Ренессансный гуманизм: поиск истины и красоты

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Эстетика
  • 20 20 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 17.12.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты понятия гуманизма 5
1.1 Общая характеристика ренессансного гуманизма 5
1.2 Основные идеи гуманизма 7
1.3 Родоначальники гуманизма 9
Глава 2 Особенности периода ренессансного гуманизма 15
2.1 Этапы и особенности 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Фрагмент для ознакомления

Но на самом деле это было уже далеко от христианского гуманизма. Эразм, известный своими антиакадемическими настроениями, полагался на своего отца церкви в своем желании преобразовать религию и христианское общество. Однако его интерес к святоотеческой литературе уравновешивался столь же сильным влечением к древней культуре. В результате он приравнял античность к христианству, полагая, что последнее произошло на основе первого. Таким образом, его программа трансформации была основана на древнем таинстве. Но помимо христианских и греческих корней, гуманизм эпохи Возрождения имел и другие истоки. В этот период произошло возрождение мистических магических традиций, представленных различными видами учений: природной магией, алхимией, нумерологией, астрологией. В рамках этого учения четко прослеживалось отрицание креационистской концепции творения, а следовательно, и личной природы Бога, а также ее замена образом его дивергенции. Эта трансформация средневековой христианской философии наиболее отчетливо видна у Николая Кузанского. A. Ахутин отмечает, что в своей теологической и философской интеграции идеи средневековой европейской философии, которые были более глубоко связаны с античной мыслью, чем другие, были впервые усвоены им через идеи Платона и Аристотеля, и через призму неоплатонизма, традиций апофатического богословия и укоренившейся в нем немецкой философии. Этот мистицизм слился с платоническими тенденциями раннего Возрождения, типичным примером которых является герметизм. В концепции Кузанца вышеуказанные течения были трансформированы и преобразованы, чтобы сформировать основу антропоцентризма эпохи Возрождения.В этот период происходит переворот в сознании человека. Люди самоутверждаются и признают свою значимость в этом мире и свои таланты. В исследуемый период человек отказывается от церкви, полагая, что все интересы должны быть сосредоточены только на земной жизни, и это позволит вам прожить счастливую и беззаботную жизнь.В философии Возрождения выделялись такие течения, как пантеизм, гуманизм, антиакадемизм, антропоцентризм и социалистическая утопия.Основными чертами философии Возрождения являются:1. Отрицание "книжной мудрости" и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;2. Использование материалистических произведений философов Античности;3. Тесная связь с естествознанием;4. Исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.Концепция гуманизма исходит из суверенитета человеческого сознания и является отражением антропоцентризма, направленного на важность человека, а презрение к земной природе было заменено признанием творческих способностей человека, его разума и стремления к земному счастью.Гуманизм, как и любое культурное явление, со временем менялся. И это, например, в кризисе феодализма и феодальной идеологии, стремлении выработать новый социально-этнический идеал, отношении к церкви, признании монополий в общественной деятельности.В период зрелости в полной мере проявилась роль гуманистического мышления. Гуманистическое движение развивается поэтапно, и эти этапы необходимо различать.Первый этап — это эпоха раннего гуманизма (30-е годы XIV в.).Второй этап — это расцвет гуманизма как социокультурного движения, его актуальность в обществе (XV-начало XVI вв.).И третий этап — это кризис гуманизма и развитие натурфилософии, в этот период интерес к гуманизму и его значение в обществе значительно снижаются (20-30-е годы XVI - конец XVI века).ЗаключениеРенессансный гуманизм, классический гуманизм — это интеллектуальное движение Европы, которое является важной составляющей эпохи Возрождения. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Испанию, Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны.Гуманизм эпохи Возрождения был первым этапом развития гуманизма, и главной идеей гуманистов эпохи Возрождения было улучшение человеческой природы посредством изучения древней литературы, поскольку гуманизм был первой существенной системой взглядов и широким течением общественной мысли.Первоначальная латинская форма этого понятия - studiahumanitatis. В таком виде она была введена самими гуманистами эпохи Возрождения, которые переосмыслили Цицерона, пытавшегося подчеркнуть, что понятие "человечность" как важнейший результат культуры, развитой в древнегреческом полисе, проникло и на римскую почву.Значение термина «гуманизм» в эпоху Возрождения (в отличие от сегодняшнего значения слова) было: «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа», поскольку humanitas означало «полноту и разделённость природы человека». Также это понятие противопоставлялось «схоластическому» изучению «божественного» (studiadivina). Такое понимание studiahumanitatis впервые получило своё обоснование в качестве идейной программы нового умственного движения в сочинениях Петрарки.Следует также отметить, что гуманизм достигает своего совершенного развития и пика человеческого творчества, когда он проводится среди чистой человечности. Это было последнее явление чистого и идеального гуманизма. Кочевники видели в человечестве конечную цель истории. Он был последним настоящим гуманистом. У кочевников человек впервые освобождается, он стоит прямо. Человек становится королем благодаря своей свободе. В гуманизме скотоводов образ человека по-прежнему ассоциируется с образом Бога. Это религиозный гуманизм, но религия скотоводов — это все о человечности. Человек — это посредник между двумя мирами. Человек создан для бессмертия, и безграничность присуща человеческой силе. Пафос пастухов, как и Лессинга, заключался в воспитании человечества. Цель человека - в нем самом, то есть в человечестве. После немецкого Ренессанса Гельдера и Гете, после романтизма, гуманизм радикально перерождается и теряет свою связь с Ренессансом. XIX век уже показал начало прямо противоположного. Начинается кризис гуманизма и иссякающий дух Возрождения. Открывается противоположная бездна.Список использованной литературыАхутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура») - М.: Наука, 1988.Канке В. А. Философия. Историко-систематический курс. - М.: Логос, 2004.Кудрявцев О.Ф. Ренесансный гуманизм и «Утопия». - М.: Наука, 2009. - 201 с.Мёрзлая Н. П. Гуманизм эпохи Возрождения как форма самоотрицания человека // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1320-1323.Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. - СПб.: Наука, 2007.Шарыпов А.А. Гуманизм эпохи Возрождения // Автор. - 2022. - №2. - С. 11-24.

Список использованной литературы

1. Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура») - М.: Наука, 1988.
2. Канке В. А. Философия. Историко-систематический курс. - М.: Логос, 2004.
3. Кудрявцев О.Ф. Ренесансный гуманизм и «Утопия». - М.: Наука, 2009. - 201 с.
4. Мёрзлая Н. П. Гуманизм эпохи Возрождения как форма самоотрицания человека // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1320-1323.
5. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. - СПб.: Наука, 2007.
6. Шарыпов А.А. Гуманизм эпохи Возрождения // Автор. - 2022. - №2. - С. 11-24.

Вопрос-ответ:

Кто является родоначальниками гуманизма?

Родоначальниками гуманизма считаются такие мыслители, как Петрарка, Боккаччо, Лоренцо Валла, Якоб Бурхардт и Эразм Роттердамский. Они внесли значительный вклад в формирование гуманистических идей и принципов, которые натуральным образом стали ядром ренессансного гуманизма.

Что такое ренессансный гуманизм?

Ренессансный гуманизм - это культурно-историческое явление, которое возникло в Европе в XIV-XVII веках и объединяет множество идей и ценностей, таких как поиск истины, восхваление человека и его возможностей, интерес к античной культуре и образованию.

Какие были основные идеи ренессансного гуманизма?

Основные идеи ренессансного гуманизма включают поиск истины, превозношение человека и его способностей, активное развитие образования и культуры, а также интерес к античному наследию и гуманитарным наукам.

Кто является родоначальниками ренессансного гуманизма?

Среди родоначальников ренессансного гуманизма можно выделить таких мыслителей, как Петрарка, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Лоренцо Валла, Жан Фуке, Корнелий Агриппа и другие.

Какие были особенности периода ренессансного гуманизма?

Период ренессансного гуманизма характеризовался активным развитием образования и культуры, интересом к античному наследию, развитием гуманитарных наук, поиском истины и превозношением человека и его возможностей.

Что общего и отличительного было у христианского и ренессансного гуманизма?

Христианский и ренессансный гуманизм имели общие черты, такие как интерес к человеку и его судьбе. Однако ренессансный гуманизм в большей степени был направлен на изучение античной культуры, развитие образования и общественное преобразование.

Что такое ренессансный гуманизм и что он ищет?

Ренессансный гуманизм - это философское направление, которое стремится найти истину и красоту через изучение человеческих ценностей, истории и культуры.