Культурные ценности в произведениях Э.М.Ремарка «Триумфальная арка» и «Три товарища»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Лингвистика
  • 23 23 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 10.12.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы культурных ценностей 4
1.1.Ценностное пространство культуры через призму литературы 4
1.2. Культурные ценности немецкого народа: история и современность 8
2. Культурные ценности, воспетые в творчестве Э. М. Ремарка 13
2.1. Антивоенные темы в произведениях Ремарка 13
2.1. Потерянное поколение в произведениях Ремарка 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Фрагмент для ознакомления

Жизнь хватает героев Ремарка за горло, потому что они живут и любят не в условном, абстрактном пространстве. Все они дети своего времени, и автору удается очень убедительно это преподнести. Для них невозможно отделить свою судьбу и любовь от трагедии вокруг них.В романе Э. М. Ремарка нашли отражение такие важные для немецкого общества культурные ценности настоящей дружбы, как поддержка, доверие, единство цели и общих интересов, любовь как одно из проявлений дружбы, а также воинское товарищество как возможность создания крепкой дружбы. между людьми, находящимися в экстремальных ситуациях совершенно разного характера.Основными факторами дружбы являются отзывчивость, готовность помочь, длительные отношения и наличие общих интересов и схожих жизненных принципов и целей. Воплощением надежности является образ «боевого товарища». 2.2. Потерянное поколение в произведениях Ремарка.В произведении «Три товарища» автору удалось так ярко и объемно описать послевоенную Германию до прихода к власти нацистов, что чисто визуальное восприятие текста исчезает и у читателя погружается в атмосферу отчаянной безысходности, тупого недовольства, незащищенности и ужаса, наполняющую умы и сердца людей того времени.Поколение, юность которого пришлась на период войны, называют «потерянным». Не потому, что люди эти потеряны для общества и дальнейшей жизни, а оттого, что на войне теряют они свои юношеские иллюзии и вместе с тем обретают какую-то несвойственную до этого сентиментальную мечтательность.Герои романа «Три товарища» живут в «скверное время»: безработица, инфляция, голод. Среди всего этого жизненного хаоса люди, представляющие «потерянное поколение», разучились видеть и чувствовать прекрасное. Их заботят другие проблемы. Они вынуждены бороться с жизненными трудностями. Патриция — женщина, ради которой нужно совершать подвиги, ее нужно боготворить. С ней ассоциируются цветы, и розы, которые ей дарит Роберт, сопровождают ее повсюду, как символ еще сохранившейся красоты, гармонии. безмятежности и счастья.В романе Ремарка центральными персонажами выступают трое друзей Роберт Локамп, Отто Кестер, Готфрид Ленц. Они представляют собой своеобразную «триаду». Товарищей объединяют общие интересы, одна жизнь на троих, поэтому интересы друг друга для них гораздо важнее собственных. Они не только друзья в мирной жизни, но и в большей степени товарищи на фронте. Здесь их можно отнести к трем богатырям. В народной традиции число «три» обозначает количество знаков, желаний, препятствий, запретов, испытаний.Пропп В.Я. в книге «Исторические корни сказки» считает, что тройка является символом изобилия, достатка и счастья. Куда бы вы ни посмотрели, вы найдете эту фигуру.Троих товарищей объединяет дружба на фронте. Их товарищество в бою и братство узнаваемы, потому что они представлены в фольклоре. Три былинных богатыря — это те же «Три сподвижника», их слитный образ архетипичен. Подобно героям романа Ремарка, каждый из героев имеет свою биографию, темперамент и характер.Три былинных богатыря взаимодействуют друг с другом, их сложно воспринимать по отдельности — их истории похожи. Это «братство» и «община» эпического происхождения и составляет основу романа Ремарка.Сюжет «Трех товарищей» следует оригинальной концепции. Авторское представление о наблюдательности принимает традиционные образцы, литературное произведение строится на соответствующих первых фольклорных элементах. Три героя-три спутника появляются в разных литературных жанрах, построенных по разным схемам, но очевидна ориентация на определенные фольклорные образы, а в основе литературы лежит культурная традиция.Главное событие романа Э.М. Ремарк «Триумфальная арка» — второе произведение его пенталогии об иммигрантах — это переход границы центрального персонажа, доктора Равика, живущего в изгнании в Париже после побега из немецкого концлагеря.Одной из центральных тем здесь, конечно же, является жизнь в изгнании. Другой, хотя и не самый очевидный, вопрос — вера в свое дело, верность традициям, что очень характерно для культурно-нравственных ценностей самого автора.«Триумфальная арка» стала первым произведением Ремарка, в котором он постепенно стал отходить от темы «потерянного поколения». Все-таки пережитые гонения со стороны фашистов должны были вылиться во что-то большее. И здесь это становится историей мести Равика гестаповцу Хааке, который довёл его возлюбленную до самоубийства.Пересечение Равиком границы и перемещение в окраинное «кольцо» пространства эмиграции (из Франции в США) может быть квалифицировано как подлинный переход. Его укоренению в окраинном пространстве ничего не препятствует, поэтому возвращаться в Европу после окончания войны герой не планирует. Все его травмы «погашены» (ausgelöscht). Этот факт Ремарк символически оформляет с помощью тех имен, которыми он наделяет героя.Для Равика гибель Сибиллы – одно из самых травматичных событий этого периода. До встречи с Хааке в Париже он всячески стремится подавить в себе воспоминание о ней: «В своих воспоминаниях он никогда не продвигался дальше, чем до того дня, когда Хааке распорядился ввести ее. Он никогда не продвигался дальше, чем до ужаса и сумасшедшего страха в ее лице. Только после убийства Хааке отношение Равика к этому фрагменту его прошлого меняется: «Он думал о ней, и кольцо, и судорога, и туман внезапно куда-то исчезли. Что-то разрешилось, баррикада была размыта, застывший образ ужаса начала двигаться, он больше не был замерзшей картинкой, как все эти годы. Перекошенный рот начал закрываться, глаза потеряли свою неподвижность, и к белому как мел лицу мягко возвращалась кровь. Оно больше не было застывшей маской ужаса – оно снова стало Сибиллой, которую он знал, которая жила с ним…». Образ погибшей Сибиллы, состоявший из набора неподвижных и неживых фрагментов («перекошенный рот», «белое как мел лицо» и др.), снова обретает целостность и «оживает» в воспоминании героя. «Баррикада» между Равиком и судьбой Сибиллы разрушается, и взаимоотношения героя с собственным прошлым утрачивают характер.Ну и нельзя обойти любовную линию. Тем более, что здесь Ремарк насколько возможно и предельно честно решился показать читателю основную канву своих отношений с Дитрих. И многообещающее начало отношений Равика и Жоан постепенно превращается в пытку для обоих. Несмотря на то, что доктор делает для новой пассии все возможное, это не останавливает ее от новых связей.Таким образом, важнейшими универсальными культурно-нравственными ценностями выступают любовь, дружба. Среди них понятия духовного родства, общности интересов, взаимоуважения, общего жизненного опыта, общей миссии, готовности пожертвовать ради друга.ЗАКЛЮЧЕНИЕКультурные ценности - незаменимые предметы и культурные ценности, созданные человеком в результате творческого процесса, имеющие общечеловеческое значение и оказывающие на человека эстетическое, научное, историческое воздействие.В основе каждого государства лежат свои национальные ценности, на формирование которых в свою очередь влияют политические, социальные, гражданские процессы.Стоит отметить, что формирование немецкой культуры происходило под влиянием федеративного устройства страны.Особое значение в формирование культурно-нравственных ценностей Германии отводится творчеству Ремарка, писателя, показавшего ужасы войны и рассказавшего, как она меняла людей и что принесла миру. Ремарк продолжил традиции неоромантизма в своем творчестве.«Триумфальная арка» — это роман о лучшем в людях, о любви, и о худшем, что они могут произвести, месть и одиночество. Выявляется главная проблема - проблема человечности, которая может появляться или исчезать у людей под влиянием нацистских идей.Роман «Три товарища» построен на контрастном сочетании бедности и роскоши, одухотворенности и бесплодного поведения, счастья и печали, страстного обмена чувствами между героями и романтического символизма.Э. М. Ремарк называет себя «воинствующим пацифистом», заявляя тем самым о своих политических убеждениях. В своих работах он показывает, насколько незначительна грань между современным человеком со всем его гуманитарным опытом и человеком, принимающим и оправдывающим насилие. Одна из главных целей автора — донести до читателя, насколько разрушительны последствия войны не только в физическом, но и в моральном плане.Творчество Э. М. Ремарка навеяно его социально-философскими воззрениями, согласно которым самым важным для человека является сохранение человечности в любой жизненной ситуации, а также полное исключение войны как метода захвата власти.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАнтология концептов / под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. М., 2007. С. 12.Калинин Е. А. РЕМАРК (Remarque, Remark) Эрих Мария (1898–1970). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/remark-remarque-remark-erih-mariya-1898-1970. (дата обращения 07.11.2022).Колотушкина, М. А. Тема товарищества в романе Э. М. Ремарка «Три товарища» / М. А. Колотушкина, Д. П. Овчинников. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 7 (27). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/young/archive/27/1599/ (дата обращения: 07.11.2022).Матвеев М. А. Журналистика Э. М. Ремарка как один из факторов формирования поэтики писателя.[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalistika-e-m-remarka-kak-odin-iz-faktorov-formirovaniya-poetiki-pisatelya. (дата обращения 07.11.2022).Поршнева, А.С. Эмигранты и эмиграция в романах Э.М. Ремарка. Сайт. – URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-germaniya/porshnevaemigranty-i-emigraciya-v-romanah-remarka.htm. - Дата обращения: 07.11.2022 - Текст: электронный.Подзолкова, Н.В. Концепт «Одиночество» в немецкой и русской лингвокультурах: Дис. … канд. фил. наук. – Волгоград, 2005 с. - 160.Ремарк Э.М. Творчество гения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://emremarque.ru/erikh_maria_remark_tvorchestvo_geniia.html.Нешатаева, В. О. Культурные ценности: цена и право [Текст] / В. О. Нешатаева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».  — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. — 208 с. — (Исследования культуры).Медведева Т. С. Ценности немецкого народа: история и современность. https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-nemetskogo-naroda-istoriya-i-sovremennost. (дата обращения 10.11.2022)Склейнис Г.А. Системность романного творчества Э.М. Ремарка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.em-remarque.ru/library/vek-remarka3.html.Соколов В.А. Анализ произведения «Три товарища» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://masters.donntu.org/2008/eltf/sokolov/md/ana-lyse.htm.Фунтова Д. А. Ценностное пространство культуры через призму современной русской литературы. (Дата обращения 10.11.2022).

1. Антология концептов / под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. М., 2007. С. 12.
2. Калинин Е. А. РЕМАРК (Remarque, Remark) Эрих Мария (1898–1970). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/remark-remarque-remark-erih-mariya-1898-1970. (дата обращения 07.11.2022).
3. Колотушкина, М. А. Тема товарищества в романе Э. М. Ремарка «Три товарища» / М. А. Колотушкина, Д. П. Овчинников. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 7 (27). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/young/archive/27/1599/ (дата обращения: 07.11.2022).
4. Матвеев М. А. Журналистика Э. М. Ремарка как один из факторов формирования поэтики писателя.[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalistika-e-m-remarka-kak-odin-iz-faktorov-formirovaniya-poetiki-pisatelya. (дата обращения 07.11.2022).
5. Поршнева, А.С. Эмигранты и эмиграция в романах Э.М. Ремарка. Сайт. – URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-germaniya/porshnevaemigranty-i-emigraciya-v-romanah-remarka.htm. - Дата обращения: 07.11.2022 - Текст: электронный.
6. Подзолкова, Н.В. Концепт «Одиночество» в немецкой и русской лингвокультурах: Дис. … канд. фил. наук. – Волгоград, 2005 с. - 160.
7. Ремарк Э.М. Творчество гения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://emremarque.ru/erikh_maria_remark_tvorchestvo_geniia.html.
8. Нешатаева, В. О. Культурные ценности: цена и право [Текст] / В. О. Нешатаева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. — 208 с. — (Исследования культуры).
9. Медведева Т. С. Ценности немецкого народа: история и современность. https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-nemetskogo-naroda-istoriya-i-sovremennost. (дата обращения 10.11.2022)
10. Склейнис Г.А. Системность романного творчества Э.М. Ремарка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.em-remarque.ru/library/vek-remarka3.html.
11. Соколов В.А. Анализ произведения «Три товарища» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://masters.donntu.org/2008/eltf/sokolov/md/ana-lyse.htm.
12. Фунтова Д. А. Ценностное пространство культуры через призму современной русской литературы. (Дата обращения 10.11.2022).



Вопрос-ответ:

Какие культурные ценности присутствуют в произведениях Э.М. Ремарка?

В произведениях Э.М. Ремарка можно обнаружить различные культурные ценности, такие как братство, дружба, человечность, справедливость. Он также осуждал войну и насилие, призывая к миру и миру между людьми. В его произведениях также прослеживается внимание к социальным проблемам и неравенству в обществе.

Какие антивоенные темы можно найти в произведениях Ремарка?

В творчестве Э.М. Ремарка антивоенные темы занимают центральное место. В его произведениях он рассматривает жестокость, нелепость и бессмысленность войны. Ремарк показывает ужасные последствия войны на судьбы отдельных людей и общество в целом. Он призывает к миру и миру между народами, осуждая военные конфликты и жертвы, которые приносят они с собой.

Что такое "потерянное поколение" и как оно отображается в произведениях Ремарка?

Понятие "потерянное поколение" было введено Э.М. Ремарком и описывает поколение молодых людей, которые потеряли свою молодость, надежды и идеалы из-за ужасов Первой мировой войны. В произведениях Ремарка "Три товарища" и "Триумфальная арка" отчетливо прослеживается эта тема потерянной молодости и разрушенных мечт.

Какие культурные ценности присущи немецкому народу и как они отражены в произведениях Ремарка?

Немецкий народ ценит такие ценности, как честность, дисциплина, работоспособность, порядок и традиции. В произведениях Ремарка можно увидеть отражение этих ценностей через портреты героев и их поступки. Он также обращает внимание на социальную несправедливость и неравенство, что является одним из негативных аспектов немецкой культуры, присутствующих в его произведениях.

Какие основные ценности культуры отражены в произведениях Э. М. Ремарка?

В произведениях Э. М. Ремарка отражены различные ценности культуры, такие как человечность, доброта, солидарность, патриотизм, протест против войны, любовь и трагическая судьба.

Какие антивоенные темы присутствуют в произведениях Ремарка?

В творчестве Э. М. Ремарка присутствуют антивоенные темы, такие как ужасы войны, бессмысленность смерти, разрушение и потеря человеческой жизни, несправедливость фронтовой жизни и патриотический фанатизм.

Какие культурные ценности немецкого народа отражены в произведениях Ремарка?

В произведениях Ремарка отражены культурные ценности немецкого народа, такие как трудолюбие, дисциплина, почитание традиций и истории народа, а также национальная идентичность и гордость за свою страну.

Какие темы связаны с потерянным поколением в произведениях Ремарка?

В произведениях Ремарка присутствует тема потерянного поколения, которое стало жертвой Первой мировой войны. Это поколение лишилось молодости, их жизни были уничтожены войной, а оставшиеся живыми столкнулись с цинизмом, безысходностью и потерей жизненных ценностей.

Какие ценности культуры присутствуют в двух произведениях Ремарка: Триумфальная арка и Три товарища?

В произведениях Триумфальная арка и Три товарища присутствуют различные ценности культуры, такие как любовь, дружба, человечность, справедливость, верность, а также протест против войны и насилия. Эти ценности являются основополагающими для понимания смысла произведений и выражают глубокие человеческие идеалы и ценности.

Какие культурные ценности воспеты в произведениях Э.М. Ремарка?

В произведениях Э.М. Ремарка воспеты такие культурные ценности, как мира, дружбы, человеческого достоинства, борьбы за свободу и справедливость. Он отражает жизнь и страдания обычных людей, высмеивает жестокость войны и восхваляет человеческую силу духа.

Какие темы антивоенные в произведениях Ремарка?

В произведениях Ремарка присутствуют различные антивоенные темы. Автор жестко осуждает войну как бессмысленное и бесчеловечное столкновение, разрушающее жизни и сжигающее человеческие ценности. Он подчеркивает ужасы военных действий, страдания солдат и непоправимые потери, которые они несли.