Особенности подготовки собак по поиску взрывчатых веществ с помощью аппортировочного метода дрессировки

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Криминалистика
  • 30 30 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 24.11.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК……………….…………………………………………………………….5
1.1 Способы дрессировки собак служебных пород …………………….............5
1.2 Современная методика подготовки собак к приемам общедисциплинарного цикла………………………..……………….…………10
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ДРЕССИРОВКИ СОБАК ПО ПОИСКУ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ………………………………………………..……14
2.1 Подготовка собак для поиска взрывчатых веществ………………….……14
2.2 Организация обучения собак поиску взрывчатых веществ………………..17
ГЛАВА 3 АПОРТИРОВОЧНЫЙ МЕТОД ДРЕССИРОВКИ ПО ПОИСКУ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ……………………………………………..………21
3.1 Особенности апортировочного метода дрессировки по поиску взрывчатых веществ………………………………………………….……...………....…...…21
3.2 Совершенствование методов дрессировки собак по поиску взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов ………………..……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..30
Фрагмент для ознакомления

Собака должна срываться сама, только увидев полет предмета, должна играть с ним, стремиться овладеть им и унести его, активно сопротивляться попыткам кого бы то ни было отобрать любимую вещь. Только собак, проявляющих описанное поведение, необходимо отбирать в дрессировку по специальному курсу.Важное значение в любой дрессировке имеют четкие и уверенные действия дрессировщика. Поэтому перед вводом каждого усложнения нужно отработать все действия инструктора без собак до автоматизма. Этот момент является наиболее важным, так как эффект любой, самой прогрессивной современной методики легко сводится на нет неправильным применением раздражителей.Очень важна запаховая дисциплина на занятиях. Необходимо постоянно анализировать, на какой комплекс запахов срабатывает собака. Если при анализе возникает подозрение, что собака ориентируется не на искомый запах, а на комплекс — запах НВ (ВВ) + посторонний запах (запах помощника, ткани и т. д.), — сразу проводится работа на дифференцировочной установке, где создаются условия, в которых собаке придется ориентироваться только на запах НВ (ВВ).Апортировочный предмет с запахом искомого вещества. На рис. 1 представлены различные варианты предметов. Рис.1 «Апортировочный предмет с запахом НВ»Сложность заключается в том, что предмет должен выдерживать многократные воздействия зубов собаки, быть достаточно мягким, а также быть приспособленным для закладки в него запахоносителей. Апортировочный предмет должен иметь кусок веревки для быстрого закрепления на удочке. Запахоносители, закладываемые в апортировочный предмет, бывают первичные и вторичные. К первичным относятся наркотические и взрывчатые вещества. Неудобство таких закладок для апортировочных предметов заключается в сложности учета и списания наркотиков и взрывчатки, в большом риске намокания, механического повреждения, потери указанных веществ. Для сохранности НВ (ВВ) необходимо создавать герметичные, надежные контейнеры, однако для качественной работы собаки вещество должно свободно источать запах. Первичные источники запаха «работают» длительное время, дают устойчивый сильный запах. В любом случае предпочтительно использовать предметы с первичными источниками, но это возможно при наличии большого количества искомого вещества, при организации приемлемых условий учета и списания испорченных и утраченных веществ.Обычно используют вторичные запахоносители, которые представляют собой полоски ткани 1,5х8 см, нарезанные в большом количестве и настоянные в течение 1–2 суток в герметично закрытых емкостях (3-литровые банки) с искомым веществом. Такие запахоносители хорошо сохраняют запах в течение 15–20 часов. После занятия они заменяются новыми.Ткань для вторичных запахоносителей необходимо подбирать шерстяную или полушерстяную, так как шерсть наиболее хорошо и быстро впитывает запах. В качестве материала для вторичных запахоносителей можно использовать вату. Веревочные апортировочные предметы, которые используются на практике, готовятся ночью накануне занятия. В каждый вплетается одна полоска ткани, активизированной запахом НВ (ВВ). После занятия предметы расплетаются, стираются с мылом, высушиваются в течение суток. Для того чтобы не путать веревки, предназначенные для НВ- и ВВ- предметов, на обоих концах шнуров цветными нитками делают метки. При плетении предмета оставляют свободный конец веревки длиной 20–30 см.На занятии всегда необходимо иметь 1 запасной предмет на 3–5 дрессировщиков, так как предметы могут расплестись, потеряться, веревочный шнур собака может перегрызть.Всего к курсу дрессировки необходимо заготовить такое количество апортировочных предметов (речь идет о плетеных апортировочных предметах), которое превышает количество обучаемых собак в 3 раза.Таким образом, данный метод является более совершенным, эффективным и действенным. Собака, основываясь на своем инстинкте, воспринимает тренировку как игру, тем самым повышая свою активность и работоспособность.3.2 Совершенствование методов дрессировки собак по поиску взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасовЗанятия необходимо планировать уже на реальных объектах, различной местности с различным покрытием и грунтом, использовать разнообразный транспорт и предметы, вещи, чемоданы и сумки. Самым идеальным вариантом проведения занятия будет его планирование всегда на разных, не похожих друг на друга объектах, транспорте, багаже, местности. Необходимо помнить важный момент: прибыв на новое место для проведения тренировок, необходимо ознакомить служебную собаку с этой местностью, объектом и т.п., далее провести легкую напоминающую тренировку, с использованием апортировочногопредмета совместно с ВВ, и только затем уже проводить полноценные занятия. Для того чтобы служебная собака могла уверенно и качественно под управлением специалиста-кинолога выполнять служебные задачи, необходимо осуществлять ее подготовку в условиях, максимально приближенных к реальному применению. С этой целью вводится ряд усложнений, связанных с увеличением продолжительности ведения поиска, усложнением условий и режима работы, использованием ухищренных способов сокрытия ВВ, введением различных раздражителей. Схема ввода усложнений должна подбираться для каждой служебной собаки отдельно, с учетом индивидуальных особенностей. При этом нужно учитывать, что даже постепенное и осторожное наращивание продолжительности поиска, усложнение условий и режима работы рано или поздно неизбежно приведет к перенапряжению нервной системы служебной собаки, то есть к срыву (потеря заинтересованности в работе или полный отказ). Наилучший способ предупреждения подобных негативных явлений – чередование трудных и легких заданий. В зависимости от типологических особенностей и функционального состояния служебной собаки могут быть использованы самые разные варианты таких чередований, например: несколько упражнений с нарастающей сложностью, затем одно или несколько облегченных заданий; задания с нарастающей сложностью постоянно через одно или два чередуются с простым заданием и т.п. Самое главное, чтобы специалист-кинолог, с одной стороны, не давал служебной собаке поблажек, а с другой, вовремя замечал наступление психической усталости и предлагал легкое задание для разгрузки нервной системы. Не исключено и то, что при правильно рассчитанном режиме нагрузок у служебной собаки может наступить снижение активности поиска. Однако заканчивать выполнение упражнения уводом служебной собаки с места занятия нельзя. Специалисту-кинологу нужно помнить, что факт обнаружения служебной собакой искомого объекта и поощрение ее за это являются весьма важными стимулирующими факторами процесса подготовки. Сохранить оптимальный психический настрой служебной собаки можно только при условии, что каждый пуск при любых обстоятельствах заканчивается нахождением закладки ВВ. Поэтому в ситуациях, когда служебная собака не может продолжить запланированную работу, специалисту-кинологу следует помочь ей, то есть подвести к месту нахождения закладки ВВ. Иногда более удобно незаметно подкладывать заранее подготовленный дополнительный контейнер с ВВ в более доступное место на пути поиска служебной собаки. Немаловажное значение для поддержания постоянной поисковой заинтересованности служебной собаки имеет разнообразие предлагаемых ей упражнений. При использовании одних и тех же объектов необходимо менять обстановку и места закладок. Для дрессировки не следует подбирать только благоприятные условия работы. В обязательном порядке нужно предусмотреть проведение занятий в жару, в холод, в ночное время, на участках местности, имеющих побочные запахи (свалки мусора, отходов производства, цеха производственных предприятий и т.п.). Большое внимание должно уделяться «слепым» поискам (когда места закладок неизвестны специалисту-кинологу). Такие поиски важны не столько для служебной собаки, а сколько для самого специалиста-кинолога. Отсутствие информации о месте нахождения закладки ВВ поневоле заставляет специалиста-кинолога перейти к правильному режиму управления служебной собакой. Так, если на обычных (контрольных) упражнениях управление зачастую сводится к подведению служебной собаки к месту с закладкой ВВ, то при поиске «вслепую» специалист-кинолог вынужден анализировать ситуацию, определить наиболее рациональную программу действий, внимательно наблюдать за поведением служебной собаки. Естественно, что вначале поиски «вслепую» можно применять только при решении несложных заданий. Полностью переходить к такой форме упражнений не следует, поскольку это затруднит освоение всей запланированной схемы увеличения нагрузок. Особое внимание следует уделять качественной и количественной характеристике искомого запаха ВВ, совмещенного с другими фоновыми запахами (продукты питания, табаки, парфюм и т.п.). Процесс подготовки совершенствуется путем ввода более сложных и разнообразных по составу и способу изготовления закладок, имитирующих самодельные взрывные устройства и другие взрывоопасные предметы в различных оболочках. Необходимо проводить занятия по поиску ВВ в отдельно лежащих предметах (коробка, банка, наполненный целлофановый пакет, муляж взрывного устройства и т.п.). В завершение подготовки, когда у служебной собаки выработался устойчивый навык поиска, обнаружения и обозначения ВВ в различных объектах, на местности, в автотранспорте, багаже и в группе людей, нужно постепенно вводить «холостые» пуски, без закладки ВВ. Например, если за одно упражнение проводится 5 пусков, то один из них должен быть без закладки ВВ. Это необходимо для того, чтобы служебная собака не делала ложных обозначений ради поощрения при отсутствии закладки ВВ. В ходе отработки «холостых» пусков специалисту-кинологу главное не переусердствовать при обыске пустого объекта, так как служебная собака может, наоборот, под его давлением также сделать ложное обозначение.ЗАКЛЮЧЕНИЕАнтитеррористическая политика государства сегодня весьма актуальна. Большинство террористических актов совершаются с использованием взрывчатых веществ.Подготовка служебно-розыскных собак по поиску взрывчатых веществ имеет очень большое значение в обеспечении безопасности государства.Хорошо надрессированные и обученные служебно-розыскные собаки по поиску взрывчатых веществ предотвращают незаконный провоз оружия и взрывчатых веществ на территорию страны. Ведь с помощью собаки осуществляется поиск взрывчатых веществ в самых различных условиях, а с учетом того, что терроризм с каждым днем приобретает все более изощренные формы, то и борьба с ним становится актуальной в наши дни с использованием служебной собаки.Для оперативного обнаружения взрывчатого вещества очень важна методика обучения служебных собак. Из большого множества способов дрессировки, особое место занимает дрессировка методом аппортировки. Этот метод основан на игровой форме «инстинкт добычи». Используя данный метод, собака в более легкой форме проходит обучение, и прививает необходимые навыки намного быстрее. Навык вырабатывается на базе инстинкта добычи — стремления собаки овладеть предметом, унести и спрятать его. Такая форма обучения сопровождается высокой активностью и желанием животного работать.Но для обеспечения более эффективной дрессировки все занятия необходимо совершенствовать, т.е. вносить необходимые «усложнения». Например, дрессировка в ночное время суток, в непогоду, с непривычными объектами, смешанным запахом, обеспечат более качественную работу служебных собак непосредственно на службе.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫОб утверждении Порядка обращения со служебными животными в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации : приказ ФСИН России от 31.12.2019 № 1210. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».Об организации подготовки служебных собак в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации : указание ФСИН России от 13.03.2020 № исх-03-16402. – Документ опубликован не былАрасланов Ф. С., Алексеев А. А., Шигорин В. И. Дрессировка служебных собак. Алма-Ата: Кайнар, 1987. 83 сБлохин Г.И., Блохина Т.В. Кинология: Учебник. - СПб.: Издательство «Лань»,2013. 303 с.Ворник В. В. Дрессировка и применение собак в охране Государственной границы. Подготовка специалистов-кинологов : учебник : в 2 ч. Минск, 2016. Ч. 1. 399 с.Гриценко В.В. Общий курс дрессировки собак: Учебное пособие, - М.: Вече, 2010. 135 с.Гриценко В. В. Формы научения и способы дрессировки собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов : учеб. пособие. М. : ЮНИТА-ДАНА, 2009.Ерофеева О.Н. Подготовка к поиску наркотиков: учебнометодическое пособие для инструкторов-кинологов. СПб.: СПб филиал РТА им. В.Б. Бобкова, 1996. 40 с.Зубко В.Н. Всё о собаке / Под общ. ред. В. Н. Зубко. М.: Эра, 1992. 528 сИспользование зарубежного опыта по подготовке и применению служебных собак в деятельности органов внутренних дел по итогам командирования сотрудников кинологических подразделений МВД России в ФРГ (на примере полиции Германии) : учеб. пособие. Ростов н/Д, 2010. 40 с.Козлова В.В. Взрывчатые вещества и боеприпасы: учебное пособие. Пермь: ПВИ ВВ МВД РФ, 2005. 420 сКрушинский Л.В. Служебная собака / Л.В. Крушинский, Е.К. Меркурьева, Е.И. Израилевич. М.: Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1952. 618 с.Непринцева Е. Дрессируем или сотрудничаем? Обучение домашних питомцев без насилия // Наша Психология. URL: https://www.psyh.ru/dressiruem-ili-sotrudnichaem/ (дата обращения: 24.10.2022)Thomas A. Knott, Dolores Oden Cooper. TheCompleteHandbookofDogTraining. Nashville: HowellBooks, 1994. 256 p

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об утверждении Порядка обращения со служебными животными в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации : приказ ФСИН России от 31.12.2019 № 1210. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об организации подготовки служебных собак в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации : указание ФСИН России от 13.03.2020 № исх-03-16402. – Документ опубликован не был
3. Арасланов Ф. С., Алексеев А. А., Шигорин В. И. Дрессировка служебных собак. Алма-Ата: Кайнар, 1987. 83 с
4. Блохин Г.И., Блохина Т.В. Кинология: Учебник. - СПб.: Издательство «Лань»,2013. 303 с.
5. Ворник В. В. Дрессировка и применение собак в охране Государственной границы. Подготовка специалистов-кинологов : учебник : в 2 ч. Минск, 2016. Ч. 1. 399 с.
6. Гриценко В.В. Общий курс дрессировки собак: Учебное пособие, - М.: Вече, 2010. 135 с.
7. Гриценко В. В. Формы научения и способы дрессировки собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов : учеб. пособие. М. : ЮНИТА-ДАНА, 2009.
8. Ерофеева О.Н. Подготовка к поиску наркотиков: учебнометодическое пособие для инструкторов-кинологов. СПб.: СПб филиал РТА им. В.Б. Бобкова, 1996. 40 с.
9. Зубко В.Н. Всё о собаке / Под общ. ред. В. Н. Зубко. М.: Эра, 1992. 528 с
10. Использование зарубежного опыта по подготовке и применению служебных собак в деятельности органов внутренних дел по итогам командирования сотрудников кинологических подразделений МВД России в ФРГ (на примере полиции Германии) : учеб. пособие. Ростов н/Д, 2010. 40 с.
11. Козлова В.В. Взрывчатые вещества и боеприпасы: учебное пособие. Пермь: ПВИ ВВ МВД РФ, 2005. 420 с
12. Крушинский Л.В. Служебная собака / Л.В. Крушинский, Е.К. Меркурьева, Е.И. Израилевич. М.: Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1952. 618 с.
13. Непринцева Е. Дрессируем или сотрудничаем? Обучение домашних питомцев без насилия // Наша Психология. URL: https://www.psyh.ru/dressiruem-ili-sotrudnichaem/ (дата обращения: 24.10.2022)
14. Thomas A. Knott, Dolores Oden Cooper. The Complete Handbook of Dog Training. Nashville: Howell Books, 1994. 256 p

Вопрос-ответ:

Какие способы дрессировки существуют для собак служебных пород?

Существует несколько способов дрессировки собак служебных пород, включая аппортировочный метод, а также методы, основанные на использовании голосовых команд, дрессировке с помощью кликера и положительного подкрепления.

Что такое аппортировочный метод дрессировки?

Аппортировочный метод дрессировки - это метод, основанный на природных инстинктах собаки, связанных с охотой и выслеживанием. В этом методе собака учится находить и приносить предметы, в данном случае взрывчатые вещества.

Каковы особенности подготовки собак к приемам общедисциплинарного цикла?

Подготовка собак к приемам общедисциплинарного цикла включает в себя тренировку собак на выполнение команд, связанных с поведением в окружении людей, других животных и в разных ситуациях. Собаки должны быть обучены к соблюдению правил поведения, таких как ходьба на поводке, отзыв и выполнение команды "сидеть" или "лежать".

Какие особенности дрессировки собак по поиску взрывчатых веществ?

При дрессировке собак по поиску взрывчатых веществ необходимо учитывать следующие особенности: развитие и укрепление направленности и мотивации собаки к поиску, развитие чувства обоняния, обучение находить цель с помощью запахов, обучение сигналам и командам для обнаружения и сигнализации о нахождении взрывчатых веществ.

Какими методиками можно подготовить собак к поиску взрывчатых веществ?

Существует несколько методик, которые могут быть использованы для подготовки собак к поиску взрывчатых веществ, включая метод аппортировки, запаховую тренировку на приманках, использование привязанных предметов для обучения сигнализации и команд, а также тренировку собак на выполнение команд в различных ситуациях и условиях.

Какие существуют способы дрессировки собак служебных пород?

Существует несколько способов дрессировки собак служебных пород, включая аппортировочный метод, классический метод плоского редукционизма, метод условных рефлексов и комбинированный метод.

Каковы особенности современной методики подготовки собак к приемам общедисциплинарного цикла?

Современная методика подготовки собак к приемам общедисциплинарного цикла включает использование позитивных методов, поощрения и мотивации собак. Она также включает поэтапное обучение собаки, от простых команд до более сложных действий.

Какая методика дрессировки собак используется при поиске взрывчатых веществ?

При поиске взрывчатых веществ часто используется аппортировочный метод дрессировки. Этот метод основан на работе собаки с аппортом (игрушкой), которую она должна найти и принести обратно к тренеру.

Какие особенности есть у дрессировки собак по поиску взрывчатых веществ?

Дрессировка собак по поиску взрывчатых веществ имеет свои особенности. Это требует обучения собаки особым запахам взрывчатых веществ, умения находить их даже в сложных условиях, а также умения аппортировать найденные предметы.

В каких случаях можно использовать комбинированный метод дрессировки собак?

Комбинированный метод дрессировки собак может использоваться в случаях, когда требуется сочетание разных подходов и методов. Например, при подготовке собаки к поиску взрывчатых веществ может использоваться комбинация аппортировочного метода и метода условных рефлексов.

Какие способы дрессировки собак служебных пород используются?

Существует несколько способов дрессировки собак служебных пород, включая аппортировочный метод. Другие распространенные методы включают кликер-тренировку, метод положительного подкрепления, метод нажимов и многие другие.