Обучение анализу образцов изделий на уроках технологии в начальной школе
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 27.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ АНАЛИЗУ ОБРАЗЦА ИЗДЕЛИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Психолого-педагогические особенности обучения анализу образца изделия детей младшего школьного возраста 7
1.2. Особенности обучения анализу образца изделий на уроках технологии в начальной школе 12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ 19
2.1. Изучение способности младших школьников по анализу образца изделия на уроке технологии 19
2.2. Развитие способности младших школьников по анализу образца изделия на уроке технологии 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 32
Целью занятия стало:ознакомление детей с новым материалом – бумагой;ознакомление с приемами работы с бумагой;формирование навыков безопасной работы с ножницами, клеем, бумагой;обучение анализу образца изделия;обучение и закрепление разметки с помощью шаблона, изготовления с помощью сгибания;закрепление навыков соединения деталей с использованием клея ПВА;закрепление, совершенствование навыка работы с такими инструментами как гладилка, ножницы;формирование и развитие навыка работы по алгоритму, образцу;воспитание бережного отношения к ресурсам.Для урока потребовались:рабочая тетрадь с приложением;учебник;образец изделия;увеличенный образец изделия, собранный на скрепки;бумага цветная двусторонняя;картон белый;ножницы;гладилка;клеенка;клей ПВА.После изучения теоретического материала было продемонстрировано готовое изделие, а также увеличенный образец изделия, собранный на скрепки.Детям было предложено ответить на такие вопросы как:Что мы будем делать? (ответ: аппликацию из бумаги).Для чего нужно это изделие? (ответ: можно вставить в рамку, подарить). Какие материалы мы будем использовать? (ответ: картон, цветную бумагу).Какие инструменты мы будем использовать? (ответ: ножницы, гладилку, фломастеры).Из каких деталей состоит наша аппликация? (ответ: 4 детали – елочка, гриб, бабочка, цветок, основа).Из каких материалов мы будем выполнять детали? (ответ: елочка – бумага зеленого цвета, гриб и бабочка – бумага красного цвета, цветок – бумага желтого цвета, основа – картон белого цвета).Что мы сделаем сначала? (ответ: подготовим рабочее место).Что мы сделаем потом? (ответ: вырежем шаблон, обведем его на бумагенужного цвета, согнутой пополам, вырежем детали).Что мы сделаем далее? (ответ: приклеим детали к основе, оформим аппликацию фломастерами).Далее педагог разрешает детям приступить к работе, контролирует процесс выполнения задания, оказывая помощь в случае необходимости.Результаты оценки изделий представлены в таблице А2 (приложение А) и на рисунке 2.Как следует из таблицы и рисунка, дети по большей части справились с заданием.Средний показатель по критерию «Работа по заданию» составил 4,35±0,17 балла, по критерию «Работа по алгоритму» – 4,45±0,15 балла, по критерию «Самостоятельность» – 4,35±0,15 балла, по критерию «Конечный результат» – 4,60±0,11 балла, итоговый балл – 4,36±0,08 балла.Сравнение результатов представлено на рисунке 3.Как следует из рисунка, показатель по критерию «Работа по заданию» вырос с 2,45±0,11 баллов до 4,35±0,17 баллов (рост на 77,55%), по критерию «Работа по алгоритму» – с 2,60±0,11 баллов до 4,45±0,15 баллов (рост на 71,15%), по критерию «Самостоятельность» – с 2,45±0,11 баллов до 4,35±0,15 рост на 77,5%), по критерию «Конечный результат» – с 2,65±0,11 баллов до4,60±0,11 баллов (рост на 73,58%), итоговый балл – с 2,47±0,06 баллов до 4,36±0,08 баллов (рост на 76,70%).Рисунок – Результаты констатирующего этапа экспериментаРисунок – Сравнение результатов испытанияМожно говорить, что дети в 1 классе еще не способны самостоятельно работать даже по хорошо проработанному алгоритму. Им необходима помощь в анализе как самого изделия, так и технологии его изготовления. В противном случае детям сложно выделить важные части изделия, разделить технологию на этапы, выполнить эти этапы верно, последовательно. Как следствие, изделие либо не выполняется, либо выполняется с существенными ошибками. Важнейшим этапом является предварительный анализ образца изделия, который проходит как с использованием готового образца, так и его увеличенного макета, собранного на скрепки.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе проведенного исследования поставленная цель была успешно достигнута, задачи решены, гипотеза доказана и сделаны следующие выводы:Анализ методической и психолого-педагогической литературы показывает, что аналитическое мышление у младших школьников только начинается формироваться, такие операции как анализ, синтез, классификация еще не развиты. Это существенно затрудняет обучение детей по таким сложным с данной точки зрения предметам как технология.Специфика обучения младших школьников навыкам анализа образца изделия на уроке технологии состоит в том, что педагог должен оказывать всестороннюю помощь детям в данном вопросе, с помощью наводящих вопросов проработать с ними все компоненты изделия, его композиционные особенности, материалы способы изготовлениякак отдельных компонентов изделия, так и всего изделия в целом. Только затем обсуждается технология сборки изделия, его отделка.Анализ опытно-экспериментальной работы по обучению младших школьников навыкам анализа образца изделия на уроке технологии показал, что без помощи педагога дети в 1 классе не могут ни проанализировать образец изделия, ни выполнить его по образцу так, чтобы изделие было функциональным. Был проведен урок, на котором применялись современные технологии обучения, в частности использовался образец готового изделия и его увеличенный макет, собранный на скрепки. Это позволило детям всесторонне изучить образец. Также с детьми были подробно изучены структура образца, особенности его изготовления. Повторное тестирование показало высокую эффективность такого подхода с ростом показателей более чем на 70%.По результатам исследования можно рекомендовать обучать детей анализу образца изделия, применять увеличенный макет изделия, собранный на скрепкиПроведенный эксперимент и анализ полученных результатов подтверждают выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что навык анализа образца изделия на уроке технологии у младших школьников будет эффективнее при следующих условиях:будет демонстрировать как готовое изделие, так и его увеличенная копия, собранная на временные, разборные соединения;будет предложен четкий алгоритм разбора образца изделия.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАнохина, Е.Ю. Методика преподавания технологии (структурно-логические схемы): учебное-методическое пособие. Орск: Изд-во Орскогогуманитарно-технологического ин-та, 2020. 129 с.Барберян, Э.С. Место мыслительных операций в структуре способностей мышления // Российский психологический журнал, 2016. Т. 13. №1. С. 19-28.Безруких, М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: Физиология развития ребенка: учеб пособие для студ. высш. пед учеб.заведений. М.: Издательский центре «Академия», 2003. 416 с.Борзых, С.В. Идея мышления: монография. М.: ИНФРА-М, 2019. 118 с.Брехова, А.В., Бражникова, А.А. К вопросу о применении дидактических средств на уроках «Технологии» // Перспективы науки и образования. 2016. №4(22). С. 47-51.Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития формирования личности: монография / Л.В. Андреева и др. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2013. 168 с.Горенимус, Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. 336 с.Груздева, М.Л., Смирнова, Ж.В., ТУкенова, Н.И. Применение сервисов сети Интернет при обучении технологии // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. №1(22). С. 8.Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2013. 479 с.Ефимова, Н.С. Основы общей психологии: учебник. М.: ИД «ФОРУМ» :ИНФРА-М, 2013. 288 с.Жамилова, Д.М. О важности предмета «Технология» (технический труд) в общеобразовательных школах // Достижения науки и образования. 2019. №10(51). С. 10-11.Зименкова, Ф.Н. Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии в внеклассных занятия: монография. М.: МПГУ, 2013. 93 с.Калекин, А.А. К вопросу концепции образовательной области «Технология» в профильной школе // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №1. С. 249-257.Качалов, В.В. Проблемные моменты в организации обучения по предметы «Технология» // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. №16. С. 34-37.Колесникова, Т.А. Применение математических знаний и умений на уроках технологии в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-3. С. 133-135.Курносова, С.А. Теория и методика преподавания учебного курса «Технология» в начальной школе: монография. Петропавлоск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2014. 201 с.Левашова, Т.И. Использование компьютерных технологий на уроках технологии в общеобразовательной школе // Студенческая наука и XXI век. 2019. Т.16. №1-2(18). С. 334-335.Листвин, А.А., Гарт, М.А. Предметная область «Технология» и формирование региональных образовательных структур // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. С. 129-139.Михайлов, Д.О., Казаков А.В. Использование современных технологий на уроках технологии как средство повышения интереса школьников к труду // Символ науки: международный научный журнал. 2018. №1-2. С. 154-156.Педагогический словарь: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Издательский центра «Академия», 2008. 352 с.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 18.11.2022).Примерная рабочая программа начального общего образования. Технология (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/229c3ded102aac1e930621facd574446.pdf (дата обращения: 18.11.2022).Психология и педагогика одаренности и творчества: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2021. 96 с.Психология развития детского возраста: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст: коллективная монография / Д.А. Донцов и др.; под общей.ред. Д.А. Донцова. М.: Liteo, 2015. 174 с.Седов, С.А. Семиотическая оппозиционность технологических знаний, составляющих содержание образовательной области «Технология» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т.14. №37. С. 333-337.Серебрянников, Л.Н. Методика преподавания технологии (труда): учебник для СПО 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 226 с.Тлявсин, И.Б. Формирование технологической дисциплины на уроках технологии // Педагогика и просвещение. 2019. №4. С. 20-26.Федулова, С.В., Матвеева, Т.И. Самооценка сформированной критического мышления школьников на уроках предмета «Технология» // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. №1(45). С. 94-97.Шаймардонова, Н.М. Мышление. Психологическаяклассификацияречи // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2021. Т.1. №9. С. 170-175.Шевченко, Л.С. Анализ использования инновационных педагогических методик на уроках предмета «Технологии» // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. №22. С. 88-93.ПРИЛОЖЕНИЕ АРисунок А1 – Пример анализа изделия [7, с. 42-44].Продолжение рисунка А1 – Пример анализа изделия [7, с. 42-44]Рисунок А2– Фрагмент рабочей тетради с заданиемпо технологии УМКТаблица А1 – Результаты констатирующего этапа эксперимента№КритерийИтогоРабота по заданиюРабота по алгоритмуСамостоятельностьКонечный результат123232,40222222,00333232,67433322,67533333,00622332,40723232,40822232,18933232,671022232,181122232,181233232,671323332,671422322,181532322,401633232,671723222,181833333,001923322,402032322,40Средний балл2,45±0,112,60±0,112,45±0,112,65±0,112,47±0,06Таблица А2 – Результаты контролирующего этапа эксперимента№КритерийИтогоРабота по заданиюРабота по алгоритмуСамостоятельностьКонечный результат145554,71255444,44355444,44434443,69545454,44654354,07745444,21835554,29955555,001054554,711154354,071255454,711345444,211455454,711555544,711653554,291733453,581844554,441944544,212044544,21Средний балл4,35±0,174,45±0,154,35±0,154,60±0,114,36±0,08
2. Барберян, Э.С. Место мыслительных операций в структуре способностей мышления // Российский психологический журнал, 2016. Т. 13. №1. С. 19-28.
3. Безруких, М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: Физиология развития ребенка: учеб пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. М.: Издательский центре «Академия», 2003. 416 с.
4. Борзых, С.В. Идея мышления: монография. М.: ИНФРА-М, 2019. 118 с.
5. Брехова, А.В., Бражникова, А.А. К вопросу о применении дидактических средств на уроках «Технологии» // Перспективы науки и образования. 2016. №4(22). С. 47-51.
6. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития формирования личности: монография / Л.В. Андреева и др. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2013. 168 с.
7. Горенимус, Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. 336 с.
8. Груздева, М.Л., Смирнова, Ж.В., ТУкенова, Н.И. Применение сервисов сети Интернет при обучении технологии // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. №1(22). С. 8.
9. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2013. 479 с.
10. Ефимова, Н.С. Основы общей психологии: учебник. М.: ИД «ФОРУМ» :ИНФРА-М, 2013. 288 с.
11. Жамилова, Д.М. О важности предмета «Технология» (технический труд) в общеобразовательных школах // Достижения науки и образования. 2019. №10(51). С. 10-11.
12. Зименкова, Ф.Н. Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии в внеклассных занятия: монография. М.: МПГУ, 2013. 93 с.
13. Калекин, А.А. К вопросу концепции образовательной области «Технология» в профильной школе // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №1. С. 249-257.
14. Качалов, В.В. Проблемные моменты в организации обучения по предметы «Технология» // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. №16. С. 34-37.
15. Колесникова, Т.А. Применение математических знаний и умений на уроках технологии в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-3. С. 133-135.
16. Курносова, С.А. Теория и методика преподавания учебного курса «Технология» в начальной школе: монография. Петропавлоск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2014. 201 с.
17. Левашова, Т.И. Использование компьютерных технологий на уроках технологии в общеобразовательной школе // Студенческая наука и XXI век. 2019. Т.16. №1-2(18). С. 334-335.
18. Листвин, А.А., Гарт, М.А. Предметная область «Технология» и формирование региональных образовательных структур // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. С. 129-139.
19. Михайлов, Д.О., Казаков А.В. Использование современных технологий на уроках технологии как средство повышения интереса школьников к труду // Символ науки: международный научный журнал. 2018. №1-2. С. 154-156.
20. Педагогический словарь: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Издательский центра «Академия», 2008. 352 с.
21. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 18.11.2022).
22. Примерная рабочая программа начального общего образования. Технология (для 1-4 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/229c3ded102aac1e930621facd574446.pdf (дата обращения: 18.11.2022).
23. Психология и педагогика одаренности и творчества: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2021. 96 с.
24. Психология развития детского возраста: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст: коллективная монография / Д.А. Донцов и др.; под общей. ред. Д.А. Донцова. М.: Liteo, 2015. 174 с.
25. Седов, С.А. Семиотическая оппозиционность технологических знаний, составляющих содержание образовательной области «Технология» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т.14. №37. С. 333-337.
26. Серебрянников, Л.Н. Методика преподавания технологии (труда): учебник для СПО 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 226 с.
27. Тлявсин, И.Б. Формирование технологической дисциплины на уроках технологии // Педагогика и просвещение. 2019. №4. С. 20-26.
28. Федулова, С.В., Матвеева, Т.И. Самооценка сформированной критического мышления школьников на уроках предмета «Технология» // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. №1(45). С. 94-97.
29. Шаймардонова, Н.М. Мышление. Психологическая классификация речи // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2021. Т.1. №9. С. 170-175.
30. Шевченко, Л.С. Анализ использования инновационных педагогических методик на уроках предмета «Технологии» // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. №22. С. 88-93.
Вопрос-ответ:
Каковы особенности обучения анализу образца изделий на уроках технологии в начальной школе?
Обучение анализу образца изделий на уроках технологии в начальной школе имеет свои особенности. Одна из них – это психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Детям данного возраста свойственно более эмоциональное восприятие и меньшая концентрация внимания. Однако, с помощью правильного подхода, анализ образца изделия может быть интересным и познавательным для детей начальной школы.
Какие психолого-педагогические особенности у детей младшего школьного возраста при обучении анализу образца изделий?
При обучении анализу образца изделий на уроках технологии в начальной школе необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Детям данного возраста свойственно более эмоциональное восприятие и меньшая концентрация внимания. Они быстро устают, поэтому уроки должны быть интерактивными и разнообразными, чтобы удерживать их внимание.
Какие особенности обучения анализу образца изделий на уроках технологии в начальной школе?
Обучение анализу образца изделий на уроках технологии в начальной школе имеет свои особенности. Одна из них – это особенности обучения детей данного возраста. Детям младшего школьного возраста свойственно более эмоциональное восприятие и меньшая концентрация внимания. Поэтому уроки должны быть построены таким образом, чтобы увлекать их, активно привлекать к обучению через игровые ситуации и интерактивные задания.
Как изучают способность младших школьников к анализу образца изделия на уроках технологии?
Изучение способности младших школьников к анализу образца изделия на уроках технологии проводится экспериментально. Ребятам предлагаются различные задания, которые требуют анализа и сравнения образцов изделий. По результатам эксперимента делается вывод о способности детей данного возраста к анализу образца изделия.
Чему посвящена глава 1 в книге "Обучение анализу образцов изделий на уроках технологии в начальной школе"?
Глава 1 книги "Обучение анализу образцов изделий на уроках технологии в начальной школе" посвящена теоретическим аспектам обучения анализу образца изделий на уроках технологии. В ней рассматриваются психолого-педагогические особенности обучения анализу образца изделия детей младшего школьного возраста, а также особенности обучения анализу образцов на уроках технологии в начальной школе.
Какие особенности имеет обучение анализу образца изделий на уроках технологии в начальной школе?
Обучение анализу образца изделий на уроках технологии в начальной школе имеет следующие особенности: внедрение предметного содержания, развитие познавательных интересов, формирование умений анализировать и сравнивать изделия, развитие технического мышления и практических навыков, использование игровых и практических задач для активизации учащихся.
Какие психолого-педагогические особенности имеются при обучении анализу образца изделия детей младшего школьного возраста?
При обучении анализу образца изделия детей младшего школьного возраста необходимо учитывать их психолого-педагогические особенности, такие как кратковременность внимания, высокая активность и подвижность, эмоциональная неустойчивость. Для успешного обучения важно использовать интересные и понятные примеры, а также создавать комфортные условия для работы и общения.
Чему посвящена глава 2 в книге "Обучение анализу образцов изделий на уроках технологии в начальной школе"?
Глава 2 книги "Обучение анализу образцов изделий на уроках технологии в начальной школе" посвящена экспериментальному изучению способности младших школьников к анализу образца изделия на уроках технологии. В ней рассматривается процесс и результаты изучения способностей детей и применение полученных данных в образовательном процессе.
Зачем нужно обучение анализу образцов изделий на уроках технологии в начальной школе?
Обучение анализу образцов изделий на уроках технологии в начальной школе важно для развития у детей навыков наблюдения, сравнения и систематизации. Это помогает им развивать критическое мышление, учиться определять особенности и характеристики различных изделий, а также применять эти навыки в практической деятельности.
Какие психолого-педагогические особенности обучения анализу образца изделия у детей младшего школьного возраста?
У детей младшего школьного возраста развитие навыков анализа образца изделия может происходить через конкретно-образное мышление и сенсорное восприятие. Ребенку легче узнавать и понимать характеристики изделий, когда он имеет возможность их видеть и осязать. Важно также учитывать особенности психического развития детей этого возраста и создавать интересные и понятные материалы и задания для уроков технологии.
Какие особенности обучения анализу образца изделий на уроках технологии в начальной школе?
Обучение анализу образца изделий на уроках технологии в начальной школе должно быть основано на практической деятельности. Дети должны иметь возможность сами исследовать и анализировать различные образцы изделий, проводить эксперименты и делать выводы. Важно также обеспечить учебную среду, подходящую для развития навыков анализа, включая материалы, инструменты и подробные инструкции.