Виды лекций: лекция-диалог, лекция-пресс-конференция, проблемная лекция
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 27.11.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Лекция как форма учебно-воспитательного процесса студентов в высших учебных заведениях 5
2.Виды лекций и их характеристика 9
2.1 Лекция-диалог 9
2.2 Лекция-пресс-конференция 11
2.3 Проблемная лекция 13
Заключение 16
Список использованных источников 18
Любая проблемная ситуация требует наличия двух компонентов, таких как объект познания, т.е. лекционный материал, и субъект познания – обучающийся. Таким образом, познавательная деятельность представляет собой взаимодействие этих компонентов для усвоения новых знаний [3].Построение лекции предусматривает появление вопроса в сознании обучающегося.Ученые-педагоги выделяют следующие этапы познавательной деятельности учащихся в процессе решения проблемной задачи [9]:1. Осознание проблемы учащимися;2. Внесение предложений по решению проблемы, поставленной педагогом;3. Обсуждение и поиск путей решения задачи учащимися совместно с педагогом;4. Проверка решения и формулировка окончательного ответа.Особую ценность в проблемной лекции представляет сходство логики учебного познания с логикой научного познания. Однако эффективность постановки проблемной ситуации снижается в больших аудиториях с численностью учащихся более 60 человек, а также во многом зависит от уровня подготовки учащихся и самого преподавателя к данному виду работы [11]. Таким образом, для проведения таких лекций требуется тщательная подготовка преподавателя, что значительно повышает эффективность усвоения учебного материала студентами, а также позволяет оптимизировать решение данной проблемной ситуации.ЗаключениеЛитературный анализ позволил определить, что системный подход к проведению вузовской лекции является основным направляющим путем к успешной реализации задач подготовки студентов.Его суть заключается в определении целей, сущности, структуры, места, содержания и условий эффективности лекции, в обеспечении тесного единства творческого обучения, воспитания и всестороннего развития личности, учебной деятельности и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, средств, методов и дидактических принципов в учебно-воспитательной деятельности профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного состава, общественных организаций и студентов по формированию мышления и профессиональных качеств будущего специалиста.Схема традиционной университетской лекции в основном направлена на передачу максимума знаний, т.е. в форме, наиболее удобной для изложения, т.е. в конечном счете для преподавателя. Стремление каждого преподавателя «нагрузить» студента как можно большим количеством информации по своему предмету приводит к тому, что почти во всех лекциях происходит нечто общеев их содержании планируется то, что преподаватель может изложить студенту за отведенное время, тогда как главное в организации учебного процесса заключается в том, что студент может за это время усвоить.Поэтому вузовскую лекцию целесообразно рассматривать только как форму учебной деятельности, при которой специально организованный и контролируемый процесс обучения направлен на повышение активности познавательных интересов и развитие творческих способностей студентов.Эффективность лекции как метода обучения значительно возрастает при использовании учителем опорных сигналов: рисунков, таблиц, схем, конкретных упражнений, ключевых слов. Такие средства развивают образное мышление, пространственное представление, за счет включения действия зрительной памяти, первой сигнальной системы перцептивной структуры. Это, в свою очередь, способствует лучшему запоминанию учебного материала.Опыт использования различных вариантов чтения лекций не позволяет многим педагогам рекомендовать только один абсолютный, универсальный тип изложения материала. В то же время указывается на необходимость использования различных их видов, чередование которых преподаватель регулирует сам в зависимости от целей и содержания лекционного материала.Список использованных источниковБережнова, О.В. Вариативные формы организации образования / О.В. Бережнова. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 340 c.Бордовская, Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - М.: Питер, 2018. - 304 c.Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика. Учебное пособие / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - М.: Юрайт, 2018. - 198 c.Голованова, Н. Ф. Педагогика / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 240 c.Гребнев, Л.С. Высшее образование в России / Л.С. Гребнев. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2018. - 280 c.Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2020. - 288 c.Иванчикова, Т. В. Речевая компетентность в педагогической деятельности / Т.В. Иванчикова. - М.: Флинта, Наука, 2020. - 224 c.Карпенко, О.М. Высшее образование в странах мира / О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская. - М.: Современный гуманитарный университет, 2018. - 244 c.Рубин, Ю. Б. Высшее образование в России. Качество и конкурентоспособность / Ю.Б. Рубин. - М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2018. - 448 c.Самойлов, В. Д. Основы педагогики и психологии в системе высшего образования России. Учебник / В.Д. Самойлов. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 296 c.Сидорова, А. А. Высшее образование в современной России. Государственная стратегия / А.А. Сидорова. - М.: Аргамак-Медиа, 2018. - 192 c.Скляревская, В.Н. Высшее образование в России: проблемы и пути их решения / В.Н. Скляревская. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2018. - 128 c.Столяренко, А.М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 276 c.Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли. Учебник для вузов / В.Г. Торосян. - М.: Владос-Пресс, 2019. - 321 c.Шамшина, И.С. Высшее профессиональное образование в России / И.С. Шамшина. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2018. - 104 c.Щербинина, Ю. В. Педагогический дискурс. Мыслить-говорить-действовать / Ю.В. Щербинина. - М.: Флинта, Наука, 2018. - 397 c.Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития. Учебное пособие / С.Д. Якушева. - М.: Форум, 2019. - 158 c.Гакаев, Р. А. Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования / Р. А. Гакаев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3 (3). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/450/ (дата обращения: 26.10.2022).Кашкарёва, А. А. Методы преподавания лекции в университете / А. А. Кашкарёва, Е. В. Машкова, В. А. Бережная, Е. О. Реховская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 588-590. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38004/ (дата обращения: 26.10.2022).Павленко-Илларионова, К. А. Лекция как предмет активного обучения / К. А. Павленко-Илларионова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 402-404. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85658/ (дата обращения: 26.10.2022).
2. Бордовская, Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - М.: Питер, 2018. - 304 c.
3. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика. Учебное пособие / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - М.: Юрайт, 2018. - 198 c.
4. Голованова, Н. Ф. Педагогика / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 240 c.
5. Гребнев, Л.С. Высшее образование в России / Л.С. Гребнев. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2018. - 280 c.
6. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2020. - 288 c.
7. Иванчикова, Т. В. Речевая компетентность в педагогической деятельности / Т.В. Иванчикова. - М.: Флинта, Наука, 2020. - 224 c.
8. Карпенко, О.М. Высшее образование в странах мира / О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская. - М.: Современный гуманитарный университет, 2018. - 244 c.
9. Рубин, Ю. Б. Высшее образование в России. Качество и конкурентоспособность / Ю.Б. Рубин. - М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2018. - 448 c.
10. Самойлов, В. Д. Основы педагогики и психологии в системе высшего образования России. Учебник / В.Д. Самойлов. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 296 c.
11. Сидорова, А. А. Высшее образование в современной России. Государственная стратегия / А.А. Сидорова. - М.: Аргамак-Медиа, 2018. - 192 c.
12. Скляревская, В.Н. Высшее образование в России: проблемы и пути их решения / В.Н. Скляревская. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2018. - 128 c.
13. Столяренко, А.М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 276 c.
14. Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли. Учебник для вузов / В.Г. Торосян. - М.: Владос-Пресс, 2019. - 321 c.
15. Шамшина, И.С. Высшее профессиональное образование в России / И.С. Шамшина. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2018. - 104 c.
16. Щербинина, Ю. В. Педагогический дискурс. Мыслить-говорить-действовать / Ю.В. Щербинина. - М.: Флинта, Наука, 2018. - 397 c.
17. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития. Учебное пособие / С.Д. Якушева. - М.: Форум, 2019. - 158 c.
18. Гакаев, Р. А. Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования / Р. А. Гакаев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3 (3). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/450/ (дата обращения: 26.10.2022).
19. Кашкарёва, А. А. Методы преподавания лекции в университете / А. А. Кашкарёва, Е. В. Машкова, В. А. Бережная, Е. О. Реховская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 588-590. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38004/ (дата обращения: 26.10.2022).
20. Павленко-Илларионова, К. А. Лекция как предмет активного обучения / К. А. Павленко-Илларионова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 402-404. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85658/ (дата обращения: 26.10.2022).
Вопрос-ответ:
Какими видами лекций можно воспользоваться в высших учебных заведениях?
В высших учебных заведениях можно использовать различные виды лекций, такие как: лекция-диалог, лекция-пресс-конференция, проблемная лекция.
Чем отличается лекция-диалог от других видов лекций?
Лекция-диалог представляет собой форму учебного процесса, в ходе которой преподаватель и студенты взаимодействуют, задают вопросы друг другу и обсуждают тему лекции.
Как проводится лекция-пресс-конференция?
Лекция-пресс-конференция - это форма лекции, в которой преподаватель играет роль эксперта, а студенты - журналистов. Участники задают вопросы, обсуждают актуальные темы и исследуют проблемы вместе.
В чем особенность проблемной лекции?
Проблемная лекция представляет собой форму обучения, в которой студентам предлагается решить определенную проблему или задачу, развивая при этом критическое мышление и аналитические навыки.
Какова роль лекций в учебно-воспитательном процессе в высших учебных заведениях?
Лекции играют важную роль в учебно-воспитательном процессе в высших учебных заведениях, предоставляя студентам необходимый лекционный материал и способствуя формированию их познавательных навыков.
Какова роль лекции в учебно-воспитательном процессе в высших учебных заведениях?
Лекция играет важную роль в учебно-воспитательном процессе в высших учебных заведениях. Она позволяет студентам получить систематизированную информацию по определенной теме, ознакомиться с основными концепциями и теориями, а также развить навыки анализа и самостоятельного мышления.
Какие виды лекций существуют и как они характеризуются?
Существуют различные виды лекций, каждый из которых имеет свои особенности. Например, лекция-диалог предполагает взаимодействие преподавателя и студентов, обсуждение и обмен мнениями. Лекция-пресс-конференция моделирует ситуацию пресс-конференции, где студенты задают вопросы и получают на них ответы. Проблемная лекция направлена на активное участие студентов в решении конкретных проблемных ситуаций.
Каким образом лекция способствует успешному усвоению материала?
Лекция способствует успешному усвоению материала путем предоставления студентам полной и структурированной информации на определенную тему. Она помогает студентам систематизировать свои знания, разобраться в сложных концепциях и теориях, а также развить навыки критического мышления и анализа.