Методы и формы государственного регулирования экономики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 26 26 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 07.12.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики 4
1.1 Сущность понятия государственное регулирование экономики 4
1.2 Концепции государственного регулирования экономики 8
Глава 2. Современные особенности государственного регулирования в РФ 13
2.1 Особенности государственного регулирования российской экономики на современном этапе 13
2.2 Развитие механизмов управления экономикой 18
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Фрагмент для ознакомления

Есть ряд значительных проблем в разных сферах, в том числе и в сфере государственного регулирования экономики. Для оценки эффективности государственного управления на национальном уровне применяют ряд международных показателей, таких как показатель оценки качества целей и прогресса реформ в стране, индекс экономической свободы, индекс глобальной конкурентоспособности, индекс восприятия коррупции, интегральный показатель государственного управления и др. В России принято использовать свои оценочные методики, согласно которым, эффективность государственного управления определяется с помощью системы сбалансированных социально-экономических показателей устойчивого развития, включающей макроэкономические, институциональные, социальные и экологические группы. Так, к макроэкономическим показателям относятся уровень инфляции, темпы прироста ВВП, размер золотовалютных резервов, размер дефицита госбюджета, величина государственного долга, степень монетизации экономики [4]. Социальная группа показателей включает: уровень качества жизни, индекс Джини – степень неравенства при распределении денежных доходов разных слоев населения, уровень безработицы, уровень бедности. К группе показателей институционального развития относят: индекс качества и эффективности государственного управления, индекс качества развития институтов, уровень восприятия коррупции, готовность к введению и применению электронного правительства. Экологические показатели предполагают учёт таких показателей, как: энергоемкость ВВП и отдельных отраслей промышленности, доля возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе, уровень производства различных видов отходов, объем выбросов в атмосферу углекислого газа, уровень экологической устойчивости. Такой обширный набор показателей возможно, следует считать недостатком системы оценивания, как и недостаточный охват ими организационной структуры управления. Перечисленные показатели могут охарактеризовать развитие региона, но не отдельного подразделения органов власти. В процессе оценивания используются два основных метода оценки эффективности государственного управления. Первый – целевой, согласно которому устанавливаются целевые ориентиры показателей социально-экономического развития и оценивается эффективность движения к целевым значениям, в том числе: качество жизни населения, соблюдение экологических и социальных ограничений развития, эффективность проектов и программ, реализуемых с участием органа власти. Второй метод – функциональный, в соответствии с которым эффективность определяется на основе показателей качества выполнения основных управленческих функций, таких как: стратегическое планирование и управление, присутствие неформальных институтов инфраструктуры рынка, нормативно-правовое обеспечение, повышение квалификации служащих органов государственного управления и организация их обучения. Следует отметить, что государственное управление, реализуемое в РФ, недостаточно эффективно в отношении решения социально-экономических вопросов, затрагивающих уровень жизни населения, проблему бедности и т. д. [2]. В связи с этим, приоритеты государственной политики целесообразно ориентировать на укрепление и развитие реального сектора экономики, диверсификацию и модернизацию отраслей, производство конкурентоспособной продукции. Необходимо обратить внимание на денежно-кредитную сферу, которая напрямую влияет на экономический рост и социальную стабильность граждан. Банковская система, финансовое состояние которой также зависит от эффективности государственного управления, с одной стороны, положительно влияет на стабильность государства и экономический рост, с другой – может способствовать и усугублять кризисные явления, что делает формы взаимодействия государства с банковской отраслью важным фактором достижения целей государственной политики. При этом, основным показателем эффективности государственного управления должны быть уровень жизни населения и динамичное экономическое развитие, позволяющее отвечать на возникающие вызовы. Значительной проблемой является немалый бюрократический аппарат, и как следствие, расходы на его содержание, которые финансируются из бюджета страны. При этом, если в ряде других стран бюрократические структуры государства осуществляют созидательные функции, то в нашей стране подобные структуры тормозят эффективную реализацию экономических преобразований, препятствуют эффективному функционированию рыночной экономики. Еще одной проблемой, препятствующей эффективному государственному регулированию экономики, следует считать высокий уровень коррупции в стране. При этом между степенью бюрократизации государственного аппарата и уровнем её коррумпированности есть достаточно четкая зависимость. Конечно, в других странах проблема коррупции также имеет место. Однако, ни одно государство не смогло решить эту проблему полностью. Также следует выделить и другие проблемы, среди которых: неудовлетворительное (убыточное/малорентабельное) экономическое положение ряда предприятий, в том числе тех, что остались в собственности государства и ныне находятся под его контролем; снижение уровня инвестиционной активности в стране; высокая зависимость состояния экономики от сырьевых секторов; высокая зависимость экономики от мировых цен на энергоносители; проблема безработицы; проблема высокого уровня инфляции; проблема создания условий для высоких темпов научно-технического прогресса и т.д. На сегодняшний день наиболее остро стоит проблема государственного регулирования в условиях пандемии. Пандемия поставила под угрозу экономику многих государств, привела к макроэкономической нестабильности [2]. В России наблюдается спад производства, что замедляет развитие экономики в целом. Вполне возможными становятся рост уровня безработицы и инфляции. Перед государством возникает задача поддержки участников экономической деятельности, а именно поддержка предприятий малого и среднего бизнеса, которые не были готовы к наступившему кризису. Также пандемия вызвала рост числа безработных, многие предприятия обанкротились и закрылись. Ощутим и процесс инфляции. Произошел рост цен на важные продовольственные товары. В таких непростых условиях правительства и регуляторы стран были вынуждены принять беспрецедентные по масштабам и составу меры вмешательства в экономические процессы с целью смягчения ситуации. Примечательно, что меры поддержки рынков, которые вводят в настоящее время ведущие страны, не ограничиваются только мерами денежно-кредитной политики, они включают более широкие механизмы: налоговые, регуляторные, прямую поддержку отдельных отраслей, выплаты населению и пр. Многие государства были вынуждены разработать новые механизмы, которые ранее не применялись в кризисные периоды и, более того, начали осуществлять меры нерыночного характера, что подчеркивает масштабы кризисных процессов. В нашей стране пандемия актуализировала необходимость государственного регулирования экономики. Совершенно очевидно, что система государственного регулирования экономики нуждается в совершенствовании. Оптимизацию нельзя провести, предприняв единичные меры. Прежде всего, необходима реструктуризация государственного аппарата. Например, в странах в развитой рыночной экономикой, несмотря на имеющуюся специфику государственного устройства, функции по управлению экономическими процессами возложены на органы исполнительной власти, которые, как правило, представляют министерства. В большинстве стран сложилось оптимальное количество министерств – от 12 до 15. В нашей стране на сегодняшний день существует 21 министерство. Очевидно, следует оптимизировать численность государственного аппарата, и как следствие, снизить расходы бюджета страны на его содержание. Перспективы развития государственного регулирования российской экономики следует связывать с гарантией прав собственности и справедливой конкурентоспособностью для эффективного функционирования рыночной экономики. Государству следует осуществлять контроль денежного обращения, уровня инфляции и безработицы [3]. В русле ключевых направлений совершенствования госрегулирования в нашей стране актуально снижение ставок таможенных пошлин, ограничение роста тарифов естественных монополий, ужесточение контроля над ценами, стимулирование отечественного производства, в том числе сельскохозяйственного. Обеспечивая надлежащий контроль над бюджетными расходами, важно осуществлять структурную перестройку экономики с целью снижения ее зависимости от добывающих отраслей, поддерживать конкуренцию и инвестиционную активность. Особое внимание следует обратить на эффективное ресурсопользование [1, 4]. Итак, в целом, в государственном регулировании экономики различных типов характеризуется своим набором проблем, решение которых позволит повысить эффективность экономики страны в целом путём использования мер комплексного характера. ЗаключениеС глобальным развитием цифровых информационно-технологий, интернета мобильных устройств появились новые формы совместного использования различных товаров и услуг. Важным отличием эпохи цифровизации является то, что практика обмена теперь не ограничена какое-либо местностью или территорией, поскольку обмен возможен между людьми в различных пространствах и группах. Сфера виртуального совместного использования не только расширила местные сообщества совместного использования, но и сделала совместное использование возможным для широко распространённых сообществ. Совместное использование среди знакомых людей стало удобным, эффективным и действенным. Продолжающийся переход к цифровой экономике также является переходом к практике обмена, в результате чего цифровые технологии позволяют расширить практику обмена, масштабируемую для больших сообществ пользователей с очень низким барьером входа. Эти новые качества, а также растущий интерес к способу потребления в виде совместного использования вместо собственности превратил совместное использование в обширное явление, которое в настоящее время обсуждается как «экономика совместного использования». В России и вот 2020 году объем экономики совместного потребления доставил 1,07 трл. руб. Темпы роста в данном секторе 2019 году составили 50%, а в 2020 - 30%. Широкий спектр систем совместного использования, появившихся в эпоху цифровизации, следует рассматривать в трёх измерениях: техническое измерение, социальное измерение и измерение координации. Определяющей характеристикой экономики совместного использования является сочетание технических и социальных аспектов совместного использования, что обеспечивается цифровыми платформами, реализующими механизмы координации, необходимые для согласования спроса и предложения.Список используемой литературыБаликоев, В. З. Общая экономическая теория : учебник / В. З. Баликоев. – 16-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 528 с.Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 424 с.Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 383 с.Бродский, Б. Е. Макроэкономика : Продвинутый уровень : курс лекций / Б. Е. Бродский. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2019. – 336 с.Васильев, В. П. Экономика : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 316 с.Викулина, Т. Д. Экономическая теория : учебное пособие / Т. Д. Викулина. – 2-е изд. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. – 209 с.Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1 : учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 300 с.Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 2 : учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 255 с.Гребенников, П. И. Экономика : учебник для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 310 с.Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Г.М. Гукасьян. – 4-e изд., доп. и перераб. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 224 с.Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 432 с.Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 415 с.Дерен, В. И. Экономическая теория и экономическая политика. Практикум : учебное пособие для вузов / В. И. Дерен. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 286 с.Днепров, М. Ю. Экономическая теория : учебник для вузов / М. Ю. Днепров, О. В. Михайлюк, В. А. Николаев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 216 с.Евстафьев, Д. С. Основы экономических знаний / Д. С. Евстафьев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 190 с.


1. Баликоев, В. З. Общая экономическая теория : учебник / В. З. Баликоев. – 16-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 528 с.
2. Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 424 с.
3. Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 383 с.
4. Бродский, Б. Е. Макроэкономика : Продвинутый уровень : курс лекций / Б. Е. Бродский. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2019. – 336 с.
5. Васильев, В. П. Экономика : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Ю. А. Холоденко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 316 с.
6. Викулина, Т. Д. Экономическая теория : учебное пособие / Т. Д. Викулина. – 2-е изд. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. – 209 с.
7. Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1 : учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 300 с.
8. Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 2 : учебник и практикум для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 255 с.
9. Гребенников, П. И. Экономика : учебник для вузов / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 310 с.
10. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Г.М. Гукасьян. – 4-e изд., доп. и перераб. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 224 с.
11. Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 432 с.
12. Дерен, В. И. Экономика: экономическая теория и экономическая политика в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 415 с.
13. Дерен, В. И. Экономическая теория и экономическая политика. Практикум : учебное пособие для вузов / В. И. Дерен. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 286 с.
14. Днепров, М. Ю. Экономическая теория : учебник для вузов / М. Ю. Днепров, О. В. Михайлюк, В. А. Николаев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 216 с.
15. Евстафьев, Д. С. Основы экономических знаний / Д. С. Евстафьев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 190 с.

Вопрос-ответ:

Что такое государственное регулирование экономики?

Государственное регулирование экономики - это совокупность мер, методов и инструментов, которые применяются государством для влияния на экономические процессы в стране с целью достижения определенных социально-экономических задач.

Какие концепции государственного регулирования экономики существуют?

Существует несколько концепций государственного регулирования экономики, включая классическую, неоклассическую, кейнсианскую и институциональную. Каждая из них предлагает свой подход к вопросу регулирования экономических процессов.

Какие особенности государственного регулирования российской экономики на современном этапе?

На современном этапе в России основными особенностями государственного регулирования экономики являются рост роли государства в экономике, использование различных экономических инструментов и мер для достижения стратегических целей, регулирование международных экономических отношений и активное использование инновационных технологий.

Как развиваются механизмы управления экономикой в России?

Механизмы управления экономикой в России развиваются путем усовершенствования законодательства, принятия новых регулирующих актов, развития государственных органов и стимулирования привлечения инвестиций. Также важным элементом является разработка и реализация инновационных программ и проектов.

Какие источники литературы использовались при написании статьи?

Для написания статьи использовались различные источники литературы, включая учебники по экономике, научные статьи, аналитические отчеты и публикации экономических экспертов.

Что такое государственное регулирование экономики?

Государственное регулирование экономики - это система мер и инструментов, которые государство использует для воздействия на экономические процессы в стране с целью достижения определенных результатов.

Какие концепции государственного регулирования экономики существуют?

Существуют различные концепции государственного регулирования экономики, такие как либеральная, социальная, рыночная, плановая и др. Каждая концепция имеет свои особенности и подходы к регулированию экономики.

Какие особенности государственного регулирования экономики в России на современном этапе?

На современном этапе государственное регулирование экономики в России характеризуется прагматичным подходом, активным использованием мер стимулирования экономического развития, повышением эффективности государственных программ и механизмов управления экономикой.

Как развиваются механизмы управления экономикой в России?

Механизмы управления экономикой в России постоянно развиваются и совершенствуются. Это включает в себя улучшение законодательных основ, разработку новых программ и стратегий, создание специализированных институтов и внедрение информационных технологий для эффективного управления экономическими процессами.

Какие источники литературы использовались при написании статьи?

В статье использовались различные источники литературы, такие как учебники по экономической теории, научные статьи, аналитические отчеты и официальная статистика.