Инстинктивно-практицистские основы помощи и взаимопомощи в первобытных обществах

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная работа
  • 11 11 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 25.11.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Основы помощи и взаимопомощи в первобытных обществах 4
Инстинктивно-практицистские основы помощи и взаимопомощи в первобытных обществах 6
Заключение 10
Список литературы 11

Фрагмент для ознакомления

Имела место только природно-инстинктивная забота матерей о детях, которые не способны самостоятельно о себе позаботиться. Кроме того, в период репродуктивной активности могла быть реализована ситуативно обусловленная забота разнополых существ друг о друге, которая выполнялась в знак симпатии [6].Но данные виды взаимопомощи и помощи не носили в себе осмысленного характера и не выступали в качестве опосредованного продукта деятельности сознания и высших отделов головного мозга. В первобытный период они могли быть обусловлены только непосредственно биологической природой предка человека, его инстинктами, обеспечивающими выживание. Кочевой образ жизни первобытногообщества также делал невозможным присутствие в ней слабых особей; не получая помощи от соплеменников, они отставали от перемещающегося по местности общества и в конечном счете погибали.В эпоху первобытности предок человека представлял собойпо большей части биологическое существо, и законы природы, в частности, закон относящийся к сохранению вида, имел для его жизнедеятельности особое значение (в отсутствие духовных и интеллектуальных способов регуляции поведения), чем в условиях современности. Законы природы главным образомнацеленына обеспечение выживания вида в целом, а не отдельной особи в качестве его представителя. В соответствии с этим, основные требования к поведению индивида состояли в исключении действий, которые могут наносить ущерб обществу как единому целому, способных препятствовать удовлетворению основных потребностей общества и представляющих собой реальную угрозу его целостности и безопасности.Впервобытный период наивысшей объективной ценностьюс современных позицийможет быть признанане столько отдельная особь как член общества, сколько все общество, его безопасность, целостность и жизнеспособность. Именно поэтому первичнымиестественнымиценностями можно назвать такие личностные качества, как альтруизм и коллективизм, которые обусловлены витальными и экзистенциальными потребностями. Сам же предок человека для общества был ценен потому что представлял собой часть единого целого и приносил пользу именно в качестве части целого. ЗаключениеИстоки, корни зарождения социальной помощи как системы общественных отношений, несомненно, следует искать на заре человечества – в период возникновения первобытной родовой общины.Первобытный период не оставил каких-либо письменных источников, что не позволяет достоверно судить о реальном состоянии отношений социальной помощи. Но крайне неравномерное развитие человечества дает возможность ученым и путешественникам изучать жизнь народов, находящихся еще на стадии родоплеменного общества. Эти исследования помогают составить представление о начальном периоде развития человечества.Целостность, жизнеспособность рода в этот период была важнейшей ценностью. Несмотря на то, что отдельный человек уже мог цениться в связи со своими индивидуальными качествами, он мог быть принесен в жертву (во всех смыслах), если этого требовали интересы рода. Например, в благополучные периоды люди имели возможность жить в племени и умирать от естественных причин: старости, болезни и т.п., но если ситуация усложнялась, то старики, инвалиды, тяжело больные люди становились обузой. Голод, необходимость быстрого перемещения в другую местность и иные экстремальные ситуации или особо тяжелые условия жизни требовали от членов рода, племени высокой организованности и мобильности, силы и ловкости, сплоченности и единства. Невозможность полного подчинения своей жизнедеятельности интересам выживания рода или племени делали таких людей лишними, и племя от них различными способами избавлялось.Поэтому в обыденных обстоятельствах помощь человеку оказывалась, если он в ней нуждался - это было в интересах общности, не противоречило традициям и моральным нормам. В дальнейшем подобные поведенческие стереотипы совершенствовались и закреплялись в более поздних религиозных и светских нормах, традициях, обычаях, положенных в основу помощи и взаимопомощи, благотворительности и современной профессиональной социальной работы.Список литературыАртемова О.Ю. «Личность и социальные нормы в ранне-первобытной общине» / О.Ю. Артемова. - М.: Наука, 2015 г. - 214с.Атясов И.Н. Власть и социальные нормы в первобытных обществах//Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. - №5 (1) – С. 48-50История социальной работы в России. - М.: Флинта, МПСИ, 2020. - 488c.Косвен, М. О. Очерки истории первобытной культуры / М.О. Косвен. - Москва: Огни, 2013. - 21 c.Куканова, Е. В. Введение в специальность. Социальная работа / Е.В. Куканова, П.Д. Павленок, А.Б. Шаповалов. - М.: Инфра-М, Форум, 2017. - 328c.Фирсов, М. В. История социальной работы / М.В. Фирсов. - М.: Академический Проект, Трикста, 2019. - 608c.Шарин, В. И. История социальной работы / В.И. Шарин. - М.: Дашков и Ко, 2020. - 368c.

1. Артемова О.Ю. «Личность и социальные нормы в ранне-первобытной общине» / О.Ю. Артемова. - М.: Наука, 2015 г. - 214с.
2. Атясов И.Н. Власть и социальные нормы в первобытных обществах//Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. - №5 (1) – С. 48-50
3. История социальной работы в России. - М.: Флинта, МПСИ, 2020. - 488c.
4. Косвен, М. О. Очерки истории первобытной культуры / М.О. Косвен. - Москва: Огни, 2013. - 21 c.
5. Куканова, Е. В. Введение в специальность. Социальная работа / Е.В. Куканова, П.Д. Павленок, А.Б. Шаповалов. - М.: Инфра-М, Форум, 2017. - 328c.
6. Фирсов, М. В. История социальной работы / М.В. Фирсов. - М.: Академический Проект, Трикста, 2019. - 608c.
7. Шарин, В. И. История социальной работы / В.И. Шарин. - М.: Дашков и Ко, 2020. - 368c.

Вопрос-ответ:

Какие основы помощи и взаимопомощи существуют в первобытных обществах?

Основы помощи и взаимопомощи в первобытных обществах основаны на инстинктивных и практических принципах.

Какие были инстинктивно практицистские основы помощи и взаимопомощи в первобытных обществах?

В первобытных обществах была забота матерей о детях и ситуативно обусловленная забота разнополых существ в период репродуктивной активности.

Какими принципами основана помощь в первобытных обществах?

Помощь в первобытных обществах основана на инстинктивных принципах заботы о потомстве и ситуативной помощи в период репродуктивной активности.

Какие формы помощи и взаимопомощи существовали в первобытных обществах?

В первобытных обществах существовала помощь матерей в уходе за детьми и помощь пар в период репродуктивной активности.

По каким принципам осуществлялась помощь в первобытных обществах?

Помощь в первобытных обществах осуществлялась на основе инстинктивной заботы о собственном потомстве и ситуативной помощи в период репродуктивной активности.

Какие основы помощи и взаимопомощи существуют в первобытных обществах?

В первобытных обществах основой помощи и взаимопомощи были установленные инстинктивно и практически. Люди помогали друг другу в выполнении различных задач, таких как охота, сбор пищи, защита от опасностей. Взаимопомощь осуществляла не только внутри семьи, но и между различными семьями и общинами.

Каковы были инстинктивные основы помощи в первобытных обществах?

Инстинктивные основы помощи в первобытных обществах включали заботу матерей о детях, они помогали им и обеспечивали необходимые условия для их выживания. Также в период репродуктивной активности разнополые существа могли оказывать ситуативно обусловленную заботу друг о друге.

Какие виды помощи существовали в первобытных обществах?

В первобытных обществах существовали различные виды помощи, включая помощь в охоте, сборе пищи, постройке жилья, защите от опасностей и т.д. Люди взаимодействовали и сотрудничали, чтобы обеспечить выживание и благополучие своих семей и общин.

Какие формы взаимопомощи были распространены в первобытных обществах?

В первобытных обществах были распространены формы взаимопомощи, такие как обмен услугами, обмен продуктами, совместные охоты и сборы, совместное использование ресурсов. Люди взаимно помогали друг другу, чтобы улучшить свои условия жизни и повысить шансы на выживание.

Каким образом инстинктивно практицистские основы помощи проявлялись в первобытных обществах?

Инстинктивно практицистские основы помощи проявлялись в первобытных обществах через установленные инстинкты и практические действия. Люди и животные помогали друг другу в выполнении задач, необходимых для выживания, таких как охота на добычу, сбор пищи и защита от опасностей. Это была необходимость, которая была заложена в их инстинктах и практических навыках.