Использование коммуникативных задач в обучении младших школьников с нарушением слуха
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 23 + 23 источника
- Добавлена 18.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 8
1.1. Особенности детей с нарушением слуха 8
1.2. Коммуникативные задачи в обучении младших школьников с нарушением слуха 11
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 17
2.1. Методический приёмы использования коммуникативных задач в обучении младших школьников с нарушением слуха 17
2.2. Коммуникативные задач в обучении младших школьников с нарушением слуха 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Завершается работа чтением всего текста учеником по заданию: Скажи выразительно.На с. 19 ч. 1 учебника для 1 класса в разделе «Говори выразительно» продолжена тема «Интонация — восклицательное предложение».Советы по работе над интонацией повествовательного и вопросительного предложений можно использовать и при ознакомлении учащихся с восклицательной интонацией.В тексте учебника достаточно часто повторены упражнения, в которых необходимо выбрать нужный знак для конца предложения. При выполнении этих упражнений следует максимально использовать остаточный слух учащихся. При этом отрабатывается повествовательная, вопросительная и восклицательная интонация. После многократного повторения таких упражнений ученик соотносит услышанную интонацию с определённым знаком (? ! .), повторяет выразительно тот или иной речевой материал. Кроме того, ученик может самостоятельно вести короткий диалог. Диалоги, которые даются без задания, предполагают разговор учителя с учеником или ученика с кем-то другим. В них закрепляется вопросительная, восклицательная и повествовательная интонация. В диалогах максимально используется программный материал по развитию разговорной речи.В диалогах, особенно обиходного характера (— Это чья парта? — ... .; — Я верно решил? — ... .), учащимися довольно легко воспринимается на слух логическое ударение.От работы с несколькими диалогами можно перейти к выполнению упражнений на с. 25, 52, 64,75 и т.п. учебника для 1 класса с заданием:Послушай, какие слова выделяет голосом учитель. Скажи вместе с ним. Повтори.В процессе постановки звуков и первых шагов по их автоматизации необходимо отмечать удачные и неудачные попытки ученика воспроизвести нужное речевое движение. С младшими школьниками отрицательным оцениванием желательно пользоваться осторожно: выражение неудовольствия может вызвать отказ от работы. Чтобы исправить недостаток произношения у ученика, учитель должен показать на себе правильный образец и стимулировать ученика воспроизвести его.Коммуникативная задача«Называние картинок»— этот вид работы предполагает более высокий уровень произносительных навыков. Как и при чтении слов, от ученика требуется слитное произношение слова с соблюдением ударения, орфоэпических правил и реализации закрепляемого звука.Задание (под значком — синий квадрат): Послушай слово. Покажи ритм и картинку. Отхлопай ритм. Назови картинку.Учитель произносит слово слитно, с выраженным ударением, в умеренно медленном темпе. Ученик показывает ритм и картинку, отхлопывает ритм, называет картинку. Если название произнесено искажённо, учитель снова работает по ступеням помощи: сопряжённая речь — отражённая — самостоятельная.Задание сформулировано как поэтапный план работы: Послушай, как говорит учитель. Повтори. Назови картинки.В некоторых упражнениях работа с называнием картинок объединена либо с чтением слов, — в таком случае можно соотнести картинку с графическим изображением слова, либо с изображением ритма — можно соотнести название и ритмический контур слова.Одним из видов работы над предложением является ответ на вопрос. Отвечая на вопросы, ученик приближается к условиям самостоятельного высказывания. Необходимость сформулировать мысль (выбрать подходящий лексический материал, облечь его в соответствующие грамматические формы), в той или иной мере отвлекает ученика от задачи правильного фонетического оформления слова, предложения.Упражнения с заданием ответить на вопрос(ы) по нескольким картинкам достаточно часто встречаются на страницах учебников.Вопросы к картинкам: «Что ты делаешь?», «Что делает ...?».Для выполнения задания на с.11, обозначенного значком — синий овал, нужно использовать предыдущее упражнение, где даны глаголы в 1 лице, единственного числа и ритм к ним.Ход работы:Послушай, Повтори (восприятие на слух ритма и глаголов); Спроси. (Учитель произносит вопрос задания к картинкам. Или повторяет вопрос слухо-зрительно и показывает его графический образ);Ученик повторяет вопрос;Посмотри 1-ю картинку. Как ответит мальчик?В случае затруднения ученику предлагается: послушать слово, показать его графическое изображение, прочитать, ещё раз повторить с сохранением правильной артикуляции, показать на картинке, а потом ответить на вопрос самостоятельно или с помощью учителя.Коммуникативная задача: Прочитай слитно. Выделяй голосом ударный слог. Ответь по картинке: «С чем пришли малыши во двор?»Ученик читает сочетания предлога со словами. Учитель даёт оценку его произношения: наличие слитности, ударения и автоматизируемого звука. Ученик составляет по картинке ответ на вопрос и получает одобрение учителя либо требование: Послушай. Скажи ещё раз. Слушай себя.При выполнении упражнений учителю следует быть очень внимательным к тому, как ученик произносит нужный звук. При исправлении какого-либо звука необходимо широко использовать подражание на основе слухового и слухо-зрительного восприятия, а в случае необходимости привлекать и тактильно-вибрационные ощущения ученика или движения фонетической ритмики.Постепенно автоматизация звуков проводится на более сложных видах речевой деятельности, и учащиеся начинают закреплять навыки правильного произношения в самостоятельной речи.Составление вопроса по образцу — задание часто встречается в работе над диалогической речью.Ученик слушает 1 вопрос диалога, повторяет его выразительно, читает слово 2 предложения диалога и дополняет его нужными словами из 1 предложения. Затем произносит вопрос, соблюдая все требования к произношению. Коммуникативная задача: Послушай. Скажем вместе. Скажи так же. Расскажи. Учитель закрывает все картинки. Открывая первую картинку, он рассказывает её содержание так, как написано в тексте. Затем, открывая 2—ю и 3—ю картинки последовательно, доводит сюжет до конца.Ученик слушает текст по предложениям, показывает на картинке, повторяет предложение сопряжённо с учителем. Слушает предложение ещё раз, повторяет отражённо по подражанию. Так учитель и ученик работают до конца текста.На следующем этапе — ученик самостоятельно рассказывает содержание 1 картинки (остальные закрыты), затем — 2 и т. д.Коммуникативная задача: Прочитай рассказ. Делай остановку в конце предложения. Расскажи по картинке.Ход работы:ученик читает текст по предложениям, соотнося его с изображением на картинке. Учитель может изменить задание на прослушивание текста по предложениям отражённо и соотнесение с картинкой.Текст ещё раз прочитывается: учитель добивается плавного чтения целыми словами с использованием средств устной выразительности речи (нормальный темп, правильные ударения, правильное произнесение безударногО),правильного воспроизведения закрепляемого в самостоятельной речи звука. Ученик рассказывает по картинке (текст закрыт).В учебнике для 1 дополнительного класса за чертой слева от текста с сюжетной картинкой (или текста без картинки) напечатаны труднопроизносимые слова — они выделены, в них проставлены ударение и надстрочные знаки. Учитель уточняет смысл этих слов, привлекая рисунок. В тексте эти слова даются без йотирования.Коммуникативная задачапод значком — жёлтый треугольник: Прочитай. Покажи на картинке. Расскажи по картинке. Ученик воспринимает на слух или слухо-зрительно слова, вынесенные за черту, сопряжённо с учителем проговаривает их, соотносит с графическим изображением. После этого слушает предложение, повторяет сопряжённо с учителем, затем ещё раз по подражанию и показывает на картинке. Ученик читает текст. Учитель контролирует произношение: слитность фразы, ударение, паузу в конце предложения, орфоэпическое произношение.Если ребёнок не овладел техникой чтения, то работа с текстом ведётся на слуховой или слухо-зрительной основе.Ученик рассказывает по картинке.При знакомстве с учебниками педагогу может показаться, что в них много заданий, связанных с чтением. Однако после прочтения любого текста следуют многочисленные разнообразные упражнения, в которых автоматизируется тот или иной произносительный навык в более самостоятельных видах речевой деятельности: Скажи медленно, потом быстро. Поиграй по ролям с учителем. Загадай загадку ребятам. Ответь на вопросы, расскажи.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) одним из важнейших видов универсальных учебных действий младших школьников являются коммуникативные универсальные учебные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.Следует отметить, что в младшем школьном и подростковом возрасте у детей с нарушением слуха также присутствует характерный диспропорциональный вектор в выполнении задач наглядного характера и словесного. Помимо этого, существует дисбаланс между вербальным и невербальным компонентом интеллекта.У детей cс нарушением слуха невербальный уровень восприятия является более высоким по развитию чем вербальный и это очень явно проявляется при переходе в подростковый возраст, в то время как у детей без нарушения слуха все компоненты развиваются пропорционально.Также у детей с нарушением слуха наблюдается разница в развитии наглядных и понятийных форм мышления.Даже несмотря на то, что развитие речи это одна из ключевых задач при обучении глухих детей, ее развитие оказывается не достаточным в процессе обучения. Недостаточным для того чтобы устная речь стала средством регуляцию мыслительной деятельности, именно поэтому вектор развития детей с глухотой в дальнейшем происходит значительно отлично от детей с нормальным слухом.Таким образом, коммуникативная задача играет важную роль в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с нарушением слуха. Она выступает как внутренний источник развития индивидуальности ребенка, как средство удовлетворение его потребности в межличностном общении и взаимодействии в ходе учебной деятельности.На основании анализа научной психолого-педагогической литературы мы пришли к следующему выводу: коммуникативная задача может рассматриваться как эффективное педагогическое средство формирования коммуникативных умений младших школьниковс нарушением слуха.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАгафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. – М.: Управление начальной школой, 2016. – 147 с.Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 2021 Белова О.А. Особенности зрительного восприятия у учащихся с нарушениями слухового сенсорной системы / О.А. Белова, В.Ф. Сазонов // Электронный научно-образовательный вестник здоровье и образование в XXI веке. — 2015. — Том 17, №10. — С.1-8.Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. М., ВЛАДОС, 2018. Дроздова О.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как ведущий результат обучения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – №5– 1 С. 182 – 185.Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности Л.В.Епишина//Нач.шк.- 2012. – №11. – С.12– 14.Зверинцев А.Б. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 4. – С. 78– 83.Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений / А.Г.Зикеев. - М.: Академия, 2020 Кириллова Т.В., Кириллова О.В. Педагогический такт как условие и средство повышения культуры профессионального – педагогического общения // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6Марголис А.А. Развитие речи и коммуникативных навыков у младших школьников // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 1. – С. 79-92.Михаленкова И.А. Русская дактильная азбука / И.А. Михаленкова // Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха :учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Михаленкова. — Санкт-Петербург : Речь, 2016. — С.96. Мишанова О.Г. Научно-методическое сопровождение проблемы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: монография. – М.: Издательство «Спутник +», 2018. – 146 с.Молчанова Л.Н. Особенности взаимосвязей тактильной чувствительности и кинетического, кинестетического праксиса у слабослышащих младших школьников // Региональный вестник. 2020. № 1 (40). С. 88–90.Молчанова Л.Н., Рябыкина А.И. Особенности структурной организации схемы тела у детей младшего школьного возраста с нарушением зрительного анализатора по типу слабовидения // Медицинская психология в России. 2018. Том 10. № 6 (53). С. 9.Москвина Н.И. Коммуникативные игры в группе // Классный руководитель. – 2015. – № 7. – С. 118– 119Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., ВЛАДОС, 2001Некрасова А.Н., Рыбакова Т.В. Элементы здоровьесберегающих технологий в обучении детей с нарушениями слуха // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2018. Том 3. С. 88–93.Никишина В.Б., Лазаренко В.А., Петраш Е.А. и др. Нарушение схемы тела при менингиомах теменно-затылочной области // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2016. Том 116. № 12. С. 20–24. Санташова О.В. Развитие мелкой моторики младших школьников с нарушениями слуха в условиях школьного учреждения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Том 15. № 2. С. 219–223.Селезнев К.В., Иванова И.Ю., Касьяненко В.И. и др. Особенности проведения занятий физической культурой с глухими и слабослышащими детьми // Философия образования. 2017. № 72, вып. 3. С. 95–102.Специфические средства общения лиц с нарушением слуха: истоки и перспективы использования / Г.Н. Пенин, О.А. Красильникова, О.А. Чиж, О.А. Базырина // Специальное образование. — 2021. — №1(61). — С.45-59.Туджанова К.И. Содержание образования в школе глухих / К.И. Туджанова // Сурдопедагогика : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.Г. Речицкой. — Москва :Владос, 2014. — С.345- 378. Яхнина, Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны устной речи / Е.З. Яхнина / Дефектология. - 2019. - №3.
2. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 2021
3. Белова О.А. Особенности зрительного восприятия у учащихся с нарушениями слухового сенсорной системы / О.А. Белова, В.Ф. Сазонов // Электронный научно-образовательный вестник здоровье и образование в XXI веке. — 2015. — Том 17, №10. — С.1-8.
4. Волкова К.А., Казанская В.Л., Денисова О.А. Методика обучения глухих детей произношению. М., ВЛАДОС, 2018.
5. Дроздова О.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как ведущий результат обучения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – №5– 1 С. 182 – 185.
6. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности Л.В.Епишина//Нач.шк.- 2012. – №11. – С.12– 14.
7. Зверинцев А.Б. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 4. – С. 78– 83.
8. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений / А.Г.Зикеев. - М.: Академия, 2020
9. Кириллова Т.В., Кириллова О.В. Педагогический такт как условие и средство повышения культуры профессионального – педагогического общения // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6
10. Марголис А.А. Развитие речи и коммуникативных навыков у младших школьников // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 1. – С. 79-92.
11. Михаленкова И.А. Русская дактильная азбука / И.А. Михаленкова // Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Михаленкова. — Санкт-Петербург : Речь, 2016. — С.96.
12. Мишанова О.Г. Научно-методическое сопровождение проблемы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: монография. – М.: Издательство «Спутник +», 2018. – 146 с.
13. Молчанова Л.Н. Особенности взаимосвязей тактильной чувствительности и кинетического, кинестетического праксиса у слабослышащих младших школьников // Региональный вестник. 2020. № 1 (40). С. 88–90.
14. Молчанова Л.Н., Рябыкина А.И. Особенности структурной организации схемы тела у детей младшего школьного возраста с нарушением зрительного анализатора по типу слабовидения // Медицинская психология в России. 2018. Том 10. № 6 (53). С. 9.
15. Москвина Н.И. Коммуникативные игры в группе // Классный руководитель. – 2015. – № 7. – С. 118– 119
16. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., ВЛАДОС, 2001
17. Некрасова А.Н., Рыбакова Т.В. Элементы здоровьесберегающих технологий в обучении детей с нарушениями слуха // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2018. Том 3. С. 88–93.
18. Никишина В.Б., Лазаренко В.А., Петраш Е.А. и др. Нарушение схемы тела при менингиомах теменно-затылочной области // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2016. Том 116. № 12. С. 20–24.
19. Санташова О.В. Развитие мелкой моторики младших школьников с нарушениями слуха в условиях школьного учреждения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Том 15. № 2. С. 219–223.
20. Селезнев К.В., Иванова И.Ю., Касьяненко В.И. и др. Особенности проведения занятий физической культурой с глухими и слабослышащими детьми // Философия образования. 2017. № 72, вып. 3. С. 95–102.
21. Специфические средства общения лиц с нарушением слуха: истоки и перспективы использования / Г.Н. Пенин, О.А. Красильникова, О.А. Чиж, О.А. Базырина // Специальное образование. — 2021. — №1(61). — С.45-59.
22. Туджанова К.И. Содержание образования в школе глухих / К.И. Туджанова // Сурдопедагогика : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.Г. Речицкой. — Москва : Владос, 2014. — С.345- 378.
23. Яхнина, Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны устной речи / Е.З. Яхнина / Дефектология. - 2019. - №3.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеют дети с нарушением слуха?
Дети с нарушением слуха имеют проблемы со слухом, что сказывается на их коммуникативных навыках и способности учиться. Они могут иметь трудности в восприятии и понимании речи, а также в произношении и выражении своих мыслей. Некоторые из них могут использовать слуховые аппараты или знаковый язык для общения.
Какие задачи могут помочь в обучении младших школьников с нарушением слуха?
Коммуникативные задачи играют важную роль в обучении младших школьников с нарушением слуха. Они помогают развивать их коммуникативные навыки, способности к социальной адаптации и учению. Такие задачи могут включать игры, ролевые ситуации, обсуждения текстов и другие активности, которые помогают детям научиться взаимодействовать с другими людьми и выражать свои мысли и чувства.
Какие методические приемы можно использовать при использовании коммуникативных задач в обучении младших школьников с нарушением слуха?
При использовании коммуникативных задач в обучении младших школьников с нарушением слуха можно использовать различные методические приемы. Например, можно использовать визуальные материалы, такие как картинки, диаграммы, схемы, чтобы помочь детям в понимании задачи. Также можно использовать жесты и мимику для передачи информации. Важно создавать поддерживающую и стимулирующую обстановку для обучения.
Какие результаты можно ожидать от использования коммуникативных задач в обучении младших школьников с нарушением слуха?
Использование коммуникативных задач в обучении младших школьников с нарушением слуха может привести к различным положительным результатам. Дети могут развить свои коммуникативные навыки, улучшить свою способность к социальной адаптации и учению, а также повысить свою самооценку. Они могут стать более уверенными и успешными в общении с другими людьми.
Какие особенности имеют дети с нарушением слуха?
Дети с нарушением слуха часто испытывают трудности в общении и восприятии речи. Они могут иметь ограниченный словарный запас, затруднения в развитии речи и слуховой памяти. Также, у таких детей могут быть проблемы с артикуляцией и произношением звуков.
Какие задачи помогают развивать коммуникативные навыки у младших школьников с нарушением слуха?
В обучении младших школьников с нарушением слуха для развития коммуникативных навыков могут использоваться задачи, направленные на развитие речи, артикуляции, слуховой памяти и восприятия речи. Также, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать ситуации коммуникации, в которых они могут успешно участвовать.
Какие методические приемы полезны при использовании коммуникативных задач в обучении младших школьников с нарушением слуха?
При использовании коммуникативных задач в обучении младших школьников с нарушением слуха полезными могут быть такие методические приемы, как использование визуальных подсказок, жестов и мимики для облегчения коммуникации, использование игровых элементов для мотивации и повышения интереса к задачам, а также создание специальной атмосферы поддержки и взаимодействия.
Какие проблемы могут возникнуть при использовании коммуникативных задач в обучении младших школьников с нарушением слуха?
При использовании коммуникативных задач в обучении младших школьников с нарушением слуха могут возникнуть проблемы с пониманием инструкций и задач, ограниченными возможностями речи и слухового восприятия, а также низкой мотивацией учащихся из-за трудностей, с которыми они сталкиваются. Эти проблемы требуют особого внимания и адаптации задач и материалов для каждого ребенка.
Какие особенности имеют дети с нарушением слуха, на какие трудности они могут сталкиваться в обучении?
Дети с нарушением слуха имеют ограниченное или отсутствующее слуховое восприятие, что может создавать трудности в обучении. Они могут испытывать затруднения в понимании и восприятии устной речи, ограниченной словарным запасом и затруднениями в произношении звуков. Также они могут испытывать трудности в общении и восприятии невербальных сигналов.
Какие преимущества имеет использование коммуникативных задач в обучении младших школьников с нарушением слуха?
Использование коммуникативных задач в обучении младших школьников с нарушением слуха позволяет развивать их коммуникативные навыки, способствует развитию речи и пониманию других людей. Такие задачи помогают детям учиться эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, а также развивают невербальные навыки коммуникации.