Развитие ответственности детей в дошкольном образовательном учреждении

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 44 44 страницы
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 24.12.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития ответственности детей в дошкольном образовательном учреждении 7
1.1 Понятие ответственности, особенности формирования ответственности у дошкольников 7
1.2 Формы и способы развития ответственности детей в дошкольном образовательном учреждении 11
1.3 Условия развития ответственности детей в дошкольном образовательном учреждении 15
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальное исследование развития ответственности детей в дошкольном образовательном учреждении 27
2.1 Организация исследования и диагностика уровня ответственности детей в дошкольном образовательном учреждении 27
2.2 Серия занятий по развитию ответственности детей в дошкольном образовательном учреждении 33
Выводы по главе 2 37
Заключение 38
Список литературы 41
Приложение 1 – Методика – «Сюжетные картинки» 45
Приложение 2 – Индивидуальная беседа «Оцени поступок» 46
Приложение 3 – Результаты диагностики по методике «Оцени поступок» 48
Приложение 4 – Конспекты занятий, направленных на развитие ответственности дошкольников 49
Фрагмент для ознакомления

Воспитывать уважение к своим товарищам, их играм, интересам и увлечениям. Беседа с детьми
«Каждой вещи свое место» Чтение Л.
Воронковой «Маша растеряша»
Показ « Живых» картинок по про изведению
«Вот какой рассеянный» С,
Маршака. Учить детей поддерживать порядок в группе. Закрепить навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, не ломать, не пачкать, аккуратно ставить на место. Воспитывать желание трудиться. Беседа с детьми
«Мы пассажиры»
Чтение С.Я. Маршак «Ежели вы вежливы». Формировать у детей
сознательного отношения к соблюдению правил дорожного
движения. Воспитывать уважение
и любовь к ближнему, уступать место пожилым людям. Досуг с детьми
«Правила поведения в общественном транспорте» Формировать у детей сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения. В игровой форме
закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в городском транспорте. Развивать внимание, память, координацию.
Усовершенствовать уважение и любовь к ближнему, уступать место пожилым людям
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Соблюдаются постепенность и последовательность в расширении содержания и объема знаний, учитывается, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к ответственности.
Примеры занятий представлены в приложении (Приложение 6).
Таким образом, серия занятий включает игры, упражнения, беседы, досуги, чтение художественной литературы, проигрывание ситуаций, обсуждения, направленные на развитие ответственности у детей старшего дошкольного возраста,
Выводы по главе 2

Экспериментальное исследование развития ответственности детей в дошкольном образовательном учреждении проводилось на базе МБДОУ. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной группы в возрасте 6-7 лет. Нами были выделены критерии развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста – полнота представленности ценностных оснований ответственного поведения в сознании ребенка и эмоциональное отношение к моральным нормам ответственности, на основе которых были проведены диагностические методики уровня развития ответственности детей старшего дошкольного возраста. Для диагностики уровня ответственности детей дошкольного возраста были подобраны следующие методики: методика «Сюжетные картинки», индивидуальная беседа «Оцени поступок». По результатам диагностики мы выявили, что большинство диагностируемой группы 80% (16 детей) имеют средний уровень развития ответственности, что говорит о том, что они только начинают различать моральные нормы, моральную норму ответственности и понимать их содержание. И был сделан вывод, что необходимо уделить целенаправленное внимание развитию ответственности в данной группе.
В ходе формирующего этапа нами решалась следующая задача: разработать серию занятий по развитию ответственности детей в дошкольном образовательном учреждении. В связи с чем был разработан перспективный план занятий, направленный на развитие ответственности у детей старшего дошкольного возраста и включающий игры, упражнения, беседы, досуги, чтение художественной литературы, проигрывание ситуаций, обсуждения.
Заключение

В ходе изучения теоретических основ развития ответственности детей в дошкольном образовательном учреждении мы пришли к следующим выводам:
Ответственность – это качество личности, включающее в себя представление о том, что такое ответственность, знания правил ответственного поведения человека по отношению к делу и к людям, проявляющееся в стремлении быть ответственным, эмоциональном переживании за успех в достижении результата.
Методы и приёмы формирования ответственности сводятся к четырем основным группам. К первой группе можно отнести те методы работы, которые непосредственно направлены на сознание человека, преследуют цель создания у него правильных убеждений и понятий, без которых не может быть правильного поведения. Это разъяснение, чтение, беседа, все формы коллективного обсуждения, где наиболее ярко представлены критика и самокритика. Все эти методы можно назвать методами убеждения. Во второй группе объединяются методы, помогающие человеку на практике развивать и закреплять ответственное поведение. Это методы упражнения. К третьей группе относятся многочисленные методы и приёмы, побуждающие человека увеличивать волевые усилия, работать над формированием ответственности. Это поощрение, требование и принуждение. К четвёртой группе методов относятся методы и приёмы воспитательной работы над собой. Это методы самовоспитания.
Можно выделить следующие педагогические условия формирования ответственности детей старшего дошкольного возраста: 1. Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды. 2. Включение всех видов деятельности детей в работу по развитию ответственности: игровой, трудовой, театрализованной, продуктивной, учебной. 3. Включение родителей в работу по развитию ответственности детей дошкольного возраста. В результате проведенной работы у детей сформируется четкое представление о значимости ответственности, выработается личное отношение к ответственности как одному из важнейших нравственных качеств человека. И к школе у детей сформируется ответственность к своим обязанностям, к выполнению заданий, поручений, появится ответственность за принятое решение, а также настойчивость в достижении результата.
Экспериментальное исследование развития ответственности детей в дошкольном образовательном учреждении проводилось на базе МБОУ ДОУ № 121. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной группы в возрасте 6-7 лет.
Нами были выделены критерии развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста – полнота представленности ценностных оснований ответственного поведения в сознании ребенка и эмоциональное отношение к моральным нормам ответственности, на основе которых были проведены диагностические методики уровня развития ответственности детей старшего дошкольного возраста. Для диагностики уровня ответственности детей дошкольного возраста были подобраны следующие методики: методика «Сюжетные картинки», индивидуальная беседа «Оцени поступок». По результатам диагностики мы выявили, что большинство диагностируемой группы 80% (16 детей) имеют средний уровень развития ответственности, что говорит о том, что они только начинают различать моральные нормы, моральную норму ответственности и понимать их содержание. И был сделан вывод, что необходимо уделить целенаправленное внимание развитию ответственности в данной группе.
В ходе формирующего этапа нами решалась следующая задача: разработать серию занятий по развитию ответственности детей в дошкольном образовательном учреждении. В связи с чем был разработан план занятий, направленный на развитие ответственности у детей старшего дошкольного возраста и включающий игры, упражнения, беседы, досуги, чтение художественной литературы, проигрывание ситуаций, обсуждения.
Таким образом, цели и задачи работы были достигнуты.

Список литературы

Алишев Б.С. К проблеме социальных установок эволюционно-культурного уровня / Б.С. Алишев // Социокультурные установки, ценности и мотивы учения современных студентов. Сборник научных трудов. – Казань: Отечество, 2012. – С. 5-28.
Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2015. – 306 c.
Беленькая А.В. Формирование ответственности у дошкольников / А.В. Беленькая // Педагогический процесс: теория и практика. – 2015. – № 1-2 (46-47). – С. 63-67.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2014. – 398 с.
Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детских садах / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 2011. – 222 с.
Быков С.В. Социально-психологическая регуляция ответственности личности: дисс… докт. психол. наук / С. В. Быков. – Казань, 2006. – 336 с.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2015. – 95 с
Газизова Ф.С. Воспитание самостоятельности и ответственности у старших дошкольников в семье и дошкольной образовательной организации / Ф.С. Газизова, Г.Г. Бадретдинова // Вопросы педагогики. – 2019. –№ 6-1. – С. 21-23.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание / В. И. Даль. – М.: АСТ, 2010. – 815 с.
Данькова Е.Н. Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста: автореферат дис.... кандидата педагогических наук / Е.Н. Данькова. – Челябинск, 2008. – 22 с.
Дидук И.А. Теория и практика воспитания ответственности дошкольников и младших школьников / И.А. Дидук // В сборнике: Воспитание подрастающего поколения в условиях реализации требований ФГОС: сборник научных статей. – Смоленск, 2015. – С. 65-70.
Дотдаева М.Е. Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности / М.Е. Дотдаева, О.В. Удова // Молодой ученый. – 2022. – № 13 (408). – С. 115-117. – URL: https://moluch.ru/archive/408/89866/ (дата обращения: 13.11.2022).
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2017. – 480 c.
Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. – URL: http://www.efremova.info (дата обращения: 14.11.2022).
Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов / Г.Н. Жучкова. – М. «Издательство ГНОМ и Д», 2012. – 64 с.
Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова. – М.: ИКЦ, 2015. – 448 с.
Кроль В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. – М.: Риор, 2018. – 290 c.
Михненко И.И. Формирование ответственности у старших дошкольников / И.И. Михненко, О. М. Нагорнова// Молодой ученый. –2017. – № 2. – С. 607-608. – URL: https://moluch.ru/archive/136/38122/ (дата обращения: 14.11.2022).
Муздыбаев К. Психология ответственности: виды проявления ответственности, связь разных форм ответственности с определенными психологическими и социальными явлениями, результаты экспериментальных исследований ответственности в разнообразных жизненных ситуациях, значение ответственности для достижения успеха, справедливости, благополучия и выживания / К. Муздыбаев. – М.: URSS, 2017. – 248 с.
Мухина В.С. Детская психология: учеб. для студентов пед. интов / В.С. Мухина. – 2-е изд. – М.: Апрель пресс: ЭКСМО-Пресс, 2015. – 352 с.
Нафасова Е.С. Методические рекомендации по развитию чувства ответственности у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности / Е.С. Нафасова, Е.С. Советкина, К.С. Мишина // В сборнике: Новое слово в науке: стратегии развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, – 2022. – С. 116-117.
Никитина Д.Е. Формирование ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности / Д.Е. Никитина // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2018. – С. 38-40.
Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
Лопатина О.С. Воспитание ответственности за свои поступки у детей дошкольного возраста / О.С. Лопатина // В сборнике: Интеграционные процессы в системе начального и дошкольного образования: проблемы воспитания и обучения. сборник материалов международной научно-практической конференции. под общей редакцией Т. Г. Луковенко. – 2019. – С. 83-87.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368с.
Педагогика: учеб. для студентов пед. учеб. заведений /под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2016. – 604с.
Пичугина Н.О Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О. Пичугина, Г.А. Айдашева, С.В. Ассаулова. – М.: Литературная студия «Научная книга», 2015. – 384 с.
Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том 1 / Гл. ред. Давыдов В.В. – М.: Академия, 2013. – 200 с
Словарь русского языка С. И. Ожегова. – URL: http://slovarozhegova.ru (Дата обращения: 11.10.2022).
Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2014. – 272 с.
Филипченко С.Н. Воспитание ответственности у дошкольников в процессе игровой деятельности / С.Н. Филипченко, Е.В. Рябикина // В сборнике: Наука сегодня: теория, практика, инновации. XXIII Международная научно-практическая конференция. – 2017. – С. 288-291.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Владос, 2014. – 25 с.



Приложение 1 – Методика – «Сюжетные картинки»
Имя ребенка 1 2 3 4 Кол-во
баллов Уровень Александра С. 2 2 1 1 6 Средний Алеша П. 2 2 1 2 7 Средний Владик П. 2 2 2 2 8 Средний Даша М. 3 3 3 2 11 Высокий Камилла Т. 2 2 2 2 8 Средний Катя К. 2 2 2 2 8 Средний Ксюша С. 3 1 2 2 8 Средний Максим З. 3 3 2 3 11 Высокий Миша Б. 1 1 1 1 4 Низкий Миша С. 2 2 1 1 6 Средний Настя Г. 2 2 2 2 8 Средний Никита У. 2 2 1 2 7 Средний Платон К. 1 1 1 1 4 Низкий Рома С. 2 2 2 3 9 Средний Саша П. 2 2 2 2 8 Средний Соня Г. 2 1 2 2 7 Средний Соня М. 3 3 3 2 11 Высокий Соня Из. 1 1 1 1 4 Низкий Тоня Л. 2 3 2 2 9 Средний Ульяна П. 2 2 2 2 8 Средний
Низкий уровень – 1- 5
Средний уровень – 6-9
Высокий уровень –10-12
Приложение 2 – Индивидуальная беседа «Оцени поступок»
Так делать можно (1 балл) Так делать иногда можно (2 балла) Так делать нельзя
(3 балла) Так делать нельзя ни в
коем случае (4 балла)
Инструкция: поставь оценку мальчику (девочке) в каждой ситуации.

Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке группы.
Мальчик (девочка) пришел (пришла) в детский сад в грязной одежде.
Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.
Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.
Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.
Мальчик (девочка) вытер (ла) дома пыль.
Мальчик (девочка) разговаривал(а) на занятия во время объяснения воспитателя.
Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.
Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет
Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.
Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.
Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.
Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет























Приложение 3 Результаты диагностики по методике «Оцени поступок»
В предложенных для оценивания вопросах были заключены ситуации нарушения ряда моральных и конвенциональных норм
- семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм

- четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки.

Итого Александра С. 3б. 2б. 4б. 2б. 2б. 3б. 1б. 2б. 4б. 2б. 3б. 3б. 3б 2б. 2б. 3б. 2б. 1б 14 Алеша П. 2б. 2б. 3б. 2б. 3б. 3б. 2б. 2б 3б. 2б. 2б. 3б. 4б. 3б. 3б. 3б. 3б. 2б. 17ср Владик П. 3б. 1б. 4б. 2б. 3б. 4б. 2б. 1б. 4б. 2б. 3б. 4б. 4б. 4б. 3б. 4б. 4б. 2б. 19ср Даша М. 3б. 4б. 4б. 4б. 3б. 4б. 3б. 1б. 4б. 3б. 3б. 4б. 3б. 4б. 2б. 4б. 4б. 2б. 26 Камилла Т. 4б. 1б. 4б. 3б. 4б. 4б. 2б. 2б. 3б. 2б. 4б. 4б. 4б. 2б. 3б. 3б. 3б. 2б. 17ср Катя К. 3б. 3б. 4б. 2б. 3б. 3б. 2б. 2б. 2б. 2б. 4б. 3б. 3б. 3б. 2б. 4б. 3б. 1б. 18ср Ксюша С. 4б. 2б. 4б. 3б. 3б. 4б. 2б. 2б. 3б. 3б. 3б. 4б. 4б. 3б. 2б. 4б. 4б 3б. 21ср Максим З. 3б. 2б. 3б. 3б. 4б. 3б. 3б. 1б. 4б. 3б. 4б. 3б. 4б. 3б. 2б. 4б. 4б. 2б. 21ср Миша Б. 2б. 1б. 2б. 2б. 2б. 3б. 1б. 3б. 2б. 1б. 2б. 2б. 2б. 1б. 3б. 3б. 2б. 2б. 10 Миша С. 3б. 2б. 3б. 3б. 3б. 3б. 3б. 2б. 4б. 3б. 3б. 3б. 3б. 3б. 2б. 3б. 3б. 2б. 20ср Настя Г. 2б. 3б. 4б. 3б. 4б. 4б. 3б. 1б. 3б. 2б. 3б. 3б. 3б. 3б. 2б. 4б. 4б. 3б. 21ср Никита У. 3б. 3б. 3б 3б. 3б. 3б. 2б. 2б. 3б. 2б. 3б. 3б. 3б. 3б. 2б. 3б. 3б. 2б. 19ср Платон К. 2б. 3б. 2б. 1б. 2б. 3б. 1б. 2б. 2б. 2б. 3б. 3б. 2б. 2б. 2б. 3б. 2б. 1б. 14 Рома С. 3б. 4б. 3б. 3б. 3б. 3б. 3б. 2б. 3б. 3б. 4б. 4б. 3б. 4б. 2б. 3б. 3б. 2б. 24 Саша П. 3б. 3б. 3б. 3б. 3б. 4б. 3б. 2б. 4б. 2б. 3б. 3б. 4б. 3б. 2б. 4б. 3б. 2б. 20ср Соня Г. 3б. 2б. 3б. 2б. 3б. 3б. 2б. 2б. 3б. 2б. 3б. 3б. 3б. 3б. 2б. 3б. 3б. 2б. 17ср Соня М. 4б. 4б. 3б. 4б. 4б. 4б. 3б. 1б. 4б 3б. 4б. 4б. 4б. 3б. 2б. 4б. 4б. 2б. 24 Соня Из. 2б. 1б. 2б. 2б. 2б. 3б. 1б. 2б. 2б. 2б. 2б. 2б. 2б. 2б. 3б. 3б. 2б. 1б. 12 Тоня Л. 4б. 4б. 4б. 3б. 4б. 4б. 3б. 1б. 4б. 3б. 4б. 4б. 4б. 4б. 2б. 4б. 4б. 2б. 25 Ульяна П. 3б. 3б. 3б. 3б. 3б. 4б. 3б. 2б. 3б. 3б. 3б. 3б. 3б. 3б. 2б. 3б. 3б. 2б. 21ср Приложение 4 – Конспекты занятий, направленных на развитие ответственности дошкольников
Тема «Правила поведения в транспорте»
Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте, побудить к отзывчивости.
Ведущий:
При посадке и высадке из транспорта:
Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
При ожидании транспорта:
Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине. Приходит Буратино.
-Здравствуйте, ребята! Когда я ехал к вам в садик на автобусе, то увидел мальчика, который кричал и сорил в автобусе. Разве так можно себя вести в транспорте?
-Ребята, а давайте поговорим о правилах поведения в транспорте!
-Как надо стоять на остановке когда ждёшь транспорт?
-Правильно, на остановке не балуются. Когда приедет автобус посмотри на номер автобуса, прежде чем в него войти. И сначала выпусти пассажиров из транспорта, а потом заходи сам. Не задерживайся в дверях проходи в середину салона. Не толкай других пассажиров и не наступай на ноги. И надо быть осторожным при закрытии дверей.
-А что дальше делают в транспорте?
Правильно, оплачиваем проезд или предъявляем проездной билет. И сохраняем его до конца проезда!
-А если в транспорт вошла бабушка, что нужно сделать? Правильно,
уступить место старшим. Надо помогать пожилым пассажирам. Не скандаль и не капризничай в транспорте. И не разговаривай громко – ты мешаешь другим. Если тебя о чём-то спросили, отвечай вежливо. Уважай других пассажиров!
-А с мороженым можно заходить в транспорт? Почему? А сорить можно?
А в окно бросать мусор? Почему?
-Ребята, мне говорили, что высовываться в окно очень опасно! Почему?
-Ребята, а если кто-то хулиганит в транспорте, что надо делать?
-Надо сообщить водителю. А если тебя обижают, привлеки внимание взрослых.
-Ой, ребята, спасибо вам! Вы мне сегодня много непонятного объяснили. Я теперь буду примерным пассажиром! Мне пора. До скорой встречи!
Игра средней подвижности: «Помоги слепому»
Для этой игры требуется пара участников.
Один из них играет роль «слепого», другой – «поводыря». У первого завязаны глаза, и он должен двигаться по комнате, по собственной инициативе выбирая направление движения. Задача другого участника сделать так, чтобы «слепой» не столкнулся с предметами комнаты.
После игры, проводится рефлексия.
– Ребята, сегодня мы узнали, что такое бескорыстная помощь. Кто же мне напомнит, что это такое?
О чем мы сегодня говорили?

Чтение и анализ художественной литературы Г. Остер «вредные советы»
Задачи: способствовать возникновению убеждения в том, что каждый человек несет ответственность за свои дела и поступки и не всегда следует выполнять дословно советы других; совершенствовать умение регулировать свое поведение; развивать чувство юмора.
Воспитатель проводит предварительную беседу с детьми.
Что такое «совет»?
Кто дает вам советы?
Что советуют вам родители? Родственники? Взрослые?
Все ли советы вы выполняете? Почему?
А вы кому-нибудь даете советы? О чем ваши советы?
Всегда ли ваши советы выполняют те, кому вы их адресуете? Почему?
Воспитатель (читает). Недавно ученые с удивлением открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все любят делать наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» а они не умываются. Им говорят:
«Здоровайтесь друг с другом» а они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно. Эта книжка для непослушных детей.

Чтение и обсуждение «Вредных советов». После чтения каждого совета воспитатель выясняет у детей, в чем заключается его вредность и как в подобных ситуациях поступают они.
Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем,
Слов: «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун. Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо. Это глупое занятье
Не приводит ни к чему. Вновь испачкаются руки, Шея, уши и лицо.
Так зачем же тратить силы, Время попусту терять?
Стричься тоже бесполезно, Никакого смысла нет:
К старости сама собою Облысеет голова.
Если к папе или к маме Тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный И серьезный разговор, Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!» И когда со стула тетя
С перепугу упадет
И прольет себе на платье Чай, компот или кисель, То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать,
И, гордясь своим ребенком,
Папа руку вам пожмет. За плечо возьмет вас папа И куда-то поведет.
Там, наверно, очень долго Папа будет вас хвалить. Если ты остался дома
Без родителей, один,
Предложить тебе могу я Интересную игру
Под названьем
«Смелый повар»
Или «Храбрый кулинар».
Суть игры в приготовленье Всевозможных вкусных блюд. Предлагаю для начала
Вот такой простой рецепт: Нужно в папины ботинки Вылить мамины духи,
А потом ботинки эти
Смазать кремом для бритья, И, полив их рыбьим жиром
С черной тушью пополам,
Бросить в суп, который мама Приготовила с утра.
И варить с закрытой крышкой Ровно семьдесят минут.
Что получится, узнаешь, Когда взрослые придут. Нет приятнее занятья, Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно, Что там спрятано внутри. А кому смотреть противно, Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем, Пусть и он не пристает.
Если ты попал в больницу И не хочешь там валяться, Жди, пока к тебе в палату
Самый главный врач придет. Укуси его, и сразу
Кончится твое леченье,
В тот же вечер из больницы Заберут тебя домой.
Г. Остер
Далее дети с помощью воспитателя пытаются переформулировать «вредные советы» в «полезные» (после повторного чтения каждого совета).
Если ты пришел к знакомым, Поздоровайся со всеми.
После вкусных угощений Ты «спасибо» им скажи. Если спрашивают что-то,
Отвечай всем дружелюбно. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты плохой.
Можно перефразировать советы не стихами, а своими словами.
Воспитатель (подводит итог).
Чужие советы нужно выполнять не всегда. Человеку свойственно ошибаться. Что хорошо одному, не всегда подходит для другого. Прежде чем что-то сделать, подумай, так как каждый человек должен отвечать за свои поступки.








34





-семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм

1. Алишев Б.С. К проблеме социальных установок эволюционно-культурного уровня / Б.С. Алишев // Социокультурные установки, ценности и мотивы учения современных студентов. Сборник научных трудов. – Казань: Отечество, 2012. – С. 5-28.
2. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2015. – 306 c.
3. Беленькая А.В. Формирование ответственности у дошкольников / А.В. Беленькая // Педагогический процесс: теория и практика. – 2015. – № 1-2 (46-47). – С. 63-67.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2014. – 398 с.
5. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детских садах / Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 2011. – 222 с.
6. Быков С.В. Социально-психологическая регуляция ответственности личности: дисс… докт. психол. наук / С. В. Быков. – Казань, 2006. – 336 с.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2015. – 95 с
8. Газизова Ф.С. Воспитание самостоятельности и ответственности у старших дошкольников в семье и дошкольной образовательной организации / Ф.С. Газизова, Г.Г. Бадретдинова // Вопросы педагогики. – 2019. –№ 6-1. – С. 21-23.
9. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание / В. И. Даль. – М.: АСТ, 2010. – 815 с.
10. Данькова Е.Н. Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста: автореферат дис.... кандидата педагогических наук / Е.Н. Данькова. – Челябинск, 2008. – 22 с.
11. Дидук И.А. Теория и практика воспитания ответственности дошкольников и младших школьников / И.А. Дидук // В сборнике: Воспитание подрастающего поколения в условиях реализации требований ФГОС: сборник научных статей. – Смоленск, 2015. – С. 65-70.
12. Дотдаева М.Е. Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности / М.Е. Дотдаева, О.В. Удова // Молодой ученый. – 2022. – № 13 (408). – С. 115-117. – URL: https://moluch.ru/archive/408/89866/ (дата обращения: 13.11.2022).
13. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2017. – 480 c.
14. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. – URL: http://www.efremova.info (дата обращения: 14.11.2022).
15. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов / Г.Н. Жучкова. – М. «Издательство ГНОМ и Д», 2012. – 64 с.
16. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова. – М.: ИКЦ, 2015. – 448 с.
17. Кроль В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. – М.: Риор, 2018. – 290 c.
18. Михненко И.И. Формирование ответственности у старших дошкольников / И.И. Михненко, О. М. Нагорнова// Молодой ученый. –2017. – № 2. – С. 607-608. – URL: https://moluch.ru/archive/136/38122/ (дата обращения: 14.11.2022).
19. Муздыбаев К. Психология ответственности: виды проявления ответственности, связь разных форм ответственности с определенными психологическими и социальными явлениями, результаты экспериментальных исследований ответственности в разнообразных жизненных ситуациях, значение ответственности для достижения успеха, справедливости, благополучия и выживания / К. Муздыбаев. – М.: URSS, 2017. – 248 с.
20. Мухина В.С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин тов / В.С. Мухина. – 2-е изд. – М.: Апрель пресс: ЭКСМО-Пресс, 2015. – 352 с.
21. Нафасова Е.С. Методические рекомендации по развитию чувства ответственности у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности / Е.С. Нафасова, Е.С. Советкина, К.С. Мишина // В сборнике: Новое слово в науке: стратегии развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, – 2022. – С. 116-117.
22. Никитина Д.Е. Формирование ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности / Д.Е. Никитина // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2018. – С. 38-40.
23. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
24. Лопатина О.С. Воспитание ответственности за свои поступки у детей дошкольного возраста / О.С. Лопатина // В сборнике: Интеграционные процессы в системе начального и дошкольного образования: проблемы воспитания и обучения. сборник материалов международной научно-практической конференции. под общей редакцией Т. Г. Луковенко. – 2019. – С. 83-87.
25. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368с.
26. Педагогика: учеб. для студентов пед. учеб. заведений /под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2016. – 604с.
27. Пичугина Н.О Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О. Пичугина, Г.А. Айдашева, С.В. Ассаулова. – М.: Литературная студия «Научная книга», 2015. – 384 с.
28. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том 1 / Гл. ред. Давыдов В.В. – М.: Академия, 2013. – 200 с
29. Словарь русского языка С. И. Ожегова. – URL: http://slovarozhegova.ru (Дата обращения: 11.10.2022).
30. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2014. – 272 с.
31. Филипченко С.Н. Воспитание ответственности у дошкольников в процессе игровой деятельности / С.Н. Филипченко, Е.В. Рябикина // В сборнике: Наука сегодня: теория, практика, инновации. XXIII Международная научно-практическая конференция. – 2017. – С. 288-291.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Владос, 2014. – 25 с.

Вопрос-ответ:

Какая роль ответственности в развитии детей в дошкольном образовательном учреждении?

Ответственность играет важную роль в развитии детей в дошкольном образовательном учреждении. Она помогает формировать у детей навыки самоконтроля, самоорганизации и самостоятельности. За счет ответственности дети учатся справляться с задачами и обязанностями, становятся более надежными и независимыми. Они также развивают эмоциональную устойчивость и умение принимать решения.

Какие особенности формирования ответственности у дошкольников?

У дошкольников существуют определенные особенности формирования ответственности. В этом возрасте дети начинают осознавать свою роль и ответственность за свои поступки. Они учатся выполнять порученные задания и обязанности, понимать последствия своего поведения. Однако дети этого возраста еще не всегда способны самостоятельно принимать ответственные решения и контролировать свое поведение. Поэтому важно создать для них подходящие условия и активно развивать ответственность через игры, задачи и задания.

Какие формы и способы развития ответственности детей в дошкольном образовательном учреждении?

В дошкольном образовательном учреждении можно использовать различные формы и способы развития ответственности детей. Например, можно проводить игры, которые требуют самостоятельного выполнения заданий или заботы о других (например, игра "Врачи" или "Магазин"). Также можно давать детям небольшие обязанности, например, они могут быть ответственными за уход за растениями или за порядок в классе. Важно поощрять детей за ответственное поведение и включать их в принятие решений и планирование деятельности.

Какие условия влияют на развитие ответственности детей в дошкольном образовательном учреждении?

Развитие ответственности детей в дошкольном образовательном учреждении зависит от нескольких условий. Прежде всего, важна возможность для детей самостоятельно выполнять задания и обязанности. Также необходимо создать безопасную и поддерживающую среду, где дети не боятся ошибаться и могут пробовать новое. Важно также давать детям возможность принимать решения и включать их в планирование деятельности. Влияние педагогов и образовательной программы также играют важную роль в развитии ответственности детей.

Какое понятие ответственности существует в дошкольных образовательных учреждениях?

В дошкольных образовательных учреждениях ответственность детей понимается как способность выполнять возложенные на них обязанности и действия по заботе о себе, окружающих людях и предметах.