Государственная и муниципальная промышленная политика

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 40 40 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 25.11.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы промышленной политики 5
1.1 Сущность промышленной политики 5
1.2 Инструменты реализации промышленной политики 12
Глава 2. Анализ промышленной политики России 17
2.1 Формирование инновационной промышленной политики муниципального образования 17
2.2 Промышленная политика РФ в условиях пандемии 25
Заключение 37
Список литературы 38
Приложения 40

Фрагмент для ознакомления

На эти цели государством выделено более 3 млрд рублей, в 2021 году планируется выделить еще 6 млрд рублей, таким образом, в условиях пандемии предприятия, формирующие системы, смогли получить наибольший объем госпреференций, что позволили им получить дополнительное конкурентное преимущество перед компаниями, не вошедшими в этот список.Поскольку образующие систему предприятия расположены в основном в развитых центральных промышленных районах страны, создаются дополнительные предпосылки для усиления территориальной дифференциации России по уровню социально-экономического развития, что противоречит принципам региональной экономической политики, направленной на смягчение эти диспропорции, так как это создает угрозу целостности страны.На наш взгляд, критерии вхождения в перечень предприятий, образующих систему, стали слишком высокими для периферийных регионов страны, а значит, и центральных регионов, а также ряда высокоразвитых субъектов федеральных округов Российской Федерации. , доминировать. Волга и Урал в России, где имеется достаточное количество крупных промышленных предприятий. Однако количество компаний в списке уменьшается по мере того, как онив наибольшей степени пострадали от пандемии.Например, в Астраханской области, Еврейской автономной области и Республике Ингушетия при отсутствии системообразующих предприятий спад промышленного производства продолжился в первом полугодии 2021 г., несмотря на эффект слабой базы в 2020 г. При этом столица и центральные регионы ориентируют наибольшее количество государственных преференций на восстановление экономики после пандемии.Среднее положение по использованию механизма государственной поддержки федерального центра занимает Республика Башкортостан. В перечень предприятий, входящих в системы Минпромторга, входят 7 предприятий Республики Башкортостан, а также 2 предприятия Министерства энергетики Российской Федерации, что более чем в 20 раз меньше, чем, например, в Москве, хотя Республика Башкортостан производит промышленной продукции всего в 5,6 раза меньше, чем в столице.В соответствии с поручением Президента Российской Федерации регионам передано большое количество прав и полномочий в рамках реализации политики противодействия кризису в условиях пандемии. Большинство регионов России использовали тот же механизм, что и на федеральном уровне, при реализации антикризисной экономической политики. Были сформированы антикризисные штабы или межведомственные рабочие группы, состоящие из представителей министерств и ведомств Федерации, которые также сформировали перечень предприятий и системных организаций регионов с их последующим сопровождением.Например, в Республике Башкортостан отобрано 440 системообразующих предприятий и создан фонд развития конкурентоспособности для кредитования на льготных условиях системообразующих предприятий республики.В 2021 году на субсидирование процентных ставок по кредитам системообразующим предприятиям было выделено 300 млн. рублей, кроме того, в период пандемии были приняты и реализованы три комплекса антикризисных мер по защите экономики Республики, что позволило значительно уменьшить негативное влияние пандемии. Однако используемые на региональном уровне механизмы вобрали в себя недостатки антикризисной политики на федеральном уровне.Тем не менее антикризисная промышленная политика на федеральном и региональном уровнях дала хорошие результаты, что было не так важно, как первоначальные прогнозы, спад промышленного производства, сохранение занятости на промышленных предприятиях, повышение самообеспеченности страны лекарствами и товары для здоровья, продовольственная безопасность.К недостаткам антикризисной политики можно отнести:- неравный доступ регионов России к федеральной поддержке в рамках антикризисной политики;- концентрация финансовых ресурсов государственной поддержки в трех центральных регионах страны, Москве, Санкт-Петербурге и Московской области создает предпосылки для усиления дифференциации территорий по уровню социально-экономического развития, что повышает риски длянациональная безопасность страны;– в списках компаний, формирующих системы, имеющих возможности для льготного кредитования, есть компании, которые не только не проиграли от пандемии, но и выиграли, что отражается в росте всех их основных показателей в 2020-2021 гг.;- должным образом не была осуществлена государственная поддержка производителей компьютерной техники и оборудование цифровое оборудование n'apos; не была обеспечена должным образом, что привело к значительному падению конкурентоспособности компаний данного типа, как следствие, усиление зависимости цифрового сектора, что касается импорта из зарубежных стран, что, особенно в условиях пандемии, является негативным фактором для конкурентоспособности страны;- поддержка производителей табака и алкоголя хоть и помогла снизить зависимость от нефтегазовых доходов и частично решила проблему бюджетного дефицита в период пандемии, но привела к увеличению зависимости бюджета страны от табака и алкоголя (поэтому доходы бюджета только табачных изделий составила около 600 млрд. рублей - второе место после нефтегазовой отрасли).Растущее пристрастие к табаку и алкоголю (табачно-алкогольной игле) является очень опасной тенденцией для национальной безопасности страны. В связи с этим механизм государственной поддержки реального сектора экономики может быть усовершенствован с учетом выявленных недостатков, в частности:- предлагается снизить критерии приема системных обучающих предприятий для регионов, где на данный момент такие предприятия отсутствуют или встречаются очень редко, что позволит таким субъектам РФ поступать на господдержку;- необходимо ввести ограничения финансовых ресурсов государственной поддержки в регионах страны в рамках антикризисной политики, пропорционально вкладу территорий в федеральный бюджет и ВВП. Данная мера уменьшит стягивание финансовых ресурсов государственной поддержки вокруг трех центральных регионов страны и снизит риски усиления территориальной дифференциации по уровню социально-экономического развития;- целесообразно составить перечень системообразующих предприятий, имеющих доступ к государственной помощи, исключая предприятия, которые не только не пострадали от пандемии, но и получили от нее пользу.Во-первых, необходимо поддержать системообразующие предприятия, которые сильно пострадали от пандемии и которые без поддержки могут прекратить свое существование или значительно сократить свое производство, учитывая, что их продукция необходима для национальной безопасности и жизни людей.Повышение конкурентоспособности регионов России, государственная поддержка и стимулирование развития экономической деятельности 5-го и 6-го технологических укладов является необходимым условием обеспечения национальной безопасности в среднесрочной и долгосрочной перспективе. На федеральном уровне необходимо создать госкорпорацию «Росбиотех» с Союзом хозяйствующих субъектов в сфере биотехнологий и геномной инженерии на принципах платформенной экономики.Целью создания госкорпорации является создание условий для создания и развития в России промышленных предприятий технологического типа, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках. Финансовыми механизмами реализации предложенной инициативы могут быть госзаказ, Фонд развития промышленности, внебюджетные фонды, Национальный фонд развития промышленности. На уровне Республики Башкортостан целесообразно создание компьютерного парка в Уфе.С одной стороны, это необходимо для сокращения оттока высококвалифицированных кадров из республики (только вузы Башкирии ежегодно выпускают более 1,5 тыс. человек своих специалистов, большая часть которых покидает республику из-за отсутствия рабочих мест), с другой это снизит иностранную зависимость от информационных технологий в условиях пандемии как в промышленности, так и в сфере услуг. На базе компьютерного парка Республики Башкортостан целесообразно создать спутниковый центр референтного образовательного центра в области цифровых и информационно-коммуникационных технологий при Университете Иннополис (Республика Татарстан).В регионах России планировалось создать не менее пяти спутниковых референтных центров в 2022 году за счет средств федерального бюджета. Республика Башкортостан имеет все предпосылки для создания центра-сателлита, не конкурирующего с Республикой Татарстан, а взаимодействующего с ней.Целью создания спутникового центра в Республике Башкортостан является апробация и развертывание новой модели, направленной на обеспечение приоритетных отраслей республики высококвалифицированными кадрами в области цифровых технологий и информационно-коммуникационных технологий. На базе сателлитного центра необходимо сформировать консорциум высших и средних учебных заведений Республики Башкортостан. В консорциум должны войти УГНТУ, УГАТУ, БГУ, БГПУ, Уфимский технический колледж вычислительной техники и статистики информатики и др., поскольку именно эти вузы готовят специалистов в области цифровых и информационно-коммуникационных технологий. Основной задачей консорциума является разработка новых образовательных программ, которые будут готовить специалистов в различных областях. Социально-экономический эффект от реализации предлагаемого проекта заключается в повышении квалификации не менее 50 педагогов в области информационных, коммуникационных и цифровых технологий до 2024 года; выпускать не менее 500 выпускников информатики в год по новым образовательным программам; к 2024 году увеличить долю населения, обладающего цифровыми навыками, не менее чем на 40%; для удовлетворения потребности экономики в ИТ-специалистах.Таким образом, пандемия создала новые реалии функционирования и развития хозяйствующих субъектов, тем самым породив не только комплекс проблем, но и новые возможности для развития. Конечно, компании не могут рассчитывать только на поддержку государства и, прежде всего, на собственные мощности, но в нынешних условиях поддержка на федеральном и региональном уровнях крайне необходима. В целом, на наш взгляд, антикризисную политику Российской Федерации в отношении промышленного сектора мы можем оценить как эффективную, помогающую смягчить сложные вопросы, связанные с пандемией.ЗаключениеТаким образом, разработка и определение приоритетных целей в промышленности Российской Федерации является очень важным аспектом функционирования государства в целом. Стратегический анализ сил и возможностей развития конкурентоспособности Российской Федерации, проблем и факторов, препятствующих формированию и достижению конкурентных преимуществ, осуществляемый на уровне отраслей экономики и промышленности с учетом взаимовлияния отраслей друг на друга и на областном уровне в целом, определили ряд ключевых вопросов, на которых следует сосредоточить усилия.Кризис привел к снижению не только инвестиционной привлекательности экономики нашей страны, но и ее способности участвовать в функционировании глобальных цепочек добавленной стоимости. В этих условиях сфера услуг нуждается в активной инвестиционной стратегии не только для повышения конкуренции на внутреннем рынке за счет привлечения ресурсов для развития промышленности, в том числе инновационной, но и для привлечения капитала в более сложные высокотехнологичные сферы услуг, необходимые для цифровизации. общества, такие как бизнес и услуги связи. Это позволит российской экономике постепенно интегрироваться в глобальные цепочки создания стоимости. В посткризисный период рекомендуется принять следующие меры, влияющие на рост потенциала промышленных предприятий: принять меры, учитывающие национальные интересы России, в том числе: импортозамещение и диверсификацию, развитие государственно- частное партнерство в реализации проектов; оптимизировать структурные пропорции бюджетного планирования на предприятиях с учетом бюджетных сокращений.Список литературыНормативные правовые акты1. Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О промышленной политике в Российской Федерации"//Консультант Плюс2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022) //Консультант ПлюсНаучная литература3. Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление./ Ю. В. Гимазова – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 453 с. 4. Звонников В.И. Государственное и муниципальное управление (академическийбакалавриат). / В.И. Звонников – М.: Инфра-М, 2017. – 368 c. 5. Иванов В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – М.: Инфра-М, 2018. – 222 c.6. Мельков С.А. Государственное и муниципальное управление./ С.А. Мельков – М.: КноРус, 2018. – 294 c.7. Некипелов А. Д. О возможностях макроэкономической политики в преодолении кризиса, вызванного пандемией / А. Д. Некипелов // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 223. № 3. С. 37–46. 8. Низамутдинов М. М. Информационная поддержка формирования стратегий инновационного развития регионов на основе адаптивной имитационной модели / М. М. Низамутдинов, В. В. Орешников // Системы и средства информатики. – 2018. – № 2. – С. 154–169. 9. Поплавская В. А. Обеспечение конкурентоустойчивости организации на разных стадиях ее жизненного цикла / В. А. Поплавская, Л. А. Горшкова // Экономика и социум. – 2017. – № 1-2. – С. 1759–1763.10. Тумаков Е. А. Классификация конкурентной устойчивости предприятия / Е. А. Тумаков // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2017. – № 6. – С. 60–65.Электронные ресурсы11. Дробот Е.В. Современная промышленная политика. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya (дата обращения 20.10.2022)12. Ермолина А.А Промышленная политика: государственное стимулирование инновационной активности предприятий. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/promyshlennaya-politika (дата обращения 20.10.2022)13. О промышленном производстве в I полугодии 2021 года. - URL: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/132.htm (дата обращения 20.10.2022)14. Промышленное производство. - URL: https://rosstat.gov.ru/enterprise_industrial (дата обращения 20.10.2022)15. Росстат. - URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 20.10.2022)16. Рязанцев С.К. Государственная промышленная политика в России: анализ, проблемы, перспективы. - URL: - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya (дата обращения 20.10.2022)17. Сулоева С.Б. Анализ проблем и тенденций инновационного развития промышленного сектора экономики РФ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problem-i-tendentsiy (дата обращения 20.10.2022)Приложения Приложение 1Таблица 1 - Методы воздействия администрации муниципального образования на развитие промышленного сектора экономики территорииБлок методовМетоды воздействияОрганизационно-правовое регулированиерегистрациялицензирование и сертификацияинформационное обеспечениереализация ценовой политикипроведение экспертизы инвестиционных проектовкоординация деятельности контрольных органовоказание помощи в профессиональной подготовке иобучении кадровпроведение мероприятий по рекламе местныхпроизводствФинансовые методыцелевое финансирование инвестиционных проектов(в т.ч. субвенции и субсидии)регулирование размера, сроков и порядка уплатыместных налогов, предоставление льгот по их уплатепредоставление бюджетных кредитовпредоставление муниципальных грантовпредоставление гарантий и поручительствформирование и размещение муниципального заказаРеализация имущественных прав администрации муниципального образованиярмирование и размещение муниципального заказаРеализация имущественныхправ администрациимуниципального образованияуправление деятельностью муниципальныхунитарных предприятийучастие в управлении предприятиями, в уставныхкапиталах которых присутствует долямуниципальной собственностисоздание условий для осуществленияпредпринимательской деятельностимуниципальными (бюджетными) учреждениямипродажа или передача в аренду объектовмуниципальной собственностипредоставление льгот по аренде муниципальногоимуществавыдача разрешения на отвод земельпредоставление льготных условий пользованияприродными ресурсами, находящимися вмуниципальной собственности Приложение 2Таблица 2 – Индекс промышленного производства Российской Федерации по видам промышленного производства в первой половине 2021 г. относительно соответствующего периода 2020 г. Федеральный округИндексы, %промышленностьдобыча полезных ископаемыхобрабатывающаяобеспечение электроэнергией, газом и паромводоснабжение, водоотведениеЦентральный117,6101,2114,6107,6118,4Северо-Западный103,497,999,9104,3109,5Южный105,598,7108,3106,4123,2Северо-Кавказский103,483,6101,4104,6133,1Приволжский105,2100,0104,3107,6137,7Уральский105,8105,4106,4106,4121,1Сибирский99,997,8100,2106,4131,3Дальневосточный104,7102,4137,1101,2104,4РФ104,5102,1103,7107,6121,2Таблица 3 – Распределение системообразующих предприятий по ряду субъектов Российской Федерации в сопоставлении с индексами промышленного производстваСубъект РФКоличество системообразующихпредприятий всего, единицКоличество системообразующихпредприятий в промышленности, единицИндекс пром. производства, 2020 г.Индекс пром. производства январьиюль 2021 г.Москва498230105,5126Санкт-Петербург1155798,2107,6Московская область11379109.2116,8Свердловская область3428102,3105,7Татарстан332596,4103,6Нижегородская область291393,4114,7Челябинская область292599,1112,1Краснодарский край25697111Ростовская область2413101,7111,7Самарская область231495,5106,9Башкортостан191098103,5Республика Тыва1063,1106,9Кабардино-балкарская Республика0011188,5Астраханскакя область0097,297,6Крачаево-Черкесская Республика0088100,7Республика Адыгея00105,1108,0Республика Алтай00121,4112,0Республика Ингушетия0098,394,6Республика Калмыкия0092,1101,0Республика Хакассия00103,1105,1Еврейская автономная область0096,791,5

Список литературы

Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "О промышленной политике в Российской Федерации"//Консультант Плюс
2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022) //Консультант Плюс
Научная литература
3. Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление./ Ю. В. Гимазова – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 453 с.
4. Звонников В.И. Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат). / В.И. Звонников – М.: Инфра-М, 2017. – 368 c.
5. Иванов В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – М.: Инфра-М, 2018. – 222 c.
6. Мельков С.А. Государственное и муниципальное управление./ С.А. Мельков – М.: КноРус, 2018. – 294 c.
7. Некипелов А. Д. О возможностях макроэкономической политики в преодолении кризиса, вызванного пандемией / А. Д. Некипелов // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 223. № 3. С. 37–46.
8. Низамутдинов М. М. Информационная поддержка формирования стратегий инновационного развития регионов на основе адаптивной имитационной модели / М. М. Низамутдинов, В. В. Орешников // Системы и средства информатики. – 2018. – № 2. – С. 154–169.
9. Поплавская В. А. Обеспечение конкурентоустойчивости организации на разных стадиях ее жизненного цикла / В. А. Поплавская, Л. А. Горшкова // Экономика и социум. – 2017. – № 1-2. – С. 1759–1763.
10. Тумаков Е. А. Классификация конкурентной устойчивости предприятия / Е. А. Тумаков // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2017. – № 6. – С. 60–65.
Электронные ресурсы
11. Дробот Е.В. Современная промышленная политика. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya (дата обращения 20.10.2022)
12. Ермолина А.А Промышленная политика: государственное стимулирование инновационной активности предприятий. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/promyshlennaya-politika (дата обращения 20.10.2022)
13. О промышленном производстве в I полугодии 2021 года. - URL: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/132.htm (дата обращения 20.10.2022)
14. Промышленное производство. - URL: https://rosstat.gov.ru/enterprise_industrial (дата обращения 20.10.2022)
15. Росстат. - URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 20.10.2022)
16. Рязанцев С.К. Государственная промышленная политика в России: анализ, проблемы, перспективы. - URL: - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya (дата обращения 20.10.2022)
17. Сулоева С.Б. Анализ проблем и тенденций инновационного развития промышленного сектора экономики РФ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problem-i-tendentsiy (дата обращения 20.10.2022)

Вопрос-ответ:

Какова сущность промышленной политики?

Сущность промышленной политики заключается в формулировке основных направлений и механизмов развития промышленности государства или муниципального образования. Она направлена на создание благоприятных условий для развития промышленности, улучшения конкурентоспособности отечественных производителей, стимулирования инноваций и повышения экономического роста.

Какие инструменты используются для реализации промышленной политики?

Для реализации промышленной политики применяются различные инструменты. Среди них можно выделить финансовую поддержку, налоговые льготы, создание специальных экономических зон, разработку и реализацию инновационных программ, поддержку экспорта продукции, развитие инфраструктуры и другие меры, направленные на стимулирование развития промышленности.

Как формируется инновационная промышленная политика муниципального образования?

Формирование инновационной промышленной политики муниципального образования осуществляется на основе анализа текущего состояния промышленности, определения её проблем и потенциала. Затем разрабатывается стратегия развития, которая включает в себя цели, задачи, мероприятия и инструменты. Государство и муниципальные органы выделяют финансовые ресурсы и оказывают поддержку для реализации инновационной промышленной политики.

Как влияет пандемия на промышленную политику РФ?

Пандемия COVID-19 оказала негативное воздействие на промышленность РФ. В связи с ограничениями и снижением спроса, многие предприятия столкнулись с трудностями. В ответ на это, государство приняло ряд мер по поддержке промышленности. Были выделены дополнительные финансовые ресурсы, организована помощь предприятиям в сохранении рабочих мест, проведено финансирование исследований и разработок в области биотехнологий и медицины.

Сколько средств выделено государством на поддержку промышленной политики в 2021 году?

Государством выделено более 3 млрд рублей на поддержку промышленной политики в 2021 году. Эти средства будут использоваться для финансовой поддержки предприятий, развития инфраструктуры, организации обучающих программ для работников и других мер поддержки.

Какая роль государства в промышленной политике?

Государство играет важную роль в промышленной политике, так как оно определяет стратегические направления развития отраслей экономики, создает инструменты и механизмы для их реализации, обеспечивает финансовую и организационную поддержку предприятий, формирует правовую базу для функционирования промышленных предприятий, а также контролирует их деятельность.

Какие инструменты используются для реализации промышленной политики?

Для реализации промышленной политики используются различные инструменты, такие как налоговые льготы, субсидии, кредиты, государственные заказы, финансовая поддержка научно-исследовательских и инновационных проектов, создание специальных зон развития, регулирование внешнеэкономической деятельности, разработка и внедрение стандартов и технических регламентов и другие.

В чем состоит сущность промышленной политики?

Сущность промышленной политики заключается в создании условий для развития промышленности, увеличения ее конкурентоспособности, стимулирования инноваций, повышения производительности труда, поддержки отечественных производителей, формирования партнерских отношений между государством и предприятиями, а также в создании рабочих мест и улучшении социально-экономического положения населения.

Каким образом промышленная политика России влияет на муниципальное образование?

Промышленная политика России влияет на муниципальное образование через формирование инновационной промышленной политики. Она направлена на поддержку развития муниципальных предприятий, создание инновационной инфраструктуры, привлечение инвестиций, развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности, повышение конкурентоспособности продукции и улучшение жизни населения в муниципальном образовании.