Образы деревьев в лирике Цветаевой

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русская литература
  • 25 25 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 29.11.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический экскурс в проблему исследования……………….6
1.1. Основные параметры художественного текста как объекта литературоведческого анализа…………………………………………………...6
1.2. Специфика понятия литературного типа и характеристика художественных образов поэтического текста………………………………...11
Глава 2. Практический экскурс в проблему исследования…………….…15
2.1.Мир деревьев в поэтическом наследии М.И. Цветаевой…………………15
2.2.Образы деревьев в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Деревья»……...18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………………24

Фрагмент для ознакомления

Цикл включает в себя 9 стихотворений, среди которых особое внимание в рамках настоящего исследования уделяется следующим:- «В смертных изверясь…»;- «Когда обидой — опилась…»;- «Купальщицами, в лёгкий круг…»;- «Други! Братственный сонм!..»;- «Беглецы? — Вестовые?..»[22].Ключевыми образами в стихотворении «В смертных изверясь…» (1922) выступают образы вереска и рябины. Куст и дерево здесь рассматриваются как противоположные друг другу образы, каждый из которых стремится превзойти другого. Вереск у М.И. Цветаевой характеризуется следующим образом – он «старческий», соотносится с образами «вереска-потери», «вереска-руин», «вереска-седин». В то время как образ молодой рябины стремится во что бы то ни стало ввысь, обретая гармонию реального и космического бытия:«…Жизнь: двоедушьеДружб и удушье уродств.Седью и сушью,(Ибо вожатый — суров),Ввысь, где рябинаКраше Давида-Царя!В вереск-седины,В вереск-сухие моря…» [22].Рябина в этом стихотворении – это художественный образ самой поэтессы, которая стремится вырваться из старческой рутины, из парчи, сиротской жизни в мир полный света, красок и жизни.Во втором стихотворении цикла «Когда обидой — опилась…» (1922) лирическая героиня видит единственный выход из «рыночной» суеты в единении с деревьями. Для нее нет излюбленного древа, каждое дерево ее возрождает, оно дарит ей силы, наделяя природной страстью, позволяет жить среди людей [15].М.И. Цветаева включает в стихотворение многие виды деревьев, дает им особую характеристику, описывая их через метафорические образы:- дуб – «богоборческий»;- ива – «провидица»;- береза – «девственница»;- вяз – «яростный Авессалом»;- сосна – «псалом».Обращение к деревьям, как к святым образам позволяют лирической героине поклонятся им. Именно к деревьям она стремится от жизненной суеты, реальности, у деревьев она берет силы, стремление вновь взяться за свои «рукописи»:«…К вам! В живоплещущую ртутьЛиствы — пусть рушащейся!Впервые руки распахнуть!Забросить рукописи!Зелёных отсветов рои…Как в руки — плещущие…Простоволосые мои,Мои трепещущие!» [22].Для М.И. Цветаевой деревья – «простоволосые», всегда готовые встретить друзья, способные выслушать и излечить ее душу.В стихотворении«Купальщицами, в лёгкий круг…» (1922) раскрывается образ березок, молодых, зеленых, тонких, которые похожи на юных девушек. Береза здесь символизирует молодость, красоту форм, начало жизни:«…Длинную руку на бедро…Вытянув выю…Берёзовое серебро,Ручьи живые!» [22].Стихотворение «Други! Братственный сонм!..» (1922) представляет собой четкую позицию М.И. Цветаевой относительно того, что лес – это место покоя и совершенной жизни. Именно деревья, вздымающиеся вверх, позволяют лирической героине чувствовать себя в лесу безопасно, словно охраняемой деревьями от мирской жизни, вечных людских проблем и коллизий. М.И. Цветаева называет лес своим Элизиумом, отмечая, что среди деревьев она находит умиротворение и спокойствие души, ее мысли начинают приобщаться к Вечности и Истине, – все в лесу обеспечивает «великий покой», прекрасную и подлинную жизнь:«…Древа вещая весть!Лес, вещающий: ЕстьЗдесь, над сбродом кривизн —Совершенная жизнь:Где ни рабств, ни уродств,Там, где всё во весь рост,Там, где правда видней:По ту сторону дней…» [22].В стихотворении «Беглецы? — Вестовые?» (1922) образ деревьев рассматривается в качестве его обобщенного понятия – «лес». У М.И. Цветаевой лес – это святая обитель, которая способна «излечить» человека от «болезней века», подарить им чувства умиротворения и покоя. Одновременно лес представлен как динамичный образ, основные составляющие которого (деревья) можно сравнить с вечно спешащими людьми. Деревья растут, стремятся ввысь, готовые с корнем и листвой достичь грандиозных высот:«Лес! Ты нынче — наездник!То, что люди болезньюНазывают: последнейСудорогою древес —Это — в платье просторномОтрок, нектаром вскормлен.Это — сразу и с корнемВвысь сорвавшийся лес!..» [22].Таким образом, образы деревьев (куста), рассмотренные нами в поэзии М.И. Цветаевой, имеют немаловажное значение для осмысления всего творчества поэтессы. Определяя дерево как живое существо, способное к пониманию и «излечению» человеческой души, М.И. Цветаева трепетно относится к природе в целом, особенно проявляется ее зависимость от уединения с деревьями. Лес для поэтессы – это символ «совершенной жизни», в котором все способствует для развития Гармонии и Космоса, что практически невозможно в реальной человеческой жизни. Поэтому мир деревьев у М.И. Цветаевой – это одновременно естественная среда и нечто недосягаемое для людей. ЗаключениеВ теоретической части настоящего исследования мы рассмотрели вопросы, касающиеся непосредственной работы с текстом художественного произведения, в частности с аспектом литературоведческого анализа литературных текстов.Для подробного изучения художественных текстов необходимо обращаться к литературоведческому анализу. Мы выяснили, что определенные структурные элементы текста весьма взаимосвязаны и представляют собой цельную систему, так называемый целостный комплекс структурных элементов. Так, обязательным и характерным условием для любого художественного текста в том числе и поэтического является наличие авторской идеи и его замысла, а также системы художественных образов и настроений текста. Более подробно эти категории литературоведческого анализа мы рассмотрели в практической части настоящего исследования на примере лирических произведений М.И. Цветаевой.В практической части настоящего исследования нами были рассмотрены такие вопросы, какспецифика мира деревьев в поэтическом наследии М.И. Цветаевой и анализ образов деревьев в стихотворениях из цикла «Деревья». Так, в ходе исследования мы пришли к выводу, что образы деревьев встречаются в стихотворениях М.И. Цветаевой часто. Во многом это объясняется тягой писателя к единению с природой, Космосом Бытия и познанию человеческой сущности.Тема деревьев является одной из самых распространенных в лирике М.И. Цветаевой, а образы дерева (и куста) начинают встречаться в ее стихотворениях с самого раннего творчества.Все стихотворения поэтессы, в которых ключевыми являются образы деревьев, объединяет тотемная связь лирической героини с миром растений. Для нее деревья – это семья, которая дарит лирической героине ощущение братства, взаимной любви, к которым так стремилась в жизни М.И. Цветаева.Рассмотренный нами лирический цикл «Деревья» объясняет не столько стремление М.И. Цветаевой возвысить природу в глазах человека, научить каждого любоваться ее красотами и величавостью, сколько описывает ассоциативное восприятие мира писателя, присущий ей романтический максимализм, желание «вывернуть наизнанку» истинную суть вещей, когда о ней нельзя сказать, не прибегая к поэтической форме.Проанализировав основные стихотворения цикла «Деревья», мы пришли к выводу, что образы деревьевимеют немаловажное значение для осмысления всего творчества поэтессы. Определяя дерево как живое существо, способное к пониманию и «излечению» человеческой души, М.И. Цветаева трепетно относится к природе в целом, особенно проявляется ее зависимость от уединения с деревьями. Лес для поэтессы – это символ «совершенной жизни», в котором все способствует для развития Гармонии и Космоса, что практически невозможно в реальной человеческой жизни. Поэтому мир деревьев у М.И. Цветаевой – это одновременно естественная среда и нечто недосягаемое для людей.Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи реализованы. Список использованной литературы:Абрамович Г. Словарь литературоведческих терминов // Тип литературный. – 5-е изд., доп. и перераб. – М., 2014. – 505 с.Аганесов В.В. История русской литературы XIX-ХХ вв. – 3-е изд., испр. – М., 2020. – 408 с.Барышников Е.П. Краткая литературная энциклопедия // Тип. Т.7. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2012. – 507 с. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – 381 с.Благой Д. Словарь литературных терминов. В 2-х т. Т. 2. – 8-е изд., испр. – М., 2020. – 623 с.Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н.С. Болотнова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Флинта-Наука, 2017. – 230 с.Викулина Л.А., Мещерякова И.А. Творчество Марины Цветаевой: проблемы поэтики. – 3-е изд., испр. – М., 2008. – 298 с. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971. – 264 с.Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение: кн. для учит. – 3-е изд., испр. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2017. – 308 с. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – 5-е изд., доп. и перераб. – М., 2008. – 193 с.Королева-Болтовская Л.Н. О поэзии М. Цветаевой // Пространство и время в литературе и искусстве: конец XIX нач. ХХ века. – Даугавпилс, 1987. – 423 с.Кудрова И.В. Формула Цветаевой «лучше быть, чем иметь» // Марина Цветаева: Симпозиум, посвящ. 100-летию со дня рожд. – Нортфилд, Вермонт, 1992. – 402 с. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб: Искусство, 2000. – 464 с.Марзаганова Л.М. Особенности лирики Марины Цветаевой / Л. М. Марзаганова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 3 (293). – С. 134–136.Михнева Т.Л. О приемах выразительности стиха М. Цветаевой // Историко-литературный процесс: методологические аспекты. – 4-е изд., доп. и перераб. – Рига, 2009. – 300 с. Ревзина О.Г. Безмерная Цветаева: Опыт системного описания поэтического идиолекта. – М: Дом-музей Марины Цветаевой, 2009. – 600 с.Ревзина О.Г. Тема деревьев в поэзии М. Цветаевой // Труды по знаковым системам XV / Отв. ред. Ю.М. Лотман. – Тарту, 1982. – 98 с. Саакянц А.А. Марина Цветаева жизнь и творчество. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Эллис Лак, 2018. – 312 с.Серова M.B. Поэтика лирических циклов в творчестве Марины Цветаевой. – 6-е изд., доп. и перераб. – Ижевск, 2017. – 328 с. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2013. – 396 с.Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения // Хрестоматия для студентов филологических факультетов. – 4-е изд., испр. – М.: РГГУ, 2011. – 286 с.Цветаева М.И. Полное собрание поэзии, прозы, драматургии / Под ред. Е. Г. Басовой. – М.: Альфа-книга, 2017. – 1216 с.

1. Абрамович Г. Словарь литературоведческих терминов // Тип литературный. – 5-е изд., доп. и перераб. – М., 2014. – 505 с.
2. Аганесов В.В. История русской литературы XIX-ХХ вв. – 3-е изд., испр. – М., 2020. – 408 с.
3. Барышников Е.П. Краткая литературная энциклопедия // Тип. Т.7. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2012. – 507 с.
4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – 381 с.
5. Благой Д. Словарь литературных терминов. В 2-х т. Т. 2. – 8-е изд., испр. – М., 2020. – 623 с.
6. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н.С. Болотнова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Флинта-Наука, 2017. – 230 с.
7. Викулина Л.А., Мещерякова И.А. Творчество Марины Цветаевой: проблемы поэтики. – 3-е изд., испр. – М., 2008. – 298 с.
8. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971. – 264 с.
9. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение: кн. для учит. – 3-е изд., испр. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2017. – 308 с.
10. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – 5-е изд., доп. и перераб. – М., 2008. – 193 с.
11. Королева-Болтовская Л.Н. О поэзии М. Цветаевой // Пространство и время в литературе и искусстве: конец XIX нач. ХХ века. – Даугавпилс, 1987. – 423 с.
12. Кудрова И.В. Формула Цветаевой «лучше быть, чем иметь» // Марина Цветаева: Симпозиум, посвящ. 100-летию со дня рожд. – Нортфилд, Вермонт, 1992. – 402 с.
13. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб: Искусство, 2000. – 464 с.
14. Марзаганова Л.М. Особенности лирики Марины Цветаевой / Л. М. Марзаганова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 3 (293). – С. 134–136.
15. Михнева Т.Л. О приемах выразительности стиха М. Цветаевой // Историко-литературный процесс: методологические аспекты. – 4-е изд., доп. и перераб. – Рига, 2009. – 300 с.
16. Ревзина О.Г. Безмерная Цветаева: Опыт системного описания поэтического идиолекта. – М: Дом-музей Марины Цветаевой, 2009. – 600 с.
17. Ревзина О.Г. Тема деревьев в поэзии М. Цветаевой // Труды по знаковым системам XV / Отв. ред. Ю.М. Лотман. – Тарту, 1982. – 98 с.
18. Саакянц А.А. Марина Цветаева жизнь и творчество. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Эллис Лак, 2018. – 312 с.
19. Серова M.B. Поэтика лирических циклов в творчестве Марины Цветаевой. – 6-е изд., доп. и перераб. – Ижевск, 2017. – 328 с.
20. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2013. – 396 с.
21. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения // Хрестоматия для студентов филологических факультетов. – 4-е изд., испр. – М.: РГГУ, 2011. – 286 с.
22. Цветаева М.И. Полное собрание поэзии, прозы, драматургии / Под ред. Е. Г. Басовой. – М.: Альфа-книга, 2017. – 1216 с.


Вопрос-ответ:

Зачем Цветаева использует образы деревьев в своей лирике?

В использовании образов деревьев в своей лирике Цветаева обращается к ним как к универсальному символу, который может передать разнообразные эмоциональные состояния, отражающие состояние ее собственной души.

Какие характеристики имеют образы деревьев в лирике Цветаевой?

Образы деревьев в лирике Цветаевой характеризуются множеством граней: от символа жизни и роста до символа умирания и гибели. Они могут быть источником утешения и надежды, а также вызывать чувство одиночества и печали.

Какие образы деревьев можно найти в поэзии М. И. Цветаевой?

В поэзии Цветаевой можно найти образы деревьев разных видов: березы, сосны, дуба и так далее. Каждый вид дерева передает свою эмоциональную и символическую нагрузку и помогает автору создать определенную атмосферу в своих стихах.

Какие эмоциональные состояния передают образы деревьев в лирике Цветаевой?

Образы деревьев в лирике Цветаевой могут передавать разнообразные эмоциональные состояния, такие как печаль, одиночество, надежда, утешение, отражая внутренний мир автора и эмоции, которые она испытывала в определенные моменты своей жизни.

Какова символика деревьев в лирике Цветаевой?

Символика деревьев в лирике Цветаевой может быть разнообразной: они могут символизировать жизненную силу, стойкость, верность, а также смерть, умирание и гибель. Каждый образ дерева имеет свой собственный смысл и помогает автору передать определенное эмоциональное и символическое значение в своих стихах.

Какие параметры художественного текста являются основными?

Основными параметрами художественного текста являются язык, стиль, композиция, образы, сюжет и т.д.

Что такое литературный тип и каким образом он характеризует художественные образы в поэтическом тексте?

Литературный тип - это определенный способ представления художественных образов в литературе. В поэтическом тексте художественные образы могут быть характеризованы через использование метафор, сравнений, эпитетов и других литературных приемов.

Каков мир деревьев в поэтическом наследии М.И. Цветаевой?

Мир деревьев в поэтическом наследии Цветаевой представлен образами, которые олицетворяют силу, красоту и жизненную энергию. Деревья в стихах поэтессы выступают как символы природы, мудрости и внутреннего мира человека.

Какие образы деревьев можно найти в лирике Цветаевой?

В лирике Цветаевой можно найти образы деревьев, такие как береза, сосна, дуб и другие. Каждый образ дерева имеет свою символическую значимость и отражает определенные эмоциональные состояния и настроения поэтессы.

Какие образы деревьев были особенно важны для Цветаевой?

Один из наиболее значимых образов деревьев для Цветаевой была береза. Она часто встречается в ее стихах и символизирует красоту, грацию и женственность. Другие важные образы деревьев в лирике Цветаевой - это сосна, дуб и кедр, каждый из которых имеет свое особенное значение и значение в поэтическом мире поэтессы.

Какие основные параметры художественного текста рассматриваются в данном исследовании?

Основными параметрами художественного текста, которые рассматриваются в данном исследовании, являются образы деревьев в лирике Цветаевой.