Вознесение Господне: сравнительно-сопоставительный анализ повествования в Евангелии и в Книге деяний святых апостолов.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 34 34 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 15.12.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТА В ЕВАНГЕЛИИ 7
1.1.Характеристика источника 7
1.2.Вознесение Господне в Четвероевангелии (в Евангелии от Марка и от Луки) 13
ГЛАВА 2.ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ В КНИГЕ ДЕЯНИЙ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ. ОПИСАНИЕ ВОЗНЕСЕНИЯ СПАСИТЕЛЯ В ЕВАНГЕЛИИ И КНИГЕ ДЕЯНИЙ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ 25
2.1.Описание источника и события (Вознесение Господне) 25
2.2.Сопоставительный аспект 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Фрагмент для ознакомления

Господь наш Иисус Христос спас нас от этой бесконечной пропасти и, вместо бездонной глубины, вознес нас в Божественную небесную высь. Мы говорим "вознес нас" по двум причинам: во-первых, Он вознесся как Человек во плоти, каковыми и мы являемся; и во-вторых, Он вознесся не Себя ради, но ради нас, дабы открыть нам путь примирения с Богом». Представляется, что именно это толкование очень точно раскрывает сокровенный смысл Вознесения как величайшего чуда, описанного в Евангелии. ГЛАВА 2.ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ В КНИГЕ ДЕЯНИЙ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ. ОПИСАНИЕ ВОЗНЕСЕНИЯ СПАСИТЕЛЯ В ЕВАНГЕЛИИ И КНИГЕ ДЕЯНИЙ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ2.1.Описание источника и события (Вознесение Господне)О богословии Книги Деяний можно сказать следующее. В Деяниях Святых Апостолов продолжается благовестие Иисуса о Царстве Божием, однако центром их проповеди являются смерть и Воскресение Спасителя, которые совершились «по определенному совету и предведению Божию» (Деян 2, 23). Деяния акцентируют внимание на победоносном и триумфальном характере Крестной смерти и Воскресения Христова, как торжества Бога и основании стремительно растущей христианской Церкви. Учение о Дарах Святого Духа получает полное обоснование и развитие именно в Новом Завете. В частности, в «Книге Деяний святых Апостолов» дается описание благодатного «дара языков», который снизошел на Апостолов в день Пятидесятницы. Это сошествие можно считать залогом Нового завета между людьми и Богом, поскольку в виде огненных разделенных языков, почивших на каждом из присутствующих, совершилось сошествие Святого Духа на апостолов и оно обнаружилось в даре разных языков, которыми неученые галилеяне начали говорить о великих делах Божиих. Посредством данного благодатного дара Святого Духа Апостолы получили возможность прославлять Бога на разных языках, которые ранее были им не известны. Благодатный дар Святого Духа также позволил Апостолам стать пастырями Церкви Христовой, совершать множество чудес во Славу Бога. На основании описания в Книге деяний можно сделать вывод о том, что рождая в человеке веру, Дух Святой дарует ему вследствие веры.Однако в Книге Деяний указано, что Апостолы не просто начали говорить на разных языках, они исполнились Духа Святого: на них снизошла вся полнота благодатных духовных дарований - они преобразились, очистились, освятились и просветились действием Духа Божия, стали как бы совершенно другими, новыми людьми, а Дух Святой стал их постоянным вдохновителем и руководителем. Способность говорить на разных языках – это всего лишь внешнее проявление этого процесса. Без искры Божественного огня Апостолы, конечно же, не смогли бы проповедовать Божественные истины и прославлять величие Бога (Деян. 2:11).Дух представляет собой ту силу, которая играет объединяющую роль, она ведет Церковь. По этой причине грех против единства Церкви (Деян 5, 1–10) представляет собой грех против Св. Духа.Что касается этических наставлений, то они практически отсутствуют в Книге Деяний. Обсуждение сути праведного и неправедного образа жизни осуществляется на определенных примерах. Осуждению подвергаются ложь (Деян 5, 1–10), занятия магией (Деян 8, 9; Деян 13, 6; Деян 19, 13–19), блуд и идолослужение (Деян 15, 20, 29; Деян 21, 25), сребролюбие (Деян 20, 33. В Деян 20, 35 содержится призыв к творению милостыни, которая дополняет практику благотворительности и разделения имущества. Добродетелями являются храбрость перед лицом опасности и жертвенность (Деян 21, 13; 27). Подробный рассказ о Вознесении Господнем приведен в I главе Деяний св. апостолов (Деян 1, 9-11). Там говорится, что Господь собрал учеников и повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного от Отца – сошествия Святого Духа, от Которого они примут силу. «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1, 4-11).Безусловно, как следует из книги Деяний и Евангелия, Вознесение как одна из тайн домостроительства Божия не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете есть указания на прославление воскресшего Иисуса Христа и Его превознесенное положение на небесах, «одесную Бога». О «вхождении во славу» говорится в Евангелии от Луки (24, 26), Деяниях св. Апостолов (5,31), послании ап. Павла к Ефесянам (4, 8-10). О «седении одесную Бога» ап. Павел говорит в посланиях к Римлянам (8, 34), Ефесянам (1, 20; 2, 5-6) и Колоссянам (3, 1). Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя слова Давидова псалма (109), говорит о Своем «седении одесную Бога». «Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Мк 12, 35-37).В Откровении Иоанна Богослова со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (3, 21).2.2.Сопоставительный аспектСопоставляя описания Вознесения Господа в Евангелии и в Книге Деяний, в первую очередь, безусловно, следует отметить, что описание это в Книге Деяний является более подробным. Скорее всего, это связано с историко-хроникальным характером Книги Деяний, со стремлением автора Книги Деяний наиболее полно и подробно отразить все события земной жизни Христа, имеющие значение для становления как апостольского служения, так и Церкви.В Евангелии Вознесение Спасителя описывается не столько подробно, как в Книге Деяний. Кроме того, как о событии отдельно о Вознесении повествуют только евангелисты Марк и Лука. Различно и богословское значение описания Вознесения и самого контекста этого события. А именно, Евангелие от Марка часто называют богословием Креста и Крестной Жертвы Спасителя. Таким образом, Вознесение предстает не только как величайшее чудо, но и как завершение земного пути Христа, Его страданий, принятых на Кресте. Вознесение Христа в Евангелии от Марка – это торжество веры и победы над смертью.Что касается Евангелия от Луки, то ранее мы отмечали, что основная цель евангелиста – представление Христа как Мессии, Который приходит, чтобы спасти весь мир и наполнить этот мир Божественной благодатью. Вознесение евангелист Лука описывает более подробно, чем евангелист Марк, тем не менее, не столь детально, как это сделано в Книге Деяний св. Апостолов. Почему же именно в книге Деяний Вознесение описывается наиболее подробно? Очевидно, что ответ кроется в самом характере книги и цели ее написания. Вознесение связано с учительской миссией Христа на земле. Воскресение Иисуса Христа стало завершением Его великой миссии на нашей земле. И Он смог сделать все, что необходимо было для дела спасения человечества, церковного созидания. Вознесение Иисуса Христа – это, безусловно, открытие новой эры, нового периода в искуплении. В качестве главного действующего лица здесь выступает уже Святой Дух. Специфика Его служения заключается в том, что Дух имеет спасающее и созидающее влияние, Им используются те люди, которые ранее уже получили духовное возрождение. И такими людьми являлись святые апостолы. Таким образом, именно поэтому перед Вознесением Спаситель оставляет Великое поручение, поставив перед апостолами крайне важную и актуальную, сложную задачу. Дело в том, что христианское служение не является личным делом. Каждый человек должен прикладывать усилия, чтобы выполнять то, что было когда-то поручено Иисусом Христом. Христиане наделены в данном случае поистине великими привилегиями. Великое поручение Христа представлено конкретными указаниями, определяющими специфику служения христиан, рожденных от Его Духа. Посылая учеников создать Церковь, основание которой было заложено Им, Иисус Христос ясно указывает, как следует эту миссию выполнить: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь". (Мф. 28:19-20). То есть, миссия реализуется через ученичество, научение. Именно с этой целью были подготовлены апостолы как ученики Спасителя, в свою очередь, апостолам следует далее продолжить это дело наставничества и ученичества, ведь Господь поставил их на продолжение служения. Также Спаситель указал, что у ученичества и наставничества должна быть ясная и четкая цель. Именно цель укажет апостолам и путь, по которому им следует пройти. И опять же именно перед Вознесением Спаситель и дает Своим ученикам эти ценные наставления. Вознесение – это начало апостольской Церкви. Тем не менее, несмотря на различные богословские смыслы и контексты, Вознесение имеет особое значение как образ обожения каждого верующего во Христа. После Своего Воскресения Иисус в течение сорока дней являлся собранным вместе апостолам, укрепляя их веру в Него. В сороковой день Христос ещё раз явился ученикам, подтвердил всё сказанное Им прежде и повёл их за город на гору Елеонскую. По учению православной церкви, Вознесение Христово является олицетворением максимального возвеличения и прославления человеческого естества, которое в этом восхождении было вознесено Богом выше всех ангельских чинов и навечно заняло место «одесную» самого Бога Отца».ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.О Вознесении Христа пишут евангелисты Марк и Лука. Причем, Марк упоминает о Вознесении достаточно формально. Но все же, Вознесение в Евангелии от Марка должно рассматриваться в тесной связи с теми Страданиями, которые перенес Спаситель во имя человечества. Вознесение осмысливается как величайшее чудо победы над тьмой и смертью, это торжество Христа, Его величия. Вознесение в Евангелии от Луки – это свидетельство того, что Христос есть Мессия, спасший мир. Кроме того, евангелист Лука делает особый акцент на том, что Христос перед Вознесением наставляет апостолов, укрепляет их, чтобы далее они проповедовали Евангелие. Наконец, коснемся вопроса содержания Книги Деяний святых апостолов. Здесь описано, каким образом Святым Духом посредством проповеди апостолов, была основана Церковь Христова в Иерусалиме, откуда произошло ее распространение в Иудее, Самарии и далее среди языческих народов, до самого центра язычества — Рима. Одним словом, данная книга содержит первоначальную историю Церкви. Соответственно, и Вознесение Господа описано именно в этом контексте. Более того, оно описано гораздо более подробно, чем в Евангелии от Марка и Евангелии от Луки.Вознесение Господа в Книге Деяний – это начало апостольской Церкви и полноценной реализации апостольской миссии. В контексте того описания, которое представлено в Книге Деяний Вознесение должно толковаться в тесной связи с темой учительства Христа и ученичества апостолов, домостроительства Церкви. Соответственно, первая часть Книги Деяний посвящена Вознесению, Пятидесятнице, созданию Церкви и её расширению, первым гонениям на христиан. Особое внимание уделено судьбе первого христианского мученика — диакона Стефана — и обращению Савла(Павла). Процесс распространения христианства был крайне сложным, за христианскую веру пострадали многочисленные подвижники. И уже вторая половина Книги Деяний апостолов посвящена миссионерской деятельности апостола Павла. В целом, изучение Пролога и Книги Деяний представляют особую важность для понимания процесса становления Церкви и особенностей апостольского служения, основ христианского вероучения. Кроме того, в Книге Деяний наблюдается тесная связь Вознесения и пребывания в мире Святого Духа. Святой Дух с момента Воскресения и Вознесения Христа пребывает вне пространства и времени, не принадлежа к чувственно постижимым формам бытия. Его Всесовершенное Бытие нельзя описать, оно является беспредельным, не обладает образом и видом. Он является Существом бестелесным, и не имеющим формы, и невидимым, и неописуемым. За счет Собственного Божественного вездеприсутствия Святой Дух пребывает и в уверовавшем во Спасителя человеке, сообщив ему неведомое до этого познание Творца, приобщив его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке - это благодать Святого Духа, потому что Святой Дух непостижимым образом вселяется в человека, обитая и пребывая в нем.Несмотря на выявленные нами отличия в описании Вознесения в Евангелии и Книге деяний, Вознесение – это величайшее чудо. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены – «восхищены на облаках» – будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию». После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви. Об этом и поется в кондаке Вознесения: Еже о нас исполнив смотрение, / и яже на земли соединив небесным, / вознеслсяеси во славе, Христе Боже наш, / никакожеотлучаяся, / но пребывая неотступный, / и вопия любящим Тя: // Аз есмь с вами и никтоже на вы.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫЦерковные источники и труды Отцов ЦерквиАлександр (Милеант), еп. К познанию Библии.// http://vsemolitva.ru/b4/biblia6.htmАлександр (Милеант), еп. Основы православной веры.// http://vsemolitva.ru/b4/symvol.htmlБарсов М.В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов.// http://azbyka.ru/otechnik/?Trudy_prochih/sbornik-statej-po-istolkovatelnomu-i-nazidatelnomu-chteniju-dejanij-svjatykh-apostolov=1_3Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви: Репринт.изд. В 4 тт. - М., 1994. Т.III. [Ресурс локального доступа] Иларион (Троицкий), архиеп. Христианства нет без Церкви.//http://beseda.lgg.ru/library/Бухарев И., прот. Толкование на Евангелие от Марка. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/tolkovanie-na-evangelie-ot-marka/16_2Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. – М., 2002.//http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/veniaminmilov/pastir/contents.htmlГлубоковский Н.Н. Св. Лука, евангелист и дееписатель.// http://commons.wikimedia.org/wiki/Илларион (Алфеев), митр. Православие. Крест Христов. – Режим доступа: http://pravoslavie.by/page_book/krest-hristovИларион (Троицкий), архиеп. Христианства нет без Церкви.//http://beseda.lgg.ru/library/Иоанн Недзельницкий, прот. О почитании Святого Креста. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-pochitanii-svjatogo-kresta/Николай Сербский, свт. Из собрания сочинений. – Режим доступа: https://ruskline.ru/analitika/2022/06/01/evangelie_o_voznesenii_gospodaНиколай (Велимирович), свт. Вознесение Господне. – Режим доступа: https://pravoslavie.ru/35201.html?ysclid=lago7oebz2217774203Петровский А. В. Вознесение // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Изд. Петроград. Прил. к духовному журналу «Странник», 1902. — Т. 3. — Стб. 677.Таушев А., арх. Книга Деяний святых апостолов. Комментарии.// http://qame.ru/book/christianity/deyaniya_svyatih_apostolov/Литература и Интернет-источники, энциклопедииБольшой библейский словарь. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bolshoj-biblejskij-slovar/Деяния Святых Апостолов./Православная Энциклопедия.// http://drevo-info.ru/articles/7013.htmlКвливидзе Н. В., Лукашевич А. А., Ткаченко А. А. Вознесение Господне // Православная энциклопедия. — М., 2005. — Т. IX : «Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие». — С. 197—203. — 752 с.Покорны П., Геккель У. Введение в Новый Завет. Обзор литературы и богословия Нового Завета / Пер.с нем. (Серия «Современная библеистика»). - М.: Издательство ББИ, 2012. С. 410 Ткаченко А. А. Деяния святых апостолов // Православная энциклопедия. Том XIV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — С. 490—507.Шатров П. Комментарии к Книге Деяний святых апостолов. — М., 2001.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Церковные источники и труды Отцов Церкви
1. Александр (Милеант), еп. К познанию Библии.// http://vsemolitva.ru/b4/biblia6.htm
2. Александр (Милеант), еп. Основы православной веры.// http://vsemolitva.ru/b4/symvol.html
3. Барсов М.В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов.// http://azbyka.ru/otechnik/?Trudy_prochih/sbornik-statej-po-istolkovatelnomu-i-nazidatelnomu-chteniju-dejanij-svjatykh-apostolov=1_3
4. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви: Репринт.изд. В 4 тт. - М., 1994. Т.III. [Ресурс локального доступа] Иларион (Троицкий), архиеп. Христианства нет без Церкви.//http://beseda.lgg.ru/library/
5. Бухарев И., прот. Толкование на Евангелие от Марка. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/tolkovanie-na-evangelie-ot-marka/16_2
6. Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. – М., 2002.//http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/veniaminmilov/pastir/contents.html
7. Глубоковский Н.Н. Св. Лука, евангелист и дееписатель.// http://commons.wikimedia.org/wiki/
8. Илларион (Алфеев), митр. Православие. Крест Христов. – Режим доступа: http://pravoslavie.by/page_book/krest-hristov
9. Иларион (Троицкий), архиеп. Христианства нет без Церкви.//http://beseda.lgg.ru/library/
10. Иоанн Недзельницкий, прот. О почитании Святого Креста. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-pochitanii-svjatogo-kresta/

11. Николай Сербский, свт. Из собрания сочинений. – Режим доступа: https://ruskline.ru/analitika/2022/06/01/evangelie_o_voznesenii_gospoda
12. Николай (Велимирович), свт. Вознесение Господне. – Режим доступа: https://pravoslavie.ru/35201.html?ysclid=lago7oebz2217774203
13. Петровский А. В. Вознесение // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Изд. Петроград. Прил. к духовному журналу «Странник», 1902. — Т. 3. — Стб. 677.
14. Таушев А., арх. Книга Деяний святых апостолов. Комментарии.// http://qame.ru/book/christianity/deyaniya_svyatih_apostolov/
Литература и Интернет-источники, энциклопедии
1. Большой библейский словарь. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bolshoj-biblejskij-slovar/
2. Деяния Святых Апостолов./Православная Энциклопедия.// http://drevo-info.ru/articles/7013.html
3. Квливидзе Н. В., Лукашевич А. А., Ткаченко А. А. Вознесение Господне // Православная энциклопедия. — М., 2005. — Т. IX : «Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие». — С. 197—203. — 752 с.
4. Покорны П., Геккель У. Введение в Новый Завет. Обзор литературы и богословия Нового Завета / Пер.с нем. (Серия «Современная библеистика»). - М.: Издательство ББИ, 2012. С. 410
5. Ткаченко А. А. Деяния святых апостолов // Православная энциклопедия. Том XIV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — С. 490—507.
6. Шатров П. Комментарии к Книге Деяний святых апостолов. — М., 2001.

Вопрос-ответ:

В чем основное отличие в описании Вознесения Господнего в Евангелии и в Книге Деяний святых апостолов?

В Евангелии описание более краткое и сосредоточено на действиях и словах Иисуса, в то время как в Книге Деяний святых апостолов приводится более подробное и хронологическое повествование о событии.

Какие сходства можно выделить в описании Вознесения Господа в Евангелии и в Книге Деяний святых апостолов?

В обоих источниках отмечается, что Вознесение произошло с горы, при участии апостолов, и что Иисус исчез из их виду, поднимаясь в облаке.

Какое значение имеет Вознесение Господне в Четвероевангелии по сравнению с Евангелием от Марка и от Луки?

Вознесение Господне в Четвероевангелии имеет большую эмоциональную и символическую значимость, оно является завершающим и возвышенным моментом в жизни Иисуса, подчеркивающим его божественную природу и власть.

Какое место Вознесение Господне занимает в Книге Деяний святых апостолов?

Вознесение Господне является важным событием в Книге Деяний святых апостолов, оно отмечает окончание земной миссии Иисуса и начало миссии Церкви под руководством Святого Духа.

Чем отличается описание Вознесения Господа в Евангелии и в Книге Деяний святых апостолов?

Описание Вознесения Господа в Книге Деяний святых апостолов более развернуто и содержит больше деталей, например, заповедания Иисуса апостолам перед Вознесением. В Евангелии описание более сжатое и фокусируется на самом акте Вознесения.

Какова характеристика источника вознесения Господнего в Четвероевангелии?

В Четвероевангелии, включая Евангелие от Марка и от Луки, источник представляет вознесение Господне как физическое восхождение Иисуса на небо после Его воскресения.

Какое описание Вознесения Спасителя можно найти в Евангелии и Книге деяний святых Апостолов?

В Евангелии и Книге деяний Святых Апостолов описание Вознесения Господнего состоит из того, как Иисус поднялся на небо перед глазами учеников и исчез из виду.

Как сравнить представление о Вознесении Господнем в Евангелии и в Книге деяний святых апостолов?

Представление о Вознесении Господнем в Евангелии и Книге деяний святых апостолов совпадает в том, что они оба описывают физическое восхождение Иисуса на небо. Однако, в деталях и подробностях повествования могут быть различия.