Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с нарушениями интеллекта
Заказать уникальную курсовую работу- 11 11 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 13.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Задание 1. Дайте сравнительную характеристику четырех периодов развития представлений об умственной отсталости 3
Задание 2. Проанализировав рекомендуемую литературу и лекционный материал, заполните таблицу «Этиология умственной отсталости» 6
Задание 3. Составьте структурно-логическую схему «Особенности общения ребенка с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками и взрослыми» 8
Список литературы 11
Также отмечается недоразвитие невербального общения (лишенное мимики лицо, плохое понимание и владение жестами). Потребности в общении примитивны, не соответствуют возрасту Личностные отношения складываются медленно, трудно. Отмечается неадекватность реакций. Формы общения не соответствуют возрасту. Внеситуативно-личностная форма общения, в норме характерная для старшего дошкольного возраста, детям недоступна Младший школьный возраст Общение затруднено, потребности в общении снижены, в том числе со значимыми взрослыми. Негативное отношение к окружающим, формирование отрицательных черт характера Не проявляется стремление к общению в совместной трудовой и учебной деятельности. Отмечается неспособность осознать характер своих отношений с другими детьми. Сложности в понимании эмоций других детей, в соотнесении своих личных интересов с общими интересами коллектива. Отрицательное положение среди сверстников. Подростковый возраст Процесс общения зависит от окружающей среды, особенностей воспитания и проводимой коррекционной помощи. Отмечается неразвитость и недостаточная дифференцированность общения. Контакты более успешно складываются в совместной трудовой деятельности и досуга Сфера общения в подростковом возрасте занимает важное место, но у подростков с умственной отсталостью коммуникативные умения и навыки не соответствуют возрастным нормам. Это сниженный интерес к сверстникам, негативные эмоциональные реакции, трудности в поддержании общения
Список литературы
Алышева, Т.В. Олигофренопедагогика / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова. – М.: Дрофа, 2009. – 400 с.
Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика и коррекция развития детей с интеллектуальной недостаточностью: монография / Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2004. – 56 с.
Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
Колосова, Т.А. Психология детей с нарушением интеллекта: учебное пособие / Т.А. Колосова, Д.Н. Исаев. – М.: Юрайт, 2019. – 151 с.
Комплексное изучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью как основа проектирования специальных индивидуальных программ развития: учебно-методическое пособие / Э.Б. Чиркова. – Ижевск: Удмуртский университет, 2018. – 93 с.
Коробейников, И.А. Дети с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие / И.А. Коробейников, Е.Л. Инденбаум. – М.: Просвещение, 2021. – 47 с.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: олигофренопедагогика / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
Практика психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации учащихся с интеллектуальными нарушениями: сборник практико-ориентированных материалов / А.В. Ильина. – Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2020. – 107 с.
Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник / Л.М. Шипицына, В.М. Сорокин, Д.Н. Исаев. – М.: Академия, 2014. – 224 с.
6
2. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика и коррекция развития детей с интеллектуальной недостаточностью: монография / Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2004. – 56 с.
3. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
4. Колосова, Т.А. Психология детей с нарушением интеллекта: учебное пособие / Т.А. Колосова, Д.Н. Исаев. – М.: Юрайт, 2019. – 151 с.
5. Комплексное изучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью как основа проектирования специальных индивидуальных программ развития: учебно-методическое пособие / Э.Б. Чиркова. – Ижевск: Удмуртский университет, 2018. – 93 с.
6. Коробейников, И.А. Дети с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие / И.А. Коробейников, Е.Л. Инденбаум. – М.: Просвещение, 2021. – 47 с.
7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: олигофренопедагогика / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
8. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
9. Практика психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации учащихся с интеллектуальными нарушениями: сборник практико-ориентированных материалов / А.В. Ильина. – Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2020. – 107 с.
10. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник / Л.М. Шипицына, В.М. Сорокин, Д.Н. Исаев. – М.: Академия, 2014. – 224 с.
Вопрос-ответ:
Какие периоды развития представлений об умственной отсталости можно выделить?
Четыре периода развития представлений об умственной отсталости можно выделить: клинический, биологический, социальный и психологический.
Что изучает методика организации различных видов деятельности общения и обучения детей с нарушениями интеллекта?
Методика организации различных видов деятельности общения и обучения детей с нарушениями интеллекта изучает способы компенсации и коррекции умственной отсталости, а также создание условий для максимального развития ребенка.
Каковы особенности общения ребенка с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками и взрослыми?
Особенности общения ребенка с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками и взрослыми включают ограниченный словарный запас, затруднения в адекватной реакции на эмоциональные выражения собеседника, неумение использовать социальные функции языка и др.
Какие причины могут привести к умственной отсталости?
Причины умственной отсталости могут быть разнообразными: генетические нарушения, инфекционные заболевания в период беременности, повреждения головного мозга в раннем детстве, неблагоприятные социальные условия и др.
Что известно о этиологии умственной отсталости?
Этиология умственной отсталости включает различные факторы, такие как генетические аномалии, хромосомные нарушения, врожденные инфекции, травмы головного мозга, неблагоприятные условия внутриутробного развития и др.
Каковы основные периоды развития представлений об умственной отсталости?
Периоды развития представлений об умственной отсталости можно разделить на четыре: философско-теологический, медицинский, психологический и педагогический.
Что можно сказать об этиологии умственной отсталости?
Этиология умственной отсталости включает различные причины: генетические нарушения, хромосомные аномалии, инфекционные заболевания, травмы головного мозга, недостаток кислорода при родах и другие факторы.
Какие особенности связаны с общением ребенка с интеллектуальной недостаточностью?
Общение ребенка с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками и взрослыми имеет свои особенности: часто возникают проблемы в понимании и исполнении инструкций, слабо развита речь и коммуникативные навыки, затруднения в установлении контакта и т.д.
Как происходит развитие представлений об умственной отсталости?
Развитие представлений об умственной отсталости проходит через несколько периодов: философско-теологический (умственная отсталость связывалась с божественным воздаянием), медицинский (умственная отсталость рассматривалась как медицинская проблема), психологический (акцент делался на психических процессах и обнаружении отклонений) и педагогический (разработка специальных методик и подходов к обучению детей с умственной отсталостью).
Какие причины могут привести к умственной отсталости?
Умственная отсталость может быть вызвана разными причинами, включая генетические нарушения, хромосомные аномалии, инфекционные заболевания (например, краснуха или цитомегаловирусная инфекция), травмы головного мозга, недостаток кислорода при родах, неблагоприятные условия беременности и другие факторы.