Художественная культура Киевской Руси

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусствоведение
  • 17 17 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 12.12.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.Метод изучения документов и результатов действия 4
2.Библиографический метод 7
3.Метод герменевтики 8
4.Метод историзма 9
5.Описательный метод 10
6.Метод сравнения 11
7.Типологический метод 12
8.Метод иконографии 12
9.Метод иконологии 13
10.Биографический метод 15
11.Культурно-исторический метод 15
12.Формально-стилистический метод 15
13.Метод историко-искусствоведческого анализа 16
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, завеса связана с плотью Христа. По преданию в момент Благовещения Богоматерь, будучи воспитана при Иерусалимском храме, ткала для него новую завесу. Итак, завеса не просто отделяла, закрывала от взора алтарь, но сама могла являться изображением плоти Христа, что связано с тем, что именно тут христианам принималось Причастие. Конечно же, постепенно иконопочитание развивалось, символическая завеса сменяется на ряд изображений. Новозаветная реальность сменяет ветхозаветный символ. Алтарная преграда в форме ряда колонн – это также символ. Колонны часто делались числом 12 (как 12 апостолов), а центр преграды венчался крестом — это образ Христа. То, что над алтарной преградой появилась икона Христа – это собственно смена символа прямым значением. Именно отсюда берет свое начало самый главный ряд иконостаса — деисус (от греческого «деисис» — моление). Композиция «Деисус» является изображением Христа во славе (на престоле или, когда Его окружают ангелы), кроме того, Спасителю молятся Богоматерь, Иоанн Креститель, иные святые. Другой важный момент – второе пришествие Христа и Страшный суд, когда Церковь молит Христа-Судью за все человечество. Изображение 12 апостолов («апостольский деисус») так же напоминает Страшный суд, когда апостолы сядут на престолы вместе с Христом судить 12 колен Израилевых (Мф.19:28). В конце XVII века встречаются деисусные чины именно с сидящими апостолами, как в иконе «Страшный суд». Чин выражает собой результат Боговоплощения, исполнение новозаветной Церкви. Поэтому он является центральной частью иконостаса. Это образ достигнутого нормального порядка вселенной, порядка будущего века, где Бог есть всяческая во всех (1Кор.15:28), созерцание Божественной славы.А вот праздничный чин высокого алтарного иконостаса является развитием темы Церкви. Спаситель соединяет Церковь, таким образом, тут мы можем видеть пришествие Христа в земной мир, совершенную Жертву - двунадесятые праздники. Воскресение Христово является важнейшим моментом спасения человечества от смерти, соответственно, показаны самые важные события Воскресения Христа, свидетельствующие об истинности произошедшего. Праздничный чин выделяет те события, которые наделены для христиан вечным смыслом. 10.Биографический методБиографический метод представляет собой анализ, сконцентрированный на жизненном пути определенной личности. Этот метод используется, если говорить о нашей теме, для изучения биографий выдающихся иконописцев, к примеру, Андрея Рублева, Феофана Грека, летописцев. Изучая данные биографические сведения, мы глубже погружаемся в исследуемую эпоху, начинаем лучше понимать те художественные произведения, которые были созданы этими выдающимися людьми. 11.Культурно-исторический методДанный метод предполагает способ восприятия, анализа и оценки художественного произведения в рамках культурно-исторического аспекта. Например, древнерусские храмы мы можем изучать в контексте влияния Крещения Руси и влияния византийской культуры. Становление национальных школ зодчества и иконописи изучается в контексте христианизации Руси, роста национального самосознания, интеграции Руси под влиянием христианской религии. 12.Формально-стилистический методФормально-стилистический – метод в искусствознании, ориентированный на описание и аналитику художественной формы, понятой, по крайней мере, в двух значениях: как внутренняя организация произведения и как его внешний облик (с выделением таких аспектов понятия «формы» как структурный принцип, правило-канон, тип и облик-вид).Этот метод, в частности, может использоваться для анализа каноничности древнерусского искусства. Канон в древнерусском искусстве можно сравнить с ордером в древнегреческом искусстве. Ордер – это соотношение между несущей и несомой частями храма. А внутри ордера могли быть самые разные соединения, варианты. Вот потому и не можем мы найти в древнегреческой архитектуре двух абсолютно одинаковых храмов одного ордера. Ордер один, закон один, но варианты разные. Канон определял, как нужно изобразить того или иного святого, тот или иной сюжет. Причем он давал образцы, рисунки, а не только описывал всё словами. В Древней Руси существовали книги, сборники таких рисунков, которые назывались: «Иконописные подлинники». 13.Метод историко-искусствоведческого анализаИскусствоведческий анализ – вид научно-теоретической деятельности, который заключается в детальном исследовании общих и единичных явлений искусства или текущей художественной практики. Искусствоведческий анализ требует выявлять связи образно – стилистического строя каждого явления в искусстве с историческим содержанием, материальной и духовной культурой, философией и идеологией эпохи. Используя данный метод, мы, к примеру, можем выявить степень функциональности древнерусского искусства. В Древней Руси не было разделения функций и красоты. Поскольку божественный мир прекрасен, он должен создаваться самыми совершенными средствам. И это представление Русь напрямую заимствует у Византии благодаря объективным историческим причинам. В Средневековье очень хорошо строили: было совершенство красок, была пропорциональность, красота рисунков, т.е. художественные приемы совершенны и необходимы для этих памятников. Красота и функциональность неразделимы. Они могли выполнять свои функциональные задачи, только будучи прекрасными, т.е. памятники эти, выражая совершенство божественного мира, предполагали совершенство художественного обрамления.Заключение В данной работе был предпринят анализ методологии научного исследования в связи с изучением темы «Художественная культура Киевской Руси». Исследование использованных методов помогло понять специфику художественной культуры Киевской Руси (каноничность, связь с византийскими традициями), исторические условия ее формирования и развития (христианизация Руси и культурные связи с Византией), иконографические и иконологические особенности (византийская эстетическая традиция в сочетании с национальными традициями, религиозный символизм и иконографические типы в иконописи). Благодаря историко-культурному анализу можно выявить, что Крещение Руси (988 год) сильно повлияло на культуру нашего Отечества. Тесное культурное взаимодействие с Византией способствовало формированию национальных школ зодчества на базе византийских традиций. В период с XII по XIV вв. стали зарождаться самостоятельные центры монументального строительства, этому способствовал процесс феодального дробления страны. Русское зодчество XIV – XV вв., развиваясь на основе древнерусских и византийских традиций, обогащаясь за счёт современного русского национального искусства, вместе с тем обращалось и к образцам античности, и к итальянским мастерам зодчества. Древнерусская иконопись изначально развивалась в русле византийской эстетической традиции. Первые иконы 11-13 вв. почти полностью повторяют византийские каноны. Однако постепенно идет процесс становления национальных школ иконописи, что ярко демонстрируют творения Андрея Рублева, Феофана Грека. Эти мастера придерживались традиции исихазма в живописи.Список литературыАрсланов В. Г. Теория и история искусствознания: в 5-ти т. М.: Академический проект, 2015.Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Аксиома, 1995.Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987.Гнедич П.П. Всемирная история искусств./П.П. Гнедич. – М., 1997. Грабарь И. О русской архитектуре. - М., 1969.Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (условность древнего искусства). М., 1970.Иоаннисян О. Романская архитектура Ломбардии и зодчество Владимиро-Суздальской Руси (к вопросу о происхождении мастеров Андрея Боголюбского) // Научная конференция памяти М. А. Гуковского. - СПб.: Эрмитаж, 1998.Лосский В.Н., Успенский Л.А. Смысл икон. М., 2013. - 336 с.Паус Т.С. Методология искусствоведения: ресурсы конструирования инновационных технологий в образовании // Художественное образование и наука. 2019. № 3. С. 6-13.Повесть временных лет / подгот. текста, пер., статьи и комм. Д. С. Лихачёва. — СПб.: Наука, 1999. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура./П.А. Раппопорт. – М., 1970. Александрова А.С. Богородичная иконография: история почитания и типы изображения. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bogorodichnaya-ikonografiya-istoriya-pochitaniya-i-tipy-izobrazheniyaЛазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – Режим доступа: https://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=7

Список литературы
1. Арсланов В. Г. Теория и история искусствознания: в 5-ти т. М.: Академический проект, 2015.
2. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Аксиома, 1995.
3. Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987.
4. Гнедич П.П. Всемирная история искусств./П.П. Гнедич. – М., 1997.
5. Грабарь И. О русской архитектуре. - М., 1969.
6. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (условность древнего искусства). М., 1970.
7. Иоаннисян О. Романская архитектура Ломбардии и зодчество Владимиро-Суздальской Руси (к вопросу о происхождении мастеров Андрея Боголюбского) // Научная конференция памяти М. А. Гуковского. - СПб.: Эрмитаж, 1998.
8. Лосский В.Н., Успенский Л.А. Смысл икон. М., 2013. - 336 с.
9. Паус Т.С. Методология искусствоведения: ресурсы конструирования инновационных технологий в образовании // Художественное образование и наука. 2019. № 3. С. 6-13.
10. Повесть временных лет / подгот. текста, пер., статьи и комм. Д. С. Лихачёва. — СПб.: Наука, 1999.
11. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура./П.А. Раппопорт. – М., 1970.
12. Александрова А.С. Богородичная иконография: история почитания и типы изображения. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bogorodichnaya-ikonografiya-istoriya-pochitaniya-i-tipy-izobrazheniya
13. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – Режим доступа: https://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=7

Вопрос-ответ:

Какие методы использовались для изучения художественной культуры Киевской Руси?

Для изучения художественной культуры Киевской Руси использовались такие методы, как метод изучения документов и результатов действия, библиографический метод, метод герменевтики, метод историзма, описательный метод, метод сравнения, типологический метод, метод иконографии, метод иконологии, биографический метод, культурно-исторический метод, формально-стилистический метод, метод историко-искусствоведческого анализа.

Что такое метод изучения документов и результатов действия?

Метод изучения документов и результатов действия - это один из методов изучения художественной культуры Киевской Руси. Он предполагает изучение письменных источников, археологических находок, строительных сооружений и других материальных следов культуры, которые могут помочь восстановить и описать искусство, архитектуру и другие аспекты художественной культуры этого исторического периода.

Каким образом применяется метод герменевтики при изучении художественной культуры Киевской Руси?

Метод герменевтики применяется при изучении художественной культуры Киевской Руси для толкования и исследования искусственных произведений и артефактов. Он позволяет выявить и понять смыслы, ценности, идеи, символы и другие художественные элементы, которые отражены в художественных произведениях и других артефактах того времени.

Как применяется метод сравнения при изучении художественной культуры Киевской Руси?

Метод сравнения применяется при изучении художественной культуры Киевской Руси для сопоставления различных источников, артефактов и художественных произведений между собой. Это позволяет выявить общие черты, различия и особенности разных объектов культуры этого периода и помогает установить связи и влияния между ними.

Какие методы использовались для изучения художественной культуры Киевской Руси?

Для изучения художественной культуры Киевской Руси использовались различные методы, такие как библиографический метод, метод герменевтики, метод историзма, описательный метод, метод сравнения, типологический метод, метод иконографии, метод иконологии, биографический метод, культурно-исторический метод, формально-стилистический метод, метод историко-искусствоведческого анализа и другие.

Какой метод используется для изучения художественных источников?

Для изучения художественных источников используются различные методы, например метод герменевтики, который включает анализ текстов и их интерпретацию, а также метод историко-искусствоведческого анализа, который помогает понять искусство и его особенности в конкретный исторический период.

Что такое библиографический метод и для чего он используется?

Библиографический метод - это метод изучения и анализа литературы и других печатных источников для получения информации о художественной культуре Киевской Руси. Он позволяет собрать и систематизировать данные из различных источников и использовать их для дальнейших исследований.

Каким образом метод иконографии помогает изучать художественную культуру Киевской Руси?

Метод иконографии используется для изучения представлений и символики в изобразительном искусстве. Он позволяет анализировать изображения на иконах, росписях и других произведениях искусства, чтобы выявить их значение и связь с религиозными и культурными обычаями Киевской Руси.

Какой метод применяется для изучения биографии художников Киевской Руси?

Для изучения биографии художников Киевской Руси используется биографический метод. Он включает анализ источников, связанных с жизнью и деятельностью художника, чтобы понять его вклад в художественную культуру того времени.

Что такое художественная культура Киевской Руси?

Художественная культура Киевской Руси - это совокупность художественных произведений и творческих направлений, формировавшихся на территории Киевской Руси в период с X до XIII века.

Какие методы используются для изучения художественной культуры Киевской Руси?

Для изучения художественной культуры Киевской Руси применяются различные методы, такие как библиографический метод, метод герменевтики, метод историзма, описательный метод, метод сравнения, типологический метод, метод иконографии, метод иконологии, биографический метод, культурно-исторический метод, формально-стилистический метод, метод историко-искусствоведческого анализа и другие.

Какими источниками можно изучать художественную культуру Киевской Руси?

Для изучения художественной культуры Киевской Руси используются различные источники, такие как письменные документы, художественные произведения, археологические находки, иконопись, рукописи, фрески, монументальная живопись и другие материалы.