Ландшафтная гравюра XIII - начала XIX века: школа Семена Щедрина
Заказать уникальный реферат- 27 27 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 17.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Ландшафтная гравюра в европейском искусстве …………………… 5
1.1 История возникновения гравюры как вида печатной графики ………………………… 5
1.2 Ландшафтная гравюра и жанр пейзажа в истории мирового искусства ………………………… 7
2. Выдающиеся мастера русской ландшафтной гравюры XVIII – первой половины XIX века
2.1. Развитие русской ландшафтной гравюры в XVIII. «Виды» братьев Зубовых …………………………………………………………………… 9 9
2.2 Школа Семёна Щедрина (XIX в.) 17
Заключение…………………………………………………………………..
Библиографический список 25
26
Семен Щедрин обучался гравированию, орнаментальной скульптуре. С 19 лет занялся изучением «ландшафтного художества», т.е. пейзажа. Уже через 2 года в 1767 г. С. Щедрин выполняет дипломную работу в жанре пейзаже. Его картина «Вид поля с протекающим источником», была удостоена малой золотой медали, а С. Щедрин получил возможность на средства Академии продолжить образование за рубежом.Признание жанра пейзажа как заслуживающего внимания художников было личной заслугой С. Щедрина, поскольку до этого пейзаж в Академии художеств занимал скромное место. В то время как в Европе жанр пейзажа уже давно развивался, в России продолжали писать идиллические пейзажи, лишенные жизни и привязки к реальной местности. В Академии не было преподавателя по пейзажной живописи, не было класса:ландшафтная живопись преподавалась «совместно» с другими жанрами. Обучение велось путем копирования с образцов условных идиллических пейзажей, на который традиционно изображались сельские виды с речкой, мост, горы, живописные развалины или стадо коров с пастухом. Художники особо работали над световыми эффектами, изображая обычно закат или восход солнца. В подобных пейзажах не было никакой связи с русской природой, окружавшей художников. Пейзаж выполнял в то время декоративную функцию – он служил для украшения интерьера. Никаких возвышенных патриотических и эстетических чувств эти лишенные жизни пейзажи у зрителей не пробуждали, поэтому и интерес к ним в среде художников был невысок. С. Щедрин в числе семи награжденных студентов Академии в 1767 году отправился на стажировку в Париж, где был представлен князю Д.А. Голицыну и знаменитому философу-энциклопедисту, теоретику и критику искусства Д. Дидро, которому Академия поручила руководство своими пенсионерами. В качестве художественного руководителя для Щедрина был определен художник-пейзажист и баталист Франческо Казанова, брат знаменитого авантюриста, который с 1763 года был внештатным членом Французской королевской академии и даже получил заказ от Екатерины II на написание батальных пейзажей со сценой победы русского оружия над турками. Обучение у Ф. Казанова окончательно сформировало С. Щедрина как пейзажиста.В 1769 году С. Щедрин отправляется для завершения обучения в Рим. Здесь Щедрин попал в иную художественную атмосферу, в обстановку классицизма.В 1776 г. Щедрин вернулся В Петербург, где стал руководителем класса ландшафтной живописи в Академии художеств. Он также писал виды садов, дворцов и парков по заказам Екатерины II (Рис. 11.). Первыми были изображены виды Царского Села, но они получились не осень удачными Щедрину потребовались время и опыт, для того чтобы осознать особенности русского паркового ландшафта XVIII века. С 1780 г. С. Щедрин занимается также реставрацией картин в Эрмитаже.Рис. 11 С. Щедрин. Павловский парк. В 1787 г. Щедрина назначают инспектором живописных классов, а в 1798 – адъюнкт-ректором академии. В 1799 г. Щедрин возглавляет гравировально-ландшафтный класс при Академии художеств. Этот период связан с расцветом его творчества как пейзажиста (Рис. 12). Что касается педагогической деятельности Щедрина, то она была длительна и продуктивна. Рис. 12. С. Щедрин. Мельница и Пиль-башня в Павловске. Около 1798С. Щедрин воспитал целую плеяду учеников - граверов и пейзажистов, создавших живописные виды дворцовых парков Петергофа, Павловска и Гатчины. Из него вышли лучшие мастера русского гравировального пейзажа начала 19 века – братья И. и К. Ческие (Рис. 13, 14), C.Ф. Галактионов (Рис. 15), А.Г. Ухтомский (Рис. 16), И. Д. Телегин (Рис. 17). Ими было награвировано большое количество ландшафтов пригородов Петербурга. Рис. 13. И.В. Ческий , «Вид Большого каскада в Петергофе»Лучшие ученики С. Щедрина порой даже превосходили своего учителя. Они создавали гравюры на основе его рисунков, нопри гравировании умели более ювелирно и тонко создать целостный художественный образ, получая работы более совершенные, чем исходный рисунок. Например, мы можем сравнить рисунок С. Щедрина (Рис. 12), изображающий мельницу и Пиль-башню в Павловске с офортом, созданным на его основе его учеником К.В. Ческим (Рис. 14). Мы видим, что один и тот же сюжет на гравюре ученика смотрится тоньше и лиричнее, чем на оригинальном рисунке. Кроме того, в гравюре К. Ческого намного лучше передана глубина пространства картины. Рис. 14. К.В. Ческий. Вид Пильбашнив Павловске. По рисунку с. Щедрина. 1800-е гг.Работы других пейзажистов школы С. Щедрина также отличаются тонкостью прорисовки, изящностью, воздушностью пейзажа. Рис. 15. 5)С.Ф. Галактионов «Вид колоннады Аполлона с каскадом в Павловске»Несомненно, успехи учеников не могли не радовать самого С. Щедрина. Он видел, что дело его жизни – развитие ландшафтной гравюры и пейзажной живописи, развивается и процветает. Рис. 16.Ухтомский А.Г. Вид большого бассейна в Вехнем саду Петергофа. Начало 1800-хПо оригиналу С.Ф. ЩедринаРис. 17. Телегин И.Д. Вид итальянского фонтана в Нижнем саду Петергофа. Первая половина 1800-х. По оригиналу С.Ф. Щедрина. Офорт. Особо следует отметить вклад Семена Щедрина и его школы в становление жанра пейзажной живописи в русском искусстве – он стал его основоположником, впервые обратившись к изображению русской природы. Его пейзажи и работы его выдающихся учеников не были шедеврами русского пейзажного искусства 19 в., но заложили основу для дальнейшего его развития. В начале 19 века гравюру в России потеснила литография. Это техника плоской печати, дешевизна которой, а также большие тиражи и легкая обработка самого материала сделали ее доступной более широкому кругу любителей искусства.Если говорить о первых русских литографиях, нельзя не сказать об А.О. Орловском. Он первый из русских художников стал ею заниматься. Однако литографию нельзя отнести к жанру гравюры несмотря на внешнее их сходство, поскольку технологически процесс производства отпечатка при литографии не является гравированием. Таким образом, всплеск интереса к гравюре, а именно ксилографии и офорту, в русском искусстве 18-н. 19 века уступил место литографии, а ландшафтные гравюры потеснили живописные пейзажи великих русских пейзажистов Ф. Васильева, И. Шишкина, И. Левитана, А. Куинджи, прославивших в своих произведениях красоту и лиричность русской природы. Однако не следует забывать тот огромный вклад, который внес в становление пейзажного жанра в русском искусстве Семен Щедрин и ученики его ландшафтного класса. ЗаключениеВ русскую культуру искусство гравирования пришло из Западной Европы с 16 века, а уже в 17 веке сложилась первая русская гравировальная школа – московская. Московские мастера занимались изготовлением икон и народных картинок, используя технику гравирования. В эпоху Петра Великого (18 в.) расцвет ландшафтной гравюры был связан с именами Алексея и Ивана Зубовых, работавших в Санкт-Петербурге. Они создавали«виды» с изображением новой столицы и окрестностей, московские пейзажи и изображения русских монастырей, сцены баталий и портреты. В начале 19 века интерес к гравюре уменьшается, однако техника ее исполнения совершенствуется: в Академии художеств под руководством Семена Щедрина был открыт гравировальный класс, в котором художники и граверы изучали искусство пейзажной живописи и ландшафтной гравюры.Школа Семена Щедрина стала уникальным явлением в русском искусстве, поскольку художники и граверы не только изучали техники создания гравюр, но и знакомились с жанром пейзажной живописи, совершенствовали свои художественные умения, развивали чувство вкуса и стиля. Особо следует отметить вклад Семена Щедрина в становление жанра пейзажной живописи в русском искусстве – он стал его основоположником, обратившись к изображению русской природы. Его пейзажи не были шедеврами русского искусства, но заложили основу для дальнейшего его развития. Впоследствии его традиции были продолжены великими русскими пейзажистами И. Левитаном, П.А. Куинджи, И. Шишкиным. Библиографический список Бондарчук В.Г. Методы обучения гравированию в Петербургской Академии художеств на рубеже XVIII – XIX вв.: неизвестная рукопись Е. Г. Лисенкова // ВМ. 2013. №1 (7). С. 140-148. Берницева В.А. Голландская гравюрная марина XVII века: дисс. … канд. искусствоведения. СПб, 2011. 324 с. Верхоланцев М.М. Прикладное и станковое в гравюре на дереве // Искусство Евразии. 2019. №1 (12). С. 71-89.Власов В. Г. Ксилография // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. СПб.: Азбука-Классика. Т. IV, 2006. С. 706Муратов А.Е. Гравюра // Большая российская энциклопедия. 2007. стр. 766 с. С.579-582.Зотова В.В. Художественные возможности офорта в качестве книжной иллюстрации на примере творчества Альбина Бруновского // Вестник Московского государственного университета печати. 2011. С. 476-479. ЖиденкоН.В,Тимофеева Р.А. Бытование европейских эстампов "духовного" содержания в России // Вестник ПСТГУ. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. №35.Мишина Е.А. Московская школа гравюры XVII - начала XVIII века. Истоки сложения стиля русской народной картинки:дисс. … докт. искусствоведения. СПб, 2004. 404 с. Усачева С.В. Пейзаж в русской художественной культуре XVIII века: Особенности жанра и его бытование:дисс. … канд. искусствоведения. М, 2001. 187 с. Усачева С.В. Семен Федорович Щедрин - профессор ландшафтного класса Академии художеств // История и педагогика естествознания. 2015. №2. С. 52-57.
1. Бондарчук В.Г. Методы обучения гравированию в Петербургской Академии художеств на рубеже XVIII – XIX вв.: неизвестная рукопись Е. Г. Лисенкова // ВМ. 2013. №1 (7). С. 140-148.
2. Берницева В.А. Голландская гравюрная марина XVII века: дисс. … канд. искусствоведения. СПб, 2011. 324 с.
3. Верхоланцев М.М. Прикладное и станковое в гравюре на дереве // Искусство Евразии. 2019. №1 (12). С. 71-89.
4. Власов В. Г. Ксилография // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. СПб.: Азбука-Классика. Т. IV, 2006. С. 706
5. Муратов А.Е. Гравюра // Большая российская энциклопедия. 2007. стр. 766 с. С.579-582.
6. Зотова В.В. Художественные возможности офорта в качестве книжной иллюстрации на примере творчества Альбина Бруновского // Вестник Московского государственного университета печати. 2011. С. 476-479.
7. Жиденко Н.В,Тимофеева Р.А. Бытование европейских эстампов "духовного" содержания в России // Вестник ПСТГУ. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. №35.
8. Мишина Е.А. Московская школа гравюры XVII - начала XVIII века. Истоки сложения стиля русской народной картинки: дисс. … докт. искусствоведения. СПб, 2004. 404 с.
9. Усачева С.В. Пейзаж в русской художественной культуре XVIII века: Особенности жанра и его бытование: дисс. … канд. искусствоведения. М, 2001. 187 с.
10. Усачева С.В. Семен Федорович Щедрин - профессор ландшафтного класса Академии художеств // История и педагогика естествознания. 2015. №2. С. 52-57.
Вопрос-ответ:
Какое искусство представляет ландшафтная гравюра в европейском искусстве?
Ландшафтная гравюра представляет собой вид печатной графики, изображающий природные и архитектурные ландшафты.
Какова история возникновения гравюры как вида печатной графики?
Гравюра в качестве независимого искусства возникла в Европе в XV веке и претерпела существенное развитие в период с XVI по XVIII век.
Как ландшафтная гравюра связана с жанром пейзажа?
Ландшафтная гравюра является одним из способов изображения жанра пейзажа в истории мирового искусства.
Кто является выдающимся мастером русской ландшафтной гравюры XVIII первой половины XIX века?
Один из выдающихся мастеров русской ландшафтной гравюры этого периода - Семен Щедрин.
Как развивалась русская ландшафтная гравюра в XVIII веке?
В XVIII веке русская ландшафтная гравюра развивалась под влиянием братьев Зубовых, которые создали отдельный художественный жанр - виды братьев Зубовых.
Какая школа является основоположником ландшафтной гравюры в России?
Основоположником ландшафтной гравюры в России является школа Семена Щедрина.
Каким жанром в истории мирового искусства является пейзажная гравюра?
Пейзажная гравюра является одним из жанров истории мирового искусства.
Кто является выдающимся мастером русской ландшафтной гравюры XVIII-XIX веков?
Выдающимся мастером русской ландшафтной гравюры XVIII-XIX веков является братство Зубовых.