Особенности орнаментальных узоров и композиций на примере Плоскорельефной резьбы
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 27 + 27 источников
- Добавлена 19.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Художественная резьба по дереву…………………………………..5
1.1. История художественной резьбы…………………………………………...5
1.2. Виды резьбы………………………………………………………………….8
1.3. Техника выполнения резьбы…………………………………………...…..18
1.4 Подготовка материала……………………………………………………….21
Глава 2.Технология изготовления изделий с плоскорельефной резьбой…………………………………………………………………………...24
2.1. Виды орнамента……………………………………………………………..24
2.2. Техника безопасности при работе с древесиной……………………...…..29
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы………………………………………………………….…33
Глава 2.Технология изготовления изделий с плоскорельефной резьбой2.1. Виды орнаментаРельефная резка – один из самых популярных видов резьбы по дереву. Он очень широко распространен в домашней резьбе, а также в производстве различных сувениров.Плоско-рельефная резьба – резной рисунок орнамента, не выступающий высоко над основным фоном, с возможностью придания рельефности как самому узору, так и его фоновой части.Обычно фон вокруг основного изображения полностью обрезается или удаляется на пять-семь миллиметров, чтобы контраст между ними был максимально выделен.[12-18]Хотя изображение довольно значительно отклоняется по высоте от фона, сам рисунок с объемными контурами обычно выполняется примерно в одной плоскости.Выбор орнамента по отношению к фоновой плоскости может иметь несколько вариаций: они могут быть отделаны углублениями, насечками, закругленными краями и становиться частично или полностью вогнутыми или выпуклыми. (Рис.17)Рис. 17. Разновидности плоскорельефной резьбы: а – с заоваленным контуром; б – с подушечным фоном; в – с подборным фоном.Эскизом для резьбы в технике плоскорельефной резьбы могут стать любые реалистичные или стилизованные изображения животных, растений, птиц или даже людей, если опыт резьбы по дереву позволяет качественно проработать даже мельчайшие детали.Существует несколько видов фона: овал, кушон, вставка, гофрированный и подрез. Вы можете рассмотреть все эти виды и визуально изучить различия между ними на изображении ниже: (рис. 18)Рис. 18. Виды фона плоскорельефной резьбыДля изготовления резьбы такого типа по контуру эскиза вырезают желобки, которые затем овируют (закругляют) как со стороны фона, так и со стороны орнамента.Сначала делаются надрезы суставным ножом по контуру. На закруглениях вырезы делают полукруглыми стамесками подходящей ширины.Фон узора также удаляют ножом или прямой стамеской, выдерживая 30-градусный наклон среза к плоскости заготовки. (Рис. 19)Рис. 19 Угол наклона ножа при резьбеСо стороны изображения орнамента контур следует накатывать более круто, со стороны фона – наклонно, это позволит узору выглядеть более выпуклым. По окончании овализации с помощью фрез можно отшлифовать изделие мелкой наждачной бумагой.С выбранным фоном.Отличие резьбы с ровным фоном от плоскорельефной резьбы с залитым фоном состоит в том, что фон вокруг орнамента снимается с одним углом наклона к плоскости заготовки, выбранным для всего изделия (30-45°), а не дополнительно обработанный (не округленный) режущим инструментом и не кожаный.На фоне подушки.Резьба по подушке – вид резьбы с овальным контуром. Разница лишь в том, что фон не остается плоским и может быть ниже орнамента изделия. Возвышение орнамента над фоном имеет свои преимущества, но также и свои недостатки. Подрезка всего фона до одной высоты занимает совсем немного времени, особенно при больших объемах. Кроме того, эта работа требует сноровки и аккуратности, чтобы не испортить изделие (рис. 20)С выделенным и подрезанным фоном.Этот вид отличается от других тем, что вокруг основного узора делаются углубления, за счет чего изображение как бы возвышается над фоном на разную высоту (обычно в пределах 5-7 мм), и получается более глубоким и интересным на вид . (Рис. 21)Рис. 21 Шкатулка с подрезным фономОчень сложно увидеть и почувствовать разницу между разными типами резьбы. Часто в одном изделии сочетается множество видов, из-за этого не стоит давать четких определений и разворачивать на этой почве какие-либо споры. 2.2Техника безопасности при работе с древесинойПравила безопасности для резчиков по деревуРабочий стол должен быть достаточно прочным и устойчивым (не шататься и не двигаться при резке).При работе следует использовать специальную фурнитуру для фиксации заготовок. Это обеспечит и ускорит рабочий процесс.Освещение в рабочем помещении должно быть достаточным и располагаться так, чтобы резчик не загораживал его корпусом во время работы.[15]Надевайте защитные очки при заточке инструментов с помощью электрической шлифовальной машины.Проверить остроту заточки инструмента пальцем нельзя (для этого есть деревянный брусок).Вы не можете порезаться, и вы также должны следить за тем, чтобы в направлении инструмента не было свободных рук.Рабочее место должно быть загромождено посторонними предметами.Следует соблюдать чистоту на рабочем месте (лучше несколько раз снимать стружку со стола во время работы, чем смахнуть ее в конце работы, неожиданно споткнувшись о косяк или стамеску).[17]Для уборки рабочего места необходимо использовать специальные щетки.Инструменты всегда должны быть на своих местах (польза, а главное безопасность этого неоспорима, так как в этом случае они точно не упадут со стола и никому не повредят).При использовании электроинструмента необходимо следить за исправностью не только самого инструмента, но и электрического шнура (он не должен перекручиваться во время работы и оставаться скрученным при хранении).Обратите внимание на аккуратность подключения электроинструмента, особенно если к розетке подключено несколько электроприборов одновременно. Существует опасность запутывания шнуров, что может привести к падению и повреждению инструментов и, что еще хуже, к различным травмам, которые могут возникнуть при их падении.[17]Необходимо помнить, что электроинструмент имеет свойство либо вращаться, либо двигаться вперед-назад, поэтому при работе с ним необходимо быть предельно осторожным.Если рабочее помещение подключено к трем фазам, следует помнить, что трехфазное оборудование не может эксплуатироваться без заземления.О пожароопасности. Сухая стружка легко воспламеняется, поэтому лучше следить за тем, чтобы во время работы не было контакта с нагревательными приборами. Древесина начинает обугливаться при 214-216 °С, а при повышении температуры воспламеняется. При попадании в плитку прямой наводкой тут же вспыхивает.[18]Вы также должны быть осторожны при приготовлении восковой мастики. Топить его лучше на электрической плите, а не на открытом огне. Что касается нитрокрасок, то их следует использовать только в хорошо проветриваемом помещении (лучше всего на балконе).В рабочей зоне должна быть аптечка. Те, кто давно занимается резьбой и имеет мастерскую или верстак, могут подтвердить правильность написанного, а возможно даже дополнить вышесказанное.ЗаключениеДекоративно-прикладное искусство - это обширная область искусств, которая служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в нее эстетического и идейно-образного начала. Благодаря соединению техники, технологических приемов обработки материалов с художественным творчеством и искусством достигается особая декоративная красота и выразительность предмета. В представленной выше курсовой работе мы ознакомились с различными видами резьбы по дереву, технике и приемах их выполнения. Представлены ценные рекомендации по приобретению и использованию древесины и инструментов для ее обработки. Не забыты также современные приспособления и материалы.Работа, выполненная в различных техниках резьбы, будут отличаться друг друга, даже если был один план работы. Это можно с уверенностью сказать на примере плоскорельефной резьбы. Различные техники делают разные изделия непохожими друга на друга. Список использованной литературы1. Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву. – М., 1999.2. Барадулин В. А. Художественная обработка дерева. – М., 1986.3. Барташевич А. А. Основы художественного конструирования. – Мн., 1984.4. Барташевич А. А., Богомазов В. В. Технология изделий из древесины. – Мн., 1995.5. Барташевич А. А., Богуш В. Л. Конструирование мебели.– Мн., 1998.6. Барташевич А. А., Климин Р. М. Сделай сам. – Мн., 1998.7. Боровиков А. М., Уголев Б. Н. Справочник по древесине. – М., 1989.8. Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. – М., 1994.9. Григорьев М. А. Справочник молодого столяра, плотника и паркетчика. – М., 1989.10. ГусарчукД. М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. – М., 1986.11. Домовая и художественная резьба по дереву / Сост. А. В. Кирюхин. – М., 1996.12. Интерьер вашего дома / Сост. Ю. А. Новоселов. – М., 1995.13. Клятис Г. Я. Мебель своими руками. – М., 1989.14. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. – М., 1985.15. Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий. – М., 1991.16. Резьба по дереву. Пособие. – М., 1976.17. Черепахина А. Н. История художественной обработки изделий из древесины. – М., 1982.18. Шумега С. С. Иллюстрированное пособие по производству столярно-мебельных изделий. – М., 1991.Интернет истосчникиhttps://bookitut.ru/Rezjba-po-derevu-1.64.htmlhttps://sdelala-sama.ru/podelki/1191-ploskorelefnaya-rezba-po-derevu.htmlhttps://litra.press/book/rezba-po-derevu-tekhniki-priyemy-izdeliya/page-29.htmlhttps://diy.wikireading.ru/8902https://ad-a.ru/ploskorelefnaya-rezba-po-derevu/https://vplate.ru/rezba-po-derevu/dlya-nachinayushchih/https://www.livemaster.ru/topic/1706479-rezba-po-derevu-osnovnye-vidyhttps://diy.wikireading.ru/8897https://derevostroika.ru/vse-o-ploskorelefnoy-rezbe-po-drevesine/
2. Барадулин В. А. Художественная обработка дерева. – М., 1986.
3. Барташевич А. А. Основы художественного конструирования. – Мн., 1984.
4. Барташевич А. А., Богомазов В. В. Технология изделий из древесины. – Мн., 1995.
5. Барташевич А. А., Богуш В. Л. Конструирование мебели.– Мн., 1998.
6. Барташевич А. А., Климин Р. М. Сделай сам. – Мн., 1998.
7. Боровиков А. М., Уголев Б. Н. Справочник по древесине. – М., 1989.
8. Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. – М., 1994.
9. Григорьев М. А. Справочник молодого столяра, плотника и паркетчика. – М., 1989.
10. Гусарчук Д. М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. – М., 1986.
11. Домовая и художественная резьба по дереву / Сост. А. В. Кирюхин. – М., 1996.
12. Интерьер вашего дома / Сост. Ю. А. Новоселов. – М., 1995.
13. Клятис Г. Я. Мебель своими руками. – М., 1989.
14. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. – М., 1985.
15. Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий. – М., 1991.
16. Резьба по дереву. Пособие. – М., 1976.
17. Черепахина А. Н. История художественной обработки изделий из древесины. – М., 1982.
18. Шумега С. С. Иллюстрированное пособие по производству столярно-мебельных изделий. – М., 1991.
Интернет истосчники
1. https://bookitut.ru/Rezjba-po-derevu-1.64.html
2. https://sdelala-sama.ru/podelki/1191-ploskorelefnaya-rezba-po-derevu.html
3. https://litra.press/book/rezba-po-derevu-tekhniki-priyemy-izdeliya/page-29.html
4. https://diy.wikireading.ru/8902
5. https://ad-a.ru/ploskorelefnaya-rezba-po-derevu/
6. https://vplate.ru/rezba-po-derevu/dlya-nachinayushchih/
7. https://www.livemaster.ru/topic/1706479-rezba-po-derevu-osnovnye-vidy
8. https://diy.wikireading.ru/8897
9. https://derevostroika.ru/vse-o-ploskorelefnoy-rezbe-po-drevesine/
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеют орнаментальные узоры при сочленении в композиции в плоскорельефной резьбе?
Орнаментальные узоры в плоскорельефной резьбе могут быть различными по стилю и технике выполнения, однако при их сочленении в композиции важно учитывать гармонию форм, линий и цветов. Это помогает создать единую и цельную композицию, в которой каждый узор взаимодействует с другими.
Какие виды резьбы можно использовать для создания орнаментальных узоров?
Для создания орнаментальных узоров в плоскорельефной резьбе можно использовать различные виды резьбы, такие как глубокая резьба, плоская резьба, резьба по контуру и т.д. Каждый вид резьбы имеет свои особенности и позволяет создавать уникальные узоры и композиции.
Какая техника выполнения резьбы используется при создании орнаментальных узоров?
При создании орнаментальных узоров в плоскорельефной резьбе используется техника выемки, что позволяет выделять узоры на поверхности дерева. Для этого используются различные инструменты, такие как резцы, ножи и долота, которые помогают создать разнообразные формы и линии в узоре.
Как влияет подготовка материала на результат плоскорельефной резьбы?
Подготовка материала перед выполнением плоскорельефной резьбы имеет большое значение для конечного результата. Важно выбрать качественное дерево, подготовить его поверхность, удалить все неровности и загрязнения. Только так можно достичь гладкой и ровной поверхности, на которой легче будет выполнять резьбу и создавать детальные орнаментальные узоры.
Какие виды орнамента применимы при создании изделий с плоскорельефной резьбой?
При создании изделий с плоскорельефной резьбой можно использовать различные виды орнамента, такие как геометрические узоры, растительный орнамент, фигурные мотивы и т.д. Каждый вид орнамента имеет свои характеристики и эстетическую ценность, что позволяет создавать уникальные и оригинальные изделия.
Какие особенности имеют орнаментальные узоры и композиции в плоскорельефной резьбе?
Орнаментальные узоры и композиции в плоскорельефной резьбе отличаются своей плоскостностью и выразительностью. Они часто имеют геометрические элементы, а также природные мотивы, такие как листья, цветы и животные. Каждый орнамент имеет свой собственный стиль и может использоваться для создания уникальных дизайнов.
Какие виды орнаментов можно использовать в плоскорельефной резьбе?
В плоскорельефной резьбе можно использовать различные виды орнаментов, включая геометрические, растительные и животные мотивы. Геометрические орнаменты могут быть абстрактными или симметричными. Растительные мотивы могут включать листья, цветы или ветви деревьев. Животные мотивы могут быть реалистичными или стилизованными.
Какова техника выполнения резьбы в плоскорельефе?
Техника выполнения резьбы в плоскорельефе включает использование резцов, которые удаляют дерево, чтобы создать плоскостные узоры и композиции. Для создания различных текстур и оттенков могут применяться разные размеры и формы резцов. Основные техники, используемые в плоскорельефной резьбе, включают выпиливание, выгравирование и обточивание.
Как подготовить материал для плоскорельефной резьбы?
Перед началом плоскорельефной резьбы необходимо правильно подготовить материал - дерево. Сначала дерево нужно высушить, чтобы избежать его деформации в процессе работы. Затем его необходимо обработать шкуркой или песком, чтобы удалить грубые неровности. После этого дерево можно закрепить на раме и начинать резьбу.
Что такое плоскорельефная резьба?
Плоскорельефная резьба - это вид художественной резьбы по дереву, при котором изображения и узоры вырезаются на плоской поверхности материала.
Какой исторический контекст существует у плоскорельефной резьбы?
Плоскорельефная резьба имеет древние корни и была популярна во многих культурах. В разных эпохах и регионах она имела свои особенности и стилистические черты.
Какие виды орнаментов можно встретить в плоскорельефной резьбе?
В плоскорельефной резьбе используются различные орнаменты, такие как геометрические узоры, растительные мотивы, животные и фигурные композиции. Каждый орнамент имеет свою символическую и эстетическую ценность.