Комплексная-психолого-педагогическая помощь детям с различными нарушениями

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 20 20 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 20.11.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 4
2. ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Фрагмент для ознакомления

Каждое направление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.
Также необходимо выделить сущностные характеристики процесса психолого-педагогической поддержки детей с различными нарушениями, отражающие его специфику.
1. Психолого-педагогическая поддержка имеет деятельностную природу, так как ребенок через призму деятельности входит во взаимодействие с окружающим миром, вследствие чего наблюдается максимальное развитие его индивидуальных способностей.
2. Психолого-педагогическая поддержка имеет управляемый характер, посредством разработки определенной траектории, в рамках которой осуществляется процесс поддержки.
3. Психолого-педагогическая поддержка индивидуализирована. Иными словами, она ориентирована на решение задач воспитания, обучения, развития, адаптации и социализации конкретного субъекта поддержки.
4. Функционирование психолого-педагогической поддержки происходит в условиях специально организованной среды с учетом всех возможностей и индивидуальных потребностей поддерживаемого ребенка с нарушениями.
5. Психолого-педагогическая поддержка характеризуется непрерывностью процесса и осуществлением преемственности на всех ее этапах.
6. В рамках психолого-педагогической поддержки осуществляются мониторинговые исследования, на основании которых разрабатываются, модернизируются образовательные программы, перспективные планы, индивидуальные образовательные программы и другие элементы организации сопровождения, а также опираются выводы о результативности процесса сопровождения.
Таким образом, в этом пункте были раскрыты характерные особенности процесса психолого-педагогической поддержки детей с различными нарушениями. Были сформулированы его цель, задачи, субъекты процесса, принципы, направления и научно-теоретические подходы, на базе которых основывается процесс психолого-педагогической поддержки детей с различными нарушениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наш мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социо-культурной политике в целом. К этим изменениям можно отнести, понятие «инклюзивное образование». Развитие и гуманизация образовательной системы неизбежно приводят к внедрению различных форм интегрированного обучения детей с различными нарушениями в массовую школу. В то же время, существует ряд проблем, затрудняющих успешность реализации интегрированного обучения:
— низкая компетентность родителей и педагогов в вопросах обучения и воспитания детей с различными нарушениями;
— недостаточная координированность действий специалистов, участвующих в реализации интегрированного обучения.
Успешность обучения ребенка с нарушениями в общеобразовательном учреждении зависит от включенности в работу с ним комплекса специалистов: педагога-психолога, классного руководителя, учителей-предметников, логопеда, дефектолога, соц. педагога.
Важно обсуждать эту проблему и с родителями учащихся, т.к. основные трудности взаимодействия в процессе организации интегрированного обучения возникают не только по поводу учебных проблем, но и взаимоотношений ребёнка в классе.
В заключение необходимо отметить, что правильно организованная система профессиональной деятельности, педагога группы, учителя - логопеда, дефектолога, педагога - психолога и других специалистов, методы необходимой направленности воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития детей с различными нарушениями, помогают детям научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора и способствуют социализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анохина Т. В. Педагогическая поддержка, как реальность / Т. В. Анохина // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 63‒81.
Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития // Основы специальной психологии. - М., 2002.
Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития // Основы специальной психологии. - М., 2002.
Гусева И. В. К вопросу организации комплексного психологомедико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. Спецвыпуск. № 26. С. 31-35
Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. — М., Академия, 2006.
Изосимова Ю. С. Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях массовой общеобразовательной школы "Мы вместе" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 25. С. 346–350.
Казанская В. Г. О психолого-педагогическом сопровождении самоактуализации личности в образовательном пространстве / В.Г. Казанская, А.Н. Колпакова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №3. С. 28-38
Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте – 6-е изд. - М.: Академия, 2011. 144 с.
Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России // Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Д. С. Шилова. - М., ИТРК, 2001.
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. 400 с.
Назарова Н. М. Инклюзивное обучение: историческая динамика и перспективы // Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования. 2015. №9. С. 55-63.
Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья / А. Н. Коноплева, Н. Г. Еленский, Л. А. Зайцева и др. / Под ред. Т. Л. Лещинской. Мн.: НИО, 2005. 260 с.
Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред. С. В. Алехина. М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. 334 с.
Пургина Е. И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учеб. пособие. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. –275 с.
Смирнова С. А. Условия осуществления комплексного сопровождения детей в образовательных учреждениях // Сибирский педагогический журнал. 2008. №7. С. 183-190
Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012. 156 с.
Чулков В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. — М., АГРАФ,2001.

Анохина, Т. В. Педагогическая поддержка, как реальность / Т. В. Анохина // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 65.
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. С. 174..
Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте – 6-е изд. - М.: Академия, 2011. С. 63.
Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития // Основы специальной психологии. - М., 2002. С. 16.
Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России // Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Д. С. Шилова. -М., ИТРК, 2001. С. 31.
Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития // Основы специальной психологии. - М., 2002. С. 143.
Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. — М., Академия, 2006. С. 27.
Чулков В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. — М., АГРАФ,2001. С. 98.
Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред. С. В. Алехина. М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. С. 203.
Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. С. 42.
Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья / А. Н. Коноплева, Н. Г. Еленский, Л. А. Зайцева и др. / Под ред. Т. Л. Лещинской. Мн.: НИО, 2005. С. 77.
Смирнова С. А. Условия осуществления комплексного сопровождения детей в образовательных учреждениях // Сибирский педагогический журнал. 2008. №7. С. 183.
Назарова Н. М. Инклюзивное обучение: историческая динамика и перспективы // Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования. 2015. №9. С. 57.
Казанская В. Г. О психолого-педагогическом сопровождении самоактуализации личности в образовательном пространстве / В.Г. Казанская, А.Н. Колпакова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №3. С. 34.
Пургина Е. И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учеб. пособие. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. С. 101.
Гусева И. В. К вопросу организации комплексного психологомедико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. Спецвыпуск. № 26. С. 32.
Изосимова Ю. С. Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях массовой общеобразовательной школы "Мы вместе" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 25. С. 347.












20

1. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка, как реальность / Т. В. Анохина // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 63‒81.
2. Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития // Основы специальной психологии. - М., 2002.
3. Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития // Основы специальной психологии. - М., 2002.
4. Гусева И. В. К вопросу организации комплексного психологомедико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. Спецвыпуск. № 26. С. 31-35
5. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. — М., Академия, 2006.
6. Изосимова Ю. С. Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях массовой общеобразовательной школы "Мы вместе" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 25. С. 346–350.
7. Казанская В. Г. О психолого-педагогическом сопровождении самоактуализации личности в образовательном пространстве / В.Г. Казанская, А.Н. Колпакова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №3. С. 28-38
8. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте – 6-е изд. - М.: Академия, 2011. 144 с.
9. Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России // Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Д. С. Шилова. - М., ИТРК, 2001.
10. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. 400 с.
11. Назарова Н. М. Инклюзивное обучение: историческая динамика и перспективы // Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования. 2015. №9. С. 55-63.
12. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья / А. Н. Коноплева, Н. Г. Еленский, Л. А. Зайцева и др. / Под ред. Т. Л. Лещинской. Мн.: НИО, 2005. 260 с.
13. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред. С. В. Алехина. М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. 334 с.
14. Пургина Е. И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учеб. пособие. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. –275 с.
15. Смирнова С. А. Условия осуществления комплексного сопровождения детей в образовательных учреждениях // Сибирский педагогический журнал. 2008. №7. С. 183-190
16. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012. 156 с.
17. Чулков В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. — М., АГРАФ,2001.

Вопрос-ответ:

Что такое комплексная психолого-педагогическая помощь детям с различными нарушениями?

Комплексная психолого-педагогическая помощь детям с различными нарушениями — это комплекс мер и программ, направленных на поддержку и развитие детей, страдающих различными нарушениями.

Какие основы лежат в основе комплексной психолого-педагогической помощи?

В основе комплексной психолого-педагогической помощи лежат теоретические основы, включающие психологические и педагогические подходы к работе с детьми с нарушениями.

В чем особенности комплексной психолого-педагогической поддержки детей с нарушениями?

Особенностью комплексной психолого-педагогической поддержки детей с нарушениями является индивидуальный подход к каждому ребенку, адаптация программ и методик под его потребности и возможности.

Какие конкретные меры включает комплексная психолого-педагогическая помощь?

Комплексная психолого-педагогическая помощь включает в себя различные меры, такие как консультации психологов и педагогов, психотерапевтические занятия, коррекционные занятия, специальные образовательные программы и многое другое.

Какие результаты можно ожидать от комплексной психолого-педагогической поддержки детей?

Результатами комплексной психолого-педагогической поддержки детей являются улучшение психологического и педагогического состояния ребенка, развитие его навыков и способностей, адаптация к социальной среде и повышение уровня образования.

Что такое комплексная психолого-педагогическая помощь детям с различными нарушениями?

Комплексная психолого-педагогическая помощь детям с различными нарушениями - это подход, основанный на объединении различных специалистов (педагогов, психологов, медиков и др.) для оказания всесторонней помощи детям с нарушениями в разных сферах их развития.

Какие основы лежат в основе комплексной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями?

Основы комплексной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями включают в себя теоретические знания психологии, педагогики и медицины, а также опыт работы с различными нарушениями и подходы, основанные на индивидуальных потребностях каждого ребенка.

Какие особенности имеет комплексная психолого-педагогическая помощь детям с различными нарушениями?

Комплексная психолого-педагогическая помощь детям с различными нарушениями имеет следующие особенности: индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей и потребностей, сотрудничество между специалистами разных направлений, использование различных методик и техник, а также непрерывность и системность работы.

Какое содержательное наполнение имеет комплексная психолого-педагогическая помощь детям с различными нарушениями?

Содержательное наполнение комплексной психолого-педагогической помощи детям с различными нарушениями определяется их специфическими потребностями и проблемами. Это может включать работу по развитию коммуникативных навыков, коррекцию поведения, развитие познавательных способностей и другие аспекты, необходимые для комплексного развития ребенка.

Какие специалисты входят в команду комплексной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями?

Команда комплексной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями может включать педагогов, психологов, логопедов, дефектологов, медиков, социальных работников и других специалистов, необходимых для оказания всесторонней поддержки и помощи ребенку.

Что такое комплексная психолого-педагогическая помощь детям с различными нарушениями?

Комплексная психолого-педагогическая помощь детям с различными нарушениями - это система мер и методов, направленных на обеспечение полноценного развития и социализации детей с разными нарушениями. Она включает в себя психологическую, педагогическую и медицинскую поддержку, сопровождение в учебной и социальной среде, адаптацию к образовательному процессу и интеграцию в общество.