Обязательства по возмещению вреда, причиненного недостатками товара, работы, услуги

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Гражданское право
  • 90 90 страниц
  • 84 + 84 источника
  • Добавлена 21.12.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ВСЛЕДСТВИЕ НЕДОСТАТКОВ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) 6
1.1. Гражданско-правовая ответственность как разновидность юридической ответственности 6
1.2. Понятие и сущность гражданско-правовой ответственности за вред, вызванный недостатками товаров (работ, услуг) 16
1.3 Проблемы определения дефиниции «недостаток товара» 26
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ВСЛЕДСТВИЕ НЕДОСТАТКОВ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) 37
2.1. Субъектный состав обязательства по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков товаров (работ, услуг) 37
2.2. Основания ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товаров (работ, услуг) 49
2.3. Общие основания освобождения от ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товаров (работ, услуг) 58
2.4. Специальные случаи освобождения от ответственности за причинения вреда некачественными товарами (работами, услугами) 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
Фрагмент для ознакомления
Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета 1993. 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.09.2022) // СЗ РФ 1994. № 32. ст. 3301.
3. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О естественных монополиях» // 1995. № 34. ст. 3426.
4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ 2011. № 48. ст. 6724.
5. Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135 (ред. от 11.06.2022) «О защите конкуренции» // СЗ РФ 2006. № 31 (1 ч.). ст. 3434.
6. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 08.12.2020) «О защите прав потребителей» // СЗ РФ 1996. № 3. ст. 140.
7. ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст) // СПС Консультант плюс 2022

Научная литература

8. Аблятипова Н.А., Волкова И.Ю. Непреодолимая сила как основание для освобождения от гражданско-правовой ответственности // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 18-22.
9. Агафонова Н.Н. Защита прав потребителей в свете последних разъяснений Верховного Суда Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 6. С. 716-720.
10. Алтенгова О.Л., Зубарева М.Ю. Гражданско-правовая ответственность как вид юридической ответственности // Вестник ВИЭПП. 2022. № 1. С. 99-104.
11. Барынкин М.В. Меры профилактики противоправного поведения // Ученые записки 2020. № 4 (36). С. 45-47.
12. Большой юридический словарь // Под ред. А.Я.Сухарева, В.Д.Зорькина, Б.Е.Крутских – М., 1999.
13. Бондарева А.С., Рыжкова А.В. Правовая природа ответственности медицинских организаций за вред, причиненный жизни и здоровью // В сборнике: Концепция развития частного права: стратегия будущего. Всероссийская национальная научная конференция с международным участием студентов, магистрантов и аспирантов. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2021. С. 53-55.
14. Бунина С.Г. Юридическое обеспечение защиты прав потребителей в России: историко-правовое исследование: автореф. … канд. юрид. наук: 12.00.01. – М., 2009.
15. Вершинин А.А. Понятие гражданско-правовой ответственности предпринимателей // В сборнике: Наука и образование в XXI веке. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 48-52.
16. Вильгоненко И.М., Гагиева Н.Р., Белокопытова Н.Ю. Особенности возмещения вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинских услуг // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2018. Т. 2. № 4. С. 121-125.
17. Владимирова А.В., Сидоркина Н.А. Гражданско-правовая ответственность как вид юридической ответственности за нарушение договорных обязательств // В сборнике: Состояние и перспективы развития государства и общества в условиях модернизации: диалог науки и практики. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2015. С. 37-40.
18. Гассиева О.И., Мамедзаде Х.М., Молотиевская А.А. Теоретические аспекты понятия гражданско-правовая ответственность // В сборнике статей IV Международной научно-практической конференции: «Теория и практика современной науки». ‒ Пенза, 2021.
19. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 2: учебник/ Под ред. В. П. Камышанского, Н. М. Коршунова, В. И. Иванова. – М. : Юнити-Дана, 2018.
20. Гражданское право. В 4 т. Т. IV / Под ред. Е. А. Суханова. – М.: Волтерс Клувер, 2017.
21. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3. – 4-е изд., перераб. И доп. / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2020.
22. Грынь Э.А. Гражданско-правовая ответственность: понятие и основания освобождения // В сборнике материалов XIX Международной научной конференции молодых ученых и студентов Уральского государственного юридического университета: Эволюция российского права. − Екатеринбург, 2021. С. 427-430.
23. Dan B. Dobbs, Dobbs law of remedies St. Paul, Minn. : West Pub. Co., 1993.
24. Дворецкий М.Ю. Актуальные вопросы понятия юридическая ответственность, его значение для теории уголовного права // Адвокатская практика 2007 № 4. С. 27-29.
25. Десятникова Е.А. Понятие и виды юридических конструкций гражданско-правовой ответственности // Симбирский научный вестник. 2020. № 3-4 (41-42). С. 75-78.
26. Доманжо В. П. Ответственность за вред, причиненный путем злоупотребления правом: непосредственный // Учёные записки Казанского Императорского университета. 1913. № 5. С. 2-5.
27. Евстигнеев Э. А. Принцип генерального деликта: современное состояние и перспективы применения // Вестник гражданского права. 2017. № 4 С. 45–83.
28. Ершова Е.О. Вина причинителя вреда при оказании медицинских услуг ненадлежащего качества // World science: problems and innovations. Сборник статей XXXIX Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. 2020. С.78-81.
29. Ефремова Д.В. Трансформации института туризма в обществе потребления на фоне пандемии коронавируса 2020 // Историческая и социально-образовательная мысль. 2021. Т. 13. № 1. С. 35-38.
30. Жижневская В.И. Система менеджмента качества в здравоохранении //Молодой исследователь Дона. 2020 № 2 (23). С. 90-95.
31. Журдэн П. Принципы гражданско-правовой ответственности // Вестник гражданского права. 2021. Т. 21. № 6. С. 154-193. С. 155-157.
32. Закупень Т.В. Потребительский экстремизм как форма злоупотребления правом при заключении банками кредитного договора с гражданами заемщиками // Банковское право. 2015. № 1. С. 23-30.
33. Захарова, О. Н. Непреодолимая сила и гражданско-правовая ответственность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / О. Н. Захарова ; Байкальский гос. ун-т экономики и права. – М., 2005.
34. Зуева М.В., Климович А.В., Корнеева О.В., Мережкина М.С., Томтосов А.А. Комментарий к главе 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» ГК РФ (часть вторая) // СРС Консультант плюс 2022
35. Идрисов Х.В. Соотношение категорий «убытки», «ущерб» и «вред»: анализ законодательства, доктрины и судебной практики // Известия Чеченского государственного университета. 2020. № 4 (20). С. 173-175.
36. Каплунова, Е. С. Непреодолимая сила и смежные с ней понятия : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Е. С. Каплунова ; Томский гос. ун-т. – Томск, 2005.
37. Кизилов А.О. Основания, исключающие возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ, услуг // В сборнике: Актуальные вопросы юриспруденции. Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 46-49.
38. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй (постатейный). Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор д.ю.н., профессор О.Н. Садиков – М., Юридическая фирма Контракт, издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2016.
39. Кондратьева В.А. Проблемы соотношения договорной и деликтной ответственности в сфере защиты прав потребителей на законодательном уровне // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 88-4. С. 37-40.
40. Корнилова Н.В. О правовом статусе покупателя по договору розничной купли-продажи // Право и государство: теория и практика. 2022. № 1 (205). С. 291-293.
41. Логинова Е.В. Экспертиза качества товаров как фактор повышения удовлетворенности потребителей // Экономика и предпринимательство 2021. № 6. С. 879-881.
42. Мамин А.С., Халин Р.В. Сравнительно-правовой анализ разграничения договорной и деликтной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ или услуг по действующему законодательству РФ //Бизнес в законе 2013 № 6. С. 45-49.
43. Манатилова Ф.Н. Оценка дефектной продукции и организация предупреждающих и корректирующих воздействий // В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Б.Н. Герасимова. Пенза, 2022. С. 270-273.
44. Мельник Е.А., Мельник С.В. К вопросу о механизмах гражданско-правовой ответственности юридических лиц // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 2 (38). С. 135-137.
45. Минько Э.В. Оценка качества товаров и основы экспертизы − Саратов: Профобразование, 2017.
46. Мозолин В.П. Гражданско-правовая ответственность в системе российского права // Журнал российского права 2012. Т. 1. № 181. С. 33-35.
47. Наниев Г.К. К вопросу о гражданско-правовом понятии «потребитель» в обязательствах по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков товаров и услуг // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 46. С. 112-116.
48. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2021.
49. Ожёгов С.И. Словарь русского языка. – М., 2016.
50. Ожегова Г.А. К понятию «потребительский экстремизм» // Юрист. 2014. № 14. С. 15 - 19.
51. Полевик Г.А. Защита прав потребителей в договорах при дистанционной торговле в условиях пандемии Covid-19 // В сборнике: Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения–2022. Сборник научных трудов по материалам IХ Международной научно-практической конференции, приуроченной к празднованию 300-летия Российской академии наук. 2022. С. 128-130.
52. Пугачева Д.Р. Защита прав потребителей в период санкций // В сборнике: Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения–2022. Сборник научных трудов по материалам IХ Международной научно-практической конференции, приуроченной к празднованию 300-летия Российской академии наук. 2022. С. 135-138.
53. Раевская М.П., Павлов Е.В. Исследование взаимосвязи между качеством и конкурентоспособностью выпускаемой предприятием продукции // Управление качеством на этапах жизненного цикла технических и технологических систем. Сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-технической конференции. Редколлегия: Е.В. Павлов (отв. редактор). Курск, 2022. С. 173-177.
54. Рудакова С.И. Права потребителей и их защита в Российской Федерации гражданско-правовыми средствами // Наука через призму времени. 2021. № 11 (56). С. 82-85.
55. Руденко Е. Ю. К вопросу о потребительском экстремизме. // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. №4-4. С. 89-91.
56. Сатбаева А.М., Шалгимбаева К.М., Бакытжан М. Защита прав потребителей при приобретении товара ненадлежащего качества: сравнительно-правовой анализ // Актуальные научные исследования в современном мире 2021. № 1-9. С. 271-280.
57. Селютина О.Г. Проблемные аспекты ответственности в предпринимательских отношениях // Наука и практика. 2015. № 4 (65).С. 84-87.
58. Скворцова Т.А., Сулейманов Х.А. Качество товара как правовая категория // Актуальные научные исследования в современном мире 2018. № 7-3. С. 66-70.
59. Скловский К.И. Применение права и принцип добросовестности // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2018. № 2.С. 95-98.
60. Скрипкин М.М. Конституционные основы защиты прав потребителей и проблемы их реализации // Студенческая наука Подмосковью. Сборник материалов Международной научной конференции молодых ученых. Орехово-Зуево, 2021. С. 410-414.
61. Смоленский М.Б. Особенности организации управления развитием российского законодательства в области защиты прав потребителей // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 12 (139). С. 75-78.
62. Старчиков М. Ю. Гражданско-правовая ответственность медицинских организаций за вред, причиненный жизни (здоровью) пациентов при оказании медицинских услуг: теоретические положения и судебная практика – М.: Инфотропик Медиа, 2016. С.64–65.
63. Степанова Ю.П. Об основаниях исследования понятия «механизм освобождения от юридической ответственности» // Теория государства и права 2020. № 3-1. С. 122-129.
64. Хусаинов Р.Ф. Понятие и особенности гражданско-правовой ответственности при банкротстве юридических лиц // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 12-5 (70). С. 370-375.
65. Шекунова Ю.В. Национальная система защиты прав потребителей: понятие и механизмы осуществления защиты // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2022. № 2 (59). С. 61-68.
66. Шутихина З.А. Нормативное закрепление понятий «недостаток товара» и «существенный недостаток товара» как гражданско-правовое средство охраны прав потребителей технически сложных товаров // Аллея науки 2018. Т. 2. № 7. С. 754-757.
67. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1997.

Материалы судебной практики

68. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.03.2017 № 33-5816/2017 // [Электронный ресурс]: http://sudact.ru
69. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2019 № 53-КГ19-3 // СПС Консультант плюс 2022
70. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24 марта 2015 г. № 306-ЭС14-7853 по делу № А65-29455/2013 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. Август 2015 г. № 8
71. Постановление Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки»// Вестник ВАС РФ. 1998. № 3.
72. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»// СПС Консультант плюс 2022
73. Апелляционное определение Московского городского суда от 28.03.2017 по делу № 33-8634/2017// [Электронный ресурс]: http://sudact.ru
74. Апелляционное определение Московского городского суда от 16.10.2017 по делу № 33-32953/2017. [Электронный ресурс]: // http://sudact.ru
75. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2012 г. № 3352/12// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2012 г. № 10.
76. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26.07.2022 № 88-16037/2022 по делу № 2-1476/2021 // СПС Консультант плюс 2022
77. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28.07.2022 № 88-16575/2022, 2-1-6212/2021 // СПС Консультант плюс 2022
78. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15.12.2020 по делу N 88-24355/2020, 2-426/2019 // СПС Консультант плюс 2021

Электронные ресурсы

79. Известия: ритейлеры дадут год гарантии на ввезенную в Россию по параллельному импорту технику [Электронный ресурс]: https://www.kommersant.ru/doc/5469688
80. По итогам Рейтинга – 2021 по уровню защищенности интересов потребителей Республика Башкортостан заняла первое место // [Электронный ресурс]: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news_region/news_details_region.php?ELEMENT_ID=19522
81. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2020 год // [Электронный ресурс]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5671
82. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2021 // [Электронный ресурс]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=6120
83. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2019 год // [Электронный ресурс]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5258
84. Эксперты: не надо ожидать от параллельного импорта чудес // [Электронный ресурс]: https://habr.com/ru/news/t/676068/

Вопрос-ответ:

Каковы особенности гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный недостатками товаров, работ и услуг?

Особенности гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный недостатками товаров, работ и услуг, заключаются в том, что лицо, чьи права нарушены, имеет право на возмещение причиненного ущерба от лица, которое несет ответственность за недостатки. При этом, ответственность может быть договорной или внедоговорной, в зависимости от ситуации. Кроме того, для того чтобы потерпевший имел право на возмещение вреда, необходимо доказать наличие недостатков и причинно-следственную связь между этими недостатками и причиненным ущербом.

Что такое гражданско-правовая ответственность за вред, вызванный недостатками товаров, работ и услуг?

Гражданско-правовая ответственность за вред, вызванный недостатками товаров, работ и услуг, представляет собой обязательство лица, причинившего ущерб, возместить потерпевшему причиненные убытки. Это основывается на правах и обязанностях, предусмотренных гражданским законодательством. Оно заключается в том, что в случае наличия недостатков в товарах, работах или услугах, продавец, изготовитель или исполнитель могут нести ответственность за ущерб, причиненный потребителю или заказчику.

Какие проблемы возникают при определении понятия "недостаток товара"?

При определении понятия "недостаток товара" возникают некоторые проблемы. Это связано с тем, что в разных случаях недостатками могут являться различные отклонения от общепринятых стандартов. Кроме того, оценка недостатка товара может быть субъективной и зависеть от индивидуальных предпочтений и потребностей потребителя. Также возникают сложности в определении, кто несет ответственность за недостаток товара - продавец, изготовитель или поставщик.

Какова особенность гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный недостатками товара, работ или услуг?

Особенностью гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный недостатками товара, работ или услуг, является то, что она возникает в случае наличия недостатков, которые могут быть обнаружены потребителем после приобретения товара, сдачи работ или предоставления услуги.

Как можно определить понятие и сущность гражданско-правовой ответственности за вред, вызванный недостатками товаров, работ или услуг?

Понятие и сущность гражданско-правовой ответственности за вред, вызванный недостатками товаров, работ или услуг, определяются как юридическая обязанность возместить причиненный ущерб потребителю в случае, если товары, работы или услуги имеют недостатки, которые могут быть обнаружены после их получения или предоставления.

Какие проблемы могут возникнуть при определении дефиниции недостатка товара?

Определение дефиниции недостатка товара может стать проблемой, так как существует разные точки зрения на то, какие именно характеристики товара могут являться недостатком. Некоторые могут считать, что недостатком является отсутствие заявленной функциональности, в то время как другие могут считать, что недостатком является любое отклонение от стандартов качества или требований безопасности.

Где возникает гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный недостатками товаров, работ или услуг?

Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный недостатками товаров, работ или услуг, возникает в сфере отношений между потребителем и продавцом товаров, исполнителем работ или предоставителем услуг. Также, возможна ответственность третьих лиц, которые производили, реализовывали или предоставляли данные товары, работы или услуги.

Какую функцию выполняет гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный недостатками товаров, работ или услуг?

Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный недостатками товаров, работ или услуг, выполняет функцию защиты прав потребителей, позволяя им получить возмещение ущерба, вызванного некачественными товарами, выполнением некачественных работ или предоставлением некачественных услуг.