Деятельность медицинской сестры по обучению пациентов с бронхиальной астмой правилам проведения пикфлоуметрии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Сестринское дело
  • 29 29 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 16.12.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. Общие сведения о бронхиальной астме. 6
1.1. Патофизиология и патогенез астмы 6
1.2. Пиковая скорость выдоха (ПСВ) 11
ГЛАВА 2. Принципы обучения пациентов с бронхиальной астмой. 16
2.1. Направления обучения пациентов с бронхиальной астмой 16
2.2. Обучение пациентов с бронхиальной астмой технике пикфлоуметрии 18
2.2.1. Техника выполнения пикфлоуметрии 21
2.2.2. Оценка результатов пикфлоуметрии 21
2.2.3. Профессиональная задача 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 29

Фрагмент для ознакомления

В таких случаях врач должен провести коррекцию терапии. Рекомендуется кратковременное интенсивное лечение пероральными кортикостероидами (30-60 мг в день, одна или несколько доз в день) до тех пор, пока значение ПСВ не достигнет уровня, характерного для "зеленой зоны". Затем прием кортикостероидов следует прекратить, обычно в конце лечения доза постепенно снижается. Однако в некоторых случаях (например, если пациент уже получает ингаляционные кортикостероиды) обычная доза ингаляционных кортикостероидов может быть увеличена вдвое в течение недели или до тех пор, пока не улучшится индекс ПСВ и не улучшатся симптомы. Частое воздействие" желтой зоны" указывает на то, что астма недостаточно контролируется и что терапию, проводимую в "зеленой зоне", необходимо усилить. "Красная зона". Сигнал тревоги. Уровень ПСВ составляет менее 50% от идеального. Симптомы астмы проявляются в состоянии покоя и усиливаются при повышенной активности. Ингаляционные агонисты В2 следует назначать немедленно. Если значение ПСВ остается ниже 50%, несмотря на применение бронходилататоров, пациент должен находиться под постоянным медицинским наблюдением, предпочтительно в отделении интенсивной терапии больницы. При лечении в "красной зоне" особое внимание следует уделять выбору адекватной дозы ингаляционных β2-агонистов, кортикостероидов. Если показатель ПСВ улучшился на фоне начального лечения бронходилататорами, лечение проводится по плану, предусмотренному "желтой зоной". Попадание в "красную зону" является отражением неэффективности лечения в "зеленой зоне". После устранения обострения следует пересмотреть план лечения, предусмотренный в "зеленой зоне", внести коррективы для контроля и лечения.2.2.1. Техника выполнения пикфлоуметрии1.Присоединить мундштук к пикфлоуметру. При этом необходимо убедиться, что стрелка прибора находится на нулевой отметке шкалы.2.Предложить пациенту сделать глубокий вдох, затем обхватить мундштук прибора губами и сделать максимально быстрый и сильный выдох через рот. (Детям следует объяснить, что выдыхать нужно так, как будто гасишь свечи на праздничном торте праздника).3.Выдыхаемый воздух оказывает давление на клапан прибора, который перемещает вдоль шкалы стрелку-указатель. Стрелка показывает пиковую скорость выдоха (ПСВ), обычно в литрах в минуту.4.Отметьте полученный результат по шкале.5.В одном исследовании делают три попытки, каждый раз возвращая стрелку на нулевую отметку.6.Из трех полученных результатов выбирают наибольший (наилучший) и отмечают его в дневнике самонаблюдения.2.2.2. Оценка результатов пикфлоуметрии1. Результаты пикфлоуметрии отмечаются на специальном графике или карте самооценки.2. Ориентиром для сравнения очередного полученного результата является лучший показатель ПСВ.3. Лучший показатель ПСВ определяется в течение 2—3 недель проведения ежедневной пикфлоуметрии.4. Если показатели ПСВ низкие или колебания утреннего и вечернего значения ПСВ большие, значит, контроль над болезнью не достигнут. Критическими считаются: либо снижение показателей ПСВ на 20% от ваших лучших результатов, либо колебания ПСВ в течение дня более чем в 20% -м диапазоне.Таким образом, пациент должен быть активным участником процесса лечения и партнером медсестры и врача. Это необходимо для соблюдения медицинских рекомендаций и повышения эффективности терапии.2.2.3. Профессиональная задачаПациент 56-ми лет госпитализирован в пульмонологическое отделение с диагнозом:атопическаяперсистирующаябронхиальная астма средней степени тяжести, неконтролируемая, приступный период. Предъявляет жалобы на периодические приступы удушья, одышки, кашель с небольшим количеством вязкой мокроты. Отмечает некоторую слабость, иногда головокружение при ходьбе. Врач назначил пациенту ингаляции сальбутамола при приступах. Однако сестра выяснила, что пациент допускает ряд ошибок при применении ингалятора, в частности, забывает встряхнуть перед использованием, допускает выдох в ингалятор, не очищает мундштук от слюны и оставляет открытым на тумбочке. Также пациент не умеет пользоваться пикфлоуметром. Дыхание с затрудненным выдохом, единичные свистящие хрипы слышны на расстоянии. Частота дыхания – 20 в минуту; пульс – 86 ударов в мин., удовлетворительных свойств; АД – 140/90 мм рт.ст. 1)Поставить сестринский диагноз (какие потребности нарушены, проблемы пациента). 2) Определить цели и составить план сестринского вмешательства.1. Нарушено удовлетворение потребности: дышать.Проблемы пациента:Настоящие: неумение правильно пользоваться карманным ингалятором, неэффективное откашливание мокроты, неумение пользоваться пикфлоуметромПотенциальные: риск развития астматического статуса, риск падений.Приоритетная проблема: неумение правильно пользоваться карманным ингалятором.2. Краткосрочная цель: научить правильно пользоваться карманным ингалятором к концу беседы с сестрой.Долгосрочная цель: уменьшение одышки, кашля, эффективное отхождение мокроты.План сестринского вмешательства:1. Беседа о правилах пользования ингалятором.2. Демонстрация ингалятора и правил обращения с ним.3. Адаптация имеющейся инструкции к уровню понимания гериатрического пациента и запись крупным шрифтом.4. Контроль правильного применения ингалятора.5. Обучение технике пользования пикфлоуметром Оценка достижения цели: правильное использование карманного ингалятораВыводы.Эффективность лечения бронхиальной астмы у пациентов тесно связана с их тщательным выполнением квалифицированных медицинских рекомендаций. Адекватный контроль этого заболевания требует осведомленности о заболевании и возможностях современного медикаментозного лечения, а также регулярного технического контроля при помощи пикфлоуметрии. В связи с этим, одна из профессиональных обязанностей медицинской сестры - обучать пациентов с бронхиальной астмой методам самооценки и самоконтроля в домашних условиях, вести дневник пациента, а также использовать инструменты доврачебной самопомощи при появлении симптомов. Измерение ПСВ - наиболее важный тест для пациентов, страдающих бронхиальной астмой, хроническим бронхитом и другими заболеваниями легких, которые требуют постоянного наблюдения за состоянием проходимости дыхательных путей. Это особенно важно в ситуациях, когда использование более сложных методов недоступно.Для этого метода исследования существует специальное устройство - пикфлоуметр, представляющий собой мундштук с градуированной шкалой. Современный аппарат удобен и прост в эксплуатации, с его помощью пациент может самостоятельно контролировать свое состояние, рассчитывать дозировку принимаемых лекарств и предотвращать приступ удушья. Пиковые расходомеры доступны как для взрослых, так и для детей. Как правило, дети могут пользоваться устройством с 4-6 лет. Пациент должен дважды в день проводить исследование и заносить в свой график все пиковые показатели расходомера, с помощью которых можно лучше понять особенности течения бронхиальной астмы.ЗаключениеМногие исследования подтвердили рост заболеваемости и распространенности астмы за последние 2-3 десятилетия, но многое остается неизвестным относительно фундаментальных иммунологических, генетических и экологических механизмов, лежащих в основе развития этого состояния и его повышенной выраженности, особенно в развитых странах. Тем не менее, некоторые факторы риска в настоящее время четко и последовательно определены. Например, можно настоятельно рекомендовать избегать курения матери во время беременности и в раннем послеродовом периоде, а также избегать известных профессиональных сенсибилизаторов. Напротив, предыдущие рекомендации избегать животных и кормить грудью как можно дольше, чтобы снизить риск развития астмы, были оспорены более поздними исследованиями. Вполне вероятно, что детальные исследования взаимодействия генов с окружающей средой и эпигенетики в конечном итоге позволят устранить несоответствия между многими предполагаемыми воздействиями и результатами. Хотя есть признаки того, что рост заболеваемости астмой достиг плато, по крайней мере в странах с самыми высокими показателями распространенности, большая часть эпидемиологии и многие факторы риска развития астмы по-прежнему требуют адекватного объяснения. Снижение риска и, возможно, даже истинная первичная профилактика астмы остаются недостижимыми, но являются ключевой целью лечения астмы.Поскольку ПСВ-тестирование обладает хорошими скрининговыми свойствами для выявления обструкции дыхательных путей, мы можем выявлять пациентов с обструкцией дыхательных путей на доклинической бессимптомной стадии и принимать профилактические меры до обострения развития заболевания. Эффективность современной терапии бронхиальной астмы, направленной на достижение и поддержание контроля над заболеванием, зависит от умения пациента гибко применять терапевтический комплекс, подобранный для него лечащим врачом. Такой подход к лечению был назван управляемым самоведением. Только обученные пациенты, которые следуют медицинским рекомендациям, могут активно участвовать в лечении. Одним из важных аспектов образовательных программ для пациентов с астмой является обучение технике пикфлоуметрии в домашних условиях.Ежедневная возможность объективной оценки функции легких с помощью пикфлоумометрии позволяет не только избежать тяжелых обострений, стабилизировать течение астмы, но и повышает приверженность пациента назначенному врачом лечению.Основную роль в обучении верной и эффективной технике пикфлоуметрии играет медицинская сестра, что делает ее роль в диагностическом и лечебном процессе незаменимой.Список использованной литературыDevereux, Graham S., 'Epidemiology, pathology, and pathophysiology', Asthma, 2 edn, Oxford Respiratory Medicine Library (Oxford, 2012; online edn, Oxford Academic, 1 Sept. 2012), https://doi.org/10.1093/med/9780199638918.003.0001, accessed 3 Nov. 2022.Feng Y, Shang YX. ZhongguoDangDaiErKeZaZhi. 2021;23(6):645-649. doi:10.7499/j.issn.1008-8830.2101134GINA Report, GlobalStrategyforAsthmaManagementandPrevention. Published MAY 2014.Halpin, D.M.G., Meltzer, E.O., Pisternick-Ruf, W. etal. Peakexpiratoryflowasanendpointforclinicaltrialsinasthma: a comparisonwith FEV1. RespirRes 20, 159 (2019). https://doi.org/10.1186/s12931-019-1119-6Nasreen S, Nessa A, Islam F, etal. ChangesofPeakExpiratoryFlowRateinAdultAsthmaticPatient. MymensinghMed J. 2018;27(2):245-250.Subbarao P, Mandhane PJ, Sears MR. Asthma: epidemiology, etiologyandriskfactors. CMAJ. 2009 Oct 27;181(9):E181-90. doi: 10.1503/cmaj.080612. Epub 2009 Sep 14. PMID: 19752106; PMCID: PMC2764772.Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи Руководство по проведению практических занятий Учебно-методическое пособие для студентов медицинских колледжей. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2016. – 282 с.Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии / [Текст] В.И. Маколкин, В.А. Сулимов, С.И. Овчаренко. - М.: МИА, 2013. - 243 c.Мышкина Людмила Витальевна, Шкатова Елена Юрьевна, Мухачева Елена Алексеевна Эффективность обучающих сестринских технологий в повышении качества жизни пациентов // Вятский медицинский вестник. 2011. №1.ПальмоваЛюбовьЮрьевна, ИшмурзинГеннадийПетрович, ПодольскаяАллаАнатольевнаРольмедицинскихсестерстационара в обучении и реабилитациипациентов с бронхиальнойастмой // Вестниксовременнойклиническоймедицины. 2019. №5. Сединкина, Р. Г. Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания / Р. Г. Сединкина, Е. Р. Демидова - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 432 сСестринский процесс при заболеваниях органов дыхания: учебное пособие для студентов /сост. С.А. Гуцуляк, ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.- Иркутск, 2015.- 28 с.Сестринское дело. Практическое руководство / под ред. И. Г. Гордеева, С. М. Отаровой. — М .: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 536 с . : ил.Смолева Э. В. Сестринское дело в терапии с курсом ПМП. – Учебник. Ростов-н/Д: «Феникс», 2012Собченко С.А., Счетчикова О.С., Лешенкова Е.В., Поспелова С.Н. Пикфлоуметрия в лечении бронхиальной астмы // Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. 2010. №3. Сухова Е. В. Что нужно знать фельдшеру о бронхиальной астме [Текст] / Е. В. Сухова// Справочник фельдшера и акушерки. - 2014. - № 6. - С. 18-29.Юдин А.А., Уханова О.П., Джабарова А.А. Роль медсестры в «Астма-школе» // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2016. №22. ПРИЛОЖЕНИЯПриложение А

Список использованной литературы

1. Devereux, Graham S., 'Epidemiology, pathology, and pathophysiology', Asthma, 2 edn, Oxford Respiratory Medicine Library (Oxford, 2012; online edn, Oxford Academic, 1 Sept. 2012), https://doi.org/10.1093/med/9780199638918.003.0001, accessed 3 Nov. 2022.
2. Feng Y, Shang YX. Zhongguo Dang Dai Er Ke Za Zhi. 2021;23(6):645-649. doi:10.7499/j.issn.1008-8830.2101134
3. GINA Report, Global Strategy for Asthma Management and Prevention. Published MAY 2014.
4. Halpin, D.M.G., Meltzer, E.O., Pisternick-Ruf, W. et al. Peak expiratory flow as an endpoint for clinical trials in asthma: a comparison with FEV1. Respir Res 20, 159 (2019). https://doi.org/10.1186/s12931-019-1119-6
5. Nasreen S, Nessa A, Islam F, et al. Changes of Peak Expiratory Flow Rate in Adult Asthmatic Patient. Mymensingh Med J. 2018;27(2):245-250.
6. Subbarao P, Mandhane PJ, Sears MR. Asthma: epidemiology, etiology and risk factors. CMAJ. 2009 Oct 27;181(9):E181-90. doi: 10.1503/cmaj.080612. Epub 2009 Sep 14. PMID: 19752106; PMCID: PMC2764772.
7. Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи Руководство по проведению практических занятий Учебно-методическое пособие для студентов медицинских колледжей. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2016. – 282 с.
8. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии / [Текст] В.И. Маколкин, В.А. Сулимов, С.И. Овчаренко. - М.: МИА, 2013. - 243 c.
9. Мышкина Людмила Витальевна, Шкатова Елена Юрьевна, Мухачева Елена Алексеевна Эффективность обучающих сестринских технологий в повышении качества жизни пациентов // Вятский медицинский вестник. 2011. №1.
10. Пальмова Любовь Юрьевна, Ишмурзин Геннадий Петрович, Подольская Алла Анатольевна Роль медицинских сестер стационара в обучении и реабилитации пациентов с бронхиальной астмой // Вестник современной клинической медицины. 2019. №5.
11. Сединкина, Р. Г. Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания / Р. Г. Сединкина, Е. Р. Демидова - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 432 с
12. Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания: учебное пособие для студентов /сост. С.А. Гуцуляк, ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.- Иркутск, 2015.- 28 с.
13. Сестринское дело. Практическое руководство / под ред. И. Г. Гордеева, С. М. Отаровой. — М .: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 536 с . : ил.
14. Смолева Э. В. Сестринское дело в терапии с курсом ПМП. – Учебник. Ростов-н/Д: «Феникс», 2012
15. Собченко С.А., Счетчикова О.С., Лешенкова Е.В., Поспелова С.Н. Пикфлоуметрия в лечении бронхиальной астмы // Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. 2010. №3.
16. Сухова Е. В. Что нужно знать фельдшеру о бронхиальной астме [Текст] / Е. В. Сухова// Справочник фельдшера и акушерки. - 2014. - № 6. - С. 18-29.
17. Юдин А.А., Уханова О.П., Джабарова А.А. Роль медсестры в «Астма-школе» // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2016. №22.

Вопрос-ответ:

Для чего нужно обучение пациентов с бронхиальной астмой правилам проведения пикфлоуметрии?

Обучение пациентов с бронхиальной астмой правилам проведения пикфлоуметрии необходимо для того, чтобы пациенты могли самостоятельно контролировать свое состояние и свою функцию легких. Пикфлоуметрия является методом оценки пропускной способности дыхательных путей и является важным инструментом для контроля астмы. Обучение помогает пациентам правильно проводить эту процедуру и адекватно интерпретировать полученные результаты.

Каковы основные направления обучения пациентов с бронхиальной астмой?

Основные направления обучения пациентов с бронхиальной астмой включают ознакомление с патофизиологией и патогенезом заболевания, принципами лечения и контроля состояния, а также приобретение навыков по самоконтролю и использованию ингаляционных препаратов. Также обучение включает в себя ознакомление с правилами проведения пикфлоуметрии и интерпретацию ее результатов.

Как оценивается пиковая скорость выдоха при пикфлоуметрии?

Оценка пиковой скорости выдоха (ПСВ) при пикфлоуметрии происходит путем сравнения полученных значений с индивидуальной нормой пациента. Индивидуальная норма определяется в результате нескольких повторных измерений ПСВ в период отсутствия обострения заболевания. При оценке ПСВ также учитывается возраст пациента и индивидуальные факторы.

Что такое бронхиальная астма?

Бронхиальная астма - это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, характеризующееся приступами задышки, кашля и свистящего дыхания.

Каковы причины развития астмы?

Развитие астмы может быть вызвано генетическими факторами, аллергическими реакциями на вещества в окружающей среде, воздействием вирусных инфекций и другими факторами.

Как пациенты с бронхиальной астмой могут измерять пиковую скорость выдоха?

Пациенты с бронхиальной астмой могут использовать прибор, называемый пикфлоуметр, для измерения своей пиковой скорости выдоха.

Какие есть принципы обучения пациентов с бронхиальной астмой?

Обучение пациентов с бронхиальной астмой включает инструктаж по правильному использованию лекарств, контролю симптомов, плану действий при приступе, а также обучению технике пикфлоуметрии.

Как выполняется пикфлоуметрия и как она оценивается?

Пикфлоуметрия выполняется с помощью пикфлоуметра, пациент должен сделать максимальный выдох в прибор, после чего оценивается полученное значение пиковой скорости выдоха.