Ренессансный гуманизм: поиск истины и красоты
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 17.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты понятия гуманизма 5
1.1 Общая характеристика ренессансного гуманизма 5
1.2 Основные идеи гуманизма 7
1.3 Родоначальники гуманизма 9
Глава 2 Особенности периода ренессансного гуманизма 15
2.1 Этапы и особенности 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Но на самом деле это было уже далеко от христианского гуманизма. Эразм, известный своими антиакадемическими настроениями, полагался на своего отца церкви в своем желании преобразовать религию и христианское общество. Однако его интерес к святоотеческой литературе уравновешивался столь же сильным влечением к древней культуре. В результате он приравнял античность к христианству, полагая, что последнее произошло на основе первого. Таким образом, его программа трансформации была основана на древнем таинстве. Но помимо христианских и греческих корней, гуманизм эпохи Возрождения имел и другие истоки. В этот период произошло возрождение мистических магических традиций, представленных различными видами учений: природной магией, алхимией, нумерологией, астрологией. В рамках этого учения четко прослеживалось отрицание креационистской концепции творения, а следовательно, и личной природы Бога, а также ее замена образом его дивергенции. Эта трансформация средневековой христианской философии наиболее отчетливо видна у Николая Кузанского. A. Ахутин отмечает, что в своей теологической и философской интеграции идеи средневековой европейской философии, которые были более глубоко связаны с античной мыслью, чем другие, были впервые усвоены им через идеи Платона и Аристотеля, и через призму неоплатонизма, традиций апофатического богословия и укоренившейся в нем немецкой философии. Этот мистицизм слился с платоническими тенденциями раннего Возрождения, типичным примером которых является герметизм. В концепции Кузанца вышеуказанные течения были трансформированы и преобразованы, чтобы сформировать основу антропоцентризма эпохи Возрождения.В этот период происходит переворот в сознании человека. Люди самоутверждаются и признают свою значимость в этом мире и свои таланты. В исследуемый период человек отказывается от церкви, полагая, что все интересы должны быть сосредоточены только на земной жизни, и это позволит вам прожить счастливую и беззаботную жизнь.В философии Возрождения выделялись такие течения, как пантеизм, гуманизм, антиакадемизм, антропоцентризм и социалистическая утопия.Основными чертами философии Возрождения являются:1. Отрицание "книжной мудрости" и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;2. Использование материалистических произведений философов Античности;3. Тесная связь с естествознанием;4. Исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.Концепция гуманизма исходит из суверенитета человеческого сознания и является отражением антропоцентризма, направленного на важность человека, а презрение к земной природе было заменено признанием творческих способностей человека, его разума и стремления к земному счастью.Гуманизм, как и любое культурное явление, со временем менялся. И это, например, в кризисе феодализма и феодальной идеологии, стремлении выработать новый социально-этнический идеал, отношении к церкви, признании монополий в общественной деятельности.В период зрелости в полной мере проявилась роль гуманистического мышления. Гуманистическое движение развивается поэтапно, и эти этапы необходимо различать.Первый этап — это эпоха раннего гуманизма (30-е годы XIV в.).Второй этап — это расцвет гуманизма как социокультурного движения, его актуальность в обществе (XV-начало XVI вв.).И третий этап — это кризис гуманизма и развитие натурфилософии, в этот период интерес к гуманизму и его значение в обществе значительно снижаются (20-30-е годы XVI - конец XVI века).ЗаключениеРенессансный гуманизм, классический гуманизм — это интеллектуальное движение Европы, которое является важной составляющей эпохи Возрождения. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Испанию, Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны.Гуманизм эпохи Возрождения был первым этапом развития гуманизма, и главной идеей гуманистов эпохи Возрождения было улучшение человеческой природы посредством изучения древней литературы, поскольку гуманизм был первой существенной системой взглядов и широким течением общественной мысли.Первоначальная латинская форма этого понятия - studiahumanitatis. В таком виде она была введена самими гуманистами эпохи Возрождения, которые переосмыслили Цицерона, пытавшегося подчеркнуть, что понятие "человечность" как важнейший результат культуры, развитой в древнегреческом полисе, проникло и на римскую почву.Значение термина «гуманизм» в эпоху Возрождения (в отличие от сегодняшнего значения слова) было: «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа», поскольку humanitas означало «полноту и разделённость природы человека». Также это понятие противопоставлялось «схоластическому» изучению «божественного» (studiadivina). Такое понимание studiahumanitatis впервые получило своё обоснование в качестве идейной программы нового умственного движения в сочинениях Петрарки.Следует также отметить, что гуманизм достигает своего совершенного развития и пика человеческого творчества, когда он проводится среди чистой человечности. Это было последнее явление чистого и идеального гуманизма. Кочевники видели в человечестве конечную цель истории. Он был последним настоящим гуманистом. У кочевников человек впервые освобождается, он стоит прямо. Человек становится королем благодаря своей свободе. В гуманизме скотоводов образ человека по-прежнему ассоциируется с образом Бога. Это религиозный гуманизм, но религия скотоводов — это все о человечности. Человек — это посредник между двумя мирами. Человек создан для бессмертия, и безграничность присуща человеческой силе. Пафос пастухов, как и Лессинга, заключался в воспитании человечества. Цель человека - в нем самом, то есть в человечестве. После немецкого Ренессанса Гельдера и Гете, после романтизма, гуманизм радикально перерождается и теряет свою связь с Ренессансом. XIX век уже показал начало прямо противоположного. Начинается кризис гуманизма и иссякающий дух Возрождения. Открывается противоположная бездна.Список использованной литературыАхутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура») - М.: Наука, 1988.Канке В. А. Философия. Историко-систематический курс. - М.: Логос, 2004.Кудрявцев О.Ф. Ренесансный гуманизм и «Утопия». - М.: Наука, 2009. - 201 с.Мёрзлая Н. П. Гуманизм эпохи Возрождения как форма самоотрицания человека // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1320-1323.Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. - СПб.: Наука, 2007.Шарыпов А.А. Гуманизм эпохи Возрождения // Автор. - 2022. - №2. - С. 11-24.
1. Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура») - М.: Наука, 1988.
2. Канке В. А. Философия. Историко-систематический курс. - М.: Логос, 2004.
3. Кудрявцев О.Ф. Ренесансный гуманизм и «Утопия». - М.: Наука, 2009. - 201 с.
4. Мёрзлая Н. П. Гуманизм эпохи Возрождения как форма самоотрицания человека // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1320-1323.
5. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. - СПб.: Наука, 2007.
6. Шарыпов А.А. Гуманизм эпохи Возрождения // Автор. - 2022. - №2. - С. 11-24.
Вопрос-ответ:
Кто является родоначальниками гуманизма?
Родоначальниками гуманизма считаются такие мыслители, как Петрарка, Боккаччо, Лоренцо Валла, Якоб Бурхардт и Эразм Роттердамский. Они внесли значительный вклад в формирование гуманистических идей и принципов, которые натуральным образом стали ядром ренессансного гуманизма.
Что такое ренессансный гуманизм?
Ренессансный гуманизм - это культурно-историческое явление, которое возникло в Европе в XIV-XVII веках и объединяет множество идей и ценностей, таких как поиск истины, восхваление человека и его возможностей, интерес к античной культуре и образованию.
Какие были основные идеи ренессансного гуманизма?
Основные идеи ренессансного гуманизма включают поиск истины, превозношение человека и его способностей, активное развитие образования и культуры, а также интерес к античному наследию и гуманитарным наукам.
Кто является родоначальниками ренессансного гуманизма?
Среди родоначальников ренессансного гуманизма можно выделить таких мыслителей, как Петрарка, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Лоренцо Валла, Жан Фуке, Корнелий Агриппа и другие.
Какие были особенности периода ренессансного гуманизма?
Период ренессансного гуманизма характеризовался активным развитием образования и культуры, интересом к античному наследию, развитием гуманитарных наук, поиском истины и превозношением человека и его возможностей.
Что общего и отличительного было у христианского и ренессансного гуманизма?
Христианский и ренессансный гуманизм имели общие черты, такие как интерес к человеку и его судьбе. Однако ренессансный гуманизм в большей степени был направлен на изучение античной культуры, развитие образования и общественное преобразование.
Что такое ренессансный гуманизм и что он ищет?
Ренессансный гуманизм - это философское направление, которое стремится найти истину и красоту через изучение человеческих ценностей, истории и культуры.