Использование проблемной ситуации на уроке математики в начальной школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 30 30 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 13.12.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы применения проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе………………………………………….5
1.1. Сущность проблемного обучения в современной школе………………..5
1.2. Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальной школе………………………………………………………………………..8
1.3. Особенности использования проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе………………………………………….11
ГЛАВА 2. Анализ практического применения проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе………………………………………..17
2.1. Эмпирическое исследование сформированности математических понятий у младших школьников………………………………………………………….17
2.2. Применение проблемных ситуаций в изучении математических понятий в начальной школе………………………………………………………………19
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы……………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31
Фрагмент для ознакомления

597*10-(597*8+597*2)= 793-(703*97-703*96)=(97*8+97*2)-900=Вот фрагмент урока на тему "Скобки"Цели:– ввести новый математический знак "скобки";– улучшить устные и письменные вычислительные навыки,умение решать задачи, логику мышления;– поработайте над умением выполнять порядок действий в выражениях соскобками и без них;Ход урока.Учитель: Ребята, перед вами две записи. Посмотрите внимательно на то, что Вас встревожило, удивили эти примеры?п. 17: 2+5*3=17 2+5*3=21Обучающиеся: Примеры одни и те же, но ответы разные.Учитель: Если правильные части отличаются, это означает…Обучающиеся: Итак, левые части тоже должны быть разными.Учитель: Итак, над каким вопросом мы должны подумать?Обучающиеся: В чем разница между левыми частями?Учитель: Хорошо, в чем разница между левыми частями?Обучающиеся: Порядок действий.Учитель: Каков порядок действий в первом выражении?Учащиеся: Сначала умножение, затем сложение.Учитель: А во втором?Учащиеся: Сначала сложение, а затем умножение.Учитель: В каком выражении мы действовали поправилам при вычислении?Обучающиеся: В первом.Учитель: И во втором.Обучающиеся: Мы нарушили правило.Учитель: Как мы можем догадаться, чтосначала в выражении должно быть дополнение?Обучающиеся: Вероятно, должен быть какой-то другой знак.Учитель: Отлично, такой знак действительно должен быть. Онвызвал скобки. Итак, какова тема сегодняшнего урока?Обучающиеся: Скобки.Учитель: Так что же означают скобки?Решение неравенствСамый высокий уровень. Решите неравенство без вычислений.8304-6209 … 8304-7000Высокий уровень. Решите неравенство без вычисления (используя чертеж).8304-6209 ... 8304-7000Средний уровень. Решите неравенство без вычислений. Сравните вычитания.8304-6209 … 8304-7000Низкий уровень. Решите неравенство без вычислений.8304-6209 … 8304-7000Используйте схему. 8304 6209 8304 7000Самый высокий уровень. Решите проблему: пассажир, проехав половину пути, заснул. Когда он проснулся, ему все еще предстояло проехать половину пути, который он проделал во сне. Сколько из всего путешествия он проспал?Высокий уровень. Решите проблему, сделав рисунок. Пассажир, проехав половину пути, заснул. Когда он проснулся, ему все еще предстояло проехать половину пути, который он проделал во сне. Сколько из всего путешествия он проспал?Средний уровень. Посмотрите внимательно на рисунок и решите задачу. Пассажир, проехав половину пути, заснул. Когда он проснулся, ему все еще предстояло проехать половину пути, который он проделал во сне. Какую часть всего путешествия он проспал (эту часть пути он проделал во сне)?Низкий уровень. Дано задание и чертеж к нему. Подсказка: Вторая часть путешествия была разделена на равные части, одну из этих частей он прошел спящим. Весь путь был разделен на 4 равные части. Объясните почему и найдите ответ на вопрос о проблеме.Таким образом, использование технологии проблемного обучения позволяет учащимся:1 Самостоятельно переносить ранее приобретенные знания и навыки в новую ситуацию.2 Самостоятельно видеть проблемы в знакомой и незнакомой ситуации.3. Увидеть новые функции знакомого объекта, органа, явления.4. Различать его структурные и функциональные компоненты в объекте, процессе, явлении.5 Самостоятельно предложить альтернативные решения проблемы, разные способы найти ответ.6 Успешно комбинировать ранее известные методы решения проблемы, чтобы разработать новый, который до сих пор не использовался.2.3. Анализ эффективности экспериментальной работыМетодики, применяемые в ходе повторной диагностики, аналогичны методикам, применявшимся на констатирующем этапе исследования, изменилось лишь содержание вопросов, в соответствии с пройденным по программе учебным материалом. Целью контрольной диагностики явилось – определить влияние выбранных нами способов создания проблемных ситуаций, реализованных на уроках математики в ходе формирующего эксперимента, на развитие математических представлений у второклассников. В ходе повторной диагностики получены следующие результаты (рис. 11).Рис. 11 - Сравнительный анализ результатов первичной диагностики в контрольной и экспериментальной группе на контрольном этапеМожно сделать вывод о том, что уровень сформированности математических понятий, у обучающихся экспериментальной группы повысился. Так, на начальном этапе эксперимента на высоком уровне находилось 4 обучающихся, а после проведения формирующегося эксперимента их стало 8, на низком уровне находилось 6 обучающихся, а стало всего лишь 2, соответственно средний уровень показателей повысился с 16 до 19 обучающихся. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: проблемное обучение является эффективным средством формирования математических представлений у обучающихся начальных классов при условии комплексного применения классических и сокращенных способов создания проблемных ситуаций на уроках математики.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. При использовании технологии проблемного обучения и соблюдении всех дидактических особенностей урока можно сделать вывод, что данный метод обучения способствует повышению эффективности и интереса к процессу формирования математических понятий у младших школьников. Технология проблемного обучения на уроках математики является эффективным способом достижения цели путем детальной разработки ситуации, которую необходимо решить. Это также помогает учащимся как можно быстрее овладеть математическими понятиями, лучше усвоить учебный материал, преодолеть трудности в учебном процессе, а также развить активность и самостоятельность. Урок, основанный на создании проблемной ситуации, должен быть нестандартным, необычным, тогда все учащиеся активны и у каждого есть возможность проявить себя в атмосфере успеха, класс становится творческой командой.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблемно-ориентированное обучение предполагает активную "исследовательскую" деятельность студента, фокусируется на зонах его ближайшего развития. Ребенок проходит весь путь познания от начала до результата самостоятельно (естественно, с помощью учителя), и поэтому каждое "открытие" какой-либо научной идеи (закона, правила, закономерности факта, события и т.д.) становится для него лично важным. Студент не только приобретает новые знания и навыки, но и становится инициативной, независимой творческой личностью.Проблемное обучение способно раскрыть талант ребенка, формирует волевые качества, умение противостоять трудностям, укрепляет привычку к постоянной работе.Проблемно-ориентированное обучение обеспечивает достаточно высокий уровень мотивации учащихся, способно пробудить и поддерживать интерес к содержанию проблем в процессе обучения.Проблемно-ориентированное обучение создает потребность в "диалогическом дружеском общении со студентами, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказанным студентами, относятся с вниманием и поощрением, развивает речь студентов".Проблемное обучение позволяет применять индивидуально дифференцированный подход к обучению, поскольку проблемные задания имеют четыре уровня сложности (проблемности): самый высокий; высокий; средний; низкий.Целью проблемно–ориентированного обучения является усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности учащегося и развитие его творческих способностей.Создание проблемных ситуаций на уроках математики организуется путем использования учителем специальных методических приемов, которые вызывают у детей реакцию удивления или затруднения: 1. Учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения. 2. Сталкивается с противоречиями практической деятельности. 3. Представлены разные точки зрения на один и тот же вопрос. 4. Предлагает классу рассмотреть это явление с разных точек зрения. 5. Побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. 6. Ставит конкретные вопросы по обобщению, обоснованию, конкретизации, логике рассуждений. 7. Определяет проблемные теоретические и практические задачи. 8. Ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. В ходе нашего экспериментального исследования среди учащихся 2-го класса мы определили уровень сформированности математических понятий у учащихся второго класса. Как показали результаты констатирующей диагностики, среди второклассников преобладает средний уровень сформированности математических понятий.По результатам первичной диагностики был сделан вывод о целесообразности проведения формирующего эксперимента с учащимися второго класса для повышения их уровня знаний в области математических понятий. Нами разработана и внедрена практическая работа по изучению математических понятий, основанная на использовании набора способов создания проблемных ситуаций как фактора актуализации возможностей проблемно-ориентированного преподавания математики в начальной школе. В то же время на каждом уроке изучения математических понятий использовались методы создания проблемной ситуации, основанные на эмоциональных реакциях удивления или затруднения у школьников, а также методы, которые включали такие приемы, как поощрение диалога из проблемной ситуации; диалог, ведущий к проблеме, техника "светлого пятна". По результатам повторной диагностики, которая была проведена на контрольном этапе, уровень сформированности математических понятий у студентов экспериментальной группы повысился. В результате рассмотренной нами работы была подтверждена представленная гипотеза о том, что использование проблемных ситуаций на уроках математики способствует усвоению математических понятий в мобильном приложении таких моментов реализации проблемного подхода, как увеличение реакций учащихся на удивление или затруднение ("классический" способ создания проблемной ситуации); осуществление стимулирующего диалога из проблемной ситуации; доведение до проблемного диалога; техника "светлого пятна" ("сокращенные" способы создания проблемной ситуации).СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБантова, М. А. Теоретические и методические основы изучения математики в начальной школе [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 349 с. Барышникова, Г. Б. Психолого-педагогические теории и технология начального образования [Текст] : учеб. пособие / Г. Б. Барышникова. – Ярославль : ЯГПУ, 2009. – 80 с. Брызгалова, С. И. Проблемное обучение в начальной школе [Текст] : учеб. пособие / С. И. Брызгалова. – Калининград :Калинингр. ун-т, 2014. – 72 с. Глузман, Н. А. Формирование обобщенных приемов умственной деятельности у младших школьников [Текст] / Н.А. Глузман. – Ялта : КГГИ, 2012. – 34 с. Горина, В. П. Какие задания можно называть проблемными при обучении математике [Текст] / В. П. Горина // Начальная школа. – №4. – Москва, 2012. – С. 109-112. Зубрицкая, Е. Ф. Проект как один из способов исследовательской деятельности учащихся в начальной школе / Е. Ф. Зубрицкая // Журнал «Наука и перспективы». – 2018. – № 3. – С. 7-10.Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: Развивающее обучение [Текст] / Н. Б. Истомина. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2012. – 288 с. Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы // Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография [Текст] / Т. В. Кудрявцев / Под ред. Е. В. Ковалевской. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – С. 137-145. Машарова, Т. В. Урок математики в основной школе: традиции и новые требования к математическому образованию в условиях реализации ФГОС ООО [Текст] / Т. В. Машарова. – Старая Вятка, 2014. – 146 с. Мельникова, Е. И. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу / Е. И. Мельникова. – Москва, 2002. – 28 с. Мельникова, Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу / Е. Л. Мельникова. – Москва :АПКиППРО, 2013. – 76 с. Налимова, И. В Итоговая аттестация учеников педагогического факультета (по курсам «Математика» и «Методика преподавания математики») [Текст] : метод. пособие / И. В. Налимова, М. В. Лобашова; – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. – 63 с. Ньютон, И. Всеобщая арифметика, или книга об арифметических синтезе и анализе: Классики науки [Текст] / И. Ньютон. – Москва : Книга по Требованию, 2012. – 388 с. Петерсон, Л. Г. Дидактические материалы к учебнику Математики 1-2 класс [Текст] / Л. Г. Петерсон. – Москва : Школа 2100, 2013. – 123 с. Ушатикова, И. И. Психологоо-педагогические аспекты развития одаренных детей в условиях современной общеобразовательной школы / И. И. Ушатикова // Педагогические науки и образование в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2016. – №3. – С. 72-90.Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. А. Холодная. – Москваа :Юрайт, 2019. – 334 с.Шмигиролова, С. М. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса / С. М. Шмигиролова. // Блог Светлана Михайловна Шмигиролова. 2017. – URL : http://ped-kopilka.ru/metody-obuchenija.html (дата обращения: 9.11.2022)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бантова, М. А. Теоретические и методические основы изучения математики в начальной школе [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 349 с.
2. Барышникова, Г. Б. Психолого-педагогические теории и технология начального образования [Текст] : учеб. пособие / Г. Б. Барышникова. – Ярославль : ЯГПУ, 2009. – 80 с.
3. Брызгалова, С. И. Проблемное обучение в начальной школе [Текст] : учеб. пособие / С. И. Брызгалова. – Калининград :Калинингр. ун-т, 2014. – 72 с.
4. Глузман, Н. А. Формирование обобщенных приемов умственной деятельности у младших школьников [Текст] / Н.А. Глузман. – Ялта : КГГИ, 2012. – 34 с.
5. Горина, В. П. Какие задания можно называть проблемными при обучении математике [Текст] / В. П. Горина // Начальная школа. – №4. – Москва, 2012. – С. 109-112.
6. Зубрицкая, Е. Ф. Проект как один из способов исследовательской деятельности учащихся в начальной школе / Е. Ф. Зубрицкая // Журнал «Наука и перспективы». – 2018. – № 3. – С. 7-10.
7. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: Развивающее обучение [Текст] / Н. Б. Истомина. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2012. – 288 с.
8. Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы // Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография [Текст] / Т. В. Кудрявцев / Под ред. Е. В. Ковалевской. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – С. 137-145.
9. Машарова, Т. В. Урок математики в основной школе: традиции и новые требования к математическому образованию в условиях реализации ФГОС ООО [Текст] / Т. В. Машарова. – Старая Вятка, 2014. – 146 с.
10. Мельникова, Е. И. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу / Е. И. Мельникова. – Москва, 2002. – 28 с.
11. Мельникова, Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС [Текст] : учеб. пособие по спецкурсу / Е. Л. Мельникова. – Москва :АПКиППРО, 2013. – 76 с.
12. Налимова, И. В Итоговая аттестация учеников педагогического факультета (по курсам «Математика» и «Методика преподавания математики») [Текст] : метод. пособие / И. В. Налимова, М. В. Лобашова; – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. – 63 с.
13. Ньютон, И. Всеобщая арифметика, или книга об арифметических синтезе и анализе: Классики науки [Текст] / И. Ньютон. – Москва : Книга по Требованию, 2012. – 388 с.
14. Петерсон, Л. Г. Дидактические материалы к учебнику Математики 1-2 класс [Текст] / Л. Г. Петерсон. – Москва : Школа 2100, 2013. – 123 с.
15. Ушатикова, И. И. Психологоо-педагогические аспекты развития одаренных детей в условиях современной общеобразовательной школы / И. И. Ушатикова // Педагогические науки и образование в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2016. – №3. – С. 72-90.
16. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. А. Холодная. – Москваа :Юрайт, 2019. – 334 с.
17. Шмигиролова, С. М. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса / С. М. Шмигиролова. // Блог Светлана Михайловна Шмигиролова. 2017. – URL : http://ped-kopilka.ru/metody-obuchenija.html (дата обращения: 9.11.2022)

Вопрос-ответ:

Что такое проблемное обучение?

Проблемное обучение - это методика, при которой ученик самостоятельно и активно решает поставленные проблемы, что способствует развитию его мышления, критического мышления и творческого потенциала.

Как проблемное обучение применяется на уроках математики в начальной школе?

На уроках математики в начальной школе проблемное обучение может применяться посредством использования проблемных ситуаций, где ученикам предлагается решить задачу или проблему, самостоятельно применяя полученные знания и навыки.

Какие особенности есть при использовании проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе?

Одной из особенностей использования проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе является то, что они стимулируют учеников к активному поиску решений и развивают их аналитическое мышление и логику. Кроме того, проблемные ситуации позволяют ученикам применять математические знания на практике и решать реальные задачи.

Какая роль проблемного обучения в современной школе?

Проблемное обучение играет важную роль в современной школе, поскольку позволяет развивать у учеников аналитические и комплексные мыслительные способности, способствует самостоятельности и творческому мышлению.

Какие преимущества проблемного обучения на уроках математики в начальной школе?

Проблемное обучение на уроках математики в начальной школе имеет ряд преимуществ. Оно позволяет ученикам развивать логическое мышление, критическое мышление и способность анализировать и решать сложные задачи. Кроме того, такой подход позволяет повысить мотивацию учеников к изучению математики и формировать у них устойчивый интерес к предмету.

Какова сущность проблемного обучения в современной школе?

Сущность проблемного обучения в современной школе заключается в том, что учащиеся сталкиваются с реальными проблемными ситуациями, которые требуют активной мыслительной деятельности и поиска решений. Цель такого обучения - развитие учащихся как личности, формирование умений анализировать, решать проблемы и принимать решения, а также развитие коммуникативных навыков.

Как можно реализовать проблемное обучение на уроках математики в начальной школе?

Для реализации проблемного обучения на уроках математики в начальной школе можно использовать различные методы и приемы. Например, можно предложить учащимся задачи с нестандартными условиями, где требуется применять знания и умения для нахождения решения. Также можно проводить игровые ситуации, где дети должны совместно решать задачи и находить оптимальные решения.

Какие особенности есть в использовании проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе?

Особенности использования проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе заключаются в том, что задачи должны быть достаточно сложными, чтобы стимулировать мыслительную активность учащихся, но при этом должны быть доступными для понимания и решения. Также важно создавать благоприятную атмосферу для коммуникации и сотрудничества между учащимися, чтобы они могли совместно искать решения проблемных ситуаций.

Каковы теоретические основы применения проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе?

Теоретические основы применения проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе связаны с педагогическими концепциями развивающего обучения и конструктивизма. Эти подходы предполагают, что учащиеся должны активно участвовать в учебном процессе, они должны строить знания самостоятельно через активное и исследовательское обучение. Проблемные ситуации на уроках математики помогают их реализацию, так как они требуют от учащихся активного поиска решений и развивают у них логическое мышление и способность к самостоятельной деятельности.