Использование дидактических игр в формировании основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 19.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие экологической культуры 6
1.2. Дидактические игры как средство формирования экологической культуры 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
По мнению автора эти игры систематизируют знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.Рисунок 4 – Игра «Ботаническое лото»Среди словесных игр авторами предлагаются такие игры как:«Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно – не нужно». Эти игры закрепляют знания о функциях, действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний.Среди игровых упражнений авторы выделяют «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик». Эти упражнения позволяют детям лучше различать качества, свойства предметов, наблюдательность.Среди творческих игр авторы выделяют строительные игры с природным материалом, игры-путешествия.Таким образом, анализ практического опыта педагогов показал, что чаще всего применяются предметные игры, настольно-печатные игры, словесные игры, творческие игры, игровые упражнения. Специалисты говорят о высокой эффективности данных игр в формировании экологической культуры у дошкольников.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках проведенного исследования мы изучили особенностей применения дидактической игры в качестве средства формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.На основании анализа литературных данных, нормативных документов можно сделать следующие выводы:Экологическая культура – это органическая, неотъемлемая часть культуры, система социальных отношений, общественных, культурно-этических норм, взглядов, ценностей, установок, которые касаются рационального отношения человека к окружающей среде. Надлежащий уровень экологической культуры формируется за счет высокого уровня экологического образования.Одним из ведущих средств формирования надлежащего уровня экологической культуры у дошкольников являются дидактические игры. Это специально создаваемые игры, которые несут дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации.Анализ опыта применения дидактических игр как средства формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста показал, что они широко применяются педагогами. Чаще всего применяются предметные игры, настольно-печатные игры, словесные игры, творческие игры, игровые упражнения. Сегодня разработаны сотни таких игр, позволяющие эффективно формировать надлежащий уровень экологической культуры у детей дошкольного возраста.Таки образом, цель и задачи исследования достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБровенскаяА.В. Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников / А.В. Боровенская, Т.В. Долгих, З.И. Кузнецова // Педагогический опыт: от теории к практике. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 160-161.БумаженкоН.И. Классификация дидактических игр: теоретический аспект / Н.И. Бумаженко // ВеснікВіцебскагадзяржаўнагауніверсітэта, 2001. – №2(20). – С. 65-68.БутвинаО.Ю. Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста / О.Ю. Бутвина, Л.М. Бариева // Форум молодых ученых, 2019. – №4(32). – С. 116-120. Ворошилова В.М. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания / В.М. Ворошилова // Педагогическое образование в России, 2009. – №2. – С. 13-29.Долгополова И.В. Дары Фребеля в образовательной деятельности детского сада / И.В. Долгополова, Т.Н. Лешина // Научные междисциплинарные исследования, 2021. – №3. – С. 461-465. Ефремова С.П. Дидактические игры как средства формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста / С.П. Ефремова, Л.В. Николаева // Концепт, 2020. – №10. – С. 102-113.Жукова Ю.Н. Роль игры в системе экологического образования дошкольников / Ю.Н. Жукова // Таврический научный обозреватель, 2016. – №1-3(6). – С. 131-135.Захаров А.В. Экологическое образование и экологическое воспитание в контексте преодоления современных глобальных экологических вызовов человечеству / А.В. Захаров // Вестник Тамбовского государственного университета, 2011. – №9. – С. 335-339.Краснова Е.В. Экологическая культура и ее роль в устойчивом развитии системы природа общество / Е.В. Краснова, Т.И. Эпова, В.П. Щукин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2012. – №2. – С. 65-68.Кудирова, Г.Э. Экологическое образование – один из факторов устойчивого развития региона / Г.Э. Кудинова, А.Г. Розенберг, Н.В. Костина // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2016. – Т. 5. – № 3 (16). – С. 60-63.Лазарева Н.А. Факторы формирования экологического поведения / Н.А. Лазарева // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия, 2018. – №1(209). – С. 121-124.ПаюсоваТ.В. Значение гербария для формирования системного экологического мышления и экологической культуры учащихся средней школы / Т.В. Паюсова, А.В. Иванова // Самарская лука: проблемы региональной и глобальной экологии, 2016. – Т. 25. – №4. – С. 203-207.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 18.11.2022). Прохорова Т.И. Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста / Т.И. Прохорова // Инновационная наука, 2018. – №7-8. – С. 170-173.ПыршеваМ.В. Роль экологического образования и воспитания в формировании экологического сознания личности / М.В. Пыршева, 2019. – № 3-4(33-34). – С. 66-68.СерыхЕ.М. Экологическое воспитание в детском саду / Е.М. Серых, В.И. Серкина, С.В. Дорохина, Л.Ю. Шестакова // Обучение и воспитание: методики и практики, 2015. – №18. – С. 124-128.СластенинВ.А. Педагогика: учебник для студ.учрежденийвысш. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. ред. В.А. Стастенина. – 12-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.Смирнова Е.О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 223 с.Соколова А.В. Психолого-педагогическое сопровождение дидактической игры дошкольников / А.В. Соколова // Научно-педагогическое обозрение. PedagogicalRewiew, 2018. – №3(21). – С. 16-23.Федеральный закон от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 13.11.2022).Хуторской А.В. Педагогическая система М. Монтессори / А.В. Хуторской // Школьные технологии, 2013. – №6. – С. 87-90. Чуйкова Л.Ю. Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования / Л.Ю.Чуйкова // Астраханский вестник экологического образования, 2011. – №1. – С. 20-32.Чуйкова Л.Ю. О ключевых понятиях, связанных экологическим образованием, экологическим воспитанием и экологическим информационным пространством, как фактором, активно влияющим на формирование типа экологического сознания / Л.Ю. Чуйкова // Астраханский вестник экологического образования, 2012. – №4. – С. 122-129.ШахмардановЗ.А. Экологическое образование, просвещение и воспитание населения / З.А. Шахмарданов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, 2008. – № 3. – С. 91-98.Шемякина И.Н. Организация воспитания и обучения. Дидактическая игра как эффективный метод обучения / И.Н. Шемякина // Национальная ассоциация ученых, 2021. – №36-4. – С. 47-48.ЯкуринаМ.В. Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников / М.В. Якурина, Е.Г. Докина, Н.Н. Трунова, Ю.Г. Гартвиг, Е.В. Бажина // Аспекты и тенденции педагогической науки. Материал I Международной научной конференции, 2016. – С. 84-88
2. Бумаженко Н.И. Классификация дидактических игр: теоретический аспект / Н.И. Бумаженко // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта, 2001. – №2(20). – С. 65-68.
3. Бутвина О.Ю. Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста / О.Ю. Бутвина, Л.М. Бариева // Форум молодых ученых, 2019. – №4(32). – С. 116-120.
4. Ворошилова В.М. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания / В.М. Ворошилова // Педагогическое образование в России, 2009. – №2. – С. 13-29.
5. Долгополова И.В. Дары Фребеля в образовательной деятельности детского сада / И.В. Долгополова, Т.Н. Лешина // Научные междисциплинарные исследования, 2021. – №3. – С. 461-465.
6. Ефремова С.П. Дидактические игры как средства формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста / С.П. Ефремова, Л.В. Николаева // Концепт, 2020. – №10. – С. 102-113.
7. Жукова Ю.Н. Роль игры в системе экологического образования дошкольников / Ю.Н. Жукова // Таврический научный обозреватель, 2016. – №1-3(6). – С. 131-135.
8. Захаров А.В. Экологическое образование и экологическое воспитание в контексте преодоления современных глобальных экологических вызовов человечеству / А.В. Захаров // Вестник Тамбовского государственного университета, 2011. – №9. – С. 335-339.
9. Краснова Е.В. Экологическая культура и ее роль в устойчивом развитии системы природа общество / Е.В. Краснова, Т.И. Эпова, В.П. Щукин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2012. – №2. – С. 65-68.
10. Кудирова, Г.Э. Экологическое образование – один из факторов устойчивого развития региона / Г.Э. Кудинова, А.Г. Розенберг, Н.В. Костина // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2016. – Т. 5. – № 3 (16). – С. 60-63.
11. Лазарева Н.А. Факторы формирования экологического поведения / Н.А. Лазарева // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия, 2018. – №1(209). – С. 121-124.
12. Паюсова Т.В. Значение гербария для формирования системного экологического мышления и экологической культуры учащихся средней школы / Т.В. Паюсова, А.В. Иванова // Самарская лука: проблемы региональной и глобальной экологии, 2016. – Т. 25. – №4. – С. 203-207.
13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 18.11.2022).
14. Прохорова Т.И. Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста / Т.И. Прохорова // Инновационная наука, 2018. – №7-8. – С. 170-173.
15. Пыршева М.В. Роль экологического образования и воспитания в формировании экологического сознания личности / М.В. Пыршева, 2019. – № 3-4(33-34). – С. 66-68.
16. Серых Е.М. Экологическое воспитание в детском саду / Е.М. Серых, В.И. Серкина, С.В. Дорохина, Л.Ю. Шестакова // Обучение и воспитание: методики и практики, 2015. – №18. – С. 124-128.
17. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ.учреждений высш. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. ред. В.А. Стастенина. – 12-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.
18. Смирнова Е.О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 223 с.
19. Соколова А.В. Психолого-педагогическое сопровождение дидактической игры дошкольников /
А.В. Соколова // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Rewiew, 2018. – №3(21). – С. 16-23.
20. Федеральный закон от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 13.11.2022).
21. Хуторской А.В. Педагогическая система М. Монтессори / А.В. Хуторской // Школьные технологии, 2013. – №6. – С. 87-90.
22. Чуйкова Л.Ю. Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования / Л.Ю.Чуйкова // Астраханский вестник экологического образования, 2011. – №1. – С. 20-32.
23. Чуйкова Л.Ю. О ключевых понятиях, связанных экологическим образованием, экологическим воспитанием и экологическим информационным пространством, как фактором, активно влияющим на формирование типа экологического сознания / Л.Ю. Чуйкова // Астраханский вестник экологического образования, 2012. – №4. – С. 122-129.
24. Шахмарданов З.А. Экологическое образование, просвещение и воспитание населения / З.А. Шахмарданов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, 2008. – № 3. – С. 91-98.
25. Шемякина И.Н. Организация воспитания и обучения. Дидактическая игра как эффективный метод обучения / И.Н. Шемякина // Национальная ассоциация ученых, 2021. – №36-4. – С. 47-48.
26. Якурина М.В. Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников / М.В. Якурина, Е.Г. Докина, Н.Н. Трунова, Ю.Г. Гартвиг, Е.В. Бажина // Аспекты и тенденции педагогической науки. Материал I Международной научной конференции, 2016. – С. 84-88
Вопрос-ответ:
Что такое экологическая культура?
Экологическая культура - это совокупность знаний, ценностей, навыков и практик, которые помогают человеку правильно взаимодействовать с природой и сохранять окружающую среду.
Какие игры могут помочь в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста?
Дидактические игры, такие как "Сортировка мусора", "Мир животных", "Экологическая игра", могут помочь детям понять важность охраны природы и научиться правильно обращаться с отходами, животными и растениями.
Какие особенности применения дидактических игр в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста?
Одной из особенностей является активное участие детей в игровом процессе, что помогает им лучше усваивать экологические знания и умения. Также важно использовать игры, которые будут соответствовать возрастным особенностям детей и будут интересными и познавательными.
Какие преимущества применения дидактических игр в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста?
Использование дидактических игр позволяет делать процесс обучения более интересным и эффективным, развивать у детей логическое мышление, воображение, внимание и память. Кроме того, игры способствуют формированию положительных отношений к природе и окружающей среде.
Какие недостатки могут быть при использовании дидактических игр в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста?
Один из недостатков может быть связан с тем, что дидактические игры могут быть слишком учебными и неинтересными для детей. Также важно учитывать, что игры могут быть недоступны детям с ограниченными возможностями или в условиях ограниченных ресурсов.
Какова цель использования дидактических игр в формировании основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста?
Целью использования дидактических игр в формировании основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста является повышение их экологической осведомленности, развитие экологического мышления и формирование устойчивых привычек и навыков, необходимых для сохранения природы и окружающей среды.
Что такое экологическая культура?
Экологическая культура - это система знаний, ценностей, умений и навыков, которая позволяет человеку осознавать взаимосвязь между его действиями и состоянием окружающей среды, а также принимать ответственные решения и действия, направленные на сохранение природы и биологического разнообразия.
Какие преимущества имеют дидактические игры в формировании экологической культуры у детей?
Дидактические игры имеют ряд преимуществ в формировании экологической культуры у детей. Они помогают активизировать мыслительные процессы, развивать творческое и логическое мышление, улучшать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу, а также способствуют формированию положительного отношения к природе и окружающей среде.
Как дидактические игры способствуют формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста?
Дидактические игры позволяют детям активно взаимодействовать с природой и окружающей средой, осваивать экологические знания и принципы, развивать навыки экологического мышления и поведения, а также формировать устойчивые экологические привычки. Игровая форма обучения делает процесс интересным и доступным для детей, способствуя их активному участию и мотивации.
Какое значение имеет экологическая культура?
Экологическая культура имеет важное значение, так как она помогает формировать у детей знания, навыки и ценности, необходимые для сохранения и охраны окружающей среды.
Какие игры используются для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста?
Для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста используются различные дидактические игры, такие как игры-соревнования, игры-путешествия, игры-конструкторы и другие.
Какие особенности применения дидактических игр в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста?
Особенности применения дидактических игр в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста включают в себя учет уровня развития детей, использование интересных и понятных игровых заданий, создание комфортной и эмоционально-позитивной атмосферы во время игры.