Лингвостилистические особенности детской речи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Языкознание
  • 34 34 страницы
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 05.12.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Структура и лингвостилистические особенности детской речи 4
1.1. Структурно-языковой уровень языковой личности ребенка 4
1.2. Этапы речевой деятельности ребенка 13
Глава 2. Уровни языковой личности ребенка 25
2.1.Лингвокогнитивный уровень языковой личности ребенка 25
2.2. Мотивационный уровень языковой личности ребенка 26
Заключение 31
Список литературы 32
Фрагмент для ознакомления

Однако наблюдения за речью детей показывают, что употребление метафор им не свойственно. Дети еще не чувствуют потребности в обращении к другому носителю признака. Однако в лингвистических исследованиях В. К. Харченко при опоре на примеры спонтанной детской речи убедительно демонстрируется наличие метафорических переносов в речи ребенка, причем автор отмечает, что наряду с неосознанным употреблением переноса наименования ребенок и намеренно прибегает к этому приему речи. Уже в 5-7 лет ребенок правильно понимает употребление метафор, устанавливает логику зависимости предметных действий. Получается, что «понимание метафоры носит динамический характер, включающий ряд ступеней: от простого привлечения своего практического опыта — к предметности восприятия метафоры, через ее прямое значение — к переносному».Тем не менее в дошкольном возрасте этот этап только начинает формироваться, так как у ребенка складывается качественно новый уровень мышления — образное восприятие мира, позволяющее ему настраиваться «на восприятие метафоры».Стереотипами данного уровня выступают генерализованные высказывания. Но в анализируемом возрасте они практически не встречаются.Итак, на лингвокогнитивном уровне у детей начинает формироваться языковая картина мира, отражающая полученные знания об окружающем мире и выстраивающая их в строгую, системную иерархию.2.2. Мотивационный уровень языковой личности ребенкаКаждый возрастной период обладает своими специфическими характеристиками, то есть ведущая деятельность определяет место, которое занимает ребенок в системе общественных отношений, и позволяет судить о содержательной стороне общения. «Ведущая деятельность — понятие, позволяющее выделить в спектре видов деятельности ту, которая выражает типичные особенности психологического возраста и определяет формирование ключевых новообразований».В соответствии с представлениями М. И. Лисиной, важнейшим фактором смены ведущей деятельности является общение.Таким образом, мотивы и цели ведущего типа деятельности соотносятся с мотивами и целями речевого поведения ребенка. Иными словами, в центре исследования мотивационного уровня языковой личности находится ребенок с его потребностями, интересами, склонностями, особенностями психического развития [Пищальникова 2019:24].Речь ребенка дошкольного возраста всё более включается в его деятельность, выполняя функцию планирования, что приводит к выделению в деятельности принятия решения и планирования его выполнения.Речь перемещается с результата деятельности на её начало, не только фиксируя этот результат, но и предваряя его. Планирование деятельности в речи значительно повышает её эффективность, делает замысел устойчивым, а достижение его более быстрым, точным, правильным. На основе планирования практическая и умственная деятельность становится произвольной и целенаправленной.Кроме того, деятельность характеризуется специфическим употреблением языковых средств. При особенной организации и особенном употреблении средств реализации замысла речь в онтогенезе ребенка обладает всеми характеристиками деятельности: мотивированностью, целенаправленностью и структурностью.В основе речевой деятельности ребенка лежит потребность в общении. Она опредмечивается в мотиве речевых действий. Мотивация речевого поведения ребенка, как правило, определяется «сначала жизненно важными потребностями, но затем — и познавательными».Психологические исследования показывают, что мотивация речевого поведения неотделима от эмоциональных факторов, которые являются движущими силами в онтогенезе речи ребенка. Одним из первых факторов является «потребность содержательного общения». У ребенка возникает потребность в разговоре, обмене мыслями, самовыражении в речи (эгоцентрическая речь). Это первые шаги формирования процесса социализации, когда ребенок становится членом общества, и тогда потребность коммуникации принимает формы: а) непосредственного общения, б) опосредованного общения, в) внешнего самовыражения, г) внутреннего самовыражения [Львов 2017:44].Вторым фактором речевого развития является фактор речевой активности, компонентами которой выступают: а) быстрота речевых реакций в диалоге; б) выбор игр, развлечений, связанных с речью; в) быстрота и точность выбора слов, фразеологии, а также элементов содержания речи — фактов, лиц, сюжетов; г) быстрота и правильность развертывания синтаксических конструкций, текста, композиции рассказа; д) активная реакция на поступки или высказывания других лиц.Стремление к общению, контакту ребенка с другими лицами является начальным элементом целевых установок, которые могут быть направлены как положительно, так и отрицательно. Ведущей деятельностью детей 3-5 лет является игра. «Игра в дошкольном возрасте становится возможной, поскольку ребенок уже овладел знаковой функцией сознания и использует предметы-заместители. В игре дети сознательно подражают взрослым, познают свойства предметов и учатся ими действовать, устанавливают определенные взаимоотношения».«В дошкольном возрасте игровая деятельность способствует становлению не только общения ребенка со сверстниками, но и формированию произвольного поведения ребенка. Эмоционально-волевые механизмы управления ребенком своим поведением первоначально складываются именно в игре и общении со сверстниками».З.М. Истомина в своих исследованиях показала, что в условиях игры дети припоминают большее количество слов, чем в лабораторных опытах на запоминание[Цейтлин 2000:72].Таким образом, интенционально-целевая направленность, выражаемая в речи детей, характеризует их речевое и игровое поведение. В дальнейшем, при осуществлении деятельности, мотивы общения продолжают действовать и в зависимости от активности ребенка приобретают разные формы.В. В. Воробьев и Л. Г. Саяхова выделяют шесть классов интенций:Воздействующие речевые интенции.Речевые интенции, характерные для речевого взаимодействия.Информирующие речевые интенции.Интеллектуально-мыслительные речевые интенции.Эмоционально-оценочные речевые интенции.Конвенциональные (этикетные) речевые интенции.Представленная классификация отражает наиболее типичные и значимые коммуникативные потребности детей в возрасте до 10 лет. Выделенные группы соотносятся с основными функциями речевого общения: коммуникативно-регулятивной функции общения соответствуют речевые интенции, направленные на воздействие и взаимодействие; информационно-познавательной функции — информирующие речевые интенции и интенции, отражающие мыслительные процессы;аффективно -коммуникативной функции — эмоционально-оценочные речевые интенции, и, наконец, контактоустанавливающей функции — конвенциональные (этикетные) речевые интенции.Таким образом, ребенок пользуется речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информации, которую он включает в решение мыслительных задач.Языковая личность ребенка раскрывается также в использовании им прецедентных текстов, в роли которых выступают литературные произведения (стихотворения, рассказы, сказки). В речь ребенка они редко вводятся целиком (за исключением стихотворений) и чаще всего употребляются в сжатом виде — пересказом, в процессе которого ребенок использует выразительные средства, характерные для произведения. Способом выражения прецедентных текстов является также использование сказочных имен собственных (Баба-яга, Кощей Бессмертный и т. п.).Понимание литературных произведений выражается в том, что ребенок может сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сложном сюжете, описании. Он выделяет не только содержание, но и основную идею произведения, определяет главных и второстепенных героев, высказывает и мотивирует свое отношение к ним, дает им аргументированную оценку.По мнению Ю. Н. Караулова, процесс формирования ЯЛ заканчивается примерно к 7 годам, т. е. к этому возрасту оказываются сформированными все три уровня, а в дальнейшем происходит лишь совершенствование тех навыков и умений, которые составляют каждый уровень. Такой же точки зрения придерживаются И. Н. Горелов и К. Ф. Седов, считающие, что к 6-7 годам «языковая личность становится обладателем языкового механизма», правила использования которого ей предстоит постигать в процессе дальнейшей речевой практики.[Цейтлин 2000:72]ЗаключениеКорпус детской речи может стать одним из инструментов моделирования актуального грамматикона языковой личности ребенка в возрасте от двух до пяти лет. В свою очередь актуальный грамматикон, набор грамматических форм, на основе которых говорящий строит свою речь, может послужить базой для воплощения в практике обучения русскому языку идей актуальной грамматики.Исходя из анализа научных исследований в сфере языковой готовности ребёнка следует отметить, что, исследования в сфере формирования детской речи первоначально носили описательный характер. В последствии делался акцент на психологической составляющей и лингвистических особенностях ребёнка. Так, в результате своих научных изысканий Ж. Пиаже выделяет наиболее значимую детскую речь - эгоцентрическую, где речь - это сам процесс говорения, при котором совершенно не важно где, с кем и как общается ребёнок. В противовес данной теории выступают исследования Л. Выготского, в которых учёный доказывает важность влияния социума на развитие ребёнка и его речь.Современные исследователи приходят к выводу, что речь ребёнка следует изучать с позиции многоаспектности. С позиции лингвистики необходимо комплексное изучение норм использования речи ребёнком в процессе его возрастания. Что касается психолингвистики, то тут необходимо рассматривать формирование коммуникативных умений и навыков ребёнка с помощь его рефлекторных способностей и мотивированности.Таким образом мы можем говорить о том, что детская речь прежде всего является процессом неосознанным и при благоприятных условиях, например, подходящей языковой среде развивается благодаря спонтанной рефлексии. Процесс овладения языком достаточно долгий и состоит из разных уровней. Коммуникативные способности следует развивать с помощью специальных упражнений, таких, как составление ассоциативных рядов к той или иной ситуации.Список литературыАхапкина, Я. Э. Корпус детской письменной речи: StartWrit / Я. Э. Ахапкина, Е. Г. Сосновцева. - Текст : электронный // Проблемы онтолингвистики. - 2017. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 30048197 Белянин В. П. Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 232 с.Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Изд. 5, испр. - Издательство «Лабиринт», М., 1999. - 352 с.Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.Гарганеева, К. В. Мотивационный словарь детской речи / К. В. Гарганеева. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 2007. - 120 с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН СССР. - 1961. - 471 с.Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. - М. : КомКнига, 2005. - 320 с.Глухов В. П. Психолингвистика : учебник и практикум для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2022. 419 с.Горелов, И.Н. Основы психолингвистики: учебное пособие / И.Н Горелов, К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2001. - 304 с.Гридина, Т. А. Актуальная грамматика детской речи: когнитивные модели семантизации и механизмы порождения словоформ / Т. А. Гридина // Языковая личность: аспекты изучения : сборник научных статей памяти члена-корреспондента РАН Юрия Николаевича Караулова. - Москва : МАКС Пресс, 2017. - С. 110-122.Гридина, Т. А. Объяснительный словарь детских инноваций : монография и словарь / Т. А. Гридина. - Екатеринбург, 2012. - 202 с.Гридина, Т. А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи : учеб.пособие / Т. А. Гридина. - Москва : Флинта, 2013. - 152 с.Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / пер. с нем. яз. под ред. проф. Г. В. Рамишвили. М. : Прогресс, 1984. 397 с.Дружинин В. Н., Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. — М. : ПЕР СЭ, 2016. — 863 с.Захаров, В. П. Пролегомены к корпусной лингвистике / В. П. Захаров. - Текст : электронный // Вопросы психолингвистики. - 2016. - №2 (28). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prolegomeny-k- korpusnoy-lingvistikeКараулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 1987. - 264 с.Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. - Москва : Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с. Колясникова О.С. Явление мотивационной рефлексии в детской речи: дисс. ... канд. филол. Наук: 10.02.01Коновалова, Н. И. Актуальный грамматикон языковой личности: проблема моделирования / Н. И. Коновалова, Е. С. Красноперова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. - 2020. - № 3. - С. 6-14.Красноперова, Е. С. Усвоение грамматических форм в дошкольном онтогенезе / Е. С. Красноперова // LINGUISTICAJUVENIS. - 2016. - Вып. 18. - С. 69-76.Красных В. В. Основы психолингвистики. Лекционный курс. 2-е изд., доп. М. : Гнозис, 2012. 333 с.Кубрякова Е.С. Онтогенез языковой способности и ее структура / Е.С. Кубрякова // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. - М.: Наука, 1991. - 240 с.Кубрякова, Е.С. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / Е.С. Кубрякова, A.M. Шахнарович, Л.В. Сахарный. - М.: Наука, 1991. - 240 с.Леонтьев А. А. Основы психолингвистики: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд., стер. М. : Смысл ; Изд. центр «Академия», 2008. 288 с.Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М. : Сов. энциклопедия, 1990. 685 с.Львов М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. - М.: Академия. - 2000. - 240 с.Майорова, А. Д. Корпусная лингвистика: исторический и лингводидактический аспекты /А. Д. Майорова. - Текст : электронный // МНИЖ. - 2017. - № 5-2 (59).Овчинникова, И. Г. Лексикон младшего школьника (характеристика лексического компонента языковой компетенции) / И. Г. Овчинникова, Н. И. Береснева, Л. А. Дубровская, Е. Б. Пенягина. - Пермь, 2000. - 312 с.Палкин, А. Д. Возрастная психолингвистика: Толковый словарь русского языка глазами детей / А. Д. Палкин. - М., 2004. - 360 с.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 528 с.Пищальникова В. А., Сонин А. Г. Общее языкознание. Часть 1 : учебник для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М. : Р. Валент, 2019. 480 с.Сагутдинова, Э. Ш. О классификациях нарушений речи в детском возрасте / Э. Ш. Сагутдинова, Д. Г. Степаненко // Системная интеграция в здравоохранении. — 2010. — № 2 (8) — С. 32-43.Ушакова Т. Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. 2004. № 5. С. 4-16.Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи / Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 172 с.

1. Ахапкина, Я. Э. Корпус детской письменной речи: StartWrit / Я. Э. Ахапкина, Е. Г. Сосновцева. - Текст : электронный // Проблемы онтолингвистики. - 2017. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 30048197
2. Белянин В. П. Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 232 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Изд. 5, испр. - Издательство «Лабиринт», М., 1999. - 352 с.
4. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
5. Гарганеева, К. В. Мотивационный словарь детской речи / К. В. Гарганеева. - Томск : Изд-во Томско¬го ун-та, 2007. - 120 с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН СССР. - 1961. - 471 с.
7. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. - М. : КомКнига, 2005. - 320 с.
8. Глухов В. П. Психолингвистика : учебник и практикум для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2022. 419 с.
9. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики: учебное пособие / И.Н Горелов, К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2001. - 304 с.
10. Гридина, Т. А. Актуальная грамматика детской речи: когнитивные модели семантизации и механизмы порождения словоформ / Т. А. Гридина // Языковая личность: аспекты изучения : сборник научных статей па¬мяти члена-корреспондента РАН Юрия Николаевича Караулова. - Москва : МАКС Пресс, 2017. - С. 110-122.
11. Гридина, Т. А. Объяснительный словарь детских инноваций : монография и словарь / Т. А. Гриди¬на. - Екатеринбург, 2012. - 202 с.
12. Гридина, Т. А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи : учеб.пособие / Т. А. Гридина. - Москва : Флинта, 2013. - 152 с.
13. Гумбольдт В. Избранные труды по языкозна¬нию / пер. с нем. яз. под ред. проф. Г. В. Рамишвили. М. : Прогресс, 1984. 397 с.
14. Дружинин В. Н., Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. — М. : ПЕР СЭ, 2016. — 863 с.
15. Захаров, В. П. Пролегомены к корпусной лингвистике / В. П. Захаров. - Текст : электронный // Во¬просы психолингвистики. - 2016. - №2 (28). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prolegomeny-k- korpusnoy-lingvistike
16. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 1987. - 264 с.
17. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. - Москва : Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.
18. Колясникова О.С. Явление мотивационной рефлексии в детской речи: дисс. ... канд. филол. Наук: 10.02.01
19. Коновалова, Н. И. Актуальный грамматикон языковой личности: проблема моделирования / Н. И. Коновалова, Е. С. Красноперова // Вестник Московского государственного областного университе¬та. Серия: Русская филология. - 2020. - № 3. - С. 6-14.
20. Красноперова, Е. С. Усвоение грамматических форм в дошкольном онтогенезе / Е. С. Красноперо¬ва // LINGUISTICAJUVENIS. - 2016. - Вып. 18. - С. 69-76.
21. Красных В. В. Основы психолингвистики. Лекционный курс. 2-е изд., доп. М. : Гнозис, 2012. 333 с.
22. Кубрякова Е.С. Онтогенез языковой способности и ее структура / Е.С. Кубрякова // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. - М.: Наука, 1991. - 240 с.
23. Кубрякова, Е.С. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / Е.С. Кубрякова, A.M. Шахнарович, Л.В. Сахарный. - М.: Наука, 1991. - 240 с.
24. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд., стер. М. : Смысл ; Изд. центр «Академия», 2008. 288 с.
25. Лингвистический энциклопедический сло¬варь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М. : Сов. энциклопедия, 1990. 685 с.
26. Львов М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. - М.: Академия. - 2000. - 240 с.
27. Майорова, А. Д. Корпусная лингвистика: исторический и лингводидактический аспекты /А. Д. Майорова. - Текст : электронный // МНИЖ. - 2017. - № 5-2 (59).
28. Овчинникова, И. Г. Лексикон младшего школьника (характеристика лексического компонента языковой компетенции) / И. Г. Овчинникова, Н. И. Береснева, Л. А. Дубровская, Е. Б. Пенягина. - Пермь, 2000. - 312 с.
29. Палкин, А. Д. Возрастная психолингвистика: Толковый словарь русского языка глазами детей / А. Д. Палкин. - М., 2004. - 360 с.
30. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 528 с.
31. Пищальникова В. А., Сонин А. Г. Общее язы¬кознание. Часть 1 : учебник для студ. высш. учеб. за¬ведений. 2-е изд., испр. и доп. М. : Р. Валент, 2019. 480 с.
32. Сагутдинова, Э. Ш. О классификациях нарушений речи в детском возрасте / Э. Ш. Сагутдинова, Д. Г. Степаненко // Системная интеграция в здравоохранении. — 2010. — № 2 (8) — С. 32-43.
33. Ушакова Т. Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. 2004. № 5. С. 4-16.
34. Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи / Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
35. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 172 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности детской речи рассматриваются в статье?

Статья рассматривает лингвостилистические особенности детской речи на структурно-языковом уровне и уровнях языковой личности, также описывает этапы речевой деятельности ребенка.

Какие уровни языковой личности ребенка рассматриваются во 2 главе статьи?

Во второй главе статьи рассматриваются лингвокогнитивный и мотивационный уровни языковой личности ребенка.

Какие этапы речевой деятельности ребенка описываются в статье?

В статье описываются этапы речевой деятельности ребенка, такие как периоды преречевого развития, гласные периоды, слоговые периоды, словесные периоды и фразовые периоды.

Какие исследования показывают, что дети не используют метафоры в своей речи?

Наблюдения за речью детей показывают, что употребление метафор им не свойственно.

Где можно найти список литературы, использованной в статье?

Список литературы можно найти в конце статьи, на странице 32.

Какие структурно-языковые особенности детской речи можно выделить?

Детская речь имеет свои особенности на структурно-языковом уровне. Например, дети часто используют простые предложения, в которых пропущены некоторые части речи или слова. Они также могут совершать ошибки в грамматике, например, неправильно склонять или спрягать слова.

Какие этапы речевой деятельности проходит ребенок?

Речевая деятельность ребенка проходит через несколько этапов. Сначала это пре-лингвистический этап, на котором ребенок еще не произносит слова, но понимает речь. Затем следует ранний период речи, когда ребенок начинает использовать отдельные слова и короткие фразы. Далее идет период генерализации, когда ребенок усваивает все больше слов и грамматических конструкций. И, наконец, на последнем этапе ребенок достигает свободного владения речью.

Какие уровни языковой личности ребенка можно выделить?

У языковой личности ребенка можно выделить несколько уровней. Например, лингвокогнитивный уровень, который связан с пониманием языка и его использованием для мышления. Также есть мотивационный уровень, который отражает интересы и мотивацию ребенка к использованию речи. Кроме того, есть социально-практический уровень, который связан с использованием речи в общении с другими людьми.

Почему дети не используют метафоры в своей речи?

Наблюдения за речью детей показывают, что употребление метафор им не свойственно. Это связано с тем, что метафоры требуют абстрактного мышления и понимания переносного значения слов. Дети находятся на этапе развития речи, когда им еще трудно осознавать и использовать такие сложные концепции. Они обычно ограничиваются более прямыми и конкретными выражениями.