Воспитание в процессе обучения младших школьников.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 40 40 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 11.12.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты воспитания в процессе обучения младших школьников 5
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников 5
1.2 Сущность психолого-педагогического процесса в младшем школьном возрасте 7
1.3 Воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС 11
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации воспитательной работы в процессе обучения младших школьников 19
2.1 Опыт работы по организации воспитательной работы с младшими школьниками 19
2.2 Анализ уровня воспитанности младших школьников как показателя организации воспитательной работы 23
2.3 Рекомендации по организации воспитательной работы с младшими школьниками в школе 28
Заключение 33
Список литературы 34
Приложения 36

Фрагмент для ознакомления

Реализация этих принципов создает благоприятные условия для организации воспитания и раскрытия личности учащегося. В младшем школьном возрасте довольно заметно происходит формирование личности. Согласно учению Л. С. Выготского, у ребенка до поступления в школу формируются важные компоненты, обеспечивающие процесс коммуникативного и личностного развития. Это воля к принятию новых социальных отношений и способность к рефлексии.При организации воспитательной работы опираемся на концепцию Н.М. Конышевой, в которой говорится, что проектная деятельность стала средством коммуникативного и личностного развития младших школьников, на всех этапах работы над проектом учитель должен учитывать психологическую педагогические особенности возраста воспитанников и степень их самостоятельности.Идея организации воспитательной работы – воспитание в деятельности. В ходе учебного процесса необходимо стремиться дать каждому обучающемуся возможность в соответствии со своими способностями и интересами реализовать себя в деятельности. Поэтому в своей практике учителям рекомендуется использовать технологии, позволяющие развивать личность ученика. В частности, рекомендуется использовать следующие технологии:1. Обучение и воспитание в сотрудничестве, что способствует личностному развитию младшего школьника, признание права выбора за каждым учеником.2. Здоровье сберегающая технология формирования мотивации здоровья и навыков здорового образа жизни у школьников.3. Проектная деятельность, позволяющая развивать у учащихся способность учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки проекта.Рекомендации составлены на основании нормативных документов об образовательной программе и образовательной рабочей программе. Эти рекомендации предназначены для повышения уровня ребенока как личности, научиться жить в коллективе и развивать индивидуальные способности и интересы каждого ребенка. Содержание рекомендаций адаптировано к детскому возрасту и охватывает гражданско-правовое воспитание, формирование культуры поведения и умственного труда, санитарно-гигиенических навыков.При переходе из класса в класс учитывается преемственность и возможности детей, а содержание меняется в зависимости от форм и методов воспитательной работы. Прогнозируемый результат – создание сплоченного коллектива, воспитание культурной личности с коммуникативной культурой. Данная программа направлена ​​на развитие следующих качеств:- умение жить и работать в команде, учитывать мнение других;- веду здоровый образ жизни;- умение ответственно подходить к поставленным задачам;- навыки социальной жизни.Особенности организации образовательного процесса проявляются в том, что при переходе от детского сада к школе меняется род деятельности: игра сменяется обучением, а значит, меняются условия, воздействующие на личность ребенка. Данная программа реализуется с 1-4 классов начальной школы. В 1-2 классе ставят цель: формирование умения правильно строить отношения со сверстниками и взрослыми в новых отношениях, учиться дружить друг с другом. В 3-4 классах цель - создать команду.Эти рекомендации можно использовать на любом уроке, так как они призваны поднять нравственные качества личности ребенка и развить его коммуникативные способности. На основании этой программы классный руководитель ежегодно составляет план воспитательной работы с учетом особенностей своего классного коллектива, школы и района. Эти рекомендации основаны на этапах организации воспитательной работы: планирование, реализация, управление, контроль, анализ и оценка (приложение 4).Эта рекомендация предназначена для воспитания ребенка как личности, воспитания умения жить в коллективе и развитие индивидуальных способностей и интересов каждого ребенка. Содержание рекомендации устанавливается с учетом возраста детей, охватывает гражданско-правовое воспитание, формирование культуры поведения и умственного труда, санитарно-гигиенических навыков.Таким образом, организация воспитательной работы представляет собой программу направленности и интеграции усилий ее людей, определяющую действия, которые необходимо осуществить для достижения желаемых результатов. Этапами организации воспитательной работы являются: планирование, реализация, управление, контроль, анализ и оценка.ЗаключениеГлавной целью социокультурного развития личности является непрерывное присвоение культурного опыта и преобразование знаний, приобретенных в его деятельности. В самом раннем школьном возрасте, в сенситивном периоде личностного развития ребенка, процесс социокультурного развития преимущественно осуществляется во взаимодействии со взрослыми.Таким образом, классный руководитель должен создать условия, способствующие эмоциональному и культурному развитию учащихся, развитию их социальной и нравственной позиции. Задачи творческого характера выступают механизмом превращения социокультурного знания в деятельность. При этом под творческой деятельностью следует понимать не только создание новых оригинальных продуктов высокой общественной ценности, но и деятельность, в результате которой приобретается личная социокультурная позиция, так или иначе выражающая индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт. Младшие школьники, осваивающие программы творческого развития, гораздо чаще формируют сложные социокультурные проблемы, чем их сверстники, изучающие традиционные методы и технологии.Воспитание младшего школьника как субъекта социокультурного развития с помощью описанных выше организационных средств и методов способствует усвоению сведений об общечеловеческих ценностях, на основе которых затем учащиеся строят собственную модель (приемлемую) культурное поведение в обществе. Для того чтобы способствовать эффективному социокультурному развитию школьников, современный педагог должен обладать высоким уровнем культурно-эстетической компетентности, представляющей собой синтез различных личностных и профессиональных качеств.Список литературы1.Губанова Н.Ф. Социокультурное развитие личности ребёнка: монография./ Губанова Н.Ф. – М.: ГСГУ, 2017. − 219 с. 2. Заббарова М.Г., Дормидонтова Л.П. Творческое развитие младших школьников во внеурочной деятельности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. − 2019. − № 5. − С. 52-57. 3. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. Учебник и практикум для вузов.- М.: Издательство ЮРАЙТ, 2021. 406 с.4. Казанцева В.А., Самодурова Ю.М. Специфика использования метода воспитывающих ситуаций в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками. − Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. – С. 182-185.5. Мухина В.С. Возрастная психология. 4-е изд. - М.: АКАДЕМИЯ, 2017. 656 с. 6. Нарыкова Г.В. Формирование базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте // Thescientificheritage» journal. № 25. 2018. С. 32–34.Электронные ресурсы7. Абдуллина Л.Б. Теоретические аспекты проблемы нравственного воспитания младших школьников. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty (дата обращения 03.11.2022)8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002805670 (дата обращения 03.11.2022)9. Диагностика уровня нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой. - URL: http://ouustzao.omr.obr55.ru/files/2019/02/Диагностика-нравственной-воспитанности (дата обращения 03.11.2022)10. Колесов В.И. Сущность психолого-педагогического процесса в младшем школьном возрасте. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-psihologo-pedagogicheskogo (дата обращения 03.11.2022)11. Конышева Н. М. Ступеньки детства: программа-концепция для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения дошкольников. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006607190 (дата обращения 03.11.2022)12. Крыжина Е.В. Формы и методы воспитания младшего школьника как субъекта социокультурного развития. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-vospitaniya (дата обращения 03.11.2022)13. МАОУ «Школа № 42» города Нижний Новгород- URL: https://school42nn.ru/ (дата обращения 03.11.2022)14. Нарыкова Г.В. Воспитание и социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-i-sotsializatsiya-mladshih (дата обращения 03.11.2022)15. Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы) - URL: https://eduportal44.ru/Sharya/msh6/DocLib119/Методика (дата обращения 03.11.2022)Приложения Приложение 1Таблица 1 - Результаты использования диагностики уровня воспитанности учащихся начальной школы по методике Н.П. Капустина. Критерий «Любознательность»УровеньВысокийХорошийСреднийНизкийКол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %3«В»класс420136531500Таблица 2 - Результаты использования диагностики уровня воспитанности учащихся начальной школы по методике Н.П. Капустина на констатирующем срезе. Критерий «Прилежание»УровеньВысокийХорошийСреднийНизкийКол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %3«В»класс21094684015Таблица 3 - Результаты использования диагностики уровня воспитанности учащихся начальной школы по методике Н.П. Капустина на констатирующем срезе. Критерий «Отношение к природе»УровеньВысокийХорошийСреднийНизкийКол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %3«В»класс157521021015Таблица 4 - Результаты использования диагностики уровня воспитанности учащихся начальной школы по методике Н.П. Капустина на констатирующем срезе. Критерий «Я и школа»УровеньВысокийХорошийСреднийНизкийКол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %3«В»класс115563021015Приложение 2Таблица 5 - Результаты использования диагностики уровня воспитанности учащихся начальной школы по методике Н.П. Капустина на констатирующем срезе. Критерий «Прекрасное в моей жизни»УровеньВысокийХорошийСреднийНизкийКол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %3«В»класс63094552500Таблица 6 - Результаты использования диагностики уровня нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой на констатирующем срезе. Критерий «Патриотизм»УровеньВысокийХорошийСреднийНизкийКол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %3«В»класс004201365315Таблица 7 - Результаты использования диагностики уровня нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой на констатирующем срезе. Критерий «Любознательность»УровеньВысокийХорошийСреднийНизкийКол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %3«В»класс15630136500Приложение 3Таблица 8 - Результаты использования диагностики уровня нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой на констатирующем срезе. Критерий «Трудолюбие»УровеньВысокийХорошийСреднийНизкийКол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %3«В»класс00630136515Таблица 9 - Результаты использования диагностики уровня нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой на констатирующем срезе. Критерий «Доброта и отзывчивость»УровеньВысокийХорошийСреднийНизкийКол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %3«В»класс210147042000Таблица 10 - Результаты использования диагностики уровня нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой на констатирующем срезе. Критерий «Самодисциплина»УровеньВысокийХорошийСреднийНизкийКол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %Кол-во челДоля, %3«В»класс00105094515Приложение 4Рекомендации по организации воспитательной работы для младших школьниковНа этапе планирования определяются цели направлений в работе, задачи и формы работы. Мы разработали последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей, определили ответственных.На этапе реализации:- создание конечного продукта проекта- отслеживание хода проекта- решение возникающих проблем- информирование учащихся о ходе выполнения проекта- внесение изменений в план.Сценическое руководство. На этом этапе руководство определяет ответственных за каждое мероприятие. Этап контроля. Контроль: постоянный, объективный, оперативный, открытый.Этап анализа и оценки. Этот этап осуществляется по следующим критериям:- доступность;- прозрачность: какие результаты ожидаются от студентов;- соответствие содержанию работы;- мотивация студентов на достижение результатов;- ясность и связанность с наиболее важными результатами работы;- динамичность: способность развиваться в соответствии стекущие изменения в школе.Союз мальчиков и девочек. Интеллектуальное образование.Цель: Создать условия для развития способности мыслить целесообразно, рационально, эффективно проявлять себя в окружающей среде.Задачи:1. Определение круга реальных образовательных возможностей обучающегося.2. Создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном росте.3. Формирование культуры интеллектуального развития школьника.Формы работы:- Организация и проведение тематических бесед и классных часов.- Организация и проведение интеллектуальных конкурсов, викторин, игр, КВН по тематике.- Участие в предметных школьных и районных олимпиадах.- Организация и проведение дополнительных занятий.Гражданско-правовое образование.Цель: Создать условия для формирования у детей демократической культуры отношений, правового самосознания, навыков общественной жизни.Задачи:1. Воспитание любви к Родине, ее истории, культуре, традициям.2. Воспитание правовой культуры.3. Воспитание гражданственности, ответственности, достоинства.4. Воспитание культуры взаимоотношений, навыков социальной жизни.Формы работы:- Организация и проведение традиционных праздников: класс,школа, город, государство.- Организация и проведение встреч с участниками войны.- Организация и проведение встреч с интересными людьми: работниками полиции, суда, прокуратуры.- Организация и проведение тематических классных часов и бесед, посещение краеведческого музея, библиотеки.- Организация и проведение конкурсов рисунков, творческих работ и т.п. к праздничным датам, оформление выставок.Моральное воспитание.Цель: Способствовать пониманию себя, постижению общечеловеческих ценностей для развития рефлексии.Задачи:1. Воспитывать учащихся в правильной нравственной позиции.2. Воспитать человека, умеющего нести ответственность за свои действия, обладающего правовой культурой.3. Воспитать человека, уважающего общепринятые ценности, нормы, законы.Формы работы:- Организация и проведение семейных вечеров, конкурсов.- Формирование и развитие классных традиций.- Организация и проведение тематических бесед, классных часов.- Организация и проведение классных праздников.Здоровый образ жизни.Назначение: Способствует освоению здорового образа жизни, формирует силу, выносливость, красоту тела человека.Задачи:1. Создание условий для физического развития студентов.2. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.4. Участвовать в школьных и районных спортивных соревнованиях.Формы работы:- Организация и проведение спортивных игр, соревнований, дней здоровья.- Организация и проведение тематических классных часов с приглашением школьной медсестры, бесед, родительских собраний.- Организация и проведение семейных спортивных соревнований, семейных соревнований.- Организация и проведение походов совместно с родителями.- Проведение бесед о гигиене мальчика и гигиене девочки.Трудовое образование.Цель: Формировать потребность в труде, умение рационально использовать время, нести ответственность за поставленную задачу.Задачи:1. Формировать постоянную потребность в труде.2. Воспитывать ответственность за проделанную работу.Формы работы:- Организация и проведение трудовых мероприятий, субботников, трудовых десантов.- Организация и ведение дежурства в школе, по коридору начальных классов.Художественно-эстетическое образование. Развитие творчества.Цель: Создать условия для развития творческих способностей учащихся, развития индивидуальных задатков и способностей каждого ребенка.Задачи:1. Воспитывать и прививать любовь к искусству и музыке.2. Реализовать индивидуальные способности в области художественного творчества.3. Создать условия для того, чтобы учащиеся в равной степени проявляли свою индивидуальность.Формы работы:- Организация и проведение классных вечеров, утренников, школьных праздников.- Организация и проведение тематических бесед и классных часов по художественно-эстетическому воспитанию.- Организация и проведение выставок поделок, рисунков школьников.- Выпуск крутых газет, альбом "Наш класс".- Посещение музея, выставок, концертов музыкальной школы.- Участие в детской школьной организации «РИТМ».- Объединение детей в различные группы для самоуправления.- Участие в кружках и секциях по интересам.- Выборное собрание совета класса. Работа в различных группах, комитетах школы.Семейное воспитание.Цель: Создать условия для укрепления отношений с семьей, сформировать положительное отношение к семейным ценностям.Задачи: Привлечь семьи учащихся к активному участию в жизни класса.Технологии:- Исследование студенческих семей.- Организация психолого-педагогического просвещения родителей.- Организация и проведение спортивных праздников и спортивных соревнований.- Организация и проведение тематических бесед и классных часов.- Организация и проведение походов с участием семей студентов.- Формирование классовых традиций.- Индивидуальные и групповые консультации и беседы с детьми и родителями.

1.Губанова Н.Ф. Социокультурное развитие личности ребёнка: монография./ Губанова Н.Ф. – М.: ГСГУ, 2017. − 219 с.
2. Заббарова М.Г., Дормидонтова Л.П. Творческое развитие младших школьников во внеурочной деятельности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. − 2019. − № 5. − С. 52-57.
3. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. Учебник и практикум для вузов.- М.: Издательство ЮРАЙТ, 2021. 406 с.
4. Казанцева В.А., Самодурова Ю.М. Специфика использования метода воспитывающих ситуаций в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками. − Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. – С. 182-185.
5. Мухина В.С. Возрастная психология. 4-е изд. - М.: АКАДЕМИЯ, 2017. 656 с.
6. Нарыкова Г.В. Формирование базовых национальных ценностей в младшем школьном возрасте // The scientific heritage» journal. № 25. 2018. С. 32–34.
Электронные ресурсы
7. Абдуллина Л.Б. Теоретические аспекты проблемы нравственного воспитания младших школьников. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty (дата обращения 03.11.2022)
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002805670 (дата обращения 03.11.2022)
9. Диагностика уровня нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой. - URL: http://ouustzao.omr.obr55.ru/files/2019/02/Диагностика-нравственной-воспитанности (дата обращения 03.11.2022)
10. Колесов В.И. Сущность психолого-педагогического процесса в младшем школьном возрасте. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-psihologo-pedagogicheskogo (дата обращения 03.11.2022)
11. Конышева Н. М. Ступеньки детства: программа-концепция для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения дошкольников. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006607190 (дата обращения 03.11.2022)
12. Крыжина Е.В. Формы и методы воспитания младшего школьника как субъекта социокультурного развития. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-vospitaniya (дата обращения 03.11.2022)
13. МАОУ «Школа № 42» города Нижний Новгород- URL: https://school42nn.ru/ (дата обращения 03.11.2022)
14. Нарыкова Г.В. Воспитание и социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-i-sotsializatsiya-mladshih (дата обращения 03.11.2022)
15. Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (1 - 4 классы) - URL: https://eduportal44.ru/Sharya/msh6/DocLib119/Методика (дата обращения 03.11.2022)

Вопрос-ответ:

Какие особенности характерны для младших школьников?

Младшие школьники характеризуются повышенным интересом к окружающему миру, активностью и любознательностью. Они находятся на стадии формирования личности и проходят через ряд психологических и физических изменений.

Какова сущность психолого-педагогического процесса в младшем школьном возрасте?

Психолого-педагогический процесс в младшем школьном возрасте направлен на развитие и воспитание ребенка. Он включает в себя образовательные, воспитательные и развивающие деятельности, а также активное участие педагогов, родителей и самого ребенка.

В чем заключается воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС?

Воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) основано на принципах гуманизации, интеграции и дифференциации образования. Оно направлено на развитие творческих способностей, формирование ценностных ориентаций и социальных компетенций у детей.

Каков опыт работы по организации воспитательной работы в процессе обучения младших школьников?

Опыт работы по организации воспитательной работы в процессе обучения младших школьников включает в себя различные методы и приемы, такие как использование игровых форм обучения, организация проектной деятельности, применение индивидуального подхода к каждому ребенку. Важным элементом воспитательной работы является работа с родителями и сотрудничество с ними.

Какие педагогические особенности воспитания младших школьников выделяются в данной статье?

В данной статье выделяются такие педагогические особенности воспитания младших школьников, как активизация самостоятельности и инициативы детей, развитие социальной ответственности, формирование эмоциональной сферы, развитие творческих способностей и ценностных ориентаций. Также рассматривается важность интеграции воспитательной работы с учебным процессом.

Какие психолого-педагогические особенности присущи младшим школьникам?

Психолого-педагогические особенности младших школьников включают быстрый рост и развитие, формирование основных интеллектуальных и эмоциональных навыков, стремление к самостоятельности и независимости, повышенную активность и познавательный интерес, формирование представлений о морали и нравственности.

Как можно описать сущность психолого-педагогического процесса в младшем школьном возрасте?

Сущность психолого-педагогического процесса в младшем школьном возрасте заключается в интеграции обучения и воспитания, создании условий для развития личности и формирования ценностных ориентаций, развитии интеллектуальных и эмоциональных сфер ребенка, стимулировании самостоятельности и творческой активности.

Как организуется воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС?

Воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС осуществляется на основе принципов гуманистического образования, индивидуального подхода к каждому ребенку, комплексного развития его личности. Важными компонентами данного процесса являются формирование целей и задач воспитания, организация проблемно-поисковой деятельности, создание сотрудничества с родителями.

Какой опыт по организации воспитательной работы в процессе обучения младших школьников уже накоплен?

Опыт по организации воспитательной работы в процессе обучения младших школьников включает такие аспекты, как создание благоприятного психологического климата в классе, проведение коллективных и индивидуальных бесед на актуальные темы, разработку игровых и творческих заданий, организацию внеклассной работы и взаимодействие с родителями.

Какая роль играет воспитание в процессе обучения младших школьников?

Воспитание в процессе обучения младших школьников играет важную роль в формировании личности ребенка, его ценностных ориентаций, моральных и этических норм. Оно способствует развитию самостоятельности, творческой активности, социальной компетентности. Воспитание помогает формировать навыки коммуникации и сотрудничества, а также развивает эмоциональную сферу ребенка.