Особенности использования арт- терапевтических методик в работе педагога- психолога
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 21.11.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты арт-терапии в работе педагога-психолога 6
1.1. Понятие арт-терапии 6
1.2. История арт-терапии 9
1.3. Направления арт-терапии 19
Глава II. Использование педагогом-психологом арт-терапевтических методов 27
2.1 Организация и проведение исследования 27
2.2 Анализ результатов исследования, по применению арт-терапевтических методов 29
2.3 Рекомендации педагогу-психологу по эффективности проведения арт-терапевтических занятий 36
Заключение 39
Список литературы 41
По применению арт-терапевтических методов опрошенные назвали следующие причины:профилактика и преодоление негативных явлений, психических нарушений у детей и подростков;снятие страха, стимуляция бессознательных переживаний;использовать в случаях тревожности, стеснительности, застенчивости;применять в релаксационных упражнениях; при психологических травмах, кризисных состояниях, депрессиях.Рис.1. Самые популярные по использованию методы и методики в деятельности педагога-психологаВ результате чего можно сделать вывод, что педагоги-психологи действительно обладают навыками и опытом работы с арт-терапевтическими методами, но в поверхностном понимании, ведь причины и показатели применения арт-терапевтических методов гораздо шире, как и разновидности данного метода, по сравнению с теми, что отмечали опрошенные специалисты.Во время проведения анкетирования «Методы арт-терапии в учебных заведениях», среди учителей младших классов, были получены результаты, которые мы изобразили на гистограмме (рис.2).Рис.2. Ответы на вопросы анкеты учителейТаким образом, в независимости от стажаработы, абсолютно все опрошенные педагоги знакомы с методами арт-терапии; участвовали или наблюдали за ходом проведения данной методики. Учителя также отметили, что арт-терапия влияет на эмоциональное развитие, обогащает духовный мир ребенка. После проведения занятий с элементами данного метода у детей педагоги наблюдали: изменение настроения, улучшение самочувствия детей, повышенную работоспособность, дети становились веселыми, открытыми, доброжелательными.Но мы хотим заметить на следующем факте: 30% опрошенных педагогов отметили о необходимой им помощи от психолога в работе с трудными детьми, что говорит о несовершенстве работы педагога-психолога с данной категорией детей.Проектная методика проводилась среди детей 7-11 лет и состояла из нескольких частей: сначала дети рисовали «Морские сокровища», они получили листы бумаги и разрисованные сундучки. Каждый должен был нарисовать каким он видит морское дно, и по желанию наклеить на свой рисунок сундук, и заполнить его. В результате мы получили следующие показатели: среди 11 учеников только 8детей наклеили сундук. Из них 6 заполнили сундучки различными предметами. Для себя мы анализировали рисунки детей по следующим признакам и интерпретациям:63%– нарисовали множество рыб или других живых существ. Это говорит о том, что цель касается других людей. Возможно, ученик мечтает о крепкой взаимной дружбе, компании, новых друзьях, лидерской деятельности. Для таких детей важно знать, что у них есть понимание и поддержка близких и друзей.90% –рисовали растения. Их цель связана с духовной сферой. В целом это означает личностный рост и саморазвитие. В отдельном случае это может быть желание чему-то научиться, что-то узнать, приобрести какой-то навык, усовершенствовать имеющиеся знания.36% – нарисовали на дне много камней. Это свидетельствует о том, что мечта таких детей носит материальный характер. Возможно, они мечтают что-то купить, большую радость принесет определенная вещь.27% – нарисовали корабль, лодку или человека, который плывет. Это говорит о том, ребенок мечтает куда-то поехать, увидеть мир, получить новые впечатления.Содержимое сундука – это ресурсы, которые позволят мечте стать действительностью (сундук изобразили 72% детей).Все, что нарисовано в сундуке, рассказывает о ресурсах, которые необходимы для достижения мечты. Заметим, что только 8школьников изобразили эти ресурсы на своих рисунках.37,5% сундук наполнили деньгами и это говорит о том, что у детей есть потребность в финансовой поддержке или богатстве для получения желаемой цели.у 25% встречаются драгоценные камни. Это значит, что дети пока даже не пытались подсчитать сколько денег нужно, не определены в себестоимости своей мечты.12,5% поместили в сундук скелет, такому ребенку необходимо время, чтобы прийти в себя после предыдущего разочарования, например, родители отказали или разрушили мечту ребенка. Таким образом, с помощью данной методики мы увидели цели детей, которые приняли участие в данном исследовании. Также дополнительно можно провести анализ продуктов деятельности, то есть рисунков: принимая во внимание цветовую гамму, которая была использована; размещение предметов, что указывает на самооценку ребенка, и в результате чего мы получим не только мечты и целевое возложение каждого ребенка, но и его психологическое состояние, чувства и эмоции.Следующим этапом работы с детьми было наблюдение за ними при создании «Коллажа желаний».Во-первых, все дети с удовольствием выполняли задание. У каждого было индивидуальное место работы, свой журнал, из которого ребенок выбирал то, что будет вырезать и наклеивать себе в коллаж. У всех детей горели глаза, было приподнятое настроение, они делились друг с другом впечатлениями, не наблюдалось ни конфликтных ситуаций, не отторжение кого-то от остального коллектива, ведь новый и интересный вид работы сплотил детей. После выполнения задания была предоставлена возможность каждому рассказать о своем коллаже и поделиться ощущениями, впечатлениями, которые их переполняли.Интерпретируя коллажи, мы опирались на опыт представителей арт-терапевтического подхода. В их взглядах речь идет, прежде всего, об учете пространственного расположения изображений как индикатора временной перспективы. Анализируя результаты, мы пытались объединить опыт арт-терапевтов и психологов-исследователей в сфере использования этой проективной техники.По наполнению работ детей их мечты можно характеризовать по следующим показателям:1.Изображения животных (40%);2.Спорт (30%)3.Путешествие (60%)4.Техника (30%)5.Наука/профессия (15%)6.Семья (40%)Относительно пространственного расположения желаний:1.в верхней части коллажа, как правило, располагают изображения, связанные с планами на будущее – 50% коллажей имеют такие изображения, которые касаются животных, путешествий и профессий;2.в нижней – те, что содержат в себе отпечаток прошлого- присутствует в 45%. К ним относятся: ходил с папой на рыбалку, путешествия, футбол;3.в середине композиции – в 75% находятся изображения, которые отражают актуальное психологическое состояние, и связаны с ощущением себя в настоящем времени.Каждый из детей отобразил внутренние образы, которые мы исследовали в предыдущей методике. Дети перенесли на бумагу мысли, чувства, свои желания. Таким образом, мы увидели внутреннее состояние каждого, их потребности. Получили базу данных о каждом ученике, на основе которой можно организовать дальнейшую работу с данным классом, и отдельными представителями в решении их личностных проблем.На основе полученных результатов можно отметить: проективная техника «Коллаж» является эффективным диагностическим инструментом для выявления особенностей, представлений. Использование проективной арт-терапевтической техники позволяет выявить специфику представлений на основе эмоционального и жизненного опыта, творческой познавательной активности.Рефлексирующим элементом завершения проведения арт-терапевтического занятия стало создание совместного рисунка в технике «Пальчиковая терапия «живопись» –техника, которая дает ребенку наибольшую свободу творчества, что является главным условием свободного развития. Этот вид изобразительной деятельности ничем не ограничивает ребенка в выражении своих эмоций, впечатлений, импульсов, не требует от него особых навыков и умений. Поэтому он увлекает даже неуверенного в себе и служит как средство арт-терапии. Рисуя пальчиками и ладошками, дети получили богатую гамму тактильных ощущений, стимуляция которых способствует развитию речи и мышления, при этом развивается также воображение, внимание, восприятие и чувство цвета, моторно-зрительная координация. Таким образом, арт-терапия имеет преимущества перед другими методами работы педагога: не имеет ограничений в использовании (любой ребенок не зависимо от возраста, художественных способностей может участвовать в такого рода деятельности); вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, сблизиться с окружающими; служит способом освобождения от сильных переживаний, средством развития внимания чувств, усиления ощущения собственной личностной ценности; стимулирует самопознание и самовыражение.2.3 Рекомендации педагогу-психологупо эффективности проведения арт-терапевтических занятийПравильно организованная психолого-педагогическая деятельность предусматривает: ориентацию на личность, индивидуальность, раскрытие сущностных сил ребенка, предоставление ему комплексной психолого-педагогической помощи при решении личностных проблем, в осознании себя субъектом собственной жизни. А главное – она должна быть адресной, направленной на конкретного ребенка, на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество.Арт-терапевтические методы способны решать задачи, стоящие перед психологом, но для качественной работы с ними необходимо помнить некоторые правила:обеспечить личностно-ориентированный подход;знать теорию арт-терапии, владеть ее методами и приемами;знать принципы арт-терапии;для достижения положительного результата работы желательно создать атмосферу доверительных отношений между участниками процесса;соблюдать правила свободного выбора техники арт-терапии участниками занятий;занятия должны проводиться не принудительно, а нужно дать возможность ребенку самому решать: будет он участвовать в работе или нет;при арт-терапевтическом занятии выбирайте разнообразные материалы, не ограничиваясь несколькими видами, используйте все, что есть под руками;зона для занятийарт-терапией должна быть комфортной и просторной: ребенку необходимобыть расслабленным, а не напряженным. целью совместных занятий педагогов с детьми и родителями может быть переориентация родительского мировоззрения на жизнь ребенка;все занятия построены по принципу «от простого к сложному».Если ребенок не может выполнить задание, ему необходимо помочь и закрепить успех, только после этого можно переходить к более сложному заданию.Во время проведения арт-терапии психолог должен быть открытым и не допускать в своей работе фальши, ведь как только дети испытывают амбивалентность чувств, однозначно нарушится терапевтический контакт с ними.Очень важно принимать ребенка таким, какой он есть, не допускать критики в его адрес, и по основному правилу гуманистической психологии: обсуждать не самого ребенка, а его поступки, четко давая понять, что любой его результат важен для педагога.Стоит также отметить, что одним из необходимых принципов, которого должен придерживаться психолог в работе с детьми, является одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности независимо от их содержания, формы и качества.Необходимо обладать способностями к анализу собственных ощущений, переживаний и действий, гибким мышлением, чтобы уметь вовремя изменить характер взаимоотношений с ребенком.Важно, чтобы сам педагог-психолог умел подходить к арт-терапевтическому занятию творчески, не зацикливаясь на жестких правилах, ведь стремление все делать по правилам блокирует творчество.Психолог учреждения, владеющий одним или несколькими видами арт-терапии, может организовать обучение для учителей и продемонстрировать простейшие методики, которые могут быть уместными в применении с детьми разного возраста и не требуют глубокой психологической подготовки. Арт-терапевтические методики могут присутствовать в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры.Итак, психокоррекция и психотерапия с помощью различных видов арт-терапии связана с рождением у человека новых креативных потребностей и способов их удовлетворения, помогает личности по-новому взглянуть на привычные вещи, почувствовать положительные эмоции, выплеснув и разрядив негатив. Различные виды арт-терапии дают возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.ЗаключениеВо время исследования темы данной курсовой работы, мы охватили определенное количество вопросов, относительно арт-терапевтических методов и их применением в психолого-педагогической деятельности. Целью работы было: определить роль методов арт-терапии в профессиональной деятельности педагогов-психологов, что было раскрыто и доказано.Исходя из проведенной работы, мы можем сделать следующие выводы:1.Анализируя данные определения в курсовой работе мы можем сказать, что применение методов арт-терапии педагогами-психологами исследовались различными учеными, которые описали их виды и показания для проведения с детьми. Поэтому на основе их результатов можно сказать, что арт-терапия является одной из технологий психолого-педагогической терапии, средствами искусства. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания, поскольку художественное творчество помогает понять и оценить свои чувства, воспоминания, образы будущего, найти время для восстановления жизненных сил и способ общения с собой.2. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. 3.Коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». 5.Арт-терапевтическое занятие имеет свою специфическую структуру, в частности, этапы настройки, актуализации визуальных, активизации вербальной и невербальной коммуникации.В результате проведенной работы, мы проанализировали использование методов арт-терапии педагогами-психологами среди детей. По результатам проведенного анкетирования можно сделать вывод, что специалистам данной необходимо более детально работать с детьми, и совершенствовать свои знания, навыки и умения, обмениваться опытом с коллегами. По проектным арт-терапевтическим методикам можно сделать вывод, что нами получен высокий уровень личной информации от детей. Поэтому можно сказать, что использование психологами арт-терапевтических методов является целесообразным. Поэтому нужно обратить внимание на повышение квалификации педагогов-психологов, в частности относительно овладения арт-терапевтическими методами. Для этого нужно давать советы специалистам, включать в работу учителей. Ведь применение методов арт-терапии поможет детям развиваться в нужном русле, лучше социализироваться и адаптироваться.Проведенный нами анализ позволяет утверждать, что методы арт-терапии занимают важное место в профессиональной психолого-педагогической деятельности и играют ведущую роль в предоставлении качественной и ориентированной на современные требования помощи различным группам людей. Использование методов арт-терапии позволяет психологам учитывать индивидуальные особенности личности, жизненные обстоятельства, в которых она находится, и обеспечивать максимально эффективный процесс воздействия на личность в процессе работы с ней.Список литературыАлексеева, Л. Л. О теоретических предпосылках педагогики искусства / Л. Л. Алексеева // Педагогика искусства. – 2008. – № 1. – С. 1-14.Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.Арт-терапия – новые горизонты / под ред. А. И. Копытина. – Москва : Когито-Центр, 2006. –335 с.ВальдесОдриосола, М. С. Арттерапия в работе с подростками : психотерапевтические виды художественной деятельности : методическое пособие / М.С. ВальдесОдриосола. - Москва : ВЛАДОС, 2005. – 61 с.Гаврушева, А. А. Арт-терапия / А. А. Гаврушева // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № T11. – С. 2011–2015.Дрешер, Ю. Н. Арт-терапия и ее возможности / Ю. Н. Дрешер. – Казань : Медицина, 2017. – 73 с.Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе : учебно-методическое пособие / И. Ю. Бородич. – Барановичи : РИО БарГУ, 2007. – 113 с.Каган, М. С. Мир общения :Пробл. межсубъект. отношений / М. С. Каган. – Москва : Политиздат, 1988. – 315 с.Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М. В. Киселева. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 158 с.Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – Москва :Когито-Центр, 2007. – 196 с.Копытин, А. И.Техники аналитической арт-терапии : исцеляющие путешествия / А. И. Копытин, Б. Корт. –Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 140 с. Копытин, А. И. Психодиагностика в арт-терапии / А. И. Копытин. – Санкт-Петербург : Речь, 2020. – 284 с.Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – Санкт-Петербург : Речь, 2008. – 256 с.Мардер, Л. Д. Цветной мир : групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Д. Мардер. – Москва : Генезис, 2007. – 143 с.Медведева, Е.А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб.для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – Москва :Academia, 2001. – 246 c.Практическая арт-терапия : лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А. И. Копытина. – Москва :Когито-Центр, 2008. – 286 с.Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – 2. доп. и перераб. изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 1019 с.Разумова Е. Ю. Диагностические и терапевтические возможности работы с коллажами в арттерапии// Москва : «Труды МЭЛИ: электронный журнал», 2010. – 9 с.Рубин, Д. А. Искусство арт-терапии: перевод с английского / Джудит А. Рубин. – Москва : ИОИ, 2015. –300 с.Рудестам, К. Э. Групповая психотерапия :Психокоррекц. группы: теория и практика : Пер. с англ. / КьеллРудестам; Общ.ред. и вступ. ст., с. 5-15, Л. А. Петровской. – 2-е изд. – Москва : Прогресс :Универс, 1993. – 367с.Рыбакова, С. Г. Арт-терапия для детей с ЗПР : [учебное пособие] / С. Г. Рыбакова. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 139 с.Сусанина, И. В. Введение в арт-терапию : учеб.пособие / И. В. Сусанина. – Москва :Когито-Центр, 2007. – 93 с.
1. Алексеева, Л. Л. О теоретических предпосылках педагогики искусства / Л. Л. Алексеева // Педагогика искусства. – 2008. – № 1. – С. 1-14.
2. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
3. Арт-терапия – новые горизонты / под ред. А. И. Копытина. – Москва : Когито-Центр, 2006. – 335 с.
4. Вальдес Одриосола, М. С. Арттерапия в работе с подростками : психотерапевтические виды художественной деятельности : методическое пособие / М.С. Вальдес Одриосола. - Москва : ВЛАДОС, 2005. – 61 с.
5. Гаврушева, А. А. Арт-терапия / А. А. Гаврушева // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № T11. – С. 2011–2015.
6. Дрешер, Ю. Н. Арт-терапия и ее возможности / Ю. Н. Дрешер. – Казань : Медицина, 2017. – 73 с.
7. Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе : учебно-методическое пособие / И. Ю. Бородич. – Барановичи : РИО БарГУ, 2007. – 113 с.
8. Каган, М. С. Мир общения : Пробл. межсубъект. отношений / М. С. Каган. – Москва : Политиздат, 1988. – 315 с.
9. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М. В. Киселева. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 158 с.
10. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – Москва : Когито-Центр, 2007. – 196 с.
11. Копытин, А. И. Техники аналитической арт-терапии : исцеляющие путешествия / А. И. Копытин, Б. Корт. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 140 с.
12. Копытин, А. И. Психодиагностика в арт-терапии / А. И. Копытин. – Санкт-Петербург : Речь, 2020. – 284 с.
13. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – Санкт-Петербург : Речь, 2008. – 256 с.
14. Мардер, Л. Д. Цветной мир : групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Д. Мардер. – Москва : Генезис, 2007. – 143 с.
15. Медведева, Е.А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – Москва : Academia, 2001. – 246 c.
16. Практическая арт-терапия : лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А. И. Копытина. – Москва : Когито-Центр, 2008. – 286 с.
17. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – 2. доп. и перераб. изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 1019 с.
18. Разумова Е. Ю. Диагностические и терапевтические возможности работы с коллажами в арттерапии// Москва : «Труды МЭЛИ: электронный журнал», 2010. – 9 с.
19. Рубин, Д. А. Искусство арт-терапии : перевод с английского / Джудит А. Рубин. – Москва : ИОИ, 2015. – 300 с.
20. Рудестам, К. Э. Групповая психотерапия : Психокоррекц. группы: теория и практика : Пер. с англ. / Кьелл Рудестам; Общ. ред. и вступ. ст., с. 5-15, Л. А. Петровской. – 2-е изд. – Москва : Прогресс : Универс, 1993. – 367с.
21. Рыбакова, С. Г. Арт-терапия для детей с ЗПР : [учебное пособие] / С. Г. Рыбакова. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 139 с.
22. Сусанина, И. В. Введение в арт-терапию : учеб. пособие / И. В. Сусанина. – Москва : Когито-Центр, 2007. – 93 с.
Вопрос-ответ:
Что такое арт терапия и какие методики используются в работе педагога психолога?
Арт терапия - это метод психотерапии, который использует художественные материалы и процесс создания искусства для решения психологических и эмоциональных проблем. В работе педагога психолога используются различные методики, включающие рисование, живопись, лепку, коллаж и другие формы художественного творчества.
Какие области применения арт терапии существуют и какие проблемы она помогает решать?
Арт терапия может применяться в различных сферах, включая психологическую помощь детям и подросткам, работу с людьми с особыми потребностями, реабилитацию после травмы или болезни, поиск личностного роста и самопознания. Она помогает решать такие проблемы, как страхи, тревога, депрессия, нарушения поведения, проблемы взаимоотношений и другие эмоциональные и психологические проблемы.
Какие особенности существуют при использовании арт терапии в работе педагога психолога?
При использовании арт терапии в работе педагога психолога важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, создавать безопасное и поддерживающее окружение, а также быть готовым к интерпретации художественных произведений. Педагогу психологу также требуется хорошее понимание техник и методик арт терапии.
Как организовать и провести исследование по применению арт терапевтических методов?
Для организации и проведения исследования по применению арт терапевтических методов необходимо определить цель и гипотезу исследования, выбрать соответствующую выборку и разработать план исследования. Затем проводится сбор данных, их анализ, и на основе полученных результатов делаются выводы и формулируются рекомендации.
Какие особенности есть в использовании арт-терапевтических методик в работе педагога-психолога?
Особенности использования арт-терапевтических методик в работе педагога-психолога включают в себя гибкость и индивидуальный подход к каждому ребенку, возможность выражения эмоций и мыслей через творчество, создание безопасного пространства для самовыражения и развития личности, использование наглядных материалов и символических упражнений для облегчения коммуникации и понимания детей.
Что такое арт-терапия?
Арт-терапия - это психотерапевтическое направление, которое использует творческие методы, такие как рисование, лепка, музыка, танец и др., для выражения эмоций и мыслей, облегчения коммуникации, самовыражения и открытия новых путей решения проблем. Арт-терапия помогает клиентам развивать осознанность, самоанализ, самовыражение и рост личности.
Какая история у арт-терапии?
История арт-терапии насчитывает несколько тысячелетий. Первые упоминания об использовании искусства в лечебных целях находятся в древних культурах Египта, Греции и Рима. В современной психотерапии арт-терапия начала развиваться в 20-ом веке, и в настоящее время она активно применяется в различных областях - от психологии и социальной работы до образования и реабилитации.
Какие направления существуют в арт-терапии?
В арт-терапии существует несколько направлений, таких как визуальное искусство (рисование, живопись, коллаж), музыкальное искусство (игра на инструментах, пение, композиция), танцевальное искусство (танец, движение) и литературное искусство (письмо, поэзия). Каждое направление имеет свои уникальные методы и стремится к достижению определенных целей в психотерапии и саморазвитии.
Какие особенности есть в использовании арт терапевтических методик в работе педагога психолога?
Особенности использования арт терапевтических методик в работе педагога психолога включают в себя несколько аспектов. Во-первых, это использование художественных методов и техник (рисование, скульптура, музыка и т.д.) для выражения эмоций, мыслей и переживаний детей. Это позволяет им открыться, проявить свою индивидуальность и общаться на не языковом уровне. Во-вторых, арт терапия позволяет педагогу психологу более глубоко понять проблемы и потребности детей, а также помочь им в решении этих проблем. Также, использование арт терапии позволяет педагогу психологу работать с группами детей, что способствует развитию коммуникативных и социальных навыков у детей. Наконец, арт терапия может быть эффективным инструментом для реабилитации и восстановления детей с особыми потребностями.