О. С. Иссерс. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2011. –224 с.Москвин, В. П. Аргументативная риторика: теоретический курс для филологов / В. П. Москвин. –Изд. 2-е, перераб. и доп. –Ростов н/Д: Феникс, 2008. –637 с.Рождественский Ю.В. Теория риторики // М.: Добросвет, 1997. –597 с.Сопер, Поль Л. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. –448 с.53.Стернин, И. А. Введение в речевое воздействие / И. А. Стернин. – Воронеж : Истоки, 2001. – 252 с. 126.Стернин, И. А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить / И. А. Стернин. – Воронеж : «Истоки», 2011. – 169 с.Стернин, И. А. Риторика / И. А. Стернин. – Воронеж : Изд-во «Кварта», 2002. – 224 с. (Серия «Системы и коммуникации»)Хазагеров, Т.Г. Общая риторика. Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. –190 с.60.Чалдини, Р. И др. Психология убеждения. М – 2013, 24 с.Шейнов, В. П. Риторика. –Минск: Амалфея, 2000. –591 с.ПРИЛОЖЕНИЯАнкета1.Социологический срез ПолВозрастСтатус(школьник/студент/преподаватель)(Дайте оценку следующим утверждениям.)2.Я считаю себя успешным человеком.нетСкорее нет50/50скорее дада3.Определяет ли для вас успеха наличие последний модели айфона, дорогой машины, дорогих часов и одежды?нетСкорее нет50/50скорее дада4. Не существует безвыходных ситуаций, лишних людей, случайных встреч и потерянного времени. В. Альбисетти vk.com/public56270230нетСкорее нет50/50скорее дада5.Нет недостижимых целей, есть высокий коэффициент лени, недостаток смекалки и запас отговорок.vk.com/public56270230нетСкорее нет50/50скорее дада6. Слишком многие сейчас тратят деньги, которых они не заработали, на вещи, которые им не нужны, чтобы произвести впечатление на людей, которые им не нравятся. © Уилл СмитнетСкорее нет50/50скорее дада7. Дорогие часы не создают время, но отражают, насколько дорого оно их владельцу. .vk.com/public56270230нетСкорее нет50/50скорее дада8. Люди делятся на две категории: те, которые мечтают, и те, которые ставят себе цели.Деньги не мотивируют, мотивируют возможности.vk.com/public56270230нетСкорее нет50/50скорее дада9. У богатых людей — большая библиотека. У бедных людей — большой телевизор.нетСкорее нет50/50скорее дада10. Успех — не окончателен, неудачи — не фатальны, значение имеет лишь желание продолжать.нетСкорее нет50/50скорее дада11.Красиво жить не запретишь.нетСкорее нет50/50скорее дада12. Деньги для людей умных составляют средство, для глупцов — цель. Поль ДекурсельнетСкорее нет50/50скорее дада13. Мотивация – это то, что помогает начать. Привычка – это то, что помогает продолжать!нетСкорее нет50/50скорее дада14. Деньги и есть деньги. Приятно, когда есть чем платить за квартиру, в ресторане и т.д., есть банальная поговорка — не в деньгах счастье, но за них ты покупаешь свободу жить той жизнью, какая тебе нравится.© Киану РивзнетСкорее нет50/50скорее дада15. Хорошие люди принесут вам счастье, плохие люди наградят вас опытом, худшие — дадут вам урок, а лучшие — подарят воспоминания. Цените каждого.Уилл СмитнетСкорее нет50/50скорее дада16. Бизнес вовсе не так сложен. Многие люди, обладающие весьма средними интеллектуальными способностями, зарабатывают достаточно. Действительно умные люди могут получить настоящее богатство, если они действительно посвятят себя этому.нетСкорее нет50/50скорее дада17. Тот, кто стремится к большему, достигает большего.нетСкорее нет50/50скорее дада18. Богатые люди, у которых отсутствуют убеждения, более опасны в современном обществе, чем бедные женщины, у которых отсутствует мораль.нетСкорее нет50/50скорее дада19.Успех — это неожиданное соединение таланта, счастья и труда, а иногда и недоразумения. ЦукмайернетСкорее нет50/50скорее дада20.Успех одного отважного человека всегда побуждает целое поколение к рвению и мужеству. Оноре де БальзакнетСкорее нет50/50скорее дада21.Жизнь сама по себе — это чистый холст; она становится тем, что вы нарисуете на нем. В этой свободе — ваше величие. Это один из величайших даров. Вы должны сами создать себя, быть самосозидающими. Запомните: ответственны вы — только вы, и никто другой. ОШОнетСкорее нет50/50скорее дада22.Самое главное для достижения успеха – это четко поставленная цель. Все остальное – не более, чем комментарии к ней. Брайан ТрейсинетСкорее нет50/50скорее дада23. Успех — это еще не точка, неудача — это еще не конец: единственное, что имеет значение, — это мужество продолжать борьбу.нетСкорее нет50/50скорее дада24. Чтобы получить от жизни то, чего хочешь, необходимо в первую очередь определить, а чего же ты хочешь.© Киану РивзнетСкорее нет50/50скорее дада25.Богатый человек тем и отличается от бедного — отношением к этому страху. За всю жизнь я ни разу не встречал ни одного богатого человека, который никогда не терял денег. Впрочем, я знаю большое количество бедных людей, которые не потеряли ни цента.нетСкорее нет50/50скорее дада26.Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть богатыми и свободными — и из-за этого подчас становятся бедными рабами. Альбер КамюнетСкорее нет50/50скорее дада

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алипова-Светозарова, Кулешов: Неориторика. Мастерство бизнес-презентации –Москва : Феникс, 2009. -208 с.
2. Анисимова, Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика : учеб. пособие. –М.: Московск. социально-психологический ин-т; Воронеж : Изд-во НПО «Модэк», 2002 –432 с.
3. Аннушкин, В. И. Риторика. Вводный курс: Уч. пособ. / В. И. Аннушкин. -4-е изд., стереотип. -М. : Флинта : Наука, 2011..—224 с.Античные теории языка и стиля: (Антология текстов): [Сб.] / –Санкт-Петербург: Алетейя, 1996. –362 с.
4. Арищенко, О. Становление современной психолингвистики // Прикладная психология и психоанализ. 2006. № 3. С. 50-56.
5. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии., 2009 №2
6. Василенко, С.С. Эффективная и эффектная презентация. Практическое пособие - М. Дашков и К, 2011г. - 176 с.
7. Волков Е. Обманы вокруг нас // "Школьный психолог" N 05/2010. издательский дом "Первое сентября"
8. Доценко Е.Л. Психология манипуляций. - М., 2006
9. Ивин, А. А. Риторика: искусство убеждать. –М., 2002. С. 249
10. Иссерс, О. С. Речевое воздействие: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» / О. С. Иссерс. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2011. –224 с.
11. Москвин, В. П. Аргументативная риторика: теоретический курс для филологов / В. П. Москвин. –Изд. 2-е, перераб. и доп. –Ростов н/Д: Феникс, 2008. –637 с.
12. Рождественский Ю.В. Теория риторики // М.: Добросвет, 1997. –597 с.
13. Сопер, Поль Л. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. –448 с.53.
14. Стернин, И. А. Введение в речевое воздействие / И. А. Стернин. – Воронеж : Истоки, 2001. – 252 с. 126.
15. Стернин, И. А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить / И. А. Стернин. – Воронеж : «Истоки», 2011. – 169 с.
16. Стернин, И. А. Риторика / И. А. Стернин. – Воронеж : Изд-во «Кварта», 2002. – 224 с. (Серия «Системы и коммуникации»)
17. Хазагеров, Т.Г. Общая риторика. Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. –190 с.60.
18. Чалдини, Р. И др. Психология убеждения. М – 2013, 24 с.
19. Шейнов, В. П. Риторика. –Минск: Амалфея, 2000. –591 с.

Вопрос-ответ:

Что такое речевое воздействие?

Речевое воздействие - это процесс использования речи и языка в целях оказания влияния на сознание и поведение других людей.

Какие механизмы манипуляции сознанием существуют?

Существует несколько механизмов манипуляции сознанием получателями информации, включая эмоциональное воздействие, использование логических приемов, создание авторитетности и др.

Как организуется исследование в области речевого воздействия и механизмов манипуляции сознанием?

Для исследования речевого воздействия и механизмов манипуляции сознанием используются различные методы, включая анализ результатов экспериментов и опросов, а также наблюдение за реакциями получателей информации.

Чему посвящена глава II статьи?

Глава II статьи посвящена практическому применению речевого воздействия и механизмов манипуляции сознанием получателями информации. В ней рассматриваются организация и методы исследования, а также анализ результатов исследований в этой области.

Какие методы использовались в исследовании речевого воздействия и механизмов манипуляции сознанием?

Для исследования были использованы различные методы, включая анализ результатов, проведение экспериментов и опросов, а также наблюдение за реакциями получателей информации. Эти методы позволили получить ценные данные о речевом воздействии и механизмах манипуляции сознанием.

Что такое речевое воздействие?

Речевое воздействие - это использование специальных приемов и техник в речи с целью влиять на сознание и поведение получателей информации.

Какие механизмы манипуляции сознанием используются в речевом воздействии?

В речевом воздействии используются различные механизмы манипуляции сознанием, такие как эмоциональное воздействие, использование убеждений и аргументации, создание образов и символов, применение риторических приемов и многое другое.

Каким образом речевое воздействие и механизмы манипуляции сознанием применяются на практике?

На практике речевое воздействие и механизмы манипуляции сознанием используются в различных ситуациях, например, в рекламе, политических выступлениях, переговорах и т.д. Они помогают создавать нужные эмоциональные реакции, формировать убеждения и управлять поведением получателей информации.