ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 16.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 Теоретические основы организации взаимодейтсвия участников образовательных отношений…………………………………………………….6
1.1 Сущность и содержание понятий «организация взаимодействия» «взаимодействие участников образовательных отношений», «участники образовательных отношений»……………………………………………………6
1.2 Особенности и принципы организации взаимодействия младших школьников на уроках в начальной школе………………………………………9
1.3 Формы и методы организации взаимодействия младших школьников на уроках в начальной школе……………………………………………………….12
Выводы к 1 главе ………………………………………………….……………..17
Глава 2 Практические основы организации взаимодействия участников образовательного процесса………………………………………………….…..18
2.1 Проектная технология при организации взаимодействия участников образовательного процесса……………………………………………………...18
2.2 Конспект урока литературного чтения по организации взаимодействия учителя и учеников с применением проектной технологии……………….…..21
2.3 Протокол педагогического наблюдения за взаимодействием младших школьников на занятии внеурочной деятельности…………………………….28
Выводы ко 2 главе………………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………...……..31
Список использованной литературы……………………………………………32
Приложение………………………………………………………………………34
Учитель: на самом деле, когда корабль совершал первый виток вокруг Земли, была надута шлюзовая камера, на втором витке начался выход Алексея Леонова в космос. Космонавт пять раз удалялся от корабля на расстояние до 5,35 м. Для подачи кислорода и связи с бортом "Восхода-2" использовался страховочный трос.Выход не обошелся без нештатных ситуаций. Из-за разницы давления скафандр раздулся. Это препятствовало возвращению космонавта в шлюзовую камеру. Поэтому Леонов, рискуя жизнью, вынужден был стравливать в скафандре давление почти до критического. В нарушение инструкции космонавту пришлось входить в шлюзовую камеру головой вперед, а для закрытия за собой люка - переворачиваться в тесном пространстве.Учитель: Как вы думаете было ли страшно А. Леонову? Можно ли считать его поступок героическим? Какими качествами по вашему мнению должен обладать космонавт?Ответы учеников: возможно ему и было страшно, но как настоящий герой А. Леонов взял себя в руки и не дал страху овладеть им. Настоящий космонавт должен быть: надежным напарником, сильным, отважным, способным с холодной головой решать что делать в критических ситуациях, не впадая в панику.Модуль №2. «Одень космонавта»Учитель: Костюм А.Леонова был не до конца адаптирован для выхода в открытый космос именно поэтому его скафандр из-за температуры и давления раздулся как воздушный шарик. Опыт: учитель демонстрирует наглядный пример, надувает воздушный шарик и пытается засунуть его в граненый стакан, который напоминает отсек космического корабля. Учитель, сдувая шарик объясняет детям, что Леонову нужно было подобно шарику выпустить почти весь кислород, чтобы пролезть в отсек космического корабля.Учитель: интересно ли вам узнать из каких частей состоит скафандр космонавта? (ученики выражают свою заинтересованность)Задание: перед вами множество деталей различных костюмов (спецодежды) разных профессий. Ваша задача в парах выбрать из них части космического костюма и собрать полный комплект скафандра для выхода в космос. (ученики пытаются собрать полный комплект)Учитель: Я думаю вы хорошо справились с задачей, а теперь обратите внимание на слайд презентации и давайте узнаем какова же роль каждой части космического скафандра. (ученики узнают о составных частях скафандра)Учитель: пришло время проверить насколько хорошо ваши экипажи готовы к полету, сейчас нужно подготовить капитанов к выходу в открытый космос. У каждой команды есть вырезанные детали космического костюма, вам нужно надеть обмундирование на своего капитана, оформить скафандры в стиле своей команды и рассказать из каких частей состоит его костюм (ученики экипируют своих капитанов).Модуль №3. «Срочная инвентаризация»Учитель: Ребята, теперь я точно уверена, что ваши экипажи готовы к полету в космос, нам осталось лишь собрать необходимые вещи.Как вы думаете, какие вещи нам обязательно нужны в космосе? Все ли вещи, которые мы используем в повседневной жизни, мы сможем взять с собой? (ученики выдвигают свои предположения о том, что можно взять с собой в космос, что им обязательно пригодиться)Учитель: в нашей повседневной жизни мы используем множество вещей, без которых мы не мыслим наше существование, вещи, которые делают наш быт уютнее и организованнее. В космосе действует те же правила, и существует ряд простых вещей, которые наряду с продуктами грандиозных научных открытий и изобретений прочно вошли в обиход космонавтов.Задание: сейчас на столе вы можете увидеть 2 пустых рюкзака и множество различных предметов или их изображения, задача вашего экипажа положить в рюкзак только те вещи, которые по-вашему мнение необходимы в космосе. Учитель по очереди приглашает по одному участнику из каждой команды, затем выбрать и положить в рюкзак ту вещь, которую они берут с собой в космос.Список предметов: книга, блокнот, ручка, съедобная зубная паста, карандаш, диван жевательная, резинка, тренажер, ножи, таблетки, ножницы, бинт, фен, ключи, открытка, конверт, сухая смесь, кукла, газета, скрепка, несмываемый гель, беговая дорожка. Учитель: Ребята все вещи собраны, но есть те предметы, которые ни одна из команд не захотела взять с собой, например ножи, диван, фен. Почему же вы отказались брать эти вещи? Ответы учеников: Эти вещи не будут приносить пользу в космосе, так как они делают это дома, а также некоторые из них могут быть опасны для жизни.Заключительный этап:Учитель: Ваши экипажи “Союз” и “Восток” прошли программу проверки готовности к выходу в открытый космос. Поздравляю с успешным прохождением подготовки к полету в космос! Теперь вам необходимо положить все продукты деятельности в нашу папку-передвижкуо сегодняшнем мероприятии “12 минут во Вселенной”. Поделитесь в друг с другом впечатлениями, новыми открытиями.РефлексияУчитель: Наше с вами мероприятие подходит к концу. Что вы нового узнали? Что большего всего понравилось? Как вы думаете смогли бы вы стать настоящим космонавтом и покорять просторы вселенной?Список литературы: Леонов А.А. “Время первых. Судьба моя – я сам” ООО “Издательство АСТ”, 2017 г.Леонов А.А. “Выхожу в космос” ООО “Издательство Малыш”,1980 г.Элькин Г. Н. «Детям о космосе и космонавтах» ООО “Издательство Паритет”, 2016 г. Электронные ресурсы:Видеофильм: https://youtu.be/v_Plzys76Ps [дата обращения: 05.03.2021];2.3 Протокол педагогического наблюдения за взаимодействием младших школьников на занятии внеурочной деятельностиВ рамках проведения внеурочного занятия нами было выполнено педагогическое наблюдение за взаимодействием участников образовательных отношений – учителя и учениками. Результаты наблюдения мы внесли в протокол наблюдения за классом на внеурочном занятии.Таблица 1 Протокол наблюдения за классом на внеурочном занятииПараметрыКласс в целомОтдельные учащиесяСтепень готовности к занятиюУ учащихся наблюдается высокий мотивационный настрой на урок; у всех учащихся имеются все необходимые школьные принадлежности;У некоторых учащихся наблюдается средний мотивационный настрой на урок;Учебная (познавательная) активностьВысокиеУ четырех учащихся – средняя;Степень включенности учащихся в учебную деятельностьСтремление к улучшению результатаВыражено у всех учащихсяРаботоспособностьВысокаяУ четырех учащихся – средняя;Темп деятельностиВысокийУ десяти учащихся – средний;СаморегуляцияВысокаяСтепень самостоятельности (при выполнении заданий)ВысокаяПотребность в одобрениидеятельности СредняяУровень отвлекаемости Низкий (Редко проявляется в проявлении речевой активности учащихся, а также в «разговорах не по теме»)Наличие агрессивных проявлений ОтсутствуютПреобладание эмоционального фонаЭмоциональная стабильностьПонимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьмиВысокоеПроявление такта, внимание к мнению и предложениям друг другаВысокоеЭмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатамиВыраженаУважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствиеСреднееОсуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельностиПостоянноИнициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторонПостоянноУчет мнения друг друга при организации работыПостоянноСпособность приходить к согласию по спорным вопросамПостоянноПомощь, поддержка друг другаПостоянноМежличностная обстановкаВ целом в классе преобладает благоприятная обстановка, учащиеся хорошо общаются друг с другом, есть несколько «групп по интересам», но в целом класс является «одним целым»В ходе анализа внеурочного занятия мы пришли к выводу о том, что учитель с помощью применения проектной деятельности учащихся организовал взаимодействие учащихся и учителя.Выводы ко 2 главеВ первом параграфе второй главы описывается проектная технология при организации взаимодействия обучающихся.С помощью проектной технологии учитель достигает поставленную дидактическую цель через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.С помощью применения проектной технологии учитель решает следующие задачи: - Учебные занятия выходят за практические умения и знания учащихся и не ограничиваются приобретением определенных знаний;- Учащиеся учатся находить необходимую информацию из учебников и других источников. - Учащиеся развивают самостоятельное мышления, умения прогнозировать и умения устанавливать причинно-следственные связи;Во втором параграфе второй главы представлен конспект внеурочного занятия с применением проектной технологии при организации взаимодействия учащихся и учителя.Во третьем параграфе представлен протокол анализа внеурочного занятия с целью выявления эффективности проектной технологии при организации взаимодействия учащихся и учителя.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ первой главе рассказывается о том, что основной задачей учителей, обучающих учащихся основной школы, становится обучение и развитиеумения взаимодействовать школьника.Взаимодействие на уроках и занятиях помогает педагогу правильно распределить, организовать и использовать урочное время, активизируя не только речевую и мыслительную деятельность обучающихся, но и повышая эффект развития учащихся во время обучения, позволяя в полной мере решить образовательные задачи образования в начальной школе.Учителю нужно постоянно обращаться к новейшим практическим основам организации взаимодействия учащихся на уроках в школе, так как важной задачей современного педагога является поиск самыхэффективных методов, приемов и форм обучения, воспитания и развитияв начальнойшколе, которые должны соответствовать современным условиям образованияи его основным требованиям.Взаимодействие младших школьников между собой и с педагогом приближает их к состоянию субъекта учебного процесса.Организация взаимодействия участников образовательных отношений является главной задачей учителя. Наиболее активно сотрудничество проходит в различных видах групповых работ, так как они включают в себя непосредственное взаимодействие младших школьников и неполную автономность ребёнка по отношению к педагогу.Таким образом, в курсовой работе теоретически обосновано и практически доказана эффективность проектной технологиипри организации взаимодействия младших школьников на уроках в начальной школе.Список использованной литературыАбрамова Л.А. Нравственные отношения между участниками педагогического процесса: Лекции и практические занятия. Чебоксары, 1997.Амоношвили Ш. А.. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе/ Ш.А. Амоношвили. – Москва, 1984. – №5.– 12 с.Байбородова Л. В.. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе / Л.В. Байбородова. – Ярославль, 1991. – 112 с.Белякова Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: Монография. Тюмень, 2008.Бодалев А. А.. О взаимосвязи общения и отношения /А.А. Бодалев. – Москва, 1996. – С. 256Виноградова М. Д.. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / М.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 2000. – 112 с.Витковская И. М.. Обучение младших школьников в совместной деятельности / И.М. Витковская. – Псков, 2000. – 96 с.Горский В. А.. Примерные программы внеурочной деятельности; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 – 111 с.Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990. – 140 с.Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М., 2010.Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009Львов М. Р.. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности / М.Р. Львов. – Москва, 1983. – 33 с.Панфилова М. А..Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. – М.: Генезис, 2002. – 208 с.Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. – Казань, 1992.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2006. Рубцов В. В.. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. – М., Педагогика, 1999. – 160 с.Рунова Т. А.. Развитие учебного сотрудничества младших школьников со сверстниками / Т.А. Рунова. – Нижний Новгород, 2004. – 193 с.Сластенин В.А. Дидактика. – М.: Академия, 2004. – 144 с.Цукерман Г. А.. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии / Г.А. Цукерман. – Москва, 1993. – №3. – 25 с.Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. – М.: Аркти, 2007. –250 с.ПриложениеПрезентация к внеурочному занятию
2. Амоношвили Ш. А.. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе/ Ш.А. Амоношвили. – Москва, 1984. – №5.– 12 с.
3. Байбородова Л. В.. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе / Л.В. Байбородова. – Ярославль, 1991. – 112 с.
4. Белякова Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: Монография. Тюмень, 2008.
5. Бодалев А. А.. О взаимосвязи общения и отношения /А.А. Бодалев. – Москва, 1996. – С. 256
6. Виноградова М. Д.. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / М.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 2000. – 112 с.
7. Витковская И. М.. Обучение младших школьников в совместной деятельности / И.М. Витковская. – Псков, 2000. – 96 с.
8. Горский В. А.. Примерные программы внеурочной деятельности; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 – 111 с.
9. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990. – 140 с.
10. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М., 2010.
11. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009
12. Львов М. Р.. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности / М.Р. Львов. – Москва, 1983. – 33 с.
13. Панфилова М. А.. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. – М.: Генезис, 2002. – 208 с.
14. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. – Казань, 1992.
15. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2006.
16. Рубцов В. В.. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. – М., Педагогика, 1999. – 160 с.
17. Рунова Т. А.. Развитие учебного сотрудничества младших школьников со сверстниками / Т.А. Рунова. – Нижний Новгород, 2004. – 193 с.
18. Сластенин В.А. Дидактика. – М.: Академия, 2004. – 144 с.
19. Цукерман Г. А.. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии / Г.А. Цукерман. – Москва, 1993. – №3. – 25 с.
20. Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. – М.: Аркти, 2007. –250 с.
Вопрос-ответ:
Зачем нужно использование проектных технологий для организации взаимодействия участников образовательных отношений?
Использование проектных технологий позволяет активизировать участие всех участников образовательных отношений, развивать их творческие и исследовательские навыки, способствует развитию критического мышления и самостоятельности.
Какие принципы организации взаимодействия младших школьников можно выделить?
Принципы организации взаимодействия младших школьников включают активность, сотрудничество, равноправие, индивидуализацию, смысловую направленность и преемственность.
Какие особенности имеет организация взаимодействия участников образовательных отношений?
Организация взаимодействия участников образовательных отношений характеризуется индивидуальностью каждого участника, взаимосвязью всех его компонентов, включает разнообразные формы и методы обучения, а также учет потребностей и интересов каждого участника.
Какова сущность понятий "организация взаимодействия" и "взаимодействие участников образовательных отношений"?
Сущность понятия "организация взаимодействия" заключается в создании условий и регулировании процесса взаимодействия между участниками образовательных отношений. Понятие "взаимодействие участников образовательных отношений" отражает активное взаимодействие между всеми участниками процесса образования, включая учителей, учеников, родителей и других участников образовательной среды.
Какую роль играют проектные технологии в организации взаимодействия участников образовательных отношений?
Проектные технологии позволяют структурировать процесс обучения, создать совместные цели и задачи, обеспечить активное участие всех участников, способствуют развитию коммуникативных навыков, сотрудничеству и творческому мышлению.
Какие понятия связаны с организацией взаимодействия в образовательных отношениях?
Связаны с организацией взаимодействия в образовательных отношениях понятия организация взаимодействия, взаимодействие участников образовательных отношений и участники образовательных отношений.
Какие особенности и принципы имеет организация взаимодействия младших школьников?
Организация взаимодействия младших школьников имеет особенность в предоставлении им возможности самостоятельно строить проекты и принимать решения. Принципами организации взаимодействия младших школьников являются принцип партнерства, принцип социальной справедливости и принцип разнообразия и уникальности.
Как можно определить сущность понятия "организация взаимодействия"?
Сущность понятия "организация взаимодействия" заключается в создании условий и распределении ролей для эффективного взаимодействия участников образовательных отношений с целью достижения общих результатов.
Каково содержание понятия "взаимодействие участников образовательных отношений"?
Содержание понятия "взаимодействие участников образовательных отношений" включает в себя активное общение, сотрудничество и взаимодействие между учителями, учениками, родителями и другими участниками образовательного процесса.
Кто считается участниками образовательных отношений?
Участниками образовательных отношений считаются ученики, учителя, родители, администрация образовательного учреждения и другие субъекты образовательного процесса.
Какие проектные технологии можно использовать для организации взаимодействия участников образовательных отношений?
Для организации взаимодействия участников образовательных отношений можно использовать такие проектные технологии, как групповая работа, создание коллективных проектов, использование интерактивных досок и онлайн-платформ для обмена информацией.