Проблема Север-Юг в экономике европейских стран (на примере стран Европы)
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 11.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы Север-Юг 3
1.1 Сущность проблемыСевер-Юг 3
1.2 Современная проблема отношений Севера и Юга 8
Глава 2. Практические вопросы проблемы Север-Юг в странах Европы 15
2.1 Общая характеристика проблемы Север-Юг на Европейском пространстве 15
2.2 Перспективы решения проблемы 27
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Проблема, с которой согласны почти все лидеры, заключается в том, что такого серьезного кризиса не было со времен Второй мировой войны.- Политическая целостность зависит от восстановления экономики :Когда наступил четвертый день "бесконечного" саммита, благодаря новым планам, лежащим на столе, в конечном итоге был достигнут консенсус. Самым важным вопросом, который блокировал встречи, была сумма гранта, который нужно было предоставить.Во-первых, председатель Совета ЕС Чарльз Майкл предложил 450 миллиардов евро и 400 миллиардов евро, предложение, поддержанное Германией и Францией.Однако было достигнуто согласие с новым предложением совета, которое увеличило сумму гранта до 390 миллиардов евро. Оставшиеся 360 миллиардов евро будут предоставлены в виде займов.На этом саммите, который стал самым продолжительным саммитом в истории ЕС после саммита в Ницце в 2000 году, заторы, похоже, на данный момент преодолены. Однако из-за необходимости одобрить эти выводы длительного переговорного марафона Европейский парламент (ЕП), прежде чем можно будет сказать последнее слово, потребуется провести серию дополнительных обсуждений. В ЕП тот факт, что политические взгляды, направленные против ЕС и/или скептически настроенные по-европейски, гораздо более распространены, естественным образом приведет к этим дискуссиям.План спасения ЕС и бюджетное соглашение на 2017-2021 годы касаются стран, пострадавших от эпидемического кризиса, не только их самих, но и всех тех, кто поддерживает торговые отношения с ЕС из-за его места в мировой экономике. По оценкам Европейского центрального банка (ЕЦБ), текущий экономический кризис, как ожидается, приведет к сокращению экономики еврозоны на 8,7%.Испания, Италия и Хорватия, которые больше всего пострадают от этого сокращения, также являются странами, которые больше всего пострадали от кризиса, вызванного Covid-19. Вместо того, чтобы брать больше кредитов, члены ЕС, которые страдают от последствий финансового кризиса 2008 года, ищут пути выхода из этого кризиса и восстановления, используя помощь ЕС в качестве субсидии.Однако президент Европейского центрального банка Кристин Лагард подчеркнула, что скорость и масштабы восстановления экономики остаются неопределенными, что указывает на то, что для экономического пространства ЕС звучит тревожный сигнал.Эксперты говорят, что содержание плана спасения является спорным, поскольку он будет заимствован на финансовых рынках. Согласно первому плану, предложенному Европейской комиссией, наибольшая часть (610 миллиардов евро) будет направлена на согласование политики государств-членов, их возможностей по спасению и устойчивости, и если план спасения будет одобрен, то Италия получит помощь в размере 81,8 миллиарда евро, Испания - 77,3 млрд евро и Франция-39 млрд евро.В этом контексте не следует забывать, что решение экономических проблем связано с текущими социальными и политическими проблемами. Другими словами, экономическое и финансовое восстановление ЕС сыграет ключевую роль в решении других политических и социальных проблем.В течение долгого времени ЕС сталкивался как со структурными, так и с периодическими проблемами. Картина, которая была представлена на саммите ЕС за последние четыре дня, является самым ярким доказательством того, что эти трудности сохраняются.Преодоление кризиса на этот раз может стать первым шагом к решению всех остальных проблем. Потому что большие вызовы пандемического кризиса старым проблемам увеличивают вероятность того, что кризис перерастет в растущий снежный ком, если ЕС не получит своевременного ответа.В результате тот факт, что этот тупик на саммите удалось разрешить в очень сжатые сроки, усилил сомнения в процессе принятия решений в ЕС и в быстром и эффективном реагировании на проблемы.В XXI веке ЕС не сможет определить свою позицию в международной политике, пока не решит свои внутренние проблемы, такие как Брексит, ксенофобия, политические, экономические и социальные проблемы.Было бы нереалистично ожидать, что ЕС, который не может решить свои собственные проблемы, станет одним из игроков, которые будут предлагать конструктивные решения проблем международной политики, например, в Сирии, Восточном Средиземноморье или в какой-либо другой части мира.2.2 Перспективы решения проблемыПроблема Север — Юг — это термин, обозначающий проблемы экономических отношений и социальных различий между развитыми и развивающимися странами.Суть глобальной проблемы севера и юга состоит в разнице доходов / уровня жизни между странами, которые подразделяются на страны северного и южного полушария (страны северного полушария считаются развитыми, а южного — развивающимися).Название не очень точное с географической точки зрения, т. к. не очень ясна ситуация со странами Азии, с Австралией и Новой Зеландией (последние две страны принадлежат южному полушарию и считаются одними из самых развитых в мире).У этой проблемы много возможных причин:уровень здоровья и образования в стране;природные ресурсы (наличие и управление);свойства промышленности страны и её экономики;доступ к рынкам и международная торговая политика;способ управления правительством и международными отношениями (с другими странами);наличие конфликта внутри страны и между странами;трудность в преодолении стихийных бедствий и климатических изменений.Существует несколько вариантов решения проблемы этого дисбаланса между развитыми и развивающимися странами.Аграрные страны не могут преодолеть отсталость и занять достойное место на международном рынке т. к. их государства не способны создать современный рыночный механизм в локальных экономиках. Поэтому предлагаемое решение состоит во внедрении рыночной экономики и отказе от государственной собственности.Сторонники этого метода уверены, что мировую экономику контролируют международные монополии, что даёт возможность Северу угнетать Юг.Антиглобалисты требуют пересмотра всей системы экономических отношений в мире в пользу Юга. Они считают, что развитые страны осознанно снижают цены на сырьё, а цены обработанных товаров сами же и завышают.По этой логике, для повышения конкурентоспособности и обеспечения отраслевой диверсификации Юга необходимо внести изменения в структуру самих аграрных государств. Необходимы реформы в существующей системе экономических отношений, но вносимые в неё изменения должны облегчать проведение реформ в развивающихся странах.Развитые страны — страны с уровнем дохода выше среднего и высоким.Для этого зачастую рассматривается валовой национальный доход (ВНД):низкий доход: до 1025 долларов США;доход ниже среднего: 1026 – 4035 долларов;доход выше среднего: 4036 – 12 475 долларов;высокий доход: 12 476 долларов или больше.Среди глобальных проблем человечества чаще всего называют экологические, несправедливо забывая про геополитические. Одной из таких острых проблем современности является конфликт «Север-Юг». Суть её заключается в экономическом неравенстве между развитыми и развивающимися странами, то есть в делении на бедных и богатых. Название этой проблемы таково, потому что большинство развитых стран расположено на севере глобуса (Европа, Северная Америка), а в южном полушарии больше развивающихся стран (Африканские страны, Южная Азия).Также встречается такой феномен, как разрыв между Севером и Югом внутри одной страны. Типичные примеры Южные (Ошская, Баткенская) и северные (Чуйская) области в Кыргызстане, Южная Италия и Падания, Фландрия и Валлония, Новая Англия и юго-восточные штаты США, Север и Юг Казахстана.Кроме того иногда выделяют такой же экономический разрыв между регионами стран по принципу Запад-Восток в пользу первого. В качестве примера можно рассмотреть даже Россию. Центральная (то есть западная часть) более развита и с экономической, и с промышленной точки зрения, население там больше, в то время как все территории по другую сторону Уральских гор малонаселены, заработные платы там ниже, высшее образование хуже. Также в качестве примеров приводят Германию, Белоруссию, СССР (та же ситуация, что и Россией).Однако эта закономерность может быть оспорена, так как существует и обратное деление – в пользу Востока. Яркий пример – Украина, аграрная на Западе и промышленная на Востоке. К этой же закономерности относятся Китай, Парагвай, Бразилия, Австралия (Западная часть материка в принципе мало заселена, все крупные города находятся в Восточной части), Канада.Но тем не менее из каждого правила есть исключения, поэтому не стоит оценивать экономическое положение государства только опираясь на географические данные. Например, Сингапур, южный архипелаг, является одним из развитых государств, хотя находится ближе к экватору, нежели, например, такие же успешные в плане экономики государства Скандинавского полуострова. Другой пример – Россия. Несмотря на то, что государство располагается очень близко к Северному Полюсу, экономика и уровень жизни населения всё-таки невозможно сопоставить с теми же показателями в развитых странах. В России самые богатые люди получают в 32 раза больше, чем самые бедные. Для сравнения, в США этот показатель равен 9, в Европе – 5-7, в Скандинавских странах – 3-5.В советской историографии главной причиной считался колониализм, поскольку в те времена, как нам известно, многие вопросы рассматривались с классовой точки зрения. К началу 20 века мировой рынок уже был достаточно хорошо сформирован, поскольку все страны так или иначе были связаны между собой торговыми связями. При этом мы хорошо помним, что в период великих географических открытий европейские государства, найдя новую землю, присваивали её себе и делали её зависимой. Иными словами, появились колонии. С развитием капитализма рынок разделился на два полюса: промышленные развитые государства и аграрные колонии – источники сырья. Ресурсы колоний покупались практически даром, при этом никакого развития в странах не было.Современные же ученые выделяют ряд других, факторов, которые также могли затормозить развитие этих бывших колоний, однако точного консенсуса в этом вопросе пока нет.Выделяется так называемое стадиальное развитие. Страны третьего мира обладают своими собственными законами эволюции.Несовместимость традиционных обществ с рыночной системой. В некоторых уголках Земли всё ещё остались племена, а по теории Маркса перед капиталистическим этапом сначала должен наступить феодальный, до него – рабовладельческий, сменив первобытный. Кроме того, в некоторых религиях есть «божественная предопределённость», то есть человек не должен сам к чему-то стремиться, господь уже всё решил за него, что также замедляет популяризацию модели западного стремления к успеху доходу.Несоответствие темпов роста населения с производством продовольствия или иных жизненных удобств (жильё, транспорт).Ошибки лидеров государств в экономике, например, когда, стремясь к индустриализации, сельскохозяйственная сфера приходит в упадок.Конкуренция на мировом рынке. Товары из слаборазвитых стран менее качественные по причине слабого развития индустриальной сферы.Иерархичная зависимость экономик. Итак, развитые государства предпочитают производить некоторые детали тяжёлой промышленности и значительную часть лёгкой в менее развитых странах, потому что это дешевле. Поэтому если в развитой державе начинается кризис или появляется даже небольшая экономическая нестабильность, в покровительствуемых ими государствах кризис имеет более серьёзные масштабы.ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. До сих пор не существует универсального понятия «развитые» и «развивающиеся» страны. Отсутствуют общие, универсальные критерии для оценки развития стран. Необходимо рассматривать специфику развития каждой страны отдельно, учитывая не только социальные и экономические показатели, а также географические, психологические и исторические. Классификация «Север-Юг» весьма относительная. Для понимания взаимодействия «Север-Юг» необходимо структурировать этот процесс, ведь зачастую их отношения рассматриваются как столкновение целого с целым или же абсолютизируется взаимоотношение отдельных связей элементов Севера и Юга. Толчком образования проблемы послужили Великие географические открытия, после чего она прошла ряд этапов, основанных на случайных, но сознательно организованных, имеющих высокий уровень взаимодействия и упорядоченности событиях. Низкий уровень развития колониально зависимых стран прослеживается на протяжении пятисот лет, обретение независимости позволило бывшим колониям стать субъектами мировой политики. Однако низкий уровень экономического развития большинства освободившихся стран вынуждает их идти на сотрудничество с развитыми державами, за счет чего, они до сих пор остаются зависимы стран Юга. Развитые страны закрепились на внутренних рынках развивающихся государств, что позволяет выкачивать ресурсы, ввозить капитал, использовать дешевую рабочую силу, получается своеобразная «демократическая колонизация». Развивающиеся страны не освободились от своей зависимости, она просто приняла более демократическую форму. Некоторые исследователи считают это «неоколониализмом», где развитые страны Севера продолжают обогащаться за счет развивающихся государств. Развивающиеся страны все более погрязли в положение подчинения и вынуждены действовать в интересах развитых стран, чтобы обеспечить свое существование. Сторонники концепций по решению проблемы «Север-Юг» перекладывают вину развитых и развивающихся государств друг на друга и не предлагают по-настоящему результативных решений. Несмотря на то, что все три теории были разработаны развитыми странами, причины и пути решения ими видятся по-разному. Но с другой стороны, классические парадигмы представляют большую исследовательскую базу и являются фундаментальными источниками для анализа проблемы и поиску последующих путей решения. Каждая из стран имеет свое уникальное историческое прошлое, необходимо время, чтобы систематизировать все факторы влияющие на процесс противостояния и только после этого переходить непосредственно к решению проблемы.Список используемой литературыБабурина, О. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / О.Н. Бабурина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 275 с.Васильева, Т. Н. Мировая экономика : конспект лекций / Т. Н. Васильева, Л. В. Васильев. – 4 -е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2021. – 161 с.Дерен, В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 588 с.Заволокина, Л. И. Мировая экономика : учебное пособие для вузов / Л. И. Заволокина, Н. А. Диесперова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 182 с.Кузнецова, Г. В. Россия в системе международных экономических отношений : учебник и практикум для вузов / Г. В. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 393 с.Ломакин, В.К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / В.К. Ломакин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 687 с.Любецкий, В. В. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / В.В. Любецкий. – М. : Инфра-М, 2019. – 350 с.Международные экономические отношения в глобальной экономике : учебник для вузов / И. Н. Платонова [и др.] ; под общей редакцией И. Н. Платоновой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 528 с.Международные экономические отношения. Активные методы обучения: Уч. пос. / Л. В. Новокшонова, М. Л. Горбунова, Т. С. Морозова и др.; Под ред. Л. В. Новокшоновой – М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2019. – 128 с.Мировая экономика в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Б. М. Смитиенко [и др.] ; под редакцией Б. М. Смитиенко, Н. В. Лукьянович. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 216 с.Мировая экономика в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Б. М. Смитиенко [и др.] ; под редакцией Б. М. Смитиенко, Н. В. Лукьянович. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 236 с.Мировая экономика в 2 ч. Часть 1. : учебник для вузов / Р. И. Хасбулатов [и др.] ; под редакцией Р. И. Хасбулатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 689 с.Мировая экономика в 2 ч. Часть 2. : учебник для вузов / Р. И. Хасбулатов [и др.] ; под редакцией Р. И. Хасбулатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 691 с.Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник для бакалавров / под ред. д.э.н., проф. И. П. Николаевой, д.э.н., проф. Л. С. Шаховской. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 240 с.Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / под ред. В. К. Поспелова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 370 с.
2. Васильева, Т. Н. Мировая экономика : конспект лекций / Т. Н. Васильева, Л. В. Васильев. – 4 -е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2021. – 161 с.
3. Дерен, В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 588 с.
4. Заволокина, Л. И. Мировая экономика : учебное пособие для вузов / Л. И. Заволокина, Н. А. Диесперова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 182 с.
5. Кузнецова, Г. В. Россия в системе международных экономических отношений : учебник и практикум для вузов / Г. В. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 393 с.
6. Ломакин, В.К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / В.К. Ломакин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 687 с.
7. Любецкий, В. В. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / В.В. Любецкий. – М. : Инфра-М, 2019. – 350 с.
8. Международные экономические отношения в глобальной экономике : учебник для вузов / И. Н. Платонова [и др.] ; под общей редакцией И. Н. Платоновой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 528 с.
9. Международные экономические отношения. Активные методы обучения: Уч. пос. / Л. В. Новокшонова, М. Л. Горбунова, Т. С. Морозова и др.; Под ред. Л. В. Новокшоновой – М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2019. – 128 с.
10. Мировая экономика в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Б. М. Смитиенко [и др.] ; под редакцией Б. М. Смитиенко, Н. В. Лукьянович. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 216 с.
11. Мировая экономика в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Б. М. Смитиенко [и др.] ; под редакцией Б. М. Смитиенко, Н. В. Лукьянович. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 236 с.
12. Мировая экономика в 2 ч. Часть 1. : учебник для вузов / Р. И. Хасбулатов [и др.] ; под редакцией Р. И. Хасбулатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 689 с.
13. Мировая экономика в 2 ч. Часть 2. : учебник для вузов / Р. И. Хасбулатов [и др.] ; под редакцией Р. И. Хасбулатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 691 с.
14. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник для бакалавров / под ред. д.э.н., проф. И. П. Николаевой, д.э.н., проф. Л. С. Шаховской. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 240 с.
15. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / под ред. В. К. Поспелова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 370 с.
Вопрос-ответ:
В чем суть проблемы Север-Юг в экономике европейских стран?
Проблема Север-Юг в экономике европейских стран заключается в неравномерном развитии различных регионов. Северные страны имеют более развитую и процветающую экономику, тогда как страны Юга страдают от низкой конкурентоспособности и высокой безработицы.
Каковы основные теоретические аспекты проблемы Север-Юг в европейской экономике?
Основные теоретические аспекты проблемы Север-Юг в европейской экономике включают неравномерное распределение ресурсов, различия в инфраструктуре и образовательной системе, а также различия в политическом и социально-экономическом развитии разных регионов.
Какую роль играют современные отношения между Севером и Югом в проблеме Север-Юг в европейских странах?
Современные отношения между Севером и Югом играют важную роль в проблеме Север-Юг в европейских странах. Они определяют уровень сотрудничества и взаимодействия между различными регионами, а также могут влиять на решение практических вопросов, связанных с развитием экономики и социальной сферы.
Какие перспективы решения проблемы Север-Юг в европейских странах?
Перспективы решения проблемы Север-Юг в европейских странах включают в себя укрепление регионального сотрудничества, улучшение инфраструктуры и образования, стимулирование экономического роста в менее развитых регионах, а также привлечение инвестиций и развитие инноваций.
Каковы основные причины проблемы Север-Юг в европейских странах?
Основные причины проблемы Север-Юг в европейских странах связаны с неравномерным распределением ресурсов, различиями в уровне развития инфраструктуры и образования, а также с социально-экономическими и политическими факторами, которые могут влиять на развитие разных регионов.
Какая проблема рассматривается в статье?
Статья рассматривает проблему Север-Юг в экономике европейских стран на примере стран Европы.
Какова сущность проблемы Север-Юг?
Сущность проблемы Север-Юг заключается в неравномерном развитии экономики и социальной сферы между северными и южными регионами европейских стран. Южные регионы обычно отстают в развитии от северных, что приводит к неравенству и негативным социальным последствиям.
Каковы практические вопросы проблемы Север-Юг в странах Европы?
Практические вопросы проблемы Север-Юг в странах Европы включают в себя общую характеристику проблемы на европейском пространстве и перспективы ее решения. Также рассматриваются конкретные примеры стран Европы, в которых наблюдается неравномерное развитие между севером и югом.
Что такое проблема Север-Юг?
Проблема Север-Юг включает в себя неравномерное развитие экономики и социальной сферы между северными и южными регионами европейских стран. Эта проблема приводит к неравенству в доходах и жизненном уровне населения, а также к социальным конфликтам и нестабильности.
Каковы перспективы решения проблемы Север-Юг?
Перспективы решения проблемы Север-Юг включают в себя разработку и реализацию программ и проектов по сбалансированному развитию регионов, содействие экономическому росту в южных регионах, улучшение доступа к образованию и здравоохранению, а также снижение социальной напряженности и неравенства.