Жанр полонеза в художественном пространстве 19 века (Ф.Шопен. Полонез фа-диез минор, ор.44)
Заказать уникальную дипломную работу- 23 23 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 28.11.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОЛОНЕЗ КАК МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР………………. 6
1.1. Музыкальная культура романтизма…………………………………... 6
1.2. Жанр полонеза…………………………………………………………. 9
ГЛАВА 2. ПОЛОНЕЗ ФА-ДИЕЗ МИНОР В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА ШОПЕНА………………………………………………..
12
2.1. Общая характеристика творчества Шопена………………………….. 12
2.2. Исполнительский анализ Полонеза фа-диез минор………………….. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………. 22
Основой выразительности музыки Шопена является мелодия. По редкому мелодическому дару Шопена можно сравнить только с Моцартом и Чайковским. Шопен является одним из величайших мелодистов мира, крупнейшим новатором, создателем оригинальных музыкальных жанров и форм. Творчество Шопена — это огромный мир необыкновенной красоты. Слушая его, забываешь о том, что слушаешь всего один инструмент - фортепиано. Перед тобой открываются безграничные просторы, распахиваются окна в неведомые дали, полные тайн и приключений. И очень хочется, чтобы этот новый, вновь открывшийся мир, не покидал тебя уже никогда.2.2. Исполнительский анализ «Полонеза фа-диез минор».В третий (поздний) период своего творчества Ф. Шопен пишет три великих произведения, их ни который, всем нам известный «Полонез ор. 44, fis-moll». Полонез, наполнен мистическими интонациями, которые заставляли слушателя фантазировать и выстраиваться свою личностную сюжетную линию. Многие композиторы и исследователи, считали данной произведение новаторским, так как Ф. Шопен смог внедрить в полонез – мазурку. Ф. Лист, считал, что Ф. Шопен написал уникальное произведение, которое обладает силой и могуществом: «Основной мотив неистов, зловещ, как час, предшествующий урагану; слышатся как бы возгласы отчаяния, вызов, брошенный всем стихиям. Беспрерывное возвращение тоники в начале каждого такта напоминает канонаду завязавшегося вдали сражения. Вслед бросаются, такт за тактом, странные аккорды. У величайших композиторов мы не знаем ничего подобного поразительному эффекту, который производит это место, внезапно прерываемое сельской сценой, мазуркой идиллического стиля, от которой как бы веет запахом мяты и майорана! Однако не в силах изгладить воспоминания о глубоком горестном чувстве, охватившем слушателя, она, напротив, усиливает ироническим и горьким контрастом тягостные его переживания, и он даже чувствует почти облегчение, когда возвращается первая фраза и с ней величественное и прискорбное зрелище роковой битвы, свободной, по крайней мере, от докучного сопоставления с наивным и бесславном счастьем! Как сон, импровизация эта кончается содроганием, оставляющим душу под гнетом мрачного отчаяния».Уже в вступлении к полонезу, можно услышать грозные интонации, которые показывают слушателю о могуществе музыкального произведения. В вступлении Ф. Шопен показывает, как можно достаточно элегантно обыгрывать мелодически доминанты – рисунок1. Рис.1. «Вступление».Первый раздел полонеза (с 9 по 78 такт) – это показ страстного и пылкого характера, в котором заточилась тревога и тоска. В 9 такте, слышится полонезная фактура, которая была присуща для произведений Ф. Шопена – рисунок 2. Рис 2. «9 такт». 17-20 такты, отличаются своей полифонией и мелодическим нарастанием – рисунок 3. Рис. 3. 17-20 такты. Второй раздел (b-moll, а затем As-dur)музыкального произведения состоит из двух основных элементов: - героизм, как будто колонна лошадей с наездниками совершают шествие; - нежность – мазурка и пасторальными интонациями. В втором разделе, мы слышим Шопеновский гаммы с достаточно сумбурной ритмикой. После второго раздела, мы сможем вновь услышать главную тему (35 такт), а затем коды с заключительным «криком». «Крик» — это трагическая развязка, которая на протяжении всего произведения усиливается и расширяется. В первой теме бас также устремляется вверх (четырежды) быстрыми гаммами.Такты 79-82 — контрастный переход к «шествию» - рисунок 4. Рис 4. – такты 79-82. Период «шествия»— замечательный пример остинатности ритмики и отдельного звука, вокруг которого группируются разнообразные гармонии, то осветляющие, то омрачающий колорит. В мазурке из средней части полонеза отметим особо параллельные терции и сексты. Сильно дан в конце мазурки замедленный, предвещающий мотив вступления. Чрезвычайно драматичен переход к репризе. Замечательна кода — особенно такт 11 от конца, где задержания, обороты мелосу и гармонии полны глубокосердечной, волнующей грусти. Тут же романтика квинтовой интонации тоники.ЗАКЛЮЧЕНИЕПолонез, является жанром, который отражает польский колорит. В 19 веке, к полонезу общались многие композиторы. Он привлекал их своей аристократичностью, торжественным характером, а также церемониальным чувством. Самым юным композитором, который обратился к данному жанру являлся Ф. Шопен. Его полонезы, можно разделить на два основных вида: - традиционные, который были написаны в духе польского народа; - драматические – в них отражался патриотизм, который был связан с событиями в Польше. Все полонезы Ф. Шопена обладают рядом общих черт: - маршеобразность и трехдольность; - монументальность; - сложная фактура и достаточно широкий диапазон; - яркая картинность образов; - яркие контрасты на фоне многотемности; - величавый тон. По нашему мнению, Ф. Шопен был композитором, который первый раскрыл значимость жанра полонез. В своих полонезах он сочетал практически несочетаемые элементы. Исходя из этого, мы можем утверждать, что Ф. Шопен – это уникальный композитор, а жанр полонез – это необыкновенный жанр с достаточно сложной историей развития. В первой главе выпускной квалификационной работы, нами была раскрыта тема эпохи романтизма. Проанализировав, были выявлено, что эпоха романтизма, отличалась тем, что в ней главным элементом при написании музыкальных шедевров были чувства и эмоции. Композиторы передавали, через музыку своё состояние души. Полонез, был тем самым произведением, в котором композитор, мог достаточно свободно творить, это предположение подтвердилось во второй главе при разборе творчества Ф. Шопена и исполнительском анализе «Полонеза фа диез мажор». Цель нашей выпускной квалификационной работы достигнута, задачи нашли своё решение, гипотеза подтверждена. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеев А. Фортепианное искусство Польши начала XIX века. Ф. Шопен / А. Алексеев- М.: Музыка, 1988. - С. 192-212.Асафьев Б.В. Шопен (1810-1849). Опыт характеристики / Б.В. Асафьев - М.: Государственное музыкальное издательство, 1922. - 45 с.Белоусова С.С. Романтизм / С.С. Белоусова. – М.: Росмэн, 2014. – 115 с. Богданов - Березовский В.М. Шопен. Краткий очерк жизни и творчества / В.М. Богданов-Березовский - Л.: Тритон, 1935. - 46 с.Бэлза И.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыка. Очерки. / И.Ф. Бэлза - М.: Музыка, 1985. - 255 с.Бэлза И.Ф. Облик Шопена: правда и вымысел / Венок Шопену. - М.: Музыка, 1989. С. 33 - 62.Давыдова Л.К. Шопен. Его жизнь и музыкальная деятельность. / Бах. Моцарт. Шопен. Шуман. Вагнер. Биографические повествования. -Челябинск: Урал, 1995. - С. 165-266.Заборин С.В. Шопениана Падеревского как феномен польской исполнительской культуры: автореф. канд. дис. - Спб., 2014.Зенкин К.В. Система жанров фортепианной миниатюры Шопена / К.В. Зенкин. - М.: Музыка, 1985. - 165 с.Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра Шопена / К.В. Зенкин. - М.: Московской консерватории, 1995. - 151 с.Каган М. С. Музыка в мире искусств: учеб. пособие для вузов / М. С. Каган. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 230 с.Как исполнить Шопена. Сб. ст. Сост., вступ. ст. А. В. Засимова. - М Классика-ХХI, 2005. - 235 с.Колесникова А.В. Бал в России, XVIII - начало ХХ века / А.В. Колесникова. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 301 с. Кремлев Ю. Фредерик Шопен. 3-е изд., доп. / Ю. Кремлев. - М.: Музыка, 1971. - 607 с.Левик Б. В. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск 2 / Б.В. Левик. - М.: Музыка, 1979. - 304 c.Общая характеристика эпохи романтизма / Музыка в эпоху романтизма. – URL: https://mgpu-aeg.wixsite.com/music-history/muzyka-epohi-romantizma (дата обращения: 25.10.2022) Привалов С.Б. Зарубежная музыкальная литература. Эпоха романтизма. Шуман, Россини, Верди, Лист. Вагнер, Бизе. ДМШ, колледжи, лицеи. Старшие классы / С. Б. Привалов. – СПб.: Композитор, 2008. – 246 с. Словарь терминов: онлайн версия словаря / Большой словарь. - М.: 2010. – URL: http://psihotesti.ru/gloss/tag/obraz/ (дата обращения 26.10.2022).Соловцов А. Фредерик Шопен: Жизнь и творчество / А. Соловцов. - М.: Музгиз, 1956. – 245 с. Сорокотягин Д. Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения / Д. Сорокотягин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 221 c.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А. Фортепианное искусство Польши начала XIX века. Ф. Шопен / А. Алексеев- М.: Музыка, 1988. - С. 192-212.
2. Асафьев Б.В. Шопен (1810-1849). Опыт характеристики / Б.В. Асафьев - М.: Государственное музыкальное издательство, 1922. - 45 с.
3. Белоусова С.С. Романтизм / С.С. Белоусова. – М.: Росмэн, 2014. – 115 с.
4. Богданов - Березовский В.М. Шопен. Краткий очерк жизни и творчества / В.М. Богданов-Березовский - Л.: Тритон, 1935. - 46 с.
5. Бэлза И.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыка. Очерки. / И.Ф. Бэлза - М.: Музыка, 1985. - 255 с.
6. Бэлза И.Ф. Облик Шопена: правда и вымысел / Венок Шопену. - М.: Музыка, 1989. С. 33 - 62.
7. Давыдова Л.К. Шопен. Его жизнь и музыкальная деятельность. / Бах. Моцарт. Шопен. Шуман. Вагнер. Биографические повествования. -Челябинск: Урал, 1995. - С. 165-266.
8. Заборин С.В. Шопениана Падеревского как феномен польской исполнительской культуры: автореф. канд. дис. - Спб., 2014.
9. Зенкин К.В. Система жанров фортепианной миниатюры Шопена / К.В. Зенкин. - М.: Музыка, 1985. - 165 с.
10. Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра Шопена / К.В. Зенкин. - М.: Московской консерватории, 1995. - 151 с.
11. Каган М. С. Музыка в мире искусств: учеб. пособие для вузов / М. С. Каган. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 230 с.
12. Как исполнить Шопена. Сб. ст. Сост., вступ. ст. А. В. Засимова. - М Классика-ХХI, 2005. - 235 с.
13. Колесникова А.В. Бал в России, XVIII - начало ХХ века / А.В. Колесникова. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 301 с.
14. Кремлев Ю. Фредерик Шопен. 3-е изд., доп. / Ю. Кремлев. - М.: Музыка, 1971. - 607 с.
15. Левик Б. В. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск 2 / Б.В. Левик. - М.: Музыка, 1979. - 304 c.
16. Общая характеристика эпохи романтизма / Музыка в эпоху романтизма. – URL: https://mgpu-aeg.wixsite.com/music-history/muzyka-epohi-romantizma (дата обращения: 25.10.2022)
17. Привалов С.Б. Зарубежная музыкальная литература. Эпоха романтизма. Шуман, Россини, Верди, Лист. Вагнер, Бизе. ДМШ, колледжи, лицеи. Старшие классы / С. Б. Привалов. – СПб.: Композитор, 2008. – 246 с.
18. Словарь терминов: онлайн версия словаря / Большой словарь. - М.: 2010. – URL: http://psihotesti.ru/gloss/tag/obraz/ (дата обращения 26.10.2022).
19. Соловцов А. Фредерик Шопен: Жизнь и творчество / А. Соловцов. - М.: Музгиз, 1956. – 245 с.
20. Сорокотягин Д. Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения / Д. Сорокотягин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 221 c.
Вопрос-ответ:
Что такое полонез и каковы его основные характеристики?
Полонез - это музыкальный жанр, который имеет свои истоки в польской народной танцевальной музыке. Основные характеристики полонеза - это медленный темп, парадное звучание и торжественная настроение.
Какая роль полонеза в музыкальной культуре романтизма?
Полонез сыграл значительную роль в музыкальной культуре романтизма. Он стал популярным жанром, который отразил эпоху национальных движений. Полонез превратился в символ польской идентичности и стал любимым жанром многих композиторов, таких как Фредерик Шопен.
Какой был вклад Шопена в развитие полонеза как музыкального жанра?
Шопен сделал огромный вклад в развитие полонеза. Его полонезы отличаются особым стилем и глубоким эмоциональным содержанием. Шопен внес новые гармонические и мелодические элементы в полонез, расширив его выразительные возможности и придал ему совершенно новое звучание.
Какие особенности имеет полонез фа диез минор Ф. Шопена?
Полонез фа диез минор Ф. Шопена (опус 44) - это произведение, которое отличается своей мощным и эмоциональным звучанием. Он имеет медленный темп и парадное звучание, характерные для полонеза, но также содержит много эмоционально насыщенных фраз, драматических пассажей и красивых мелодий.
Каков анализ исполнения полонеза фа диез минор Ф. Шопена?
Исполнение полонеза фа диез минор Ф. Шопена требует от исполнителя большой технической мастерности и тонкого чувства музыкальности. Важно передать все эмоциональные изыскания и переживания композитора через каждую ноту и фразу произведения. Исполнение должно быть красочным, эмоциональным и достойным величия полонеза.
Какое значение имел жанр полонеза в художественном пространстве 19 века?
Жанр полонеза был очень значимым в художественном пространстве 19 века. Он стал одним из символов национальной идентичности и самобытности польской музыки того времени.
Каким образом полонез вписывался в музыкальную культуру романтизма?
Полонез являлся одним из жанров, подходящих для выражения романтических идей и эмоций. Он отличался гротескностью, пафосом и героическим характером, что соответствовало эстетике романтизма.
Как можно охарактеризовать полонез фа диез минор?
Полонез фа диез минор Шопена является одним из наиболее известных и значимых произведений в этом жанре. Он отличается богатой эмоциональной палитрой, глубоким психологизмом и виртуозной техникой исполнения.
Какое место занимает полонез фа диез минор в творчестве Шопена?
Полонез фа диез минор является одним из самых известных и значительных произведений Шопена. Оно является вершиной его творчества в жанре полонеза и символизирует проницательность, гениальность и мастерство композитора.
Какие характеристики можно выделить в исполнительском анализе полонеза фа диез минор?
При исполнительском анализе полонеза фа диез минор можно обратить внимание на его сложную структуру, игру света и тени, разнообразие настроений и техническую сложность. Также стоит обратить внимание на интерпретацию и трактовку произведения различными исполнителями.
Какие особенности имеет жанр полонеза в музыкальной культуре романтизма?
Жанр полонеза в музыкальной культуре романтизма имеет ряд характерных особенностей. Он выделяется своей торжественностью, героическим характером и национальным колоритом. Полонезы того времени отличаются глубоким эмоциональным воздействием, разнообразными сменами настроения и высокой виртуозностью исполнения. Они являются ярким проявлением музыкальной индивидуальности композитора и его отношения к историческим событиям.
Какое место занимает полонез фа диез минор в творчестве Ф. Шопена?
Полонез фа диез минор, известный под названием "Полонез героический", является одной из наиболее известных и значимых композиций Ф. Шопена. Это произведение написано во время повстанческих событий в Польше и является выражением героизма и патриотизма. Оно отличается своей сложностью и мощью, а также является примером виртуозной игры на фортепиано. Полонез фа диез минор является одним из самых значительных произведений Шопена и пользуется большой популярностью у слушателей.